Урок труда в 3 классе. Работа с природным материалом: заяц.
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему
Изготовление фигурки зайца из спилов дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya._doc.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое образовательное учреждение
«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект урока
по трудовому обучению
в 3 классе
Работа с природным материалом: макет «Зайцы».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Фрихерт Галина Ивановна
с. Большие Уки – 2012 год
Тема урока. Работа с природным материалом: макет «Зайцы».
НРК. Стихотворение Т.Белозёрова «Заяц».
Цель урока. Изготовление фигурки зайца из природного материала.
Задачи урока.
Обучающие. Закрепление навыков работы с природным материалом при изготовлении фигурки зайца из спилов дерева.
Развивающие. Развитие умения ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, действовать по плану, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Развитие связности высказываний, работать над навыками аргументированного изложения своих мыслей.
Коррекционные. Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие произвольного внимания при планировании и выполнении работы. Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные. Умение работать самостоятельно и в совместной деятельности, умение высказывать оценочное суждение о самостоятельной деятельности по полученным результатам.
Тип урока. Комплексное практическое занятие.
Оборудование.
Таблица «Чему будем учиться на уроке?»;
композиция из природного материала (лес);
иллюстрации для словарной работы по стихотворению;
стихотворение Т. Белозерова «Заяц»;
фото зайца-беляка и зайца-русака;
образец — фигурка зайца, изготовленного из спилов дерева
спилы разных диаметров и разной формы,
столярный клей,
пластилин,
желуди,
семена подсолнечника,
критерии оценки готового изделия на карточке.
Подготовительная работа.
1. Словарная работа с незнакомыми словами, встречающимися в стихотворении Т.Белозерова «Заяц», проведена на уроках развития устной речи по теме «Сезонные изменения в природе зимой».
2. Беседа о жизни животных зимой на уроках развития устной речи.
3. Элементы композиции «В зимнем лесу» подготовлены учащимися во внеурочное время
4. Чтение литературных произведений о зайцах, просмотр фильма о жизни зайцев организовано во внеурочное время.
5. Изготовление фигурки птицы из спилов дерева.
Ход урока.
Этап урока, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
онный этап (приветствие, организация внимания школьников) | 1. Встаньте дружно, поприветствуем гостей улыбкой. А теперь садитесь и с усердием трудитесь! - Чему будем учиться на уроке труда? (таблица «Чему будем учиться на уроке?» на доске слева) | Приветствие гостей. Ответы по таблице (обсуждать, наблюдать, догадываться, работать руками, делать выводы, получать удовольствие от работы) |
II. Вводная беседа (Обеспечить мотивацию учения учащихся, актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)) | 1. Беседа - Ребята, любите ли вы гулять в лесу? - Почему вам нравятся эти прогулки? ИТОГ. Во время прогулок мы наблюдаем много интересного в жизни живой и неживой природы. 2.Предлагаю рассмотреть композицию (лес) и дать название. - В этом лесу очень пусто без обитателей. Предлагаю оживить лес и поселить в нем жильцов. -Отгадайте, кто будет жить в этом лесу? Серый маленький зверюшка, Косоглазый длинноушка. И попробуй догони. Ну-ка, кто он, расскажи? (заяц) 3. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы изготовим зайцев из природного материала. -В нашей местности обитают зайцы-русаки и зайцы-беляки. (фото на стене возле доски). 4. Познакомимся со стихотворением «Заяц», которое написал Омский поэт, наш земляк, Тимофей Белозеров. а) словарная работа (иллюстрации на обратной стороне доски) индевелый лес — покрыт инеем; куржак — иней или обледенение, заледенелая корка на снегу (в речи народов Сибири); озимь — озимый посев, зерно засеивают осенью, всходы зимуют под снегом. б) Чтение стихотворения с демонстрацией иллюстраций Шорохами, звоном куржака Разбудило зайца беляка... Боязно и холодно бедняжке, Голодно ему — не до игры! - В голубом заснеженном овражке Поглодал он ивовой коры. Осмелев, размялся по немногу, Обежал заиндевелый лес, Пересёк проезжую дорогу И в зелёной озими исчез. 4. Работа по стихотворению. -Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему? ИТОГ. -Как вы думаете, обрадуется заяц, если у него будет компания из таких зайчиков? | Ответы детей. Рассматривают, дают название, например: «В лесу», «Лес зимой», «Зимняя полянка» и др. Дети ознакомлены с данными словами заранее на уроке Р.Р. по теме «Сезонные изменения зимой» Прослушивание Ответы детей. |
III. Ориентировка в задании (установить полноту и осознанность восприятия изделия, анализ объекта и условий, необходимых для изготовления изделий) | 1. Демонстрация готового изделия: заяц, изготовленный из спилов дерева (пронести по классу) 2. Анализ образца - Рассмотрите внимательно. - Подумайте, что можно рассказать о данном изделии? 3. Анализ условий работы (наличие материалов, заготовок, приспособлений, инструментов: спилы разных диаметров и разной формы, желуди, столярный клей, кисточки, пластилин, семена подсолнечника). | Самостоятельный анализ образца (1 гр.) или с помощью наводящих вопросов учителя (2 гр.). Проверка организации рабочего места. |
IV. Планирование работы (обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост.работы) | 1. Вопросы учителя - Я предлагаю рассказать последовательность изготовления изделия по предметно-операционному плану. (Выставляю карточку и предлагаю учащимся рассказать по ней последовательность изготовления каждой операции). а) Соединим голову и туловище с помощью клея, плотно сожмем спилы и подождем, пока клей высохнет. б) Примерим фигурку к полянке и приклеим. Прижимая рукой, подождем, пока клей высохнет. в) Для изготовления лапок мы используем жёлуди без шапочки. Вынем ядро и разделим на 2 половинки. На гладкую поверхность нанесем клей и приклеим на подставку: одна лапка — после головы, вторая — на уровне туловища. г) Уши зайчика изготовим из бумаги и приклеим на голове. д) Хвостик зайца изготовим из бумаги. Для этого сомнем бумагу руками — в виде шарика и наклеим на место хвоста. е) Оформим мордочку: на голову приклеим глаза из семян подсолнечника, для носа скатаем шарик из пластилина. Фигурка зайца готова. 2. Гимнастика для кистей рук «Лесная история» - Выбежали зайцы на поляну. Прыг-скок. Прыг-скок. -Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. -Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. - Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. 3. Критерии оценивания готовых изделий (на доске справа ): правильность изготовления, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний, | Ответы детей. Опрос детей 1 группы (1 ребенок) и 2 группы (1 ребенок) Дети барабанят подушечками пальцев по парте. Дети мягко нажимают на подушечки пальцев. Покачивания кистями рук из стороны в сторону. Ударами сразу всех пальцев рук имитируют заячьи прыжки. |
V. Практическая работа (обеспечить совершенство вание умений и навыков работы с природным материалом и формирование умений самостоятель но применять их.) | 1.Правила техники безопасности с клеем. (таблица на стенде справа от доски) 2. Практическая работа. В ходе работы рекомендую обращать внимание на образец и план работы для сравнения изделий. Индивидуальная помощь детям 2 и 3 группы. Советы, рекомендации, поощрения, помощь. 3. Физкультминутка. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал - Зайка прыг — и ускакал. | Самостоятельное выполнение работы Сопровождается движениями детей. |
VI. Отчет о проделанной работе (выявление уровня усвоения знаний и способов действий) | 1. Словесный отчет учащихся о проделанной работе. - Какое изделие изготовили на уроке? - Расскажите последовательность изготовления по плану. | Сначала отчет учащихся 1 группы, затем 2 группы |
VII. Оценка качества выполненной работы (проверка глубины осознанности, самоконтроля, развитие у учащихся способности к оценочным действиям) | 1. Критерии оценки: сравнение готовых изделий с образцом: правильность изготовления, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. 2. Выставление оценок. 3. Поселили готовые фигурки зайцев на композиции. 4.Заключительная беседа. -Как вы думаете, о чем могут беседовать зайцы, собравшись на лесной поляне? 5. Чему учились на уроке труда? (таблица «Чему будем учиться на уроке?» на доске слева) | Оценивание работ учащимися, отмечая достоинства и недостатки изделий своих и одноклассников. Ответы детей. Ответы по таблице (обсуждали готовые работы, наблюдали за работой одноклассников, догадывались получится ли фигурка зайца у каждого из вас, работали руками, делали выводы о получали удовольствие от работы) |
VIII. Итог урока (дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся) | 1. Отмечаю работу класса, хорошо потрудившихся детей. Благодарю за сотрудничество. 2. Рефлексия. - Кому из вас было интересно на уроке? 3. У нас получилась очень красивая зимняя композиция. Хочется, чтобы эту красоту увидели и другие дети. Оставим на выставку детского творчества. 3. Порядок на рабочем месте. | Выставка работ учащихся |
Литература
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.:Просвещение, 1991, стр.131.
- Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. - М.:Айрис пресс, 2004, стр.15
- Жидкова
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы.. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009, 192 с.
- Белозеров Т. -Подснежники. - Омское издательство, 1984, стр.110
- Самые любимые сказки. - Минск: Харвест, 2007, стр 76.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. - Самара: корпорация «Федоров», изд «Учебная литература», 2005, стр.70.
- Геронимус Т.М. Я все умею делать сам: учебник по трудовому обучению для 1 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 128с.
- Геронимус Т.М. Я все умею делать сам: учебник-тетрадь по трудовому обучению для 3 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2003, 144с.
- Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992, 188с.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителя. Под редакцией В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1983, 208с.
Примерные вопросы для беседы
- Почему зайца называют косоглазым?
Глаза расположены по бокам мордочки, заяц может видеть, что делается впереди, сбоку и сзади.
- Вы согласны с мнением, что зайчишка — трусишка?
(Заяц осторожен. Он убегает от опасности. Но если хищная птица его настигает, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.)
- Назовите рассказы и сказки о зайцах, которые вы читали.
Серая шейка, Сказка о храбром зайке, Заячьи посиделки, Ну, заяц, погоди! И др
-Расскажите, как зайцы проводят зиму?
Линяют, смена цвета окраски, запасов не делают, жилища не имеют, в сильные морозы роют в снегу себе нору, питаются молодыми побегами кустов, ивовой и осиновой корой. И пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс) ...
УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ТЕМА УРОКА: «ЁЖИК ИЗ СЕМЕЧЕК»
Познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов - семечек....
УРОК ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 2 КЛАССА Работа с природным материалом. Мозаика. Композиция « Дружная семейка ».
Данный урок позволяет познакомить учащихся начальной школы с понятием "мозаика", приобрести навыки выполнения работы в данной технике....
Урок технологии 2 класс. Работа с пластичными материалами (тестопластика). «Игрушка из теста»
Цель урока: Образовательная цель: ознакомить учащихся с технологией приготовления соленого теста безопарным способом. Научить учащихся изготавливать хлебо-булочные изделия.Развивающая цель:...
Конспект урока технологии в 1 классе. "Работа с природным материалом. Композиция из засушенных листьев".
Конспект содержит не только учебный материал В нём есть много полезного и привлекательного для малышей....
урок технологии 3 класс Работа со съедобными материалами.Фруктовый завтрак.
Урок технологии для 3 класса.Этот урок необычен тем , что дети работают со съедобными материалами.Используются различные формы работы: работа малыми группами,презентация,обмен опытом.Фруктовый салат н...
Технология 1 класс "Работа с природным материалом.Ёж" Презентация.
Технология 1 класс. "Работа с природным материалом. Ёж" Презентация...