Календарно-тематическое планирование - технология 1 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014;
3. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009;
4. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства: 1 кл.: Методическое пособие / Т.Н. Проснякова – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2014_poyasnitelnaya_zapiska_tekhnologiya.doc | 40.5 КБ |
2014_razvernutyy_tematicheskiy_plan_tekhnologiya.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.
Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.
Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:
а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);
б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;
в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.
В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.
В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.
С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:
1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
4) развитие моторики рук, координации движений и действий;
5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;
6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;
8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;
9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;
10) формирование умения работать с учебником.
Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.
Основные содержательные компоненты программы первого класса:
- культура и организация труда:
Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.
- приёмы обработки различных поделочных материалов:
Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.
- работа с простейшими ручными инструментами:
Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).8
- приёмы и правила разметки деталей:
Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.
- информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:
Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.
Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т.д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014;
3. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009;
4. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства: 1 кл.: Методическое пособие / Т.Н. Проснякова – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.
Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.
К концу первого класса учащиеся должны.
Знать:
- основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);
- правила безопасной работы с ножницами и иглой;
- правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
- назначение шаблона, стеки, гладилки;
- правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:
а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;
б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;
- что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента.
Уметь:
- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
- использовать правила и приёмы рациональной разметки;
- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
- аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;
- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
- аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
- выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
- плести «косичку» из трёх нитей;
- пришивать пуговицы;
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.
Предварительный просмотр:
Развернутый тематический план
№ урока | Тема раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения: | Вид контро-ля | Дата | ||
личностные результаты | метапредметные результаты. Универсальные учебные действия (УУД) | план | коррек. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Узнаем, как работают мастера (1 час) | Материалы, с которыми работает мастер. Главные правила мастера. Культура и организация труда. Материалы, инструменты. Экскурсия в кабинет технологии. | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. | Регулятивные: Формулировать и удерживать задачу. Познавательные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Текущий | ||
2 | Учимся работать с разными материалами (12 часов) | Лепим из пластилина.– «Чудо-дерево» (с. 12–19); Экскурсия в школьный парк. | 1 | Комбинированный | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | Текущий | ||
3 | Лепим из пластилина.– «Мышиное семейство» (с. 20–21) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
4 | Лепим из пластилина.– «Дары осени» Экскурсия в парк. (с. 22–25) | 1 | Комбинированный | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | Учимся работать с разными материалами (12 часов) | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с. 26–29) | 1 | Комбинированный | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | Текущий | ||
6 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Колоски. Хлебный букет» (с. 36–39); Виртуальная экскурсия | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
7 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Собачка. Весёлые друзья» (с. 40–43) -Аппликация из засушенных листьев. (с. 44–49) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
8 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Золотая осень» (с. 44–47); Экскурсия на школьный двор. | 1 | Комбинированный | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 | Учимся работать с разными материалами (12 часов) | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. – «Образы осени» (с. 48–49) Экскурсия | 1 | Комбинированный | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. | Текущий | ||
10 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Работаем с яичной скорлупой. С. 50–53 | 1 | Комбинированный | Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач. | Текущий | |||
11 | Лепим из фольги. – Разные формы. Ёлочные украшения (с. 54–55) | 1 | Комбинированный | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Регулятивные: Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: Использовать рисуночный план для решения задач. Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Текущий | |||
12 | Лепим из фольги. – «Серебряный паучок» (с. 56–59) | 1 | Комбинированный | Текущий |
.
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | Размечаем детали по шаблону. – Аппликация «Снеговик». (с. 60–65) | 1 | Комбинированный | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Текущий | ||
14 | Размечаем по линейке и сгибанием. – Цепь из полос бумаги. (с. 66–69) | 1 | Комбинированный | Проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Текущий | |||
15 | Образы зимней сказки. – «Новогодняя ёлка» Экскурсия в зимний парк. (с. 70–73) | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Осознание ответственности человека за общее благополучие. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Анализ информации. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Текущий | |||
16 | Образы зимней сказки. – «Сказочный заяц» (с. 74–77) Урок-экскурсия. Формы и образы природы. | 1 | Комбинированный | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
17 | Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | Работаем с крепированной бумагой. – «Вьюнок» (с. 78–81); | 1 | Комбинированный | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Текущий | ||
18 | Работаем с крепированной бумагой. – «Цветок кактуса» (с. 86–87) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
19 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. – Открытка к Дню за- щитника Отечества (с. 88–89) | 1 | Комбинированный | Воспитывается уважение к защитникам Родины. Творческое воображение. Вариативность мышления | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Текущий | |||
20 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. – Открытка для мамы (с. 95–99) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
21 | Учимся работать с нитками и иглой. – Кисточки-веснянки (с. 100–103) | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия. | Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи. Познавательные: Выбирать более эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Текущий | |||
22 | Учимся работать с нитками и иглой. – Пришивание пуговиц (с. 104–111) | 1 | Комбинированный | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
23 | Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) | Учимся работать с нитками и иглой. – Лучистая рамка (с. 112–115) | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия. | Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи. Познавательные: Выбирать более эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Текущий | ||
24 | Новая жизнь капсул «киндер-сюрприз». Губка для обуви. С. 116–119 | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие пространственного воображения и чувств формы. | Регулятивные:составлять план и последовательность действий. Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других. | Текущий | |||
25 | Конструируем и решаем задачи (8 часов) | Аппликация из геоме- трических фигур - «Парусник». (с. 120–123) | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения. | Текущий | ||
26 | Аппликация из геоме- трических фигур Узор из симметричных деталей. (с. 124–127) | 1 | Комбинированный | Создание образа с помощью определённых художественных средств. Эстетические потребности. | Регулятивные формулировать и удерживать задачу. Познавательные: использовать рисуночный план для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
27 | Конструируем и решаем задачи (8 часов) | Аппликация из геоме- трических фигур Аппликация-задача «Птица». (с. 128–131) | 1 | Комбинированный | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. | Регулятивные: Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество. | Текущий | ||
28 | Аппликация из геоме- трических фигур Домик хитрого гнома. (с. 132–135) | 1 | Комбинированный | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Регулятивные: Научится последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результату. Познавательные:Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Текущий | |||
29 | Разные образы – разные способы работы. – Аппликация «Салют» (с. 136–145) | 1 | Комбинированный | Адекватная мотивация учебной деятельности. Сообразительность. Гибкость мышления. Эстетические потребности, сообразительность, конструктивность. Гибкость мышления. | Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ориентироваться в способах решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Текущий | |||
30 | Разные образы – разные способы работы. – Аппликация «Букет» (с. 146–151) | 1 | Комбинированный | Текущий |
Продолжение табл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
31 | Конструируем и решаем задачи (8 часов) | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. – Правила работы. Приёмы сборки простых узлов (с. 152–155) | 1 | Комбинированный | Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Регулятивные: Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество | Текущий | ||
32 | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. – Решение конструкторских задач (с. 156–158) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||||
33 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся | 1 | Комбинированный | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Регулятивные: Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планироваие по технологии 3 класс УМК "Школа России"
технология 3 класс (68часов.) Б.М . Неменский...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
календарно-тематическое лпанирование по технологии 1 класс (надомное обучение)
календарно-тематическое планирование...
календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России
Общая характеристика учебного предмета Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...