Рабочая программа по технологии для 1 класса. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

Власова Татьяна Юрьевна

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И, Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tekhnologii_1b_klass.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Ю.Власова        2013-2014 учебный год        Технология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И, Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения предмета «Технология»:

  • приобретение личного опыта как основы познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

В качестве основных задач, решаемых при изучении курса «Технология» выделяются:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
  • формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
  1. внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
  2. умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  3. коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своими; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  4. первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
  5. первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации, её передачи, преобразования, хранения информации, а также навыков использования компьютера;
  6. творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, сформируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

На изучение технологии в первом классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).

учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Давайте познакомимся

3

2

Человек и земля

20

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

Резерв

1

ИТОГО

33

содержание программы

1.        Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т.п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2.        Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3.        Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНИКА

Особенностью курса «Технология» является неразрывная её связь с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся с основными сферами деятельности человека на земле, в воздушном пространстве, на воде и информационном пространстве; с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем, в России и мире, логикой развития культуры труда, основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества; учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведённые в технологическую плоскость:

  • от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;
  • обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное как делать;
  • обучение планированию всех видов деятельности от самообслуживания до составления проекта;
  • знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;
  • осмысление всех действий в триединстве  «человек—природа—техника».

Первый раздел учебника «Давай познакомимся» — вводный. Он открывается обращением авторов к учащимся — «Здравствуй, дорогой друг!», которое знакомит учащихся с героями книги Аней и Ваней и даёт краткое описание того, что будет изучаться на уроках. Учащиеся начинают путешествие по страницам учебника «Технология» (тема путешествия будет иметь продолжение и развитие в учебниках следующих классов).

Вначале ученики знакомятся с особенностями построения учебника и критериями оценки выполнения изделия. Критерии оценки вводятся по трём основаниям: время, сложность и качество выполнения изделия. В дальнейшем на плашке с названием проекта или изделия авторы будут при помощи специальных знаков (изображений гирьки и циферблата) указывать предполагаемые затраты времени на его выполнение и степень сложности. В конце работы над проектом или изделием ученик будет иметь возможность соотнести оценку, предложенную авторами, со своими реальными возможностями. Данный приём позволяет формировать адекватную самооценку качества выполнения изделия. На этом же уроке дети выполняют задание «Моя анкета», в ходе работы над которым они учатся слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

На втором уроке ученики знакомятся с понятиями «материалы», «инструменты», «приспособления», а также правилами организации рабочего места в зависимости от выбранного для изделия материала.

На третьем уроке первого раздела дети осмысляют на предметно-практическом уровне значение термина «технология» и работают с «цветком умений».

Остальные четыре раздела раскрывают содержание программы курса.

В ходе изучения раздела «Человек и земля» (18 тем) учащиеся знакомятся с основными видами деятельности человека на земле (земледелием, уходом за животными, строительством, изготовлением посуды, шитьём одежды и др.), осваивают приёмы работы с пластичными материалами, бумагой, природными материалами, конструктором, способы пришивания пуговиц, а также правила безопасной работы с ножницами, клеем, шилом, иглой.

В разделе «Человек и вода» (3 темы) происходит осмысление значения воды в жизни человека и растений. Ученики знакомятся с видами водного транспорта, осваивают правила ухода за растениями.

В разделе «Человек и воздух» (3 темы) учащиеся узнают о способах использования ветра человеком.

В разделе «Человек и информация» (3 темы) дети узнают о способах получения и передачи информации при помощи знаков и символов, составляют схему безопасного маршрута от дома до школы, знакомятся с понятием «шифр», с устройством и возможностями использования компьютера.

СТРУКТУРА ТЕМЫ УЧЕБНИКА

Материал темы (урока) чётко структурирован, что позволяет реализовать идею от замысла до воплощения, разделив весь процесс на составные части.

Каждая тема включает такие элементы, как:

  • название темы;
  • новый материал, вводимый через диалоги героев книги Ани и Вани, которые знакомят с теоретическим материалом, объясняют правила и незнакомые понятия, предлагают алгоритмы действий, после завершения работы советуют оценить выполненное изделие (данный методический приём — введение героев — повышает интерес ребёнка к обучению: его учит ровесник, которому ребёнок желает подражать);
  • описания заданий, проектов, изделий. В курсе технологии ребёнок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности, играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Поэтому на каждом уроке дети выполняют либо практическое задание, либо одно-два изделия, либо проект, предполагающий работу над несколькими изделиями.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ (ИЗДЕЛИЯМИ) В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ

Работа по выполнению проекта строится на основе «Вопросов юного технолога» (см. с. 21 учебника), которые помогают ученику поставить цель, определить последовательность действий, проверить себя, продемонстрировать итоги своей работы.

Под проектом традиционно понимается единство замысла и его реализации. Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

1)        подготовительный этап (определение цели, постановка задач, определение ресурсов). После определения цели проекта требуется составить чёткий, конкретный план работы. В учебнике алгоритм выполнения изделия в текстовой и слайдовой форме представлен под заголовком «План работы». Необходимо также обсудить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в проектной деятельности она наиболее продуктивна. Учитель должен помочь учащимся распределить роли, обозначить, кто что будет делать;

2)        реализация проекта (обсуждение и выбор материалов и инструментов для работы, самостоятельное выполнение плана, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы). Проанализировав план работы, учащиеся приступают к его выполнению. Они выбирают материалы, инструменты, повторяют правила и приёмы работы с инструментами и материалами. Так как обучение учащихся происходит в ходе практической работы, необходимо предоставлять им максимум самостоятельности, помогая, а не выполняя вместо них ту часть работы, которая им по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли и мышления ребёнка. При этом нужно позаботиться о том, чтобы процесс труда вызывал у детей положительные эмоции (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т.п.);

3)        презентация результатов проекта. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы в виде листа в папку достижений;

4)        оценка результатов проекта (значимость работы, определение, где и как можно будет использовать изделие, соблюдение плана и последовательности операций, правильность  использования  материалов  и  инструментов, эстетика изделия, активность участников, характер общения и взаимопомощь при выполнении работы, презентация работы). Презентация результатов проекта и их оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка для детей б—7 лет является относительным понятием и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению. В ходе оценки проекта учащиеся отвечают на следующие «Вопросы юного технолога»: «Что нового вы узнали? Что нового научились делать? Как вы это сделали? »

Как видим, обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребёнка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребёнок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями её достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри собственной учебной деятельности.

Для достижения положительного результата необходимо мотивировать учащихся на создание проекта. Так как в процессе работы проектом параллельно решается задача речевого развития, необходимо обсуждать с детьми замысел, цель, план и образец работы, а в конце обсудить выполненное изделие. Всё это поможет учащимся осознать важность их труда, включиться в игру с изготовленными ими самими изделиями, а главное - послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков, речи и познавательных процессов. С этой же целью можно предложить детям рассказать кому-нибудь (например, родным или другу), как проходила работа над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось.

Учителю надо помнить, что в ходе занятий по изготовлению доступных ребёнку изделий, необходимо развивать его глазомер, мелкие мышцы руки, необходимые практические умения и навыки. Кроме того, нужно учить ребёнка подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Всё это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребёнка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Общим, материально выраженным итогом обучения в 1 классе может стать презентация папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно. Целесообразно в конце года на итоговый урок пригласить родителей, которые смогли бы порадоваться успехам и достижениям своих детей.

В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, гофрированного картона, пластилина, природного материала, ткани и ниток, конструктора. При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

  • как можно меньше изобразительной деятельности ребёнка, как можно больше конструкторской;
  • несколько творческих заданий на уровне создания вариантов изделия при общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;
  • знакомство детей с природой и возможностями использования её богатств человеком;
  • ознакомление учащихся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • в ходе практической работы знакомство со способами разметки (на глаз и по шаблону), раскроя (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывания пальцами (бумага), сборки (на клею, на пластилине), украшения (аппликация из бумажных деталей и природных материалов), лепки (пальцами шара и других форм).

Выполнение заданий потребует от ребёнка определённых умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развёртки деталей, шаблоны, необходимые для создания изделий, которые ребёнок должен вырезать, а затем склеить. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу интереснее и продуктивнее.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» в 1 классе понадобятся:

•        материалы:

  • тонкая цветная бумага,
  • тонкий и толстый (гофрированный) картон,
  • пластилин,
  • масса для моделирования,
  • цветные нитки (мулине),
  • бисер,
  • кисточки,
  • клей ПВА,

•        инструменты  и  приспособления:

  • ножницы с закруглёнными концами лезвий,
  • линейка 30 см (деревянная или пластмассовая),
  • выдвижной резачок (острый перочинный нож),
  • карандаш (М или ТМ),
  • стек (заострённая деревянная или пластмассовая палочка),
  • прочная нитка для разрезания пластилина,
  • клеёнка (или плотная бумага).

В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по описанной выше схеме. Но важно помнить, что приведённые поурочные разработки являются примерными и учитель может использовать собственные разработки или модифицировать разработки этого пособия по своему усмотрению. Несмотря на то что материал представлен в учебнике в определённом порядке, его подачу можно изменить. В случае если объём работы велик для учащихся, задание можно распределить на два занятия.

В помощь учителю в УМК включены дополнительные материалы, которые позволят разнообразить формы и информационное наполнение учебной работы. Количество работ и материалов для поделок в тетради и учебнике превышает необходимое. Это позволяет учителю творчески подойти к уроку (например, заменить практическую работу с учётом тем национально-регионального компонента и т.д.), внести в работу изменения в соответствии с условиями преподавания, особенностями природного и социального окружения школы, реальным оснащением учебного процесса и т.д. В настоящем методическом пособии приведены описания вариантов работы с УМК, включая материалы учебника, рабочей тетради и электронного приложения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса «Технологии» первоклассник научится:

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
  • выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
  • демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений:

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный и здоровый образ жизни;
  • объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • -добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений.

Основы культуры труда, самообслуживания:

  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность;
  • анализ предлагаемой информации, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Конструирование и моделирование:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.

Практика работы на компьютере:

  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в первом классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа;
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведётся безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключаются в следующем:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

«Портфель достижений» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, отражающие его интересы; лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области; продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в предложенной ниже Таблице достижения предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.


Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по технологии в первом классе

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Умения и навыки

Фамилия, имя учащегося[1]

Основы культуры труда, самообслуживания

Самостоятельно организовывает свое рабочее место

Анализирует образец (задание) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию, технологическую карту

Способен планировать выполнение задания

Способен контролировать качество работы, выполненной самостоятельно (либо в группе)

Вносит изменения в план выполнения задания, корректирует его по ходу работы

Технология ручной обработки материалов

Использует способы соединения деталей: неподвижный (клейстер/клей и нитки), подвижный (нитки, детали конструктора)

Выполняет разметку по шаблону

Применяет приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла)

Подбирает доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей

Конструирование и моделирование

Анализирует устройство изделия: выделяет детали, их форму, определяет взаимное расположение, виды соединения деталей

Способен решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей

Изготавливает несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям

Работа на ПК

Соблюдает безопасные приёмы труда, пользуется персональным компьютером для доступного поиска необходимой информации

Способен использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами


ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск СО-РОМ), авторы С.А. Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А. Мотылева.
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. - М.: Просвещение, 2012.

РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ:

  1. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1-4 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Е.Н, Тюшкина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
  6. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. ~- (Качество обучения).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
  • создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения: формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).

Демонстрационные и печатные пособия

  • Магнитная доска.
  • Таблицы демонстрационные «Технология обработки ткани», «Виды швов».
  • Таблицы демонстрационные «Технология обработки бумаги и картона».
  • Таблицы демонстрационные «Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами)».
  • Альбомы демонстрационного и раздаточного материала: коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
  • Наборы муляжей «Овощи», «Фрукты».

Учебно-практическое оборудование

  • Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
  • Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
  • Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.
  • Заготовки природного материала.
  • Наборы металлического конструктора.

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс (по возможности).
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран размером 150 х 150 см.
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема и тип

урока (страницы учебника)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия

(УУД)

личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть

Давайте познакомимся (3 часа)

1

03.09.

Как работать с учебником?

Я и мои друзья.

(УИНМ)

Уч.: С. 5 – 7

Р. т.: С. 4 – 5

Что надо знать и уметь, чтобы стать мастером?

Что изучают на уроках технологии?

Цель: ознакомить с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям.

Условные и

графические

обозначения,

анкета.

Учащиеся научатся

ориентироваться в

учебнике и рабочей

тетради, записывать

символами информацию

(заполнять анкету).

Контролировать свою деятельность по

ориентированию в учебнике и рабочей

тетради.

Освоение знаний о содержании предмета, об условных и графических обозначениях, умение получать информацию в знаковой форме.

Уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

Понимать

значимость

предмета

«Технология» в

жизни.

2

10.09.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы на уроках технологии.

(Комбинированный урок)

Уч.: стр. 8-10

Р. т.: С. 6 – 9

С какими материалами мы будем работать на уроках?

Какие инструменты нам потребуются?

Как сделать работу безопасной?

Материалы,

инструменты.

приспособления, свойства

материалов.

Учащиеся научатся

различать и называть инструменты и приспособления, организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.

Принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности.

Систематизировать знания о материалах и инструментах, осваивать способы организации рабочего места.

Слушать учителя, задавать вопросы, с целью уточнения информации.

Понимать

значимость

организации

рабочего места

и соблюдения правил безопасности.

3

24.09

Что такое технология. Человек, природа, техника. Профессии.

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 11-12

Что такое технология?

Что вокруг нас сделано руками человека и создано природой?

Какие существуют профессии

Технология, профессия, орудия труда.

Учащиеся узнают о видах деятельности человека.

Оценивать качество и уровень усвоения знаний.

Соотнесение связи человека с природой и предметным миром.

Слушать учителя и сверстников, вступать ними в диалог.

Понимать роль трудовой деятельности в развитии общества

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Человек и земля (21 ч)

4

01.10.

Природный

материал.

Изделие: Аппликация

из листьев.

(УИНМ)

Уч.: С. 14-46

Р. т.: С. 10-11

Что такое природные материалы и материалы, созданные человеком?

Аппликация,

пресс,

природные материалы.

план

выполнения

работы.

Учащиеся научатся

заготавливать при-родный материал и подготавливать его к работе, выполнять поделку из природного материала.

Анализировать изделия, планировать последовательность его изготовления.

Обобщать известную информацию.

Слушать учителя и сверстников.

Соблюдать

правила

безопасного и здорового образа жизни

5

08.10.

Пластилин.

Работа с природным

материалом.

Изделие: «Мудрая сова».

(Комбинированный урок)

Уч : С. 22 – 23

Р. т.: С. 16 – 17

Какими свойствами обладает пластилин и что из него можно

сделать?

Пластилин,

приемы

работы, эскиз,

сборка,

отделка,

разметка.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином.

Последовательно выполнять работу,

контролируя свою деятельность по готовому плану.

Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.

Работать в паре.

Принимать и осваивать роль обучающегося,

Оценивать свою работу.

6

15.10.

Пластилин.

Изделие: Аппликация из пластилина

«Ромашковая

поляна».

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 17 – 21

Р. т.: С. 16 – 17

Какие инструменты и приспособления нужны для

работы с пластилином?

Композиция.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином.

Последовательно выполнять работу,

контролируя свою деятельность по готовому плану.

Принимать учебную задачу, анализировать порядок действия при выполнении практической работы.

Работать в паре.

Принимать и осваивать роль обучающегося,

Оценивать свою работу.

7

22.10.

Растения.

Получение и

сушка семян.

(УИНМ)

Уч.: С. 24 – 27

Р. т.: С. 12 – 13

Как вырастить

растение?

Земледелие.

Учащиеся научатся

получать семена

растении.

Определять последовательность

промежуточных целей с учетом конечного результата.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Сотрудничать с одноклассниками.

Понимать зна-чимость расте-ний и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

8

29.10

Проект «Осенний урожай». Лепка.

«Овощи из пластилина».

Изделие: «Овощи из пластилина»

(Урок-проект)

Уч.: С. 28 – 31

Какие садовые

и огородные

растения мы

знаем?

Проект,

композиция.

Учащиеся научатся

приемам работы с

пластилином.

Определять последовательность

промежуточных целей с учетом конечного результата.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Сотрудничать с одноклассниками.

Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека.

II четверть

9

12.11.

Бумага.

Изделие: «Волшебные фигуры»

(УИНМ)

Уч.: С. 32 – 37

Р. т.: С. 14

Из чего и как делают бумагу?

Какими свойствами обладает бумага?

Берёста,

волокно.

Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шабло-ном, усвоят безопас-ные приемы работы с ножницами, закрепят навыки разрезания бумаги

ножницами.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.

Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда.

10

19.11.

Бумага.

Изделие: «Закладка

для книги»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 32 – 39

Р. т.: С. 15

Какие инструменты нужны для работы с бумагой?

Шаблон,

симметрия,

правила

безопасной

работы.

Учащиеся научатся организовывать рабочее место для работы с бумагой, работать с шабло-ном, усвоят безопас-ные приемы работы с ножницами, закрепят навыки

разрезания бумаги ножницами

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем, приведенных в учебнике. Слушать друг друга, понимать позицию партнера, контролировать свои действия при совместной работе.

Проявлять положительное отношение к предмету, соблюдать гигиену учебного труда.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

11

26.11.

Насекомые. Работа с пластилином и природным материалом. Изделие: «Пчелы и соты».

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 40 –41

Где живут пчёлы и какую пользу они приносят  человеку?

Пчеловод,

улей.

Учащиеся научатся приемам работы с пластилином, соединять детали при помощи пластилина.

Планировать свою деятельность.

Осуществлять поиск информации.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Понимать

Значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним.

12

03.12.

Дикие животные.

Работа с пластили-ном. «Лисята».

Изделие: коллаж «Дикие живот-ные».(Урок-проект)

Уч.: С. 42 – 45

Где живут дикие звери?

Приносят ли они человеку пользу?

Что такое коллаж?

Коллаж.

Учащиеся научатся новым приемам лепки из пластилина, составлять коллаж.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Выполнять поиск информации.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество (проектная деятельность).

Понимать

Значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к ним.

13

10.12.

Новый год. Проект «Украшаем класс

к новому году». Работа с бумагой. Изделие: «Украшение на елку»

(Урок-проект)

Уч.: С. 46 – 47

Что такое праздник?

История

празднования

Нового года.

Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.

Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.

14

17.12.

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Работа с бумагой. Изделие:

«Украшение на окно»

(Урок-проект)

Уч.: С. 48 – 49

Как украсить класс к празднику?

Виды

новогодних

украшений.

Учащиеся научатся новым приемам работы с бумагой, изготавливать новогодние украшения.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению, давать оценку качества и уровня усвоения.

Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

15

24.12.

Домашние животные. Работа с пластилином. Лейка домашнего любимца. Изделие: «Котенок»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 50 – 51

Кто живёт рядом с нами? Когда приручили животных?

Профессии, связанные с животными.

Учащиеся научатся различать домашних  животных, новым приемам работать с пластилином.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. Слушать учителя, одноклассников.

Понимать значимость животных, осознавать необходимость бережного отношения к природе.

III четверть

16

14.01.

Такие разные до-ма.

Изделие: «Домик из веток».

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 52 – 56

Р. т.: С. 18

Кто где живёт?

Жилище,

макет, гофрированный картон.

Учащиеся научатся делать макет дома из гофрированного картона.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Выполнять задания в учебнике, рас-ширять пространственные представ-ления, создавать объемные изделия.

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Ориентировать-ся на оценку результатов собственной деятельности.

17

18

21.

01.

Посуда. Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «Чашка»,

«чайник»,

«сахарница».

(Урок-проект)

Уч.: С. 57 – 61

Р. т.: С. 18

Чем отличается убранство современного дома от убранства русской избы? Для чего нужна посуда?

Виды посуды.

Учащиеся научатся новым приемам лепки, познакомятся с правилами сервировки стола, правилами поведения за столом.

Прогнозировать результат, опреде-лять последовательность промежу-точных целей с учетом конечного результата. Относить предмет к группе на основе заданного призна-ка. Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнеров.

Проявлять положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

19

28.01.

Свет в доме. Работа с бумагой

и картоном. Изделие: «Торшер».

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 62 – 65

Р. т.: С. 19

Какие

существуют

осветительные

приборы?

Старинные и

современные

способы

освещения

жилища.

Учащиеся научатся вырезать детали круглой формы.

Последовательно выполнять рабо-ту, контролируя свою деятельность по готовому плану.

Анализировать изделия, планиро-вать последовательность его изготовления.

Слушать учителя, задавать вопро-сы, с целью уточнения информации.

Ориентировать-ся на оценку результатов собственной деятельности.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

20

04.02.

Мебель.

Работа с бумагой и картоном. Изделие: «Стул»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 66 – 68

Р. т.: С. 20 – 21

Какую функцию

выполняет

мебель? Кто её придумывает?

Предметы

мебели,

дизайнер.

Учащиеся научатся размечать детали из бумаги, пользоваться копировальной бумагой.

Последовательно выполнять рабо-ту, контролируя свою деятельность по готовому плану. Анализировать объект с целью выделения признаков, изменять дизайн, добавлять украшающие детали.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ориентировать-ся на оценку результатов собственной деятельности.

21

18.02.

Одежда. Ткань. Нитки.

Изделие: «Кукла из ниток»

(УИНМ)

Уч.: С. 69 – 73

Р. т.: С. 22 – 23

Из чего шьют

одежду?

Как получают

ткань и нитки?

Ткань,

выкройка, модель.

Учащиеся научатся выполнять поделку из ниток.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике. Сравнивать свойства материалов, использовать знаки, символы, приведенные в учебнике.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.

Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде.

22

25.02.

Учимся шить. Выполняем швы. Изделие: «Закладка с вышивкой»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 74 – 77

Р. т.: С. 24

Зачем нужно

уметь шить? Какие

инструменты нужны для шитья?

Игла,

наперсток,

шов,

правила безопасной работу с иглой.

Учащиеся научатся выполнять простейшие швы.

Самостоятельно выполнять работу,

ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество на каждом этапе работы.

Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков.

Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.

Ориентировать-ся на оценку результатов собственной деятельности.

23

04.03.

Учимся шить. «Пришиваем пу-говицу с двумя отверстиями».

(Комбинированный урок)

Уч.: С.  78 – 79

Р. т.: С. 22 – 23

Как правильно пришить пуговицу?

Способы пришивания пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.

Учащиеся научатся пришивать пуговицы.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учеб-нике, контролируя качество на каждом этапе работы. Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.

С вниманием относиться к своему внешнему виду.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

24

11.03.

Учимся шить. Изделие: «Медвежонок»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 80 – 81

Р. т.: С. 25

Как правильно пришить пуговицу?

Способы пришивания пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.

Учащиеся научатся пришивать пуговицы.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учеб-нике, контролируя качество на каждом этапе работы. Анализировать объекты труда, с выделением их существенных признаков. Воспринимать речь учителя, вступать в учебный диалог.

С вниманием относиться к своему внешнему виду.

25

18.03.

Передвижение по земле. Работа с конструкто-ром. Изделие: «Тачка».

(УИНМ)

Уч.: С.  82 – 88

Р. т.: С. 26

Как человек передвигается по земле

Виды наземного

транспорта, конструктор, детали, приёмы соединения деталей.

Учащиеся научатся приемам работы с конструктором, выполнять изделия из деталей конструктора.

Планировать и последовательно выполнять работу.

Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение, высказывать свою точку зрения.

Овладение культурой поведения и общения.

IV четверть

Человек и вода (3 часа)

26

01.04.

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.

Проращивание

семян.

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 90 – 95

Р. т.: С. 27

Без чего не

могут прожить

человек и

растение?

Значение воды в жизни человека и растений, рассада.

Учащиеся научатся производить осадку семян.

Составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать выводы. Осуществлять поиск информации в учебнике.

Вступать в коллективное учебное

сотрудничество.

Проявлять интерес к  окружающему миру ,понимать необходимость бережного отношения к воде.

27

08.04.

Питьевая вода.

Выполнение

макета из бумаги

и природного

материала.

Изделие: «Колодец»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 96 – 97

Откуда

появляется

вода в нашем

доме?

Питьевая вода, колодец,

макет.

Учащиеся научатся делать макет колодца.

Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.

Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения.

Проявлять интерес к  изучению окружающего мира.

28

15.04.

Передвижение по

воде. Проект: «Речной флот»

Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».

(Урок-проект)

Уч.: С. 98 –  102

Р. т.: С. 28 – 29

Как человек передвигается по воде?

Виды водного транспорта,

оригами.

Учащиеся научатся различать виды водного транспорта, вы поднять изделия из бумаги.

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, проговаривать в слух последовательность производимых действий. Формулировать ответы на вопросы учителя. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять интерес к  изучению окружающего мира.

Человек и воздух (3 часа)

29

22.04.

Использование

ветра.

Конструирование

из бумаги.

Изделие: «Вертушка»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 104 – 106

Р. т.: С. 29

Где используется сила ветра?

Флюгер.

Учащиеся научатся выполнять изделие «Вертушка»

Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы.

Соблюдать последовательность

технологических операций.

Строить понятные речевые высказывания,

вступать в учебный диалог.

Проявлять интерес к  изучению окружающего мира.

30

06.05.

Полеты птиц.

Аппликация

Изделие: «Попугай»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 107 – 109

Р. т.: С. 29

Как отличить птиц от зверей?

Приносят ли птицы пользу?

Мозаика.

Учащиеся научатся

выполнять мозаику в новой технике.

Вносить необходимые дополнения и коррективы: в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона.

Осуществлять поиск информации.

Задавать вопросы на понимание и уточнение, допускать существование

различных точек зрения.

Понимать, что охрана природы – это дело каж-дого человека, соблюдать ос-новные мораль-ные нормы поведения.

31

13.05.

Полеты человека. Работа с бумагой в технике «оригами» Изделия: «Самолет»,

«Парашют»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 110 – 114

Р. т.: С. 30

На чём летает человек?

В иды летательных

аппаратов,

оригами

Учащиеся научатся проводить эксперимент с бумагой и делать выводы.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона. Владеть логическими действиями сравнения,

анализа.

Работать в группе.

Адекватное эмоциональное отношение к сверстникам.

32

20.05.

Способы общения.

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке»,

«Зашифрованное письмо»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 116 – 119

Где и как можно получить

информацию?

Глина,

код,

шифр.

Учащиеся научатся использовать различные способы и материалы для передачи всевозможной информации.

Ориентироваться в информационном пространстве.

Понимать вопросы, в соответствии с ними строить ответы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникационной деятельности.

33

27.05.

Важные телефонные номера. Правила движение.

Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

Компьютер.

Изделие: «Важные телефонные номера»

(Комбинированный урок)

Уч.: С. 120 –  124

Р. т.: С. 31

Как можно передавать информацию?

Кто придумал компьютер?

Для чего нужен компьютер?

Что такое Интернет?

Правила дорожного движения,

Дорожные знаки, Телефон службы

спасения.

Компьютер.

Интернет.

Учащиеся научатся ориентироваться в информации различного вида.

Учащиеся научатся находить источники информации в Интернете.

Ориентироваться в информационном пространстве.

Получать и сохранять информацию в

знаковой форме.

Обмениваться мнениями, слышать сверстников во время обсуждения. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств.

Участвовать в совместной учебной работе.

Проявлять интерес к информацион-ной и коммуникационной деятельности. Адекватно оценивать собственные учебные достижения на основе выделенных критериев.


[1] По усмотрению учителя можно вписать фамилии учеников ,а можно закодировать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии - 1 класс ("Школа России")

ТЕХНОЛОГИЯ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Роговцева Н.И., Аващенкова С.В. Технология.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 к...

Рабочая программа по технологии. 1 класс. Школа России

Рабочая программа по технологии к учебнику Н.И.Роговцевой для 1 класса содержит календарно - тематическое планирование по новому ФГОС....

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России"

Содержание1.Пояснительная записка.2. Место предмета в базисном учебном плане.Общая характеристика учебного предмета.Содержание программы.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 клас...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Школа России" составлена  в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....