Рабочая программа по технологии УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Новониколаевская ООШ
Рассмотрено на заседании МС Протокол № __ от __________ Руководитель ______ / Дрозд Т.Н. / | Утверждено Директор школы ___________ / Макаренко С.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 1 КЛАССА
Учитель: Сокол Лариса Юрьевна
2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.
2.Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности — целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. — предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная общественная значимость создаваемых изделий.
Особое внимание при изучении разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.
Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, ученикам младших классов.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе Программы по предмету «Технология» Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой и обеспечена:
- Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/ Учебник.
- Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), курс технологии представлен в предметной области «Технология». На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Региональный компонент на уроках технологии реализуется интегрировано. Количество часов с включением регионального компонента – 3, что составляет 10 % от общего количества часов.
Уроки с включением регионального компонента в программе отмечены «*».
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
5.Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты изучения технологии проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
- различать предметы рукотворного мира;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
- использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
- организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
- понимать приёмы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
- экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- анализировать устройство изделия, определять его назначение;
- выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
- конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- бережно относиться к природе как источнику сырья;
- выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
- анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
- работать в коллективе.
6. Содержание учебного предмета, курса
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, произведения художественного и декоративно-прикладного искусства, архитектура). Природа как источник сырья. Технология — знания о способах переработки сырья в готовое изделие. Технологический процесс — последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с бумагой, пластическими, природными и текстильными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание: сохранение порядка на рабочем месте во время работы и уборка рабочего места по окончанию работы, выполнение мелкого ремонта одежды — пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки материалов к работе.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.
Приемы работы с природными материалами: разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка.
Практические работы: украшение открыток, изготовление аппликаций, орнаментальных композиций.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе.
Инструменты и приспособления Для обработки пластилина: стека, подкладная дощечка, чашка для воды, салфетка.
Приемы работы с пластилином: отщипывание и отрезание от бруска кусочков, скатывание шариков, раскатывание шариков в форме конуса и жгутика, вытягивание, заглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, сворачивание жгута в спираль.
Практические работы: лепка овощей, фруктов, блюда, фигурок животных, фишек для уроков математики.
Бумага. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, копирка, калька, писчая, газетная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость. Наблюдения и опыты по выявлению волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Экономное расходование бумаги.
Виды условных графических изображений — рисунок, схема.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист, салфетка для снятия лишнего клея. Приемы безопасного использования ножниц.
Приемы работы с бумагой: разметка по шаблону, через копирку, кальку, вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру, многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверхность и фрагмент, капельное склеивание, переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций, пригласительных билетов, конвертов, новогодних подвесок и снежинок, закладок для книг, открыток по рисунку, схеме.
Текстильные материалы. Виды тканей, используемых на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Сравнение свойств тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы безопасного использования игл и булавок.
Приемы работы с текстильными материалами: отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу, пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Практические работы: изготовление аппликаций, игольниц, подвесок из лоскутков, вышитых салфеток, цветочных композиций.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции технических, бытовых, учебных предметов. Изделие,
деталь изделия (общее представление). Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов по схеме и рисунку.
Практические работы: создание моделей парусника, лодочки. городского транспорта (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай), конструирование куклы Бабы-Яги.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | Основные виды деятельности уч-ся | Вид планируемых результатов |
1 | Мир изделий | 1 | Анализировать предметы рукотворного мира, приводить примеры изделий, из которых они сделаны. Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. | Выполнение практических заданий |
2 | Работа с пластическими материалами | 5 | Анализировать с помощью учителя предлагаемые задания. Планировать с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывать под руководством учителя и его контролем свою деятельность. | |
3 | Работаем с природными материалами | 5 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) с помощью учителя: свойства материалов, приемы обработки природных материалов, пластических, бумаги, текстильных материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приемы работы приспособлениями, инструментами. | |
4 | Работаем с бумагой | 13 | Создавать с помощью учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощать мысленный образ в материале с опорой на рисунки; соблюдая под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Участвовать под руководством учителя в совместной творческой деятельности при выполнение практических работ. Осуществлять с помощью учителя самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщать (осознавать и формулировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке. | |
5 | Работаем с текстильными материалами | 9 | Моделировать с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планировать с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. |
7. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Образовательные ресурсы | Вид диагностики/метод | |
Мир изделий (1 ч) | |||||
1 | Мир изделий | Учебник – с. 4-5, выставка изделий | Текущая | ||
Работаем с пластическими материалами (5 ч) | |||||
2 | Приёмы работы с пластилином | Учебник – с. 6-9, выставка изделий из пластилина и глины и необходимых инструментов | Текущая | ||
3 | Изделия из пластилина для школьной выставки. Овощи, фрукты, блюдо | Учебник – с.10-11 | Текущая | ||
4 | Изделия из пластилина для школьной выставки. Животные | Учебник – с.12-14 | Текущая | ||
5 | Изделия из пластилина для школьной выставки. Животные | Учебник – с.12-14 | Текущая | ||
6 | Фишки из цветной массы для моделирования | Учебник – с. 15 | Текущая | ||
Работаем с природными материалами (5 ч) | |||||
7* | Аппликации из засушенных листьев | Учебник – с.16-20, выставка природных материалов и изделий из них, необходимых инструментов | Текущая | ||
8 | Аппликации из засушенных листьев | Учебник – с.16-20 | Текущая | ||
9 | Пейзажи | Учебник – с. 21 | Текущая | ||
10 | Узоры из семян | Учебник – с. 22 | Текущая | ||
11 | Декоративная композиция из сухих листьев и семян | Учебник – с.23-24 | Текущая | ||
Работаем с бумагой (13 ч) | |||||
12* | Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа нашего края» | Учебник – с.25-28, выставка материалов для изделий из бумаги и необходимых инструментов | Текущая | ||
13 | Обрывные аппликации из бумаги | Учебник – с.29-31 | Текущая | ||
14 | Пригласительный билет на ёлку | Учебник – с.32-35 | Текущая | ||
15 | Конверт для пригласительного билета | Учебник – с.36-38 | Текущая | ||
16 | Гофрированные новогодние подвески | Учебник – с.39-40 | Текущая | ||
17 | Новогодние снежинки | Учебник – с.41-43 | Текущая | ||
18 | Мозаика из бумаги | Учебник – с.44-45 | Текущая | ||
19 | Модели из бумаги | Учебник – с.46-49 | Текущая | ||
20 | Модели из бумаги | Учебник – с.46-49 | Текущая | ||
21 | Плетение из полосок бумаги | Учебник – с.50-54 | Текущая | ||
22 | Плетение из полосок бумаги | Учебник – с.50-54 | Текущая | ||
23 | Открытка в подарок маме | Учебник – с.55-57 | Текущая | ||
24 | Модели городского транспорта | Учебник – с.58-59 | Текущая | ||
Работаем с текстильными материалами (9 ч) | |||||
25* | Аппликации из ткани | Учебник – с.60-65, выставка материалов для изделий из ткани и необходимых инструментов | Текущая | ||
26 | Игольница | Учебник – с.66-68 | Текущая | ||
27 | Подвески из лоскутков ткани | Учебник – с.69-71 | Текущая | ||
28 | Вышитая салфетка | Учебник – с.72-73 | Текущая | ||
29 | Вышитая салфетка | Учебник – с.72-73 | Текущая | ||
30 | Цветочная композиция из ниток | Учебник – с.74-75 | Текущая | ||
31 | Цветочная композиция из ниток | Учебник – с.74-75 | Текущая | ||
32 | Баба-яга в ступе | Учебник – с.76-78 | Текущая | ||
33 | Баба-яга в ступе | Учебник – с.76-78 | Текущая |
Используемая технология * - разноуровневое обучение, реализуемое на каждом уроке.
8. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Материалы и инструменты для уроков: цветной картон, клеящий карандаш, клей ПВА, кисточка для клея, пластилин, ножницы, цветная бумага, белая писчая бумага, пёстрая бумага, фантики из-под конфет, небольшие картонные коробочки, скрепки, лоскутки различных тканей, небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек, канва для вышивания или ткань с крупным полотняным переплетением, нитки для вышивания, нитки швейные, небольшие клубочки шерстяной пряжи, иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком, пяльцы, напёрсток, пуговицы с двумя отверстиями, небольшое количество семян различных растений, скорлупа яиц, перья домашней птицы, опилки и стружки, листья, шишки, веточки, подкладная доска.
Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки к урокам технологии: коробки, подставки, папки и пр.
Цифровые образовательные ресурсы: www.akademkniga.ru,
http://school-collection.edu.ru/.
9. Система оценки планируемых результатов
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
Оценивание результатов учащихся по предмету «Технология» осуществляется во время текущей диагностики, включающей выполнение практических заданий.
Используемый для контроля материал: учебник, методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 1класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа с ктм...
Рабочая программа по технологии с УУД 2 класс УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа по технологии с УУД 2 класс УМК Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа Предмет «Технология» для начального общего образования
Технология. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....