Урок технологии 4 класс Дерево
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
Конспект урока технологии включает в себя поисковые задания, исследовательскую работу и творческую работу по изготовлению аппликации из опилок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tekhnologii_4_klass_derevo.rar | 855.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ
Основы художественной обработки различных материалов
Тема: « ДЕРЕВО» (аппликация из опилок)
Подготовила Щелканова Е.В.
учитель начальных классов 1 категории
МКОУ Михайловская СОШ
г.Родники Ивановской области
2012г.
Цель: создать декоративный образ зимнего дерева из бросового материала на основе стилизации природных форм.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о деревьях и их видах, о свойствах и применении древесины и использовании ее отходов; о трансформации природных форм в декоративно-прикладном искусстве (холуйские и палехские миниатюры).
- Развивать эстетический вкус, фантазию, мышление, а также мелкую моторику рук.
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю через бережное отношение к деревьям, а также культуру поведения в природе; прививать культуру труда, воспитывать самостоятельность, отзывчивость
Оборудование.
Для учителя: образец изделия, выставка книг о деревьях, выставка изделий из древесины, правила рабочего человека, компьютер, интерактивная доска с проектором, презентация.
Для учеников: цветной картон нужной формы, опилки, клей ПВА, гуашь, кисти, фигурные коробки, коробки для мусора, карандаш, салфетки для рук, баночки с водой.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Постановка темы и задач урока.
- Виды деревьев и использование древесины.
- Лабораторная работа «Виды и свойства древесины».
- Применение древесины.
3.Физкультминутка.
4.Анализ образца.
5.Повторение правил техники безопасности и рабочего человека.
6.Практическая работа.
7.Выставка работ, обсуждение.
8.Итог. Рефлексия.
Ход урока.
Этап урока. продолжительность этапа. | Содержание этапа | Виды и формы работы | № слайда | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.ОРГМОМЕНТ 2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Постановка цели и задач урока. | Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распушились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветви Новым серебром. ( С. Есенин «Береза» ) | Фронтальная работа | Слайд №2 | При чтении стихотворения может звучать фоном спокойная тихая музыка. |
- Никого не может оставить равнодушным красота зимней природы, зимних деревьев. Сколько картин написано. Посмотрите. Как красивы зимние деревья! | Фронтальная работа | Слайд №3-7 | ||
- Может кто-то догадался о чем будет наш урок? ( О деревьях) -А что нового мы можем узнать о деревьях и их использовании?(Ответы ребят) -На уроке мы познакомимся с видами и свойствами древесины, ее применением ,научимся делать сувениры из ее отходов. Это задачи нашего урока. | Фронтальная работа | Слайд №8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Виды деревьев и их использование. | Куда приведет нас дорога, Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. -Знаете ли вы деревья ? | Фронтальная работа | Слайд №9 | |||
-Отгадайте 1-ю загадку. Темной он покрыт корой, Лист красивый, вырезной. А на кончиках ветвей Много-много желудей. (Дуб) | Фронтальная работа | Слайд №10-11 | Выдать образец древесины дуба. | |||
-Вам было дано исследовательское задание. Что вы узнали о дубе? | Сообщение ученика. | См. приложение к конспекту урока. | ||||
-Отгадайте 2-ю загадку. Стоят дома высокие, этажи несчетные, Шпили колючие под тучами летучими. (Ель) | Фронтальная работа | Слайд №12-13 | Выдать образец древесины ели. | |||
-Что вы узнали о ели? | Сообщение ученика | См. приложение. | ||||
-Отгадайте 3-ю загадку. Стоит красавица – Косы зеленые, платье белое, Кора горючая, ветка плакучая, Семя летучее. (Береза) | Фронтальная работа | Слайд №14-15 | Выдать образец древесины дуба | |||
-Березу считают символом России. А что вы можете о ней рассказать? | Сообщение ученика | См. приложение. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Лабораторная работа «ВИДЫ И СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ» | -Отгадайте 4-ю загадку. Стоит столб до небес, А на нем шатер-навес. Красной меди столб точеный, А навес сквозной, зеленый. (Сосна) | Фронтальная работа | Слайд №16-17 | Выдать образец Древесины сосны. | ||
- Что вы узнали о сосне? | Сообщение ученика. | См. приложение. | ||||
- 5-я загадка. Кособокий листок, каменный стволок, Мощный, как дубок. (Вяз) | Фронтальная работа | Слайд №18-19 | Выдать образец древесины вяза. | |||
-Что вы узнали о вязе? | Сообщение ученика. | См. приложение. | ||||
-Отгадайте следующую загадку. Что за дерево стоит? Ветра нет – оно дрожит. (Осина) | Фронтальная работа | Слайд №20-21 | Выдать образец древесины осины. | |||
-Что вы узнали об осине? | Сообщение ученика | См. приложение. | ||||
-Давайте сравним образцы древесины. Посмотрите на рисунок пржилок. На какие две группы можем их распределить и почему? (Рисунок с прожилками и без них). --Как назовем эти группы? Кто догадался? (Хвойные и лиственные). -Что за прожилки у хвойных пород? Почему их нет у лиственных? (Это смолистые вещества) -Сравним между собой текстуру хвойных пород. Чем она отличается? (Прожилки широкие у сосны и прожилки узкие у ели). -Сравните их же по цвету.(У сосны краснее, чем у ели) | Работа в парах под руководством учителя. | Слайд №22 | По выданным образцам. (если нет, то по слайду) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Применение древесины 3. ФИЗКУЛЬ- ТУРНАЯ МИНУТКА | -Сравните древесину лиственных пород деревьев между собой: по цвету, по плотности, по наличию волокон. (Ответы детей). | |||||
-Итак, какие свойства древесины вы можете назвать? (Горючесть, прочность, твердость, хорошая обрабатываемость) | Фронтальная работа | Слайд №23 | ||||
-Как и для чего человек использует текстуру и свойства древесины? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение и рассмотрите выставку. У каждого дома вдоль нашей деревни Раскинули ветви большие деревья. Их деды сажали своими руками Себе на потеху и внукам на память. Сажали, растили в любимом краю. Характеры дедов по ним узнаю. Вот этот путями несложными шел: Воткнул под окном неотесанный кол, И хочешь не хочешь, мила не мила, Но вот под окном зашумела ветла. На вешнем ветру разметалась ветла, С нее ни оглобли, и не помела. Другой похитрее, он знал наперед: От липы и лапти, от липы и мед. И пчелы летают и мед собирают, И дети добром старика поминают. А третий дубов насадил по оврагу: Дубовые бочки годятся под брагу. Высокая елка для тонкой слеги. Кленовые гвозди – тачать сапоги. Обрубок березы на ложку к обеду… Про все разумели премудрые деды. Могучи деревья в родимом краю, Характеры дедов по ним узнаю. (Ответы детей: в хозяйстве, быту, сувениры и пр.) -Теперь из древесины создают более 30000 самых разных видов изделий и материалов. - Подведем итог. Давайте назовем, что производят из древесины? | Фронтальная работа Фронтальная работа | Слайд № 24 Слайд №25 | Стихотворение В.Солоухина «Деревья». | |||
-Но мы должны помнить, что ЛЕС _ НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, И РАСХОДОВАТЬ ЕГО НАДО БЕРЕЖНО, С НАИБОЛЬШЕЙ ОТДАЧЕЙ. -Если вырубить все леса, может наступить экологическая катастрофа. -Помните, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев! -Вспомните правила поведения в лесу. (Беречь лес от пожара; не оставлять мусор; не ломать деревья) | Фронтальная работа | |||||
В лесу деревья в инее С иголочками синими. (Ходьба на месте, руки опущены вниз под углом, ладошки параллельны полу, как ветки у ели) А небо, словно в блестках, (Руки поднять вверх, пальчики растопырить, покрутить) Мороз кусает хлестко. (Взять себя за локти) Ветер тихо клен качает, Вправо-влево наклоняет. (руки вверх, легкие наклоны) Раз наклон, и 2 наклон, Зашумел ветвями клен. (Вращать поднятыми кверху кистями рук) | Фронтальная работа | Слайд №26 | Физминутку выучить заранее |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
4.АНАЛИЗ 5.ПОВТОРЕНИЕ | -Как вы думаете, а при обработке древесины образуются отходы? -Какие? (Опилки и стружка) -Что с ними делают? (Ответы ребят) -Их используют для получения древесно-стружечных плит .Применяют в строительстве и производстве мебели. В классе доска, шкафы, двери, парты и стулья сделаны из них. | Фронтальная работа | Слайд №27 | Поэтапный показ слайда | |||
-Вот и мы сегодня научимся создавать сувениры из опилок. Весь урок мы говорим о дереве. Его и постараемся изобразить. -Рассмотрите поделку и скажите: какие материалы и инструменты потребуются? (Коробка из-под конфет, цветной картон, опилки, клей, краски, кисти, вода). -Найдите их на рабочем месте, проверьте, все ли у вас есть? -С чего начнем работу? ( Ответы ребят) -Как закрепить опилки на бумаге? (С помощью клея). -Итак, наш ПЛАН РАБОТЫ:
| Фронтальная работа | Слайд №28 | Выставить образец | ||||
-Как нужно работать с опилками, чтобы они не попали в глаза? (Не дуть на них, чтоб не разлетелись) Не забывайте Правила рабочего человека. | Фронтальная работа | Распечатанные правила лежат на партах (см. Приложение) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
6.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7.ВЫСТАВКА РАБОТ, ОБСУЖДЕНИЕ 8.ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ | -Обратите внимание: как изображен снег и иней на деревьях на росписи мастеров ПАЛЕХА и ХОЛУЯ. -Образец повторять не нужно, изменить можно фон, силуэт дерева, форму снега. Надеюсь, что каждый внесет в свою работу что-то свое. | Самостоятельная работа в парах: сильный –слабый, индивидуальная помощь учителя. | Слайд №29 | 1.Слайд нужен на протяжении всей практической работы 2.Дополнительное творческое задание: добавить в работу зайчика, снеговика, птичку … | |||
-Давайте, ребята, разместим наши работы в нашем зимнем вернисаже. (Отметить лучшие работы) | Организация вернисажа | Место для выставки продумать и подготовить заранее. | |||||
-Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Было ли вам трудно при выполнении поделки? -Что именно вызвало у вас затруднение? -Справились ли с задачами урока? -Интересно ли было вам на уроке? -Какое у вас настроение ? | Фронтальная работа | Слайд №30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
СВЕДЕНИЯ О ДЕРЕВЬЯХ
Дуб.
Дуб растет очень медленно, зато живет до 1 000 лет. Дуб не гниет в воде. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Кора дуба содержит лекарственное вещество. А для животных и птиц – он настоящая кормушка
Ель.
Ель растет 150-200 лет, на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино. Из ели делается бумага. А для нас с вами елка – украшение нашего дома в праздник Нового года.
Береза.
Береза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Ее считают символом России. Сколько песен и стихов сложено о ней! Жить береза может до 300 лет, но она подвержена многим заболеваниям и теперь редко живет более 100-150 лет. Причиной этого могут быть сборы березового сока: через раны в коре проникают возбудители заболеваний древесины. В лесу вокруг березы можно встретить много маленьких елочек. Здесь они надежно защищены от заморозков и обжигающих лучей солнца. Из ее древесины делают фанеру, лыжи, мебель. Березовые дрова признаны лучшими. Береза дает лучший деготь- смола березы, ее используют как смазку и лекарство. Из березовой сажи изготавливают краски и чернила. Березовые почки применяются как лекарственное средство. На Руси ценили поделки из березовой коры- бересты. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому в старину делали из нее туески, лари, сшивали ладьи-лодки. Всем известны и берестяные грамоты, хранящие письмена и по сей день.
Осина.
Век осины 80-100 лет. В высоту достигает 35 м , а в ширину 70 см в диаметре. Осина примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Древесина мягкая, в воде не гниет, без сучков, легко колется. Из нее делают срубы для колодцев, фанеру, спички, паркет, пуговицы, лопаты, лыжи, ободья для колес. Дрова не дают большого жара и копоти, поэтому их используют в гончарном производстве. Из осиновой коры добывают деготь, уксус, дубильные вещества, из коры получают золу, из которой делают краску для тканей. Однолетние побеги употребляют на плетение, а древесина всегда ценилась резчиками за белизну. Используют осину и в лечебных целях.
Сосна.
-Сосна - прекраснейшее витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор. Его мы можем увидеть рядом с Юдинкой. Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. Это дерево очень любит солнце, потому его ветви только вверху, а внизу они отмирают. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосняке много грибов и ягод.
Вяз.
Это дерево проще всего узнать по листьям. Лист в основании кособокий – одна половина больше другой. Плоды – крылатые орешки округлой формы. Дерево высокое, мощное. Древесина твердая, крепкая, плохо пилится, а еще она долговечная, плохо расщепляется, ценная. Используется для изготовления мебели, колес, паркета.
ОБРАЗЦЫ СУВЕНИРА
ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА
- Работай за своим рабочим местом.
- Прежде чем начать работу, проверь – все ли материалы и инструменты на месте.
- Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.
- Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай: как сделать работу лучше.
- Кончил работу – убери свое рабочее место быстро и аккуратно.
РАБОТАТЬ НУЖНО ДРУЖНО!
Литература
Атлас-определитель « От земли до неба». А.А.Плешаков. «Просвещение».2008г.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кимлева.Москва. «Вако» .2007г.
Журнал « Лес и человек».1991г.
Журнал « Начальная школа».№6 1991г.Е.Н.Дерим-Оглу «По лесной тропинке», Э.Самсонова «Наши деревья».
Образовательные программы по технологии.
Обухова Л.А., Гаврилкина, Н.И.,БурковаТ.М. Поурочные разработки технологии: 1 класс. - М.:ВАКО, 2007.
Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 2 класс. – М,: ВАКО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку технологии "Знаменитые деревья нашей планеты"
Данная презентация знакомит детей с необыкновенными деревьями нашей планеты....
Урок-проект по технологи "Чудо-дерево" 1 класс
Урок по технологии 1 класс "Школа 2100" К уроку имеется презентация....
Урок технологии во 2 классе по теме "Чудо-дерево"
Используется методика бисероплетения...
Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"
Урок технологии в 3 классе с применением здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"
Конспект урока технологии в 3 классе "Дерево здоровья"...
Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3 классе
Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3 классе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»
Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...