Рабочая программа по технологии 3 класс "Гармония"
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
Программа предназначена для учителей начальных классов по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по технологии | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и авторской программы Н.М. Конышевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012: учебно-методический комплект «Гармония») в соответствии с ООП НОО МБОУ Куйбышевской СОШ.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов ( восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и прочего через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности, содержание получаемого образования по предмету не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство - как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу, в содержании изучаемого материала учитывается личностный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Учебный курс «Технология» интегрирует в себе как рационально-логические, так и змоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источник сырья с учётом экологических проблем; деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в дели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Основная тема программы третьего класса — «Человек - Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения — это росы о стиле проектируемых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии, в 3 классе предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение предмета.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается за счет часов обязательной части учебного плана школы:
-общее количество часов в год- 35;
Количество часов в неделю- 1.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
Наименование разделов учебной программы | характеристика основных содержательных линий | Универсальные учебные действия |
Формы и образы природы - образец для мастера (9 ч) | Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров- силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера. | Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Распределять общий объем работы. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. |
Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч) | Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля. | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный образ изделия. |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч) | Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке. | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Рассматривать и анализировать образцы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
От мира природы - к миру вещей (5 ч) | Чудесный материал - соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей. | Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. |
Подготовка к выполнению проекта (4 ч) | Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. |
Перечень контрольных работ и направлений проектной деятельности
1 четверть
-защита проекта по теме «Формы и образы природы - образец для мастера»-23.10.2014
2 четверть
-защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия»-25.12.2014
3 четверть
-защита проекта по теме «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля»-19.03.2015
4 четверть
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация - защита проекта «Город (село), в котором удобно и приятно жить».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля | ||||||||||
Тема урока | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||
1 четверть- 9 часов Раздел 1. Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч) | ||||||||||||||||
1 | 04.09 | Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. | 1 | Познакомиться с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году, учебником и рабочими тетрадями. Обсудить содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы. Учиться выполнять практическую работу по инструкции. | Работать с информацией (учебником). Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги. Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам). | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Анализировать образцы изделий, рисунки, схемы. Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной и материализованной форме. Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. | Фронтальная беседа. | |||||||||
2 | 11.09 | Компьютерные технологии на службе человека (при наличии условий для работы с компьютером). | 1 | Познакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере. | Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о своем опыте работы на компьютере. Обсуждать вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнять отдельные упражнения в работе на компьютере. | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (тексты, рисунки, схемы). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. | Фронтальный опрос. | |||||||||
3 | 18.09 | Образы природы в оригами. Изделия: фигурки курицы, голубя. | 1 | Познакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Рассказывать об этапах работы по графической инструкции. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения. | Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | Фронтальный опрос, контроль выполнения практических действий. | |||||||||
4 | 25.09 | Образы природы в оригами. Изделия: маски зайца, кролика. | 1 | Познакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Решат ь задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Умение читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы. Изготавливать маски кролика и зайца по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения. | Воспринимать и анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
5 | 02.10 | Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате. | 1 | Познакомиться с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений. Освоить технологию вырезания силуэтов из бумаги. Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий. Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов. | Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений. Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате в соответствии с правилами их создания. Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и произведениям искусства. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
6 | 09.10 | Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги). Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе. | 1 | Познакомиться с декоративно-художественными особенностями коллажа. Освоить технологию изготовления коллажа из бумаги и ткани. Анализировать способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани. | Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Обсуждать варианты работы с товарищами. Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости в технике коллажа. | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Создавать мысленный образ (замысел) композиции. Прогнозировать композиционное решение в соответствии с замыслом. Планировать работу и выполнять ее по плану. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
7 | 16.10 | Отражение природных форм в изделиях человека. Лепка животных по наблюдениям. Формы природы в бытовых вещах. | 1 | Закрепить способы пластического изображения животных в процессе лепки. Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике. Совершенствовать способы лепки из целого куска пластилина. | Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы. Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа. Создавать однофигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
8-9 | 23-30.10 | Образы природы в изделиях из бисера. Цветы и другие изделия из бисера. | 2 | Познакомиться с технологией изготовления изделий из бисера. Расширить знания и представления о передаче разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Упражняться в самостоятельном составлении схем изделий из бисера. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Слушать объяснения учителя, воспринимать инструкции и выполнять работу в соответствии с ними. Обсуждать и аргументировать возможные варианты работы. Изготавливать изделия из бисера по инструкции и образцам. | Воспринимать учебную информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий, схемы и инструкции. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение декоративно-художественного образа изделия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Защита проекта по теме «Формы и образы природы - образец для мастера» | |||||||||
2 четверть- 7 часов Раздел 2. Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч) | ||||||||||||||||
1 | 13.11 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Открытка с окошком. | 1 | Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради. Освоить новые приемы работы. | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком. Выполнять построение прямоугольной заготовки - основы открытки. Изготавливать открытку. | Воспринимать и анализировать информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать средства художественной выразительности в изделии. Принимать учебную задачу. Проектировать выразительное декоративно-художественное изделие. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
2 | 20.11 | Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Фигурная открытка. | 1 | Освоить новые способы работы. Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки в рабочей тетради. | Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления фигурных открыток. Осваивать новые приемы работы. Изготавливать открытку. | Воспринимать и анализировать учебную информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Принимать учебную задачу. Создавать в воображении выразительный художественный образ; проектировать декоративно-художественное изделие на образной основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
3 | 27.11 | Упаковка. Связь упаковки и предмета. Упаковка для подарка «Домик». | 1 | Строить прямоугольник с помощью угольника, читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания. | Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Решать задачи на создание адекватного образа подарочной упаковки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом. Выполнять работу по созданию декора упаковки. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу. Читать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз). Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
4 | 04.12 | Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета. Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка из бумаги. | 1 | Выявить функции упаковки, осмыслить единство упаковки и вещи. Познакомиться с новыми приёмами обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Выполнить работу по созданию декора упаковки с учетом формы и функции изделия. | Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом. Подбирать материалы и выполнять декор изделия в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу. | Создавать мысленный образ будущего изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения творческой работы. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Проявлять смекалку, изобретательность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
5 | 11.12 | Разметка деталей с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | 1 | Познакомиться с приемами работы с циркулем. Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки; в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки. Решать творческие задачи. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки. Изготавливать фонарик по образцу и по инструкции. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
6 | 18.11 | Разметка деталей с помощью циркуля. Звезда на новогоднюю ёлку. | 1 | Повторить и закрепить приемы работы с циркулем. Выполнить чертежно-графические работы с помощью циркуля. Решать задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Решать творческие задачи. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую инструкцию. Выполнять построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Изготавливать звезду по образцу и по инструкции. | Анализировать текстовую и графическую информацию, творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать варианты изделия и их конструкцию. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
7 | 25.12 | Настольная карточка. | 1 | Уточнить представления о единстве формы и функции в вещах. Упражняться в подборе конструктивных и декоративно-художественных средств в соответствии с творческим замыслом. Конструировать и изготавливать дополнительные декоративные детали. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы и графическую инструкцию в учебнике. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. Выполнять построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Изготавливать настольную карточку в соответствии с заданием. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Контроль выполнения практических действий. Защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия» | |||||||||
3 четверть- 10 часов Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч) | ||||||||||||||||
1 | 15.01 | Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани. | 1 | Расширить и закрепить понятия и представления о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы. Обсуждать информацию. Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради. Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Прогнозировать использование материалов, отвечающих назначению изделия, делать аргументированный выбор. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
2 | 22.01 | Кухонная прихватка. Сборка изделия. | 1 | Познакомиться с приёмом выполнения шва «строчка». Повторить и закрепить прием выполнения шва «вперед иголку». | Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку». Осваивать приемы сшивания деталей из ткани. Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
3 | 29.01 | Кухонная прихватка. Отделка изделия. Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник). | 1 | Выявить связь между формой и функцией изделия, узнать о стилевой гармонии и способах ее достижения в предметной среде. Выполнить эскизы изделий в соответствии с творческим замыслом. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Вносить коррективы и дополнения в эскизы изделий, предложенные в рабочей тетради. | Анализировать образцы. Осуществлять творческий поиск, выдвигать проектные идеи, направленные на достижение поставленной цели и желаемого результата, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Проявлять проектно-исследовательские умения. Аргументированно обосновывать проектный замысел, выслушивать и оценивать идеи одноклассников. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
4 | 05.02 | Грелка на чайник. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани. | 1 | Совершенствовать приемы изготовления простейшей выкройки. Упражняться в разметке деталей и раскрое ткани. | Анализировать образцы изделий. Изготавливать выкройку, производить разметку и раскрой ткани в соответствии с инструкцией и собственным замыслом. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата (замысла). Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
5 | 12.02 | Грелка на чайник. Сборка изделия. | 1 | Повторить прием выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». Освоить новые приемы работы. | Читать инструкцию. Выполнять сшивание деталей изделия, используя освоенные приемы работы. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
6 | 19.02 | Грелка на чайник. Отделка изделия. | 1 | Экспериментировать с отделкой изделия. Освоить новые приёмы работы. | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать и обсуждать информацию о вариантах отделки изделия. Выполнять отделку изделия в соответствии с правилами и собственным замыслом. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
7 | 26.02 | Обложка для книги (ткань). Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани. Сшивание изделия. | 1 | Познакомиться с новыми приемами работы с тканью. Повторить и закрепить приемы выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». | Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Осваивать новые приемы работы. Сшивать обложку. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
8 | 05.03 | Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия. | 1 | Познакомиться с новыми приемами работы с тканью. Повторить прием выполнения шва «через край». Освоить новые приемы работы. | Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Обрабатывать край обложки, используя освоенные швы. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
9 | 12.03 | Стебельчатый шов. Монограмма. | 1 | Познакомиться со стебельчатым швом, его назначением и способом выполнения. Освоить прием выполнения стебельчатого шва. Упражняться в выполнении стебельчатого шва, в рисовании монограмм. | Рассматривать и изучать образцы вышивок стебельчатым швом. Воспринимать информацию о назначении и выполнении стебельчатого шва. Рассматривать, анализировать образцы монограмм, обсуждать правила их создания. Выполнять эскиз собственной монограммы. Вышивать монограмму на ткани стебельчатым швом. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий; делать умозаключения о возможных вариантах их создания. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Выполнять работу в соответствии с инструкцией. Создавать в воображении образ декоративно-художественного изделия в соответствии с правилами. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
10 | 19.03 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. Записная книжка в мягкой обложке. | 1 | Анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями. Освоить прием сшивания тетради «в три прокола». | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением. Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежно-измерительных инструментов. Выполнять сшивание тетради в три прокола. Решать художественно-конструкторские задачи. Осваивать приемы работы с фальц -линейкой, шилом и канцелярским ножом. Изготавливать записную книжку в мягкой обложке. | Планировать порядок действий. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Фронтальный опрос. Защита проекта «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля» | |||||||||
4 четверть -9 часов Раздел 4. От мира природы - к миру вещей (5 ч) | ||||||||||||||||
1-2 | 02-09.04 | Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки. | 2 | Освоить приемы работы с соломенными трубками. Определить закономерности создаваемых конструкций, выбрать наиболее целесообразные и рациональные способы работы. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в работе с соломкой. Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать закономерности создания устойчивых конструкций. Планировать последовательность операций. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
3 | 16.04. | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. | 1 | Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемы работы с деталями механического «Конструктора». Упражняться в сборке подвижных и неподвижных соединений. | Рассматривать и анализировать образцы изделия. Определять принцип действия узлов конструкций и механизмов, подбирать наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать сооружения из разных материалов по вариативным образцам. | Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изделия в соответствии с технической задачей. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
4 | 23.04. | Мини-проект: творческое конструирование (дизайн-проект сооружений с 4подвижным и неподвижным соединением деталей). | 1 | Обобщить и систематизировать полученные знания о различных видах конструкций и способах соединения деталей в изделии, приемах обработки материалов. Выполнить эскизы вариантов изделия. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать изделие по собственному замыслу. | Анализировать и сравнивать образцы - аналоги изделий; делать необходимые обобщения и выводы. Создавать в воображении мысленный образ изделия, адекватный поставленной задаче. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов ее достижения. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
5 | 30.04 | Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. | 1 | Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами. Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка). | Читать, слушать, обсуждать информацию об использовании человеком «секретов» природы в своих изделиях. Рассматривать образцы технических устройств. Изготавливать макет ракеты из разных материалов. | Воспринимать, анализировать и усваивать новую информацию. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении образ изделия в соответствии с учебной задачей; проектировать собственное произведение. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
Раздел 5. Подготовка к выполнению проекта (4 ч) | ||||||||||||||||
6 | 07.05 | Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. | 1 | Выполнять расчеты, чертежно-графические работы. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Изготавить макеты проектных изделий из соответствующих материалов. | Читать, слушать, обсуждать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать и обсуждать образцы- аналоги, репродукции и фотографии конструкций, сервизов, предметов окружающего мира. Придумывать предметы с требуемыми свойствами. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с проектным замыслом по выбранной теме. | Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении предметы с требуемыми свойствами, проектировать собственное изделие. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. | Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий. | |||||||||
7-8 | 14.05. 21.05 | Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы - к миру вещей». | 2 | Рассмотреть и обсудить образцы, репродукции и фотографии предметов окружающего мира. Создать эскизы сервизов или технических сооружений в соответствии с проектной задачей. | Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно- графические работы. | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы. | Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 3-го года обучения. | |||||||||
9 | 28.05 | Подведение итогов года. Промежуточная аттестация - защита проекта «Город( село), в котором удобно и приятно жить». | 1 | Обменяться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. | Подведение итогов года. Выставка работ. | |||||||||
Итого за год: 35 часов |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учений / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1, 2 / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Электронно-программное обеспечение
- компьютер
- выход в Интернет
Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:
- наборы цветной бумаги для аппликации, картон, линейка, фальцлинейка, ткань, пластилин, швейные нитки, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, пластмассовый «Конструктор», гуашь;
- инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
В результате освоения курса «Технология» у третьеклассников будут сформированы предметные, личностные результаты, а также метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности;
-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
-представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
-понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с ми- природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У третьеклассников могут быть сформированы:
-устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
-привычка к организованности, порядку, аккуратности;
-адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
-чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
-самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в учебнике, дидактическом материале и пр.;
-руководствоваться правилами при выполнении работы;
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
-понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
-самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Третьеклассник научится:
- использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально- этические ориентации).Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа; -
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
-культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
- способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
- самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
- создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
- Критерии оценки знаний и умений учащихся
- При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
- Оценка «5»
- - полностью усвоил учебный материал;
- - умеет изложить его своими словами;
- - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Оценка «4»
- - в основном усвоил учебный материал;
- - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- - подтверждает ответ конкретными примерами;
- - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Оценка «3»
- - не усвоил существенную часть учебного материала;
- - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- - слабо отвечает на дополнительные вопросы.
- Оценка «2»
- - почти не усвоил учебный материал;
- - не может изложить его своими словами;
- - не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
- Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
- Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
- Оценка «5»
- - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- - изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- - полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка«4»
- - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- - в основном правильно выполняются приемы труда;
- - работа выполнялась самостоятельно;
- - норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- - изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- - полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка «3»
- - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- - отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- - самостоятельность в работе была низкой;
- - норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- - не полностью соблюдались правила техники безопасности.
- Оценка «2»
- - имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб
- - неправильно выполнялись многие приемы труда;
- - самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- - норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- - не соблюдались многие правила техники безопасности.
Промежуточная аттестация в конце 3-го года обучения проходит в форме защиты проекта по теме «Город(село), в котором удобно и приятно жить».
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
• Актуальность проблемы
• Корректность методов исследования
• Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
• Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
• Умение аргументировать свои заключения, выводы
• Эстетика оформления проекта
КАРТА ОЦЕНКИ проекта
ФИО учащегося _______________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
Тема работы __________________________________________________________
1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования
1.1. Проблема
Понимает проблему | 1 балл |
Объясняет выбор проблемы | 2 балла |
Назвал противоречие на основе анализа ситуации | 3 балла |
Назвал причины существования проблемы | 4 балла |
Сформулировал проблему, проанализировал ее причины | 5 баллов |
1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель | 1 балл |
Задачи соответствуют цели | 2 балла |
Предложил способ убедиться в достижении цели | 3 балла |
Предложил способы решения проблемы | 4 балла |
Предложил стратегию | 5 баллов |
1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом | 1 балл |
Определил последовательность действий | 2 балла |
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы | 3 балла |
Обосновал ресурсы | 4 балла |
Спланировал текущий контроль | 5 баллов |
1.4. Оценка результата
Сравнил продукт с ожидаемым | 1 балл |
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу | 2 балла |
Предложил критерии для оценки продукта | 3 балла |
Оценил продукт в соответствии с критериями | 4 балла |
Предложил систему критериев | 5 баллов |
1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт | 1 балл |
Рассказал, как будет использовать продукт | 2 балла |
Обосновал потребителей и области использования продукта | 3 балла |
Дал рекомендации по использованию продукта | 4 балла |
Спланировал продвижение или указал границы применения продукта | 5 баллов |
Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)
2. Работа с информацией (количество новой информации использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы | 1 балл |
Называет пробелы в информации по вопросу | 2 балла |
Назвал виды источников, необходимые для работы | 3 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 4 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников | 5 баллов |
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод | 1 балл |
Привел пример, подтверждающий вывод | 2 балла |
Сделал вывод и привел аргументы | 3 балла |
Сделал вывод на основе критического анализа | 4 балла |
Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными | 5 баллов |
Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____
3. Оформление работы
Не соблюдает нормы | 1 балл |
Неточное соблюдение норм | 2 балла |
Соблюдает нормы, заданные образцом | 3 балла |
Использует вспомогательную графику | 4 балла |
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства | 5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___
4. Коммуникация
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме | 1 балл |
Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 балла |
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент | 3 балла |
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы | 4 балла |
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы | 5 баллов |
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы | 1 балл |
Развернутый ответ | 2 балла |
Привел дополнительную информацию | 3 балла |
Привел объяснения или дополнительную информацию | 4 балла |
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы | 5 баллов |
4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы | 1 балл |
Назвал сильные стороны работы | 2 балла |
Назвал слабые стороны работы | 3 балла |
Указал причины успехов и неудач | 4 балла |
Предложил способ избегания неудач | 5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________
5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид | 1 балл |
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения | 2 балла |
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности | 3 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения | 4 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески | 5 баллов |
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
6. Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы предлагаем использовать
следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
проектных работ учащихся
Фамилия и имя учащегося | Тема работы | Критерии оценки проекта | Сумма баллов | Перевод сумм баллов в оценочные нормы | ||||||||||||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта исследования | Работа с информацией | Оформление работы
| Коммуникация | Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом | Дизайн, оригинальность представления результатов | 85% и выше | 71%-84% | 50%-70% | ||||||||
Максимальное количество баллов по критериям | 56-65 | 46-55 | 33-45 | |||||||||||||
25 | 10 | 5 | 15 | 5 | 5 | 65 | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
- Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
- Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
- Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50%, оценивается как неудовлетворительная.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Куйбышевской СОШ ___________________ФИО
от 28.08.2014 №1 (подпись)
_________ ______________ 29.09.2014
(подпись руководителя МС, ФИО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...