Рекомендации по организации и проведению занятия «Аппликация орнамента»
методическая разработка по технологии на тему

Познакомить детей с созданием народных орнаментов; научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовую гамму; развивать чувство формы, цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_applikatsiya_ornamenta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      …Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка…                                                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

Рекомендации

по организации и проведению занятия

Тема: «Аппликация орнамента»

Цель: 

  • познакомить детей с народным творчеством, созданием народных орнаментов;
  • научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовую гамму;
  • развивать чувство формы, цвета, ритма;
  • воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: таблицы с построением орнамента, две картины – цветная и чёрно-белая.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, двойные листы из тетради, ножницы, клей, карандаш.

Изучаемые понятия: аппликация, орнамент, эскиз, ритм, элементы.

Технологическая карта занятия


п/п

Этапы занятия

Действия педагога ДО

Действия детей

1

Организационный момент.

 

 

2.

Проверка готовности детей

Сообщает, что понадобится.

Проверяют свою готовность к занятию.

3.

Сообщение темы и постановка целей занятия.

Сообщает тему и цели занятия

 

4. 

Вступительная беседа.

Орнамент-украшение. 

Ещё в глубокой древности люди рисовали на стенах пещер всё, что их окружало. Затем стали простыми рисунками украшать свою одежду, посуду. Древние народы жили в различных условиях: в лесах, горах, их окружали разные растения и животные. И рисунки, украшавшие их быт, были на них похожи. Рисунки эти чередовались в определенном ритме. Так появились национальные орнаменты. Вспомните ковры, которые вы видели во время экскурсии в музей. Каждый из них имеет очень много композиций узоров, которые состоят из отдельных маленьких фигур – элементов.

– Уточняет, как дети понимают понятия “орнамент”, “ритм”, “элементы”

Отвечают на вопросы педагога.

5.

Анализ образца.

Азербайджанский орнамент.

– Внимательно рассмотрите узор на таблице. Определите, из скольких элементов он состоит.
– Рассмотрите многоугольник. Что о нём можно сказать? Из скольких фигур он состоит?
– Как вы думаете, что можно украсить таким орнаментом?

Отвечают на вопросы педагога

6.

Опыты и наблюдения.

– Рассмотрите картины. Какая из них вам нравится больше и почему?
– Какие цветовые сочетания вы видите?
– Подумайте, какие цветовые сочетания вы будете использовать в своей работе.

- Вспомните, какие ещё сочетания встречаются в природе.

Отвечают на вопросы педагога, приводят свои примеры.

7.

Инструктаж и практическая работа.

Размеры:

Сторона квадрата – 20 мм
Диагональ второго квадрата – 15 мм
Ширина полосы – 5 мм

План работы:

1) На листке в клетку выложить эскиз.

А) провести верхнюю полосу шириной, равной стороне большого квадрата.
Б) по клеткам нарисовать весь орнамент.

2. Выполнение аппликации.

– Можно усложнить предложенный орнамент другими геометрическими фигурами или украсить его цветами.

Критерии оценки:

Правильное построение геометрических фигур;
Подбор цветовых сочетаний;
Аккуратность и правильность выполнения работы.

Выполняют аппликацию.

8.

Анализ и оценка работ.

– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что понравилось больше всего?
– Что бы хотелось изменить?
– Довольны ли полученным результатом?

Совместно с педагогом анализируют свои работы и работы своих товарищей.

9.

Уборка рабочих мест.

Осуществляет контроль.

Убирают свои рабочие места.

10.

Организация выставки

Литература

  1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.; Издательский центр “Академия”, 1999.
  2. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. Частые вопросы. Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов. М.; Просвещение, 1990.
  3. Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987.
  4. Щебылкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителя по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983. Программы общеобразовательных учреждений – 2004.
  5. Орнаменты народов мира. Практическое пособие./Сост.: сопроводительный текст С.Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькина.-СПБ. Кристалл, 1998/
  6. Щербинкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе.1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и проведению родительского собрания

Данные рекомендации я использую в своей работе, и охотно поделилась ими на заседании школьного методического обЪединения. Буду очень рада, если они пригодятся молодому специалисту....

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.

Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...

Методическая рекомендация для проведения занятий аппликацией

Материал подготовлен для занятия в кружке аппликация. Расчитан на 2 урока.На первом уроке знакомимся с новой техникой. Готовим шаблоны для работы. Рисуем эскиз работы.На втором занятии начинае воплоща...

Методические рекомендации упо организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям реб...

Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН

Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....

Методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы

Материал содержит методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы...

Рекомендации по организации и проведению занятия «Здоровье и мы»

Занятие предназначено для учащихся 4-6 классов, где можно обсудить с учащимися, что такое " здоровье", дать понятие о сторонах здоровья, проследить отношение учащихся к здоровью, обсудить возможные ме...