Рабочая программа 4 класс "Школа XXI века".
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии  (образовательная область «Технология») составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 № 373, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Июсская СОШ», учебного плана начальных классов МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год и с авторской программой по технологии для начальной школы, разработанной Е. А. Лутцевой  в рамках программы «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2014 – 2015 учебный год (приказ № 253 от 31. 03. 2014).  

Цели и задачи   обучения по технологии    в 4 классе

Цель: ознакомить учащихся  с  различными  явлениями  материального  мира,  объединёнными  общими,  присущими  им  закономерностями,  которые проявляются  в  способах  реализации  человеческой    деятельности,  в технологиях  преобразования  сырья,  энергии,  информации.  

Изучение  технологии  в  начальной  школе  направлено  на  решение следующих задач: 

- развитие  личностных  качеств  (активности,  инициативности,  воли, любознательности  и  т.  п.),  интеллекта  (внимания,  памяти,  восприятия,  образного  и  образно-логического  мышления,  речи)  и  творческих способностей  (основ  творческой  деятельности  в  целом  и  элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование  общих  представлений  о  мире,  созданном  умом  и  руками  человека,  об  истории  деятельностного  освоения  мира  (от открытия  способов  удовлетворения  элементарных  жизненных потребностей  до  начала  технического  прогресса  и  современных технологий),  о  взаимосвязи  человека  с  природой  (как  источника  не только  сырьевых  ресурсов,  энергии,  но  и  вдохновения,  идей  для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- формирование  первоначальных  конструкторско-технологических  и организационно-экономических  знаний,  овладение  технологическими приёмами  ручной  обработки  материалов;  усвоение  правил  техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- овладение  первоначальными  умениями  передачи,  поиска, преобразования,  хранения  информации,  использования  компьютера;  поиск  (проверка)  необходимой  информации  в  словарях,  каталоге библиотеки.

Общая характеристика

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа,

реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология».

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Именно на уроках технологии закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Межпредметные связи:

- с уроками математики:  размечать изделие по эскизу (работа  с бумагой и картоном), которая позволяет осуществлять как плоскостное, так и объемное моделирование.

- окружающий мир:  сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность профессий.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.

Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии  в 4 классе 35 часов (1 час  в неделю, 35 учебных недель).

        Общий объем данного варианта учебного плана при пятидневной учебной неделе соответствует гигиеническим требованиям к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (п.10.5 СанПиН 2.4.2. 2821-10).

Продолжительность  урока - 45 минут.

Данная программа обеспечена следующим комплектом:

Лутцева Е.А. Технология: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2014.- 128 с.: ил.

Учебно – тематический план 4 класс

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции

14

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности

8

3

Конструирование и моделирование

5

4

Использование информационных технологий

8

Итого

35 ч

Содержание программы   4 класс (35 ч)

.

Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства

Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек От мастерской ремесленника – к промышленному комбинату. Чеканка.

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Как люди совершают открытия. Электрическая цепь. Как работает современный завод. Какие бывают двигатели. Модель телефона.

Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья

Чёрное золото. Как добывают нефть и газ. Свойства материала. Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки.

Проблемы экологии.  Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок. Новые технологии в земледелии и животноводстве. Природоохранные сельскохозяйственные технологии. Чудеса в саду и огороде. Чем питаются космонавты. Цветочная сказка

Жилище человека

О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома. Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий.

Как дом стал небоскребом. Какие бывают города. Города будущего.

Дизайн. Художественное конструирование

Что такое дизайн. Дизайн упаковки. Дизайн в технике. Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.

Дизайн рекламной продукции. Дизайнерский коллективный проект в области техники. Дизайн интерьера и ландшафта. Макет технического устройства. Дизайн  одежды. Проект «Дизайн в одежде».

Компьютерный мир. Информационные технологи

Зачем человеку нужна информация. Что такое компьютер. От абака до ЭВМ. Практикум овладения компьютером.

Как устроен компьютер. Включение компьютера. Как работают компьютерные программы. Работа Windows.

Что умеют компьютеры. Создание документа. Будущее начинается сегодня. Сохранение документа. Приложение (для тех, у кого нет компьютера). Создание таблиц.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны иметь представление:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  • о положительном и отрицательном влиянии  современной деятельности человека на природную среду;
  • о глобальных проблемах  экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  • об отдельных элементарных аспектах  экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;

знать:

  • современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;
  • технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
  • название основных частей  персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
  • названия и свойства материалов, используемых  в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  • петельную, крестообразную строчки и их варианты;
  • луковичный и клубневый способ размножения растений;

уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном  случае;
  • эстетично изготовлять изделия;
  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
  • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)

самостоятельно:

  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

с  помощью  учителя:

  • выбирать темы для практических и проектных работ;

искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Результаты изучения технологии в 4 классе

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных

ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

 описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений,

событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

относиться к результатам труда мастеров;

 принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться

к ним;

 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-

технологические знания и умения, делать выбор способов реализации

предложенного или собственного замысла;

 понимать необходимость бережного отношения к результатам труда

людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

 самостоятельно формулировать цель урока после предварительного

обсуждения;

 с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

известное от неизвестного;

 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную

проблему;

 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия

(упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

 предлагать конструкторско-технологические решения и способы

выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

 самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения

задания материалы и инструменты;

 выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с

ним свои действия;

 осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы,

уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные

доработки.

Познавательные УУД

 искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной

задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

 обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

упражнений;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные

связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения

предлагаемых и жизненных задач;

 делать выводы на основе обобщения полученных знаний и

освоенных умений.

Коммуникативные УУД

 формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых

ситуаций;

 высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и

аргументировать;

 слушать других, уважительно относиться к позиции другого,

пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при

совместном решении проблемы (задачи).

Критерии оценки

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

•        качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

•        степень самостоятельности в выполнении работы;

•        уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся  носит  сквозной  (накопительный)  характер  и  осуществляется  в  ходе текущих  и  тематических  проверок .  Текущему  контролю  подвергаются  знания  и  умения,  которые  являются  составной  частью  комплексных  знаний  и  умений,  например  по  обработке  материалов,  изготовлению  конструкций  макетов  и моделей.  Особое  внимание  уделяется  работам,  для  изготовления  которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии  оценки  качественных  результатов  выполнения  заданий:

- полнота  и  правильность  ответа,  соответствие  изготовленной  детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей,  общая  эстетика  изделия  –  его  композиционное  и  цветовое решение,  внесение  творческих  элементов  в  конструкцию  или  технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

- в заданиях  проектного  характера  внимание  обращается  на  умения принять пос тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических  проблем,  изготовлять  изделие  по  заданным  параметрам  и оформлять  сообщение,  а  также  отмечать  активность,  инициативность,  

- коммуникабельность  учащихся,  умения  выполнять  свою  роль  в  группе,  вносить  предложения  для  выполнения  практической  части  задания,  защищать проект.

Итоговая  оценка  по  технологии  проводится  в  соответствии  с требованиями  федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет  свой  «Портфель  достижений»,  куда  собирает  зачтённые результаты  текущего контроля,  представленные в виде изделий или  их фотографий, краткие описания  или отчёты о выполненных проектах  и  (или)  проверочных  заданий,  грамоты,  благодарности.

Перечень  учебно - методического обеспечения.

1. Приказ об утверждении федерального  перечня учебников от 31 марта  2014       №  253

2. Приказ об утверждении перечня учебников в МБОУ «Июсская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год от 29. 08. 2014  № 61

3.Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 4 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана – Граф, 2007.- 224 с.:

4..Лутцева Е.А. Технология: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2014.- 128 с.: ил.

Материально- технические средства для реализации программы «Технология»

1. Компьютер.

2. Принтер (цветной).

3. Музыкальный центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

Рабочая программа школа 21 века

Рабочая программа 2 класс "Школа 21 века"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...