Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Верх- Исетского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №57
г. Екатеринбурга
Согласовано Утверждена
Заместитель директора по УВР приказом №______
__________З.В.Пирожкова от «___» _________2014 г.
«___»_____________2014 г. Директор МБОУ-СОШ№57
___________В.А.Моисеев
Согласовано на заседании ШМО
от «___»_____________2014 г.
Рабочая программа
по технологии
1 А класс
Программу составила:
учитель начальных классов
Маркова Елена Борисовна
Екатеринбург, 2014 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности,
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделий ручного труда;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место предмета «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Количество часов |
1 | ||
Давайте познакомимся Знакомство с предметом 3 Я и мои друзья Организация рабочего места Материалы и инструменты | 3 | |
2 | Человек и земля. Природный материал Пластилин Растения Бумага Насекомые Дикие животные Новый год Домашние животные Такие разные дома Посуда Свет в доме Мебель Одежда Ткань, Нитки Учимся шить Передвижение по земле | 23 |
3 | Человек и вода Вода в жизни человека Питьевая вода Передвижение по воде | 3 |
4 | Человек и воздух Использование ветра Полеты птиц Полеты человека | 2 |
5 | Человек и информация Способы общения Важные телефонные номера. Правила движения Компьютер. | 2 |
Итого | 33 |
Результаты освоения курса «Технология» 1 года обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- знать основные моральные нормы поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
- разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
- с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
- соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
- Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем мире;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- об основных источниках информации;
- о назначении основных устройств компьютера;
- о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
- о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;
Материально-техническое оснащение
1.Перечень учебно-методического обеспечения
- Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Программа «Технология 1-4 классы». М.: Просвещение. 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение, 2014.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)
2. Информационно - коммуникативные средства.
1.Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс
График практических работ
по технологии
1 А класса на 2014-2015 уч. год
чет верть | № урока | Дата урока | Тема урока | Название практической работы |
1 | 4 | 23.09 | Природный материал. | Практическая работа. Изделие: "Аппликация из листьев". |
5 | 30.09 | Пластилин. | Практическая работа. Изделие:"Ромашковая поляна". | |
6 | 07.10 | Пластилин. | Практическая работа. Изделие:"Мудрая сова" | |
7 | 14.10 | Растения. | Практическая работа. "Получение и сушка семян" | |
8 | 21.10 | Растения. | Проект "Осенний урожай."Практическая работа. Изделие "Овощи из пластилина" | |
2 | 10 | 11.11 | Бумага. | Практическая работа. Изделие "Волшебные фигуры" |
11 | 18.11 | Бумага. | Практическая работа. Изделие "Закладка из бумаги" | |
12 | 25.11 | Изготовление изделия из различных материалов. Насекомые. | Практическая работа. Изделие "Пчелы и соты" | |
13 | 02.12 | Дикие животные. | Проект "Дикие животные".Практическая работа. Изделие: "Коллаж" | |
14 | 09.12 | Новый год. | Проект "Новый год" Практическая работа. Изделия "Украшения на елку", "Украшения на окно | |
15 | 16.12 | Домашние животные. | Практическая работа. Изделие: "Котёнок"(работа с пластилином" | |
16 | 23.12 | Такие разные дома. | Практическая работа. Изделие: "Домик из веток"(работа с гофрированным картоном и природными материалами) | |
3 | 17 | 13.01 | Посуда. | Проект "Чайный сервиз". Практическая работа. Изделие: "Чашка", "Чайник", "Сахарница" |
18 | 20.01 | Свет в доме. | Практическая работа. Изделие: "Торшер" | |
19 | 27.01 | Мебель. | Практическая работа. Изделие: "Стул" | |
20 | 03.02 | Одежда, ткань, нитки. | Практическая работа. Изделие: "Кукла из ниток" | |
21 | 10.02 | Учимся шить. | Практическая работа. Изделие: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой». | |
22 | 24.02 | Учимся шить. | Практическая работа. Изделие: «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой». | |
23 | 03.03 | Учимся шить. | Практическая работа. Изделие: «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок». | |
25 | 17.03 | Передвижение по земле. | Практическая работа. Изделие: "Тачка"(работа с конструктором) | |
4 | 26 | 07.04 | Вода в жизни человека и растений. | Практическая работа. "Проращивание семян" |
28 | 14.04 | Питьевая вода. | Практическая работа. Изделие: "Колодец"(работа с бумагой и природными материалами) | |
29 | 21.04 | Передвижение по воде. | Проект "Речной флот". Практическая работа. Изделие: "Кораблик из бумаги", "Плот". | |
30 | 28.04 | Использование ветра. | Практическая работа. Изделие: "Вертушка". | |
31 | 05.05 | Полеты птиц. | Практическая работа. Изделие: "Попугай" | |
32 | 12.05 | Способы общения. Важные телефонные номера | Практическая работа. Изделие: "Важные телефонные номера" | |
33 | 19.05 | Компьютер. | Практическая работа. Освоение правил пользования компьютером. | |
Критерии оценивания
Оценка результатов предметно - творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия –его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско- технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету "Технология" в первом классе нет, так как ведется безотметочное обучение.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение первого года обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п. В конце 1 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
К концу обучения первого класса должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут элементарный уровень первоначальных трудовых умений и знаний:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Н.А.Малышевой
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе Н.А.Малышевой. Составлена на 2011-2012 учебный год по новым требованиям ФГОС.Программу составила Решня О.В....
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изго...
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...