Развитие критического мышления на уроках технологии
статья по технологии на тему

Калиш Юлия Владимировна

Статья содержит материал по использованию кейс-технологий в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Суть данной технологии заключается в следующем: от ученика требуется не запоминание материала, а формирование умения ставить проблему и искать ее решение. Термин «критическое мышление» используется специалистами по психологии и смежным с ней наукам и имеет сходное значение. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».[2]

Развитие критического мышления будет полноценным в случае связи с чувственным опытом. Существенная особенность уроков технологии заключается в том, что они основываются на предметно-практической деятельности, которая обеспечивает формирование у детей чувственного познания действительности. Немаловажную роль здесь следует отвести навыками графического изложения материала, поскольку, только их использование на уроках технологии, позволяет ребёнку открывать для себя новые стороны изображаемого явления, учиться отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю». [4] Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров мы развиваем творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.
Одним из самых мотивообразующих видов инновационной педагогической деятельности в системе ценностей и формировании основ мировоззрения в отношении мира, культуры и общества, является составление кейс-заданий, соответственно, использование кейс-технологии

в преподавании технологии.

Суть кейс-технологии заключается в необходимости учащихся применить имеющийся жизненный опыт, накопленные УУД для формирования собственной позиции по материалу, предлагаемому педагогом в рамках конкретной темы. Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни в реальных условиях. Поэтому учитель технологии должен связать уроки и характерные ситуации, для того чтобы дети были готовы решить разные проблемы. Педагогическая кейс-технология должна быть связывающим звеном между учениками и реальной жизнью. [1]

Очень часто, в заданиях по развитию критического мышления содержится посыл к источнику проблемы, её развитию, кульминации с наличием в кейсе неких положительных и отрицательных взглядов на главный предмет обсуждения. Поэтому ученикам требуется выполнить анализ информации, выявить и отобрать самое главное, сделать предположения, выслушать и оценить альтернативные варианты одноклассников, сформулировать выводы. На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Перекрёстная дискуссия», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм» и др. [3] Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Это такие приемы, как кластер, сводная таблица. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет школьникам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, например, «Аппликация»,  а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Таким образом, можно выйти на выполнение аппликации в разных техниках, выбор которой будет определён содержанием учебного задания. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Развитие критического мышления на уроках технологии достаточно эффективно, в процессе работы можно выделить следующие плюсы: использование разных методов и приёмов позволяет активизировать познавательные интересы школьников, ученик может проявить себя в любом виде работ.

Список литературы

  1. Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей  // Директор школы. – 2010. - №4. – С. 61-65
  2. Гладких И.В Методические рекомендации по разработке учебных кейсов Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
  3. Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С. 76-78
  4. Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на урокеЗад...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...