Рабочая программа потехнологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii_po_programme_pnsh_4_klass.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Приказ от_______ №_____
___________/Макаренко С.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Уровень общего образования (класс):
начальное общее 4 класс
Количество часов : 34 в год (1 час в неделю)
Учитель: Сокол Лариса Юрьевна
Программа разработана на основе
Авторской программы по технологии Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Б.Мылова М.:Академкнига, 2010г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека впреобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность
- контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
- сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
- чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
- моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
- поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника (соседа по парте);
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
- осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
3.Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
В 4 классе на изучение систематического курса «Технология» отводится 34 часа (1 час в неделю), предусмотрены 4 контрольные работы по четвертям, на региональный компонент отводится 7 часов (РК).
4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».
Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.
Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.
Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».
В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).
Четвертый раздел – «Практика работы на компьютере»,предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.
Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Искусственные материалы
Бумага и картон
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере
Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч)
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
5.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Вид и дата контроля |
1 | Работа с разными материалами | 6 | К/р | |
2 | Работа с тканью | 4 | ||
3 | Работа с разными материалами | 5 | К/р | |
4 | Работа с тканью | 2 | ||
5 | Работа с разными материалами | 8 | К/р | |
6 | Работа с конструктором | 3 | ||
7 | Работа с глиной | 1 | ||
8 | Проекты | 2 | ||
9 | Практика работы на компьютере | 3 | К/р | |
Итого: | 34 |
6.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Тема | Вид деятельности, технология | Образовательные ресурсы | Вид контроля (текущий, тематический, итоговый) | Примечание (домашнее задание) |
Работа с разными материалами- 6 часов | ||||||
1 РК | Ваза для осеннего букета Подставка из пластиковых ёмкостей | Наблюдение и исследование свойств материалов, характеристика основных требований к изделию | Уч. с.6-7 | Текущий | С.6-7 | |
2 | Аппликация из соломки | Моделировать несложное изделие, реализовать замысел, структурировать то новое, что открыто и освоено на уроке. | Уч. с.8-9 | Текущий. | С.8-9 | |
3 РК | Осадкомер Контрольная работа № 1 по теме: «Брошь из фольги» | Наблюдение и использование свойств материалов, способов их отработки. Выполнение работы. | Уч.с.11 | Текущий. | С.11 | |
4 | Каркасные модели из проволоки Брелок из проволоки | Исследование свойств металлов : разметка по шаблону, разрезание ножницами, скручивание проволоки. Контроль над выполнением. | Уч. с.25-26 ПК | Текущий | С.25-26 | |
5 | Головоломка Игрушка-перевёртыш | Размечать, вырезать, выполнять рицовку, осуществлять контроль за выполнением изделия. | Уч. с. 14 ПК | Текущий | С.14 С.15-16 | |
6 РК | Ремонт книг Декоративные композиции из нитяных колец | Обсуждение приёмов выполнения ремонта книг, беседа, контроль выполнения | Уч. с. 17-18 | Текущий. | С.17-18 | |
Работа с тканью-4часа | ||||||
7 | Кукла –марионетка Анишит-Йокоп Кукла-марионетка Летучая мышь | Беседа, раскройка ткани по выкройкам | Уч. с.27-28 | Текущий | С.27-28 | |
8 | Кукла –марионетка Анишит-Йокоп Кукла-марионетка Летучая мышь | Сшивание деталей | Уч. с. 27-28 | Текущий. | С.27-28 | |
9 | Кукла-марионетка Анишит-Йокоп Кукла-марионетка Летучая мышь | Сшивание деталей | Уч. С.27-28 | Текущий. | С.27-28 | |
10 | Кукла-марионетка Анишит-Йокоп Кукла-марионетка Летучая мышь | Сшивание деталей, анализ работ. | Уч. с. 27-28 | Текущий | С.30-32 | |
Работа с разными материалами-5часов | ||||||
11 РК | Лепка декоративного рельефа Маски из бумаги | Беседа, выполнение работы из пластической массы солёного теста, выбор варианта рельефа по рисунку. | Уч. с.33-34 ПК | Текущий. | С.33-34 | |
12 | Игрушки-гармошки | Беседа, разметка по эскизу деталей игрушки, выполнение работы | Уч. с.35-38 ПК | Текущий. | С.35-38 | |
13 | Игрушки-гармошки | Выполнение работы | Уч. с. 35-38 | Текущий. | С.35-38 | |
14 | Игрушки-гармошки Подвеска из пенопласта | Выполнение работы, анализ работ. | Уч. с. 35-38 | Текущий. | С.35-38 | |
15 | Бусы из бумаги по технике оригами Контрольная работа №2 по теме: «Новогодние фонарики» | Создание мыслительного образа конструкции, соблюдая приёмы безопасного труда, выполнение работы. | Уч. с. 39-40 ПК | Текущий | С.39-40 | |
Работа с тканью -2часа | ||||||
16 | Футляр из ткани | Беседа, моделирование несложного изделия | Уч. с.50-51 | Текущий | С.50-51 | |
17 РК | Футляр из ткани | Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда | Уч. с. 50-51 | Текущий. | С.50-51 | |
Работа с разными материалами-8часов | ||||||
18 | Игрушки из бумаги | Беседа, выбор варианта игрушки, составление плана работы, выполнение | Уч.с.52-55 | Текущий | С.52-55 | |
19 | Игрушки из бумаги | Выполнение и анализ работ. | Уч.с.52-55 | Текущий | С. 52-55 | |
20 РК | Оформление изделий вышивкой простым крестом | Беседа, выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда. | Уч.с.56-58 ПК | Текущий | С. 56-58 | |
21 | Оформление изделий вышивкой простым крестом | Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда. | Уч.с.56-58 | Текущий | С.56-58 | |
22 | Оформление изделий вышивкой простым крестом Ремонт одежды | Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда, анализ готовых изделий. | Уч.с. 56-58 | Текущий | С.56-58 | |
23 | Декоративное панно Контрольная работа № 3 по теме: «Ремонт одежды». | Исследование свойств бумаги, разметки по шаблону, соблюдение техники безопасности, выполнение работы. | Уч.с.59-61 | Текущий | С.59-61 | |
24 | Декоративное панно | Выполнение и анализ работ. | Уч.с.59-61 | Текущий | С.59-61 | |
25 | Нитяная графика Поздравительная открытка | Беседа, соблюдение техники безопасности, выполнение работы. | Уч.с.62-63 ПК | Текущий | С.62-63 | |
Работа с конструктором-3 часа | ||||||
26 | Сборка моделей транспортирующих устройств | Беседа по теме, обсуждение различий ременных передач, сбор модели по готовой схеме. | Уч.с. 68 | Текущий | С.68 | |
27 | Сборка моделей транспортирующих устройств | Характеристика основных требований к изделию. Выполнение работы. | Уч.с.68 | Текущий | С. 68 | |
28 | Сборка моделей транспортирующих устройств | Выполнение и анализ готового изделия | Уч.с.68 | Текущий | С. 68 | |
Работа с глиной- 1 час | ||||||
29 РК | Фигурки из глины | Беседа по теме, пошаговое выполнение работы. | Уч.с.69-70 | Текущий | С. 69-70 | |
Проекты- 2часа | ||||||
30 | Проект коллективного создания макета села Мирного | Проектировка изделия, создание образа в соответствии с замыслом. | Уч.с.71-74 | Текущий | С. 71-74 | |
31 | Проект коллективного создания макета села Мирного | Проектировка изделия, создание образа в соответствии с замыслом, выполнение проекта, анализ. | Уч.с.71-74 | Текущий | С. 71-74 | |
Практика работы на компьютере- 3часа | ||||||
32 | Электронный текст. Работа с текстом на компьютере. | Применять правила безопасной работы на компьютере. Использовать технические устройства и компьютерные программы для работы с текстом. | Уч.с. 84-85 ПК | Текущий | С.84-85 Иллюстрирование текста | |
33 | Текстовый редактор Работа с документом | Осуществлять ввод текста с клавиатуры, редактирование, форматирование, сохранение текста. | Уч.с. 86-90 ПК | Текущий | С. 86-90 | |
34 | Редактирование электронного текста Форматирование электронного текста Контрольная работа №4 по теме: «Редактирование и форматирование электронного текста» | Осуществлять ввод текста с клавиатуры, редактирование, форматирование, сохранение текста. Выставление полей, абзацев, отступов, нумерация, маркировка . | Уч.с.91 | Текущий | С.90 |
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
-Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Материально-техническое обеспечение:
- экранно-звуковые пособия:
1.проектор
2.экран
3.ПК
4.диски с аудио и видео записями
1.сайт www. school.ru
2.сайт www. учитель.ru
- демонстрационные пособия:
1.таблицы
2.карточки
3.Глобус
4.Карта Ростовской области
8.Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные, предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки
зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с
общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в
предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические
знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или
собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять
известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять
свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций
(с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,
задания; проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит
технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит
технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать
факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых
явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
(средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
- составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
- Система оценки планируемых результатов
- Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
- При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
отметка | критерии |
«5» | -полностью усвоил материал; -умеет изложить его своими словами; -самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
«4» | -в основном усвоил учебный материал; -допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; -подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. |
«3» | -не усвоил существенную часть учебного материала; -допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; -затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; -слабо отвечает на дополнительные вопросы. |
«2» | -почти не усвоил учебный материал; -не может изложить его своими словами; -не может подтвердить ответ конкретными примерами; -не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. |
«1» | -полностью не усвоил учебный материал; -не может изложить знания своими словами; -не может ответить на дополнительные вопросы учителя. |
- При выставлении обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывается результат наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
отметка | критерии |
«5» | -тщательно спланирован труд и рационально организованно рабочее место; -правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; -изделие изготовлено с учетом установленных требований; -полностью соблюдались правила техники безопасности. |
«4» | -допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -в основном правильно выполняются приемы труда; -работа выполнялась самостоятельно; -норма времени выполнена или не довыполнена 10%-15%; -изделие изготовлено с незначительными отклонениями; -полностью соблюдались правила техники безопасности. |
«3» | -имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -отдельные приемы труда выполнялись неправильно; -самостоятельность в работе была низкой; -норма времени не довыполнена на 15-20%; -изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; -не полностью соблюдались правила техники безопасности. |
«2» | -имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -неправильно выполнялись многие приемы труда; -самостоятельность в работе почти отсутствовала; -норма времени не довыполнена на 20-30% -изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; -не соблюдались многие правила техники безопасности. |
«1» | -не планировался труд, неправильно организовано рабочее место; -неправильно выполнились приемы труда; -отсутствует самостоятельность в работе; -крайне низкая норма времени; -изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований; -не соблюдались правила техники безопасности. |
- Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ.
отметка | критерии |
«5» | -творчески планируется выполнение работы; -самостоятельно и полностью используются знания программного материала; -правильно и аккуратно выполняется задание; -умело используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства. |
«4» | -правильно планируется выполнение работы; -самостоятельно используется знания программного материала; -в основном правильно и аккуратно выполняется задание; -используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства. |
«3» | -допускаются ошибки при планировании выполнения работы; -не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; -допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание; -затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. |
«2» | -не могут правильно спланировать выполнение работы; -не могут использовать знания программного материала; -допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание; -не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. |
«1» | -не могут спланировать выполнение работы; -не могут использовать знания программного материала; -отказываются выполнять задания. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________ /Костюкова Е.А./
МБОУ Новониколаевской ООШ _________ 2014 года
от______ 2014 года №_____
__________ /Дрозд Т.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа потехнологии 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа потехнологии 2 класс фгос школа россии
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе пример...