Рабочая программа по предмету "Технология"для 2 класса.Переспективная начальная школа.
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Технология"для 2 класса.Переспективная начальная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.rar | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Приоритетной целью современного начального образования является создание творческого потенциала для развития личности ребёнка. Частью такого потенциала является предмет технология. По новому базисному учебному плану предполагает изучение информатики в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля в предмете «Технология». Настоящая программа по технологии для начальной школы, составлена в соответветствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения, введён модуль информатики и значительно расширились границы краеведческого материала. Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Региональный компонент в программе реализуется через наполнение познавательной части курса, и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремёслами и промыслами народов, населяющих Ханты-Мансийский край).
Отличительной особенностью программы является интеграция нескольких предметов, реализация интегративного подхода изучения материала, ориентация на преемственность.
Новизна программы заключается в методике и формах проведения занятий.
В структуру программы входят разделы:
I раздел: Изобразительное искусство.
II раздел: Художественный труд.
III раздел: Интегрированные уроки.
IV раздел: Информационные технологии.
Практика работы на компьютере.
Основные задачи курса:
- Обеспечить образовательный минимум образования по изобразительному искусству, трудовому обучению и ИКТ;
- Способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти, комплексного освоения искусства России и своего края;
- Обеспечить овладение учащимися общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна), направленной на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учётом психофизиологических и синзетивных особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности.
В 3-4 классах за счёт интеграции уроков изобразительного искусства и художественного труда появляется новый раздел «Интегрированные уроки» для реализации IV раздела «Практика работы на компьютере».
Основные требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих 3-й класс
- знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространённые виды профессий в ХМАО-Югра;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- виды стежков и швов;
- приёмы стилизации в лепке;
- правила и приёмы пришивания пуговиц;
- композиционную основу орнамента, отличительные особенности хантейского орнамента;
- правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;
- область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- правила поведения в компьютерном классе;
- назначение основных устройств компьютера;
- компьютерные программы «Блокнот», «Калькуляор».
- основные операции при создании рисунков;
- приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
- композиционные основы орнамента (ритмические узлы, связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
- уметь
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий в хантейских мотивах;
- пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины (солёно теста);
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в творчестве ремесленников;
- выполнять правила поведения в компьютерном классе;
- находить и правильно называть основные устройства на своём компьютере;
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- выполнять простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить текст, изменить шрифт и т.д.);
- выражать свё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
- разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе традиций коренных народов Севера;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
Программа раздела «Практика работы на компьютере» (образовательная область «Технология») создана на основе примерной программы по технологии (труду) и программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев) для учащихся 3 класса общеобразовательных школ. При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа из 68 часов в год, выделяемых на уроки технологии). Реализуется во втором полугодии 3 класса (1 урок в неделю). Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Включение в примерную программу технологии нового содержания – обучение работе на компьютере - позволяет решить проблему информатизации начальной школы, обозначенную Концепцией модернизации российского образования.
Цели информатизации начальной школы:
- Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
- Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных тем «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание текстов», «Поиск информации». Структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета «Технология».
№ п/п | Название темы | Обязательность изучения (по отношению к стандарту) | Число уроков |
1 | Знакомство с компьютером | Обязательно | 5-6 |
2 | Создание рисунков | Обязательно | 4-5 |
3 | Создание текстов | Обязательно | 5-4 |
4 | Поиск информации[1] | Обязательно | 3-2 |
Итого: | 17 |
При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:
- Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»);
- Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности);
- Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль[2];
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе (журнал «Начальная школа» №5, 2002) работа непосредственно за компьютером не должна превышать 15-20 минут.
Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:
- Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин.
- Объяснение нового материала. Работа с учебником.
Просмотр презентаций – 15-20 мин.
- Практическая работа на компьютере – 15-20 мин.
- Выключение ПК. Итог урока. Оценки.
Домашнее задание - 5-10 мин.
В кабинете информатики должны быть не только ПК, но и обычные ученические места.
Критерием успеха курса можно считать:
А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;
Б) результаты итогового игрового занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное тестирование);
В) сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики в 5 классе.
Обучение может проводиться по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер» (автор А.В.Горячев). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Но возможна организация учебного процесса без использования этого УМК (например, при невозможности приобретения учебников, дисков). В качестве вспомогательного пособия для изучения темы «Знакомство с компьютером» можно использовать учебник Лутцевой Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 4 класс (см. список литературы).
Учебные темы не привязаны к конкретному программному обеспечению. Выбор компьютерной программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.
Содержание тем учебного курса
Тема «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь: пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, для выступления с коротким сообщением перед другими учениками.
Тема «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тема «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, сохранение текстового документа. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов Выравнивание абзацев.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Тема «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Поисковые системы в сети Интернет. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных публикаций.
1. Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Из них | ||
Теория | практические занятия | лабораторные занятия | |||
Общетрудовые знания и умения в сельскохозяйственной деятельности | 4 | ||||
Изготовление изделий из природного материала и художественное оформление | 6 | ||||
3. | Изготовление изделий из бумаги и картона и худ. оформление | 10 | |||
4. | Изготовление изделий из текстильного материала | 10 | |||
5. | Изготовление изделий из пластического материала и их роспись | 4 | |||
6. | Изготовление изделий из фольги | 2 | |||
7. | Народная игрушка | 2 | |||
8. | Сборка изделий из деталей конструктора | 4 | |||
9. | Домашний труд | 3 | |||
10. | Народный орнамент России | 4 | |||
11. | Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся | 11 | |||
12. | Практика работы на компьютере | 8 | |||
Итого: 68 |
Прохождение практической части программы.
Четверть | Всего часов | Контрольные работы | Практическая часть | |||
Диктант | Контрольные работы | Контрольный тест | Изложения | Практические работы | ||
1 четверть | 18 | |||||
2 четверть | 14 | |||||
3 четверть | 18 | |||||
4 четверть | 18 | |||||
Всего: | 68 |
3. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | Технология: Ступеньки к мастерству. Учебник для учащихся 3 кл. ОУ, Вентана-Граф, 2007г. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер) учебник для учащихся 3 кл. Баласс, 2007г. | Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» в 2х частях. Баласс 2009 г. | Работы учащихся | 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Примечание: сформированный перечень отражается в столбце «Информационное сопровождение» КТП в виде номера с литером:
например: 1.1 - (учебник),
2.1.- (метод.материал № 1),
2.2.- (метод.материал № 2),.
3.1.- (дид.материал № 1) и т.д.
[1] Изучение темы «Поиск информации» целесообразно организовать не отдельным блоком, а в составе предыдущих тем (по одному часу в каждой).
[2] Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения темы. Для реализации проектов возможно использование не только уроков технологии, но и уроков изобразительного искусства (тема «Создание рисунков»), литературного чтения, русского языка (тема «Создание текстов»), внеурочного времени (тема «Поиск информации»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса. УМК "Классическая начальная школа"
Рабочие программы включают в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков. В КТП указан дополнительный материал к урокам....
рабочая программа по математике 1 класс классическая начальная школа
рабочая программа 1 класс математика классическая начальная школа...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...
Рабочая программа по математике 2 класс Классическая начальная школа
Рабочая программа по математике 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...