РАЗРАБОТКА КУРСА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗЛАТОШВЕЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по технологии по теме

Александрова Екатерина Сергеевна
 

Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе и с вышивкой.  Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zlatoshveyka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

         

               ДЕТСКИЙ ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ САНАТОРИЙ «ПЕТРОДВОРЕЦ»

                     РАЗРАБОТКА КУРСА ЗАНЯТИЙ

                  КРУЖКА «ЗЛАТОШВЕЙКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО                     ВОЗРАСТА

Воспитатель: Александрова Е.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

 Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям младшего школьного возраста.

Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения, в том числе и с вышивкой.  Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В случае с вышивкой это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера( необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа занятий может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.

 В процессе внеклассных занятий по вышивке дети закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами как ножницы, иглы, наперсток.

Вышивание требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

 В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, у детей воспитываются нравственно-волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

Внеклассные занятия вышиванием способствуют развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, как удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях по вышиванию в частности и рукоделию в целом можно значительно расширить и углубить знания о народных умельцах, особенностях русской вышивки, значении элементов, применяемых в русской вышивке.

 Цель занятий.

Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта трудовой деятельности.

Задачи занятий.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данных занятий 6-9 лет.

Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

Занятия в кружке  проводятся 1 раз в неделю, с группой не более 10 человек.  Это объясняется тем, что во время учебного года у детей каждый день проводится самоподготовка, что оставляет мало времени для занятий. Большинство детей на выходные дни забирают родители, что затрудняет опять же проведение занятий.

Занятия проводятся в банный день, когда дети не идут на прогулку. Что позволяет провести и самоподготовку и кружок.

Продолжительность занятий составляет 40 – 50 минут. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки..

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Формы проведения итогов реализации занятий:

- выставки детских работ в санатории;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, другим детям);

-  творческий отчет воспитателя;

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.

Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приемы:

- наблюдение;

- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

- показ образца;

- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

 Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

Кусочки трикотажного полотна разных размеров.

Карандаши (на каждого ребенка) простые.

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

План сетка курса занятий на кружке «Златошвейка».

№ занятия

Перечень тем

Количество занятий

Теоретич.

Практич.

1.

2.

          3.

       4-5.

       

         6.

         7.

         8-9.

        10-13.

       14-17.

       18-19.

       20-21.

Сентябрь.

Выставка работ – готовых вышивок, выполненных ранее обучавшихся детей, сотрудниками санатория.

Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.

Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва.

                              Октябрь.

Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение.

Теоретическое + практическое занятие.

Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. Пооперационная карта.

Практическое занятие. Шов «строчка». Использование модели шва.

Ноябрь.

Практические занятия. Шов «строчка». По выбору детей.

Декабрь.

Практическое занятие. Вышивание «Снеговик». Шов «строчка».

Январь.

Теоретическое + практическое занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона».

Практическое занятие. Вышивание салфетки «Подарок маме». Шов «строчка».

1

1

         0,5

        0,5

1

1

2

1

0,5

          2

          4

4

1,5

2

                План сетка курса занятий на кружке «Златошвейка».

№ занятия

Перечень тем

Количество занятий

Теоретич.

Практич.

22-25.

26.

         

      27-29.

       

        30.

       

         

     31-33.

         

         

     

    34-35.

    36-37.

       

Февраль.

Практическое занятие. Вышивание салфетки «Подарок маме». Шов «строчка».

Март.

Завершение вышивания салфетки «Подарок маме». Анализ результатов.

Теоретическое и практическое занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.

                               Апрель.

Теоретическое и практическое занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление.

Практическое занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей. Использование пооперационных карт.

                                  Май.

Теоретическое и практическое занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Использование модели пришивания пуговицы.

Теоретическое и практическое занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.  

                                            ВЫСТАВКА РАБОТ.

0,5

0,5

0,5

         

          0,5

          0,5

4

         0,5

         2,5

0,5

3

1,5

1,5

Краткое описание тем.

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету .

7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.

8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

10-13 занятие. Практические занятия. Шов строчка. Вышивание по выбору детей.

14-17 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

18-19 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

20-21 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

22-25 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.

26 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

27-29 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

30 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

31-33 занятие. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей: помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт.

34-35 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

36-37 занятие. Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

Cписок используемой литературы

1. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону, 2004.

2. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

3. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. — № 3.

4. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.

5. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.

 

Список литературы для учащихся

1. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Конспект итогового занятия по информатике для детей младшего школьного возраста на тему" Информатика"

Занятие направлено на закрепление знаний в игровой форме по теме информатика. ...

Разработка по теме: "Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста"

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема формирования ответственности у детей в младшем школьно...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...