Мастер - класс от воспитанницы Шиловой Анастасии
творческая работа учащихся по технологии по теме

 Очень люблю кукол, а особенно их шить и  изготавливать разным способом. Хотите я Вас научу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2up.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте, знакомится.

 Меня зовут Шилова Анастасия,

 я учусь в школе №2 в 6  классе.

В кружке «Лепка и гончарное искусство занимаюсь четвертый год.  Неоднократно являлась  участником  конкурсов всероссийского ,районного, городского

конкурса  детского творчества рисунков и поделок.

    Я  обожаю всякие куклы. У меня их достаточно много и  с удовольствием играю с ними, когда бывает свободная минутка.  В моей коллекции не хватает  кукол народов ханты и манси.  Я решила пополнить  эту  коллекцию, но не знала с чего начать. Тогда я  поделилась своими мыслями  с руководителем кружка  «Лепка и гончарное искусство», где  занимаюсь вот уже четвертый  год.  Руководитель мне предложила  написать  творческий проект  по этой теме. Я считаю, что и многим другим детям также было бы интересно  узнать о куклах  народов севера, ханты манси. Из литературы и интернета я  много нового узнала  и приступила к изготовлению кукол, и что это было очень интересно, увлекательно для меня.

     Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.

       Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. Когда становится скучно – мы играем.  Игра несет много радости и веселья. Недаром ханты говорят, что не от еды дитя растет, а от радости.  Игра и игрушки в жизни детей имеют  большое значение  (не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни).                                                                                                                        

        Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

         По сей день у хантов, манси и ненцев дети играют тряпичными куклами. У обских хантов, северных манси кукла называется «акань», а куклы юганских ханты - «пакы».
     Большие и маленькие, пестрые и однотонные, но сшитые или скрученные заботливыми руками мастера, традиционные куклы таят в себе народную мудрость поколений, простую красоту и теплоту человеческих рук. Сделанные с любовью, они хранят ее в себе и радуют зрителей.

     Сегодня я предлагаю и вам изготовить хантыйскую  куклу  «Акань».

Кукла, головка и одежда делается из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея у хантыйской куклы состоит  из целого ряда цветных полос (8 штук), у мансийской куклы  в верхней части платья кокетка (как в традиционном платье), нижняя полоска широкая, затем узкая, и через небольшой промежуток 2-3 узкие полоски.

        Платье. Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».
Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани. В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа), чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».
        Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или  розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм).              Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.
      Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» И загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя  швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером.

                   

Схемы орнаментов, которыми можно украсить платье куклы прилагаются.

    Геометрический орнамент народов ханты и манси. В названиях скрыты за стилизованные животные и предметы быта, все то, что окружает людей в повседневной жизни.

   Желаю  удачи и творческих успехов!!!! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...