Технология 1 класс. Поурочные планы.
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Технология 1 класс. Поурочные планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_1_klass.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
Средняя общеобразовательная школа №650
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБОУ СОШ №650 Зам.директора по УВР
_______________Кульгина Р.Я ______________Маркина Л.И.
«___» ___________ 2014г Управляющим Советом ГБОУ СОШ №650
«___» ___________ 2014г
Рабочая программа
по технологии
1 класс
33 часа, 1 час в неделю
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной программы по технологии» (М.: Просвещение, 2010 г.) и «Программы «Технология» авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева (М.: Баласс, 2011 г.)
Учебник «Технология» О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.
Москва, Баласс,2011г
Учитель : Сулименкова Ю.П.
2014-2015 уч.год
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной программы по технологии» (М.: Просвещение, 2010 г.) и «Программы «Технология» авторов О.А.Куревина, Е.А.Лутцева (М.: Баласс, 2011 г.)
- На основании требований к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в разделе V «Результаты освоения учебного предмета» в пунктах «Предметные результаты» и «Метапредметные результаты» цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала приводятся в блоке «Ученик научится», а цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета приводится в блоке «Ученик получит возможность научиться».
- При описании личностных результатов цели личностного развития приводятся в блоках «У ученика будут сформированы» и «Ученик получит возможность для формирования».
3. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 город Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» п.10.10 отводится 5 часов на уроки нетрадиционной формы в I четверти.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка.
С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учёта степени активности влияния на неё. Духовная культура – достояние каждого человека, и освоение её – обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. С рождения ребёнка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества, как совокупности материальной целесообразности, так и духовной насыщенности представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта. Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.
Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.
Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок – технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Примерная схема урока. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Каждый урок начинается с созерцания, восприятия художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется прежде всего с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В связи с тем что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отводить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1 по 4 класс в следующих вариантах:
В рамках предмета технологии – 1 час в неделю в каждом классе.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству.
Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций к ним для каждого класса.
В 1 классе проводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.
1-й класс
Личностные результаты изучения курса «Технология».
У ученика будет сформировано | Ученик получит возможность для формирования |
- умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; -способность называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; | - способности оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - способности объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; - способности определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); |
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Регулятивные УУД: | |
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - работать по предложенному учителем плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; -выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; |
Познавательные УУД: | |
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; |
Коммуникативные УУД: | |
- слушать и понимать речь других; | - оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; |
Средством для формирования регулятивных действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности и технология оценки учебных успехов.
Средством формирования познавательных действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Средством формирования коммуникативных действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
- определять особенности материалов (изобразительных и графических), используемых в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика; - различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; - выполнять конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; - различать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; - определять названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, с правилами работы ими; - соблюдать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - выполнять разметку различными способами: сгибанием, по шаблону; способом соединения с помощью клейстера, клея ПВА; с видами отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; - организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя; | - анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности с помощью учителя; - самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий; - реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. |
VI. Содержание учебного предмета
1 класс – 33 час
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч)
Профессии близких; профессии, знакомые детям.
Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам – декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты).
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей «на глаз», по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
Конструирование (7 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Художественно-творческая деятельность (10 ч)
Эстетические понятия.
- Эстетическое в жизни и в искусстве. (Эстетическое как категория. Эстетический идеал.Эстетический вкус: критерии – мера, гармония, тождество, соотношение.)
- Основы композиции. (Мера – соотношение части и целого. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения. Гармония в жизни и искусстве. Соотношение частей.)
- Из истории развития искусства. (Искусство первобытного общества. Связь утилитарного и эстетического.)
Эстетический контекст.
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведении искусства.
Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы.
Симметрия в произведениях скульптуры, архитектуры. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия.
Соотношение плоского и объёмного в искусстве: живопись – скульптура, барельеф – горельеф.
- Мозаика в витражах, панно, картинах, мозаичная техника в живописи.
- Понятие сюжета. Чередование частей в изо, музыке, литературе, театре.
Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
Технология – 33 часа.
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | ||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||
Знать – виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; – конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; – названия и назначение ручных инструментов и приспособле- ния шаблонов, правила работы ими; – технологическую последовательность изготовления неслож- ных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; – способы разметки: сгибанием, по шаблону; – способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; – виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий; с помощью учителя реализовывать творческий замысел. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, собы- тия) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; – называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; – самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); – в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника; – с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; – учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника; – выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; – преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия. Коммуникативные: – донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; – слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ предлагаемого задания; планирование деятельности; оценка результата своей деятельности; конструирование; разметка; разметка по шаблону; отрезание; вырезание; резание; наклеивание; подвижное и неподвижное соединение; сгибание; складывание; | |||||
Люди и их дела | 2 | ||||||
Мастера и их работа | 1 | ||||||
Собираем осенние листья (конструирование) | 1 | ||||||
Работаем с природными материалами | 4 | ||||||
Рабочее место. Чудеса из листьев (конструирование, наклеивание) | 1 | ||||||
Игрушки из природных материалов (конструирование, соединение) | 1 | ||||||
Птичка-невеличка (конструирование, соединение) | 1 | ||||||
Игрушки из природных материалов. Медвежонок Миша (конструирование, соединение деталей). | 1 | ||||||
7 | Весёлый музыкант (конструирование) | 1 | |||||
Работаем с цветной бумагой | 4 | ||||||
8 | Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, материалы) | 1 | |||||
9 | Аленький цветочек (отрезание, наклеивание) | 1 | |||||
10 | Салфетка с узорами (вырезание, соединение) | 1 | |||||
11 | Салфетка под чашку (вырезание, соединение) | 1 | шитье; вышивание. | ||||
Работаем по шаблону | 2 | ||||||
12 | Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование) | 1 | |||||
13 | Скоро Новый год (резание, наклеивание) | 1 | |||||
Учимся аккуратно наклеивать детали | 2 | ||||||
14 | В лесу родилась ёлочка (разметка, сборка) | 1 | |||||
15 | Снеговичок (разметка, сборка) | 1 | |||||
Сгибаем и складываем бумагу | 3 | ||||||
16 | Рабочее место. Симметрия (сгибание, складывание) | 1 | |||||
17 | Весёлые снежинки (складывание) | 1 | |||||
18 | Что узнали. Чему научились | 1 | |||||
Работаем с пластилином | 4 | ||||||
19 | Рабочее место. Непослушный цыплёнок (конструирование) | 1 | |||||
20 | Дымковские игрушки (конструирование) | 1 | |||||
21 | Резвая лошадка (конструирование) | 1 | |||||
Конструируем и моделируем | 8 | ||||||
22 | Изделие и его конструкция (конструирование) | 1 | |||||
23 | Подвижное и неподвижное соединение деталей. Работаем с набором «Конструктор» (конструирование) | 1 | |||||
24 | Модель самоката (конструирование) | 1 | |||||
25 | Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка) | 1 | |||||
26 | Искусство оригами (конструирование, складывание) | 1 | |||||
27 | Подарок к Дню8 марта (разметка, сборка, отделка) | 1 | |||||
28 | Быстрые самолёты (конструирование) | 1 | |||||
Знакомимся с тканью | 4 | ||||||
29 | Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью) | 1 | |||||
30 | Иглы и игольницы (инструменты, соединение разных материалов) | 1 | |||||
31 | Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) | 2 | |||||
32 | |||||||
33 | Что узнали. Чему научились | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 4 класс .Поурочные планы.
Математика 4 класс.Поурочные планы....
Математика 4 класс .Поурочные планы.
Математика 4 класс. Поурочные планы....
Русский язык и литературное чтение "Школа России" 3 класс (поурочные планы)
Поурочные планы по предметам русский язык и литературное чтение 3 класс "Школа России"...
Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы)
Поурочные планы по предмету литературное чтение...
Русский язык "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 1-4 четверть
Поурочные планы по предмету русский язык (Канакина), 1-4 четверть...
Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 3, 4 четверть
Поурочные планы по продмете литературное чтение...
русский язык 4 класс.Поурочные планы
Поурочные планы 4 класс...