Календарно-тематическое планирование - технология 1 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему

 

Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;

2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014;

3. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009;

4. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства: 1 кл.: Методическое пособие / Т.Н. Проснякова – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.

Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.

Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:

а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;

в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.

В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.

В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:

1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;

2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;

4) развитие моторики рук, координации движений и действий;

5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;

6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;

7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;

8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;

9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;

10) формирование умения работать с учебником.

Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.

Основные содержательные компоненты программы первого класса:

- культура и организация труда:

Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

- приёмы обработки различных поделочных материалов:

Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

- работа с простейшими ручными инструментами:

Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).8

- приёмы и правила разметки деталей:

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.

- информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:

Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки,  схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т.д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;

2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014;

3. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009;

4. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства: 1 кл.: Методическое пособие / Т.Н. Проснякова – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.

Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.

К концу первого класса учащиеся должны.

Знать:

- основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

- правила безопасной работы с ножницами и иглой;

- правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

- назначение шаблона, стеки, гладилки;

- правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;

- что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента.

Уметь:

- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

- использовать правила и приёмы рациональной разметки;

- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

- аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

- аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

- выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

- плести «косичку» из трёх нитей;

- пришивать пуговицы;

- выполнять комбинированные работы из разных материалов;

- самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;

- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.



Предварительный просмотр:

Развернутый тематический план

№ урока

Тема раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения:

Вид контро-ля

Дата

личностные результаты

метапредметные результаты. Универсальные учебные действия

(УУД)

план

коррек.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Узнаем, как работают мастера

(1 час)

Материалы, с которыми работает мастер.

Главные правила мастера. Культура и организация труда. Материалы, инструменты.

Экскурсия в кабинет технологии.

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать задачу.

Познавательные:

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Текущий

2

Учимся работать с разными материалами

(12 часов)

Лепим из пластилина.– «Чудо-дерево» (с. 12–19); Экскурсия в школьный парк.

1

Комбинированный

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Текущий

3

Лепим из пластилина.– «Мышиное семейство» (с. 20–21)

1

Комбинированный

Текущий

4

Лепим из пластилина.– «Дары осени» Экскурсия в парк. (с. 22–25)

1

Комбинированный

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Учимся работать с разными материалами

(12 часов)

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– Складывание тюльпана. «Цветущий луг» (с. 26–29)

1

Комбинированный

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Текущий

6

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Колоски. Хлебный букет» (с. 36–39);

Виртуальная экскурсия

1

Комбинированный

Текущий

7

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Собачка. Весёлые друзья» (с. 40–43)

-Аппликация из засушенных листьев.

(с. 44–49)

1

Комбинированный

Текущий

8

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги.– «Золотая осень» 

(с. 44–47); 

Экскурсия на школьный двор.

1

Комбинированный

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9

Учимся работать с разными материалами

(12 часов)

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. 

– «Образы осени» 

(с. 48–49) Экскурсия

1

Комбинированный

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Текущий

10

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Работаем с яичной

скорлупой.

С. 50–53

1

Комбинированный

Воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач и познавательных задач.

Текущий

11

Лепим из фольги.

– Разные формы. Ёлочные украшения

(с. 54–55)

1

Комбинированный

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные:

Использовать рисуночный план для решения задач.

Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Текущий

12

Лепим из фольги.

– «Серебряный паучок»

(с. 56–59)

1

Комбинированный

Текущий

.


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

Поднимаемся по ступенькам мастерства

(12 часов)

Размечаем детали по

шаблону. 

– Аппликация «Снеговик».

(с. 60–65)

1

Комбинированный

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные:

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Текущий

14

Размечаем по линейке

и сгибанием.

– Цепь из полос бумаги.

(с. 66–69)

1

Комбинированный

Проявление познавательных интересов и активности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Текущий

15

Образы зимней сказки.

– «Новогодняя ёлка» Экскурсия в зимний парк. (с. 70–73)

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Регулятивные:

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

Анализ информации.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий

16

Образы зимней сказки.

– «Сказочный заяц»

(с. 74–77)

Урок-экскурсия. Формы и образы природы.

1

Комбинированный

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

Поднимаемся по ступенькам мастерства

(12 часов)

Работаем с крепированной бумагой.

– «Вьюнок»

(с. 78–81);

1

Комбинированный

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Текущий

18

Работаем с крепированной бумагой.

– «Цветок кактуса»

(с. 86–87)

1

Комбинированный

Текущий

19

Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

– Открытка к Дню за-

щитника Отечества

(с. 88–89)

1

Комбинированный

Воспитывается уважение к защитникам Родины. Творческое воображение. Вариативность мышления

Регулятивные:

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

Интерпретация информации, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Текущий

20

Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

– Открытка для мамы

(с. 95–99)

1

Комбинированный

Текущий

21

Учимся работать с нитками и иглой.

– Кисточки-веснянки

(с. 100–103)

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Выбирать более эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Текущий

22

Учимся работать с нитками и иглой.

– Пришивание пуговиц (с. 104–111)

1

Комбинированный

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

23

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Учимся работать с нитками и иглой.

– Лучистая рамка

(с. 112–115)

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности. Эстетические потребности. Творческое воображение, фантазия.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Выбирать более эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения.

Текущий

24

Новая жизнь капсул

«киндер-сюрприз».

Губка для обуви.

С. 116–119

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности. Развитие пространственного воображения и чувств формы.

Регулятивные:составлять план и последовательность действий.

Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, оценивать работы других.

Текущий

25

Конструируем и решаем задачи

(8 часов)

Аппликация из геоме-

трических фигур 

- «Парусник».

(с. 120–123)

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную

Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Текущий

26

Аппликация из геоме-

трических фигур 

Узор из симметричных деталей.

(с. 124–127)

1

Комбинированный

Создание образа с помощью определённых художественных средств. Эстетические потребности.

Регулятивные формулировать и удерживать задачу.

Познавательные: использовать рисуночный план для решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

27

Конструируем и решаем задачи

(8 часов)

Аппликация из геоме-

трических фигур 

Аппликация-задача «Птица».

(с. 128–131)

1

Комбинированный

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество.

Текущий

28

Аппликация из геоме-

трических фигур 

Домик хитрого гнома.

(с. 132–135)

1

Комбинированный

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные: Научится последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные:Самостоятельно выполнять упражнения с ручными инструментами.

Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Текущий

29

Разные образы – разные способы работы.

– Аппликация «Салют» (с. 136–145)

1

Комбинированный

Адекватная мотивация учебной деятельности. Сообразительность. Гибкость мышления.

Эстетические потребности, сообразительность, конструктивность. Гибкость мышления.

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ориентироваться в способах решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Текущий

30

Разные образы – разные способы работы.

– Аппликация «Букет»

(с. 146–151)

1

Комбинированный

Текущий


Продолжение табл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31

Конструируем и решаем задачи

(8 часов)

Работаем с набором

«Конструктор». Конструирование букв.

– Правила работы.

Приёмы сборки простых узлов (с. 152–155)

1

Комбинированный

Получит навыки сотрудничества, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

Научится определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Определять способы взаимодействия с партнерами; предлагать помощь и сотрудничество

Текущий

32

Работаем с набором

«Конструктор». Конструирование букв.

– Решение конструкторских задач

(с. 156–158)

1

Комбинированный

Текущий

33

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся

1

Комбинированный

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Регулятивные:

Научится выбирать способы обработки материала; использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать результат и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

Научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формулировать свои затруднения

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...