Конспект занятия "Тайна планеты пуговиц"
план-конспект занятия по технологии (1 класс) на тему

Овчинникова Наталья Александровна

Конспект открытого занятия.
Тема : «Тайна планеты пуговиц».
Возраст детей: 8-12 лет. 1год обучения.
По программе «Ниточка-иголочка»
Цель занятия:
- научить детей пришивать пуговицы к тонкой и толстой ткани;
- познакомить с «портновскими хитростями» при пришивании пуговиц;
- повторить ТБ при работе с колющими и режущими предметами;
- воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание к мелочам;
- познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;
- расширить представление детей в области использования пуговиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.
Тема : «Тайна планеты пуговиц».
Возраст детей: 8-12 лет. 1год обучения.
По программе «Ниточка-иголочка»
Цель занятия:
- научить детей пришивать пуговицы к тонкой и толстой ткани;
- познакомить с «портновскими хитростями» при пришивании пуговиц;
- повторить ТБ при работе с колющими и режущими предметами;
- воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание к мелочам;
- познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;
- расширить представление детей в области использования пуговиц;
Оборудование: ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Ножницы, нитки швейные разных цветов, иглы, пуговицы, ткань толстая и
тонкая, технологические карты, тесты: «Алгоритм», «Найди ошибку»,
«Звездное поле», «Цветик-семицветик», сводная таблица, загадки-карточки,
элементы «Цветика-семицветика» для практической работы, «Волшебный
ларец с билетами», музыкальный центр, аудиозаписи с космической и
спокойной музыкой.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети должны знать правила работы с иглой и особенности пришивания пуговиц
к тонким и толстым тканям.
Дети должны уметь подбирать пуговицы в соответствии с назначением
изделия, пришивать пуговицы к изделию.
Дети должны знать правила работы с иглой и другими инструментами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I .Организационная часть
Здравствуйте ребята! Вы обратили внимание, что на занятии у нас
присутствуют гости. Поприветствуем их!II. Сообщение темы и целей
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие.
Тема занятия: « Тайна планеты пуговиц».
Жители этой планеты - замечательные мастера своего дела, я думаю они по
достоинству оценят не только ваши знания, но и умения.
Педагог: Звездолет стоит на старте. И маршруты сверены на карте.
Педагог: Да, к полету мы уже готовы. Есть и знания, есть умения, есть
сноровка. И к тому же желание большое, а помогла во всем нам тренировка.
Взлет! (звучит космическая музыка)
Звучит голос: «Внимание! Вы прибыли на планету «Пуговиц»
Педагог: Наш звездолет приземлился на планету «Пуговиц». Посмотрите, какая
красота, сколько тут разных жителей!
Педагог:
Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.
Если нет ее на месте, ты неряхой прослывешь.
(Ответы детей: пуговица.)
Что такое пуговица?
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей.
Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой
части, и тем самым осуществляется застёгивание.
III. Организация упражнений по углубленному выявлению знаний и
практических умений
Сотни вещей окружают нас. Ежедневно мы пользуемся такими предметами как
нож, вилка, зеркало, иголка и никогда не задумываемся откуда они к нам
пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о таких
вещах мы сегодня поговорим.
Конечно – это ПУГОВИЦА. Вот о ней и пойдет разговор.
Посмотрите, какие они разные.
(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)Как вы думаете, для чего нужны пуговицы?
Всегда ли они были такими как сейчас?
Послушайте длинную и необычайно занимательную историю пуговицы.
Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?!
Шкура накидывалась на плечи и что бы она не сползала, ее придерживали
руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда:
что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на
одежде появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных
камней, завязки из прочных волокон растений.
Пользуемся ли мы застежками придуманными первобытным человеком?
Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и
ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь
играет роль скорее декоративного элемента.
Древние римляне и греки использовали фибулы - металлические застежки из
бронзы похожие на современную английскую булавку.
В 12 веке появляются и находят широкое распространение кожаные,
металлические, и костяные застежки. Их носили только богатые люди, и стоили
такие застежки дороже чем сама одежда. Простые люди пользовались
веревочными завязками. Привычная нам пуговица появилась гораздо позже, в
16 веке, т.е. более 400лет тому назад. Причем женщины приняли пуговицу в
штыки, а вот мужчинам она очень понравилась.
К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни
обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по
наследству. Пуговицы вошли в моду, и в Европе началась «пуговичная
эпидемия». Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя
дворянин нашивал на камзол 40 пуговиц, а на рукава 12. Французский король
Франциск 1, заказал для своего черного камзола 13 600 маленьких пуговичек из
золота, а для костюма сына 216 больших серебряных.В истории пуговиц есть смешные моменты. Наполеон одел свою армию в
красивые, новые мундиры, и через некоторое время увидел, что обшлага
рукавов стали грязными. Оказалось, что солдаты вытирали рукавами носы.
Разгневанный Наполеон приказал пришить на рукава металлические пуговицы,
что бы больно было вытирать нос. Сейчас на рукава пальто и костюмов тоже
пришивают пуговицы и никто не помнит откуда пошла такая мода.
А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской
справа.
(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)
Какие из этих пуговиц можно пришить на пальто?
Какие подойдут к нарядному платью? Почему?
Какие виды застежки кроме пуговиц вы знаете?
Очень важно подобрать правильно пуговицу по размеру петли, по цвету, по
толщине, по ткани, по фасону.
Иногда даже маленькая пуговка может испортить вид костюма или платья, если
она неправильно подобрана или неаккуратно пришита.
Посмотрите на себе, на свою одежду: у всех у вас есть пуговицы
Пуговицы пришивают как в ручную так и на швейных машинах.
На швейных фабриках в ателье есть специальные машины, которые пришивают
пуговицы - это и быстрее и надёжнее.
«Какими бы быстрыми и всемогущими не были швейные машины швейные
машины - основа настоящего мастерства в ручной работе»
Сейчас мы будем работать — учиться пришивать пуговицы.
Пришивание пуговиц кажется весьма лёгким делом, не требующего
специального усилия, знаний, но всё-таки очень часто можно видеть как
искривилась или присборилась линия застёжки именно из-за неправильно
пришитых пуговиц.
Классифицируют пуговицы по трем группам: по назначению, по дизайну и по
составу.Для разных видов одежды (платья, пальто, брюк и т.д.) используютразличные пуговицы. Поэтому их различают по назначению: плательные,
пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские.
Пуговицы бывают разных размеров, цветов и форм.
Пуговицы на одежде могут служить застёжками, а могут быть и просто
отделкой. А иногда и тем и другим.
Надо знать правила пришивание пуговиц, которые выробатывались
веками.(Показ на стенде «Правило пришивания пуговиц» )
Пуговицы бывают с 2-мя и с 4-мя сквозными отверстиями. Они служат для
застегивания изделий, оформления изделий, дизайна помещений.
Пришивают пуговицы в две нитки:
С 2-мя отверстиями — 4 –5 стежков;
С 4-мя отверстиями — 2-4 стежка в каждую пару отверстий;
На ножке — 4 стежка в ушко.
Пришивая пуговицу, ткань прокалываем иглой с лицевой стороны, чтобы
узелок спрятался под пуговку.
Нить туго не затягиваем, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток.
Для образования ножки можно использовать спичку
Все следующие проколы делают в места первых двух, чтобы с изнанки все
выглядело аккуратно.
Заканчивая пришивать пуговицу, обмотаем «ножку» несколько раз и закрепим
нить.
Получится столбик, который помогает застегивать пуговицу.
Пуговицу с ушком пришивают плотно, нить при работе затягивают, а узелок
остается на лицевой стороне.
Если пуговицу пришивают к верхней одежде (пальто, куртке, шубе), то вам
понадобится еще одна пуговица, которая укладывается с изнаночной стороны
изделия. Она должна быть плоской и с таким же количеством отверстий, как
основная пуговица. Пришивается она для того, чтобы не прорывалась ткань у
изделия.Молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили материал, но вы, наверное, уже
поняли, что пуговицы с 4-мя отверстиями можно пришить различными
способами.
Чтобы узнать чем мы сейчас будем заниматься – отгадаем кроссворд.
1.В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать (Утюг)
2. Птичка – невеличка
Носик стальной
Хвостик льняной. (Игла)
3. Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
4. Какая машина живёт у нас в мастерской? (Швейная)
5. Цифры чинно сели в ряд
Отчитать они велят
Миллиметры, сантиметры
Чтобы ровным был наш ряд. (Линейка)
6. Каким способом прикрепляют пуговицы к изделию? (“Способ пришивание”)
Когда кроссворд полностью отгадан, учитель показывает “Пришивание
пуговиц” – вот этим мы с вами и займёмся.
Просто так пуговица на одежде не появится, нужны какие- то приспособления.
Какие вы конечно догадываетесь. С ними вы встречаетесь в быту постоянно.
Избавит ваш труд
От напрасной заботыЗнание правил безопасной работы.
«Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками».
«Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? (Ножницы)
Правила работы с ножницами:
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы кладите кольцами к себе, передавайте кольцами вперед.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Не играйте ножницами, не подносите к лицу.
Следите за движением и положением лезвий во время работы.
Используйте ножницы только по назначению.
«Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост
тащу». Что это такое? (Игла)
Правила работы с иглами и булавками:
Храните иглы и булавки в игольнице.
Не оставляйте иглу без нитки.
Передавайте иглу в игольнице.
Не берите иглу и булавку в рот, не играйте с ними.
Не втыкайте иглу и булавку в одежду, а только в игольницу.
До и после работы проверьте количество игл.
Правила в стихах:
Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется в нутрии!
Игла в работе весела!

Она тонка и так мала!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке….Тебе ж потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать.
Хотя бывает неохота!
Работать ножницами можно,

но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире-
Так можно сделать харакири!
Коробку достанем,

где все инструменты,
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те, из которых игрушка родится….
Рабочее место тебе пригодится!
Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить!
Все эти правила нужно не только знать, но и выполнять во время работы
Практическая часть: Пришивание пуговиц. Используя технологическую карту,
А сейчас я вам открою еще один секрет нашей пуговицы. Оказывается при
помощи пуговицы можно узнать свое ближайшее будущее.
Игра «Найди свою пару» (физминутка)
Каждый участник игры получает клубочек ниток одинаковой длины. Внутри
клубочка - листочек, на котором написана половина пословицы о труде.
Задание: размотать клубочек, аккуратно перекрутив его в другой клубочек.
Прочитать пословицу, быстро найти участника, со второй половиной
пословицы.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Сделал дело, гуляй смело.

Дело мастера боится.

Вывод: Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев
четвертую ступень горы, аккуратно перемотали клубочки. Повторили
пословицы о труде. Полетели дальше!
V. Практическая часть
Педагог: Ребята, вот мы и долетели до пика горы, на котором растет «Цветик-
семицветик» (педагог показывает образец) В начале полета мы обещали помочь
маленькому бутону раскрыться. Для этого мы с вами преодолели все
препятствия стоящие на нашем пути. Мы с вами повторили «Уроки иголочки»,
алгоритм пришивания пуговиц, эти условия просто необходимы для
изготовления нашего волшебного цветочка. Каждый из вас сделает по одному
лепестку этого цветка. На готовый лепесток из ткани пришиваем пуговицы
кому какая понравится. Задание понятно, приступаем к работе!
(звучит спокойная музыка)
Элементы цветка готовы. Но поскольку наш цветочек волшебный, он не
раскроется без добрых слов. Давайте прикрепим лепестки, вместе со словами
пожелания для себя, для родных, для всех!
Вывод: Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев
пятую ступень горы, изготовили лепесточки для цветка. Без ваших добрых
пожеланий волшебный цветочек не смог бы расцвести! Полетели дальше!
VI. Итог занятия
Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопрос.
Из какого материала делали пуговицы в старину?
( из драг. металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых
косточек)
Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас?Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые
тканью или кожей. Обратите внимание на форму пуговиц, размеры.
Давайте же воздадим славу нашей пуговице и прочитаем ей клятву:
Пуговке славу мы все воздаем
Ей величальную песню поем
Слава тебе - говорим без прикрас
Будь же ты пуговка вечно при нас.
Пуговка, пуговка, ты не оторвись,
Не потеряйся и не расстегнись,
На платьице нашем ты так хороша
В наряде порядок - ликует душа.
Педагог: Ребята, вы, наверное, уже заметили, что рядом с «горой Знаний и
Умений» стоит ларец?! Хотите узнать, что в нем лежит?
Дети: Да!
Педагог: в этом ларце, лежат билеты, на обратную дорогу:
Красный билет – занятие очень понравилось.

Розовый билет – поднялось настроение, потому что все понравилось.

Зеленый билет – ничего не изменилось.

Желтый билет – хочу все повторить.

Педагог: Молодцы ребята! Я вижу, вам понравилось занятие, наше
путешествие на планету пуговиц! А что особенно понравилось?!
Дети: Алгоритм пришивания пуговиц, разгадали загадки, пословицы о труде,
сшили «Цветик-семицветик».
Педагог: Ну что же пришло время возвращаться домой. Займите по удобнее
места на звездолете. Пристегните ремни. Звездолет к старту готов! (звучит
космическая музыка)
Вот мы и дома! На этом наше занятие закончено. Всего вам доброго, до
свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Планеты солнечной системы" 2 класс "Школа 2100"

Разработка урока с использованием разнообразных форм: сообщения учеников, работа в группах, работа с учебником, тестовая работа, кроссворд....

Конспект урока "Планета в опасности"

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.Задачи: Учить детей быть ответственными...

Конспект урока "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца" (Окружающий мир, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока во втором классе по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока: "Планеты. Движение Земли вокруг Солнца"...

Конспект урока "Пришивание пуговиц. Изделие «Медвежонок»" ("Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя:- знакомство с технологией пришивания пуговицы с двумя отверстиями;- формирование навыка работы с иглой и нитками....

Конспект урока "Планета в опасности"

Урок по предмету "Живой мир" в 4 классе....

Конспект сценария "Планета кошек"

Сценарий экологической игры "Планета кошек" для учащихся начальной школы...

Конспект урока Планета дружбы

Урок  направлен на развитие общения детей со сверстниками и формирование благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в коллективе. На уроке закрепляются знания понятий &laq...