Программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный , здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Содержание курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты
познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в
материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части.
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
2.Общая характеристика учебного предмета (курса).
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
3. Описание места учебного предмета (курса)
в учебном плане.
В учебном плане для изучения предмета в 4 классе выделено 34 часа, из расчёта (34 учебные недели, 1час в неделю); В новом государственном стандарте начального общего образования подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.
4. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета (курса).
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса).
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Ученик научится
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации
замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
- воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности
Коммуникативные:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
6. Содержание учебного предмета (курса).
1. Из глубины веков – до наших дней
Повторение и закрепление технологий лепки, освоение новых технологий изготовления сосудов. Развитие умения работать по инструкции (словесной и в виде графической схемы). Расширение представлений о гармонии формы («красоты») и функции («пользы», удобства) в предметах народного быта. Расширение культурного кругозора, воспитание интереса к культурным традициям. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения.
Воспитание экологического сознания. Закрепление освоенных технологий изготовления сосудов. Развитие умения работать по инструкции. Расширение культурного кругозора, воспитание интереса к культурным традициям. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения, воспитание аккуратности в работе. Обогащение знаний о культурных традициях в создании предметного мира. Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Развитие тонкой моторики, внимания, ассоциативно-образного мышления. Ознакомление с особенностями архитектурной керамики, её историей и технологией. Совершенствование приёмов и технологий лепки. Расширение культурного кругозора. Воспитание экологического сознания. Формирование коммуникативных умений. Формирование знаний об использовании керамики в архитектуре. Ознакомление с русским изразцом. Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно из плиток. Воспитание коммуникативности, культуры общения в совместной работе. Развитие творческого воображения, внимания, тонкой моторики. Ознакомление с технологией плетения изделий из полос бумаги. Формирование практических умений изготовления изделий в технике плетения. Развитие тонкой моторики, внимания, пространственного мышления. Расширение культурного кругозора.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.
Воспитание экологического сознания
2. Традиции мастеров в изделиях для праздника
Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования. Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из гофрированной бумаги.
Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления. Развитие художественного вкуса. Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе. Ознакомление с новыми приёмами изготовления объёмных конструкций. Совершенствование навыка разметки деталей прямоугольной и произвольной формы, совершенствование чертежно-графических умений. Развитие воображения, образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
Обучение первоначальным приёмам вязания крючком. Развитие тонкой моторики, внимания, психомоторной регуляции. Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе. Воспитание положительного отношения к труду. Обучение приёмам выполнения петельного шва. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики. Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса. Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий. Обсуждение плана работы на предстоящий цикл уроков. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание художественного вкуса и культуры быта. Совершенствование умений разметки и раскроя деталей из ткани. Закрепление и совершенствование навыка выполнения петельного шва. Воспитание аккуратности, прилежания, добросовестного отношения к работе
4. В каждом деле – свои секреты
Обучение технологии выполнения аппликации из соломки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства. Освоение технологии тиснения по металлу (фольге). Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. Формирование предпосылок проектной деятельности. Ознакомление с новыми приёмами изготовления изделий в технике оригами. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение культурного кругозора, ознакомление с новыми культурными традициями народов мира. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий.
Воспитание добросовестного отношения к работе. Воспитание коммуникативной культуры
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Тема и содержание урока | Характеристика деятельности учащихся | |
1. Из глубины веков – до наших дней | ||
1. | Вводный урок. Тема года | Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей. Обсуждать смысл историко-культурных традиций. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год |
Керамика в культуре народов мира | Рассматривать образцы керамических изделий. Анализировать форму сосудов, её функциональность и внешнюю выразительность. Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать. Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу | |
3. | Керамика в культуре народов мира | Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу. Воспринимать, анализировать и обобщать информацию о культурно-историческом значении керамики. Обсуждать результаты работы. |
4. | Архитектурная керамика. Изразец | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Выполнять эскизы декоративных плиток. Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов. Выполнять работу в соответствии с замыслом |
5. | Архитектурная керамика. Изразец | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать и анализировать образцы, технологии изготовления изделий. Договариваться о выполнении работы в парах, группах. Выполнять работу по изготовлению коллективного панно. |
6. | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки». Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки». |
7. | Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «крестик». Изготавливать цепочки из бисера с узором «крестик». |
2. Традиции мастеров в изделиях для праздника | ||
8. | Карнавальные маски .Бумагопластика. Новые приёмы оригами | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги. Упражняться в выполнении ритмичных складок. |
9. | Карнавальные маски .Бумагопластика. Новые приёмы оригами | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги. Упражняться в выполнении ритмичных складок. |
10. | Бумагопластика. Конструирование форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот. Выполнять вычисления, построение деталей. Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач. Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем. Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям |
11. | Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги .Гофрирование. | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот. Выполнять вычисления, построение деталей. Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач. Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем. Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям. |
12. | Мини-проект. Проектирование и изготовление гофрированных игрушек. | Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач. Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем. |
13. | Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Раскладные открытки | Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматривать образцы. Выполнять построение деталей прямоугольной формы. |
14. | Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Раскладные открытки | Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и её деталей. Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы. |
15. | Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование изделия с учётом принципа стилевой гармонии | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать информацию. Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций. Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом. |
16. | Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование изделия с учётом принципа стилевой гармонии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки. Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей. |
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | ||
17. | Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки. | Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении простейших приёмов вязания крючком. Изготавливать вязаную цепочку. |
18. | Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки | Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении простейших приёмов вязания крючком. Изготавливать вязаную цепочку. |
19. | Цепочки; панно из цепочек. | Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать материалы (цветную бумагу, картон, нитки, ткань), вязать цепочки из ниток, нашивать их на основу из картона, бумаги или ткани (изготавливать элементы композиции и целостную композицию из вязаных цепочек). Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах. |
20. | Петельный шов. Изготовление декоративных карманов | Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции. Упражняться в выполнении петельного шва. Изготавливать образцы петельного шва на ткани. |
21. | Петельный шов. Изготовление декоративных карманов | Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Выкраивать детали из ткани. Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва. |
22. | Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета. | Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия. |
23. | Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета. | Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия. |
24. | Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. | Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета. |
25. | Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. | Изготавливать жесткий переплет для брошюры. Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами |
26. | Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. | Изготавливать жесткий переплет для брошюры. Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами |
4. В каждом деле – свои секреты | ||
27. | Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из соломки. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки. |
28. | Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Лошадка | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из соломки в народной культуре. Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы. Изготавливать лошадку или оленя из ниток по инструкции. Вносить творческие изменения и дополнения в изделие. |
29. | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров. Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки. Создавать эскизы изделий. Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу. |
30. | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге | Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу). Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей. |
31. | Секреты бумажного листа. Кусудама | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах. Выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания. |
32. | Секреты бумажного листа. Кусудама | Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции. |
33. | Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике. Упражняться в обработке бумаги способом сгибания. Изготавливать коробочку по инструкции. |
34. | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. |
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
- Учебно-методический комплекс.
- Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
– Конышева, Н. М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
– Конышева, Н. М. Секреты мастеров: учебник для 4 класса. – 2 и 3-я ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
– Конышева, Н. М. Секреты мастеров: рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
– Конышева, Н. М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011;
– Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2011;
– Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2010.
Пособия для учителя
- Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
2. Печатные пособия.
Дополнительная литература
3. Технические средства обучения (ТСО)
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер с колонками.
- Мультимедийный проектор.
- Шкаф для хранения таблиц.
- Принтер лазерный.
- Цифровой микроскоп.
4. Оборудование класса.
- Ученические столы регулируемые по высоте 2 местные с комплектом стульев 15 шт.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (Н.М. Конышева. Технология 1 класс) по ФГОС
Программа по технологии...
Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)
Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного пре...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...