КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII вида 2 класс. Технология.
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему
Обучение труду во 2-м классе направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
— воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;
— воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
— ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;
— воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
— воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
— сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
— формирование знаний о различных видах ручного труда;
— ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
— обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;
— обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-м классе.
Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
— коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании обще трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
— компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
— коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 63.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
по предмету
Технология во 2 «Б» классе
2 часа в неделю, всего 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г.
Количество часов по программе 68
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Учебник: Технология Ручной труд 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург «Просвещение», 2011 г.
Обучение труду во 2-м классе направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
— воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;
— воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
— ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;
— воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
— воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
— сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;
— формирование знаний о различных видах ручного труда;
— ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
— обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;
— обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-м классе.
Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
— коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании обще трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
— компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
— коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
— взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
— неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
— замедленность обучения;
— подачу учебного материала малыми порциями;
— максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
— предварение изучения нового материала пропедевтикой;
— руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
— подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;
— подбор доступных для работы поделочных материалов.
Во 2-м классе коррекционной школы VIII вида учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с при родными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».
Работа с глиной и пластилином. Во 2-м классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал (l-я четверть); применение глины для изготовления посуды (2-я четверть); применение глины для изготовления скульптуры (з-я четверть). В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники осваивают как новые приёмы их обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в l-м классе (скатывание, сплюшивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Так же происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.
Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.
Работа с природными материалами. Во 2-м классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с разными видами природных материалов, их свойствами и применением (листья, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объёмных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заострёнными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объёмных композиций (макетов).
Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты) и др.
Работа с бумагой и картоном. Во 2-м классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке (l-я четверть). Также новым для учащихся 2-го класса на уроках труда является освоение приёмов разметки бумаги с помощью линейки (з-я четверть). Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в l-м классе. Содержание про граммы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур (l-я четверть) и форм сложной конфигурации (2-я четверть). Все шаблоны, образцы которых представлены в рабочей тетради, заранее заготавливаются учителем. Особое внимание во 2-м классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приемы: «сгибание с угла на угол», «сгибание пополам», «совмещение углов и сторон с опорными точками», «деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги», «сгибание по типу гармошки». Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: «надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «разрез по длинной линии», «вырезание по кругу». Продолжают осваивать способы: «симметричное вырезание» и «тиражирование деталей».
Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта: пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.
Работа с текстильными материалами. Во 2-м классе содержание данного раздела углубляется за счёт включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая верёвка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении (З-я четверть). В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приёмами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве смёточным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов дети повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В l-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).
Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.
Определяющими требованиями в содержании обучения должна быть учебно воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Содержание учебного материала, предусмотренного программой 2-го класса, направлено на расширение и закрепление знаний и умений учащихся, полученных в l-м классе, способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Школьники знакомились со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобрели некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получили первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим во 2-м классе трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.
Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровье сберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.
Учебно-методический комплекс.
Программа
- Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение
Учебник:
- Л. А. Кузнецова «Технология: Ручной труд: 2 класс», учебник. М.: «Просвещение», 2011г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Зав. учебной частью__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Математика.
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Математика....
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Ручной труд.
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Ручной труд....
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Гигиена и самообслуживание.
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Гигиена и самообслуживание....
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Изобразительное искусство.
Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Изобразительное искусство....
Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
КТП составлено в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII вида 2 класс
Коррекционно- развивающая деятельность во 2 классе....
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII вида 2 класс
КТП русский язык 2 класс школ VIII ВИДА...