Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Чухланцева Ольга Сергеевна

РП по технологии Школа 2100 Куревина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukhlantseva_o.s._tekhnologiya.doc597.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                        « Средняя общеобразовательная школа №82  г.Перми

Рассмотрено на                                                                                  УТВЕРЖДАЮ,

МО учителей начальной школы                                              Директор  МАОУ «СОШ №82»                         МАОУ «СОШ № 82» г.Перми                                                 ______________О.В.Тетерина                                                                                     Протокол  1 от 29.08.2013 г.                                                    Приказ 36/2 от 16.09.2013 г.

                                                                                               

                               

Рабочая программа

по технологии

                                                     

                                                            2 в класс

Количество часов 34 часа.

Разработана на основе программы «Технология»

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

Учитель: Чухланцева Ольга Сергеевна

         

                         

Город Пермь

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Технология» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебник под редакцией О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой   «Технология» 2012г, 2 класс.

Количество часов в неделю -1,  всего 34ч.

Важнейшие задачи образования в начальной школе:

-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
           Задачи:

• расширение общекультурного кругозора учащихся;

• развитие качеств творческой личности, умеющей:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;

• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;

• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Младший школьный возраст  время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая определяет личность каждого без учёта степени активности влияния на неё. Духовная культура  достояние каждого человека, и освоение её - обязательный компонент формирования личности. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта. Насколько многогранна жизнь в её проявлении, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.

Интегративным компонентом духовной культуры является искусство. Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребёнок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.

Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Примерная схема урока. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Каждый урок начинается с созерцания, восприятия художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется прежде всего с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. При этом, однако, сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкци ях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и художественного творчества.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям  эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актёрские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приёмов изобразительной деятельности; в) основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион, и т.п.

Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

        Описание места учебного предмета в учебном плане

            В соответствии с базисным учебным планом НОО и учебным планом «МАОУ СОШ №82» г. Перми предмет «Технология» рассчитан на 1 ч в неделю (34 часа  в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

2-й класс

Все результаты (цели) освоения предмета образуют целостную систему вместе с предметными средствами.

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

34 ч (1 час в неделю)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (10 ч.)

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты ( 11ч.)

Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон,п ряжа, ткани породного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (8 ч.)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

5. Использование информационных технологий 4 ч.)

(Демонстрация учителем с привлечением учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)

Технико-технологические понятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.

ПРЕДМЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По трудовой деятельности должны знать: 

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.

Должны уметь:

- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок.

Учитывая образовательные задачи, следует помнить, что основную учебную информацию дети должны открывать сами, а не слушать объяснения учителя. Поэтому в уроках технологии особо важны сле дующие моменты:

  • обращение к личному опыту детей;
  • проведение самостоятельных (под руководством учителя) неболь ших исследований, пробных упражнений;
  • использование предметов окружающей среды для организации активной познавательной практической деятельности учеников.

Продуктивная методика обучения позволяет последовательно, от класса к классу учить детей самостоятельно организовывать свою собственную деятельность при решении предлагаемых содержани ем курса учебных проблем.

Оценка деятельности учащихся осуществляется учителем в конце каждого урока.

Основные критерии оценки:

  • качество выполнения изучаемых на уроке новых знаний, умений и работы в целом;
  • степень самостоятельности (с посторонней помощью, частичная, полная);
  • уровень творчества (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологи ческие решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе наблю дений, размышлений и самореализации.

Следует помнить, что главное условие развивающего обучения - активная познавательная деятельность учащихся в процессе откры тия новых знаний. Главный результат обучения - самостоятельное решение доступных проблем (учебных и жизненных). Показатель развития - умение использовать приобретённые знания и практиче ские умения в новых условиях.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окру жающего мира, традиции и твор чество мастеров родного края; выполнять простейшие исследо вания (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных мате риалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утили тарными функциями, понимать особенности декоративно-при кладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы

С помощью учителя

  • исследовать конструкторско-технологические и декора тивно-художественные особен ности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач приклад ного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
  • искать, отбирать и использо вать необходимую информацию (из учебника и других справоч ных и дидактических материа лов), материалы, инструменты;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и чи тать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необ ходимости) на графические изоб ражения, соблюдая приёмы без опасного и рационального тру да;
  • планировать последователь ность практических действий для реализации поставленной задачи;
  • с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотруд ничество;
  • осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и коррек тировку хода работы и конечно го результата;
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготов ления деталей, аккуратность выполненной работы;
  • обобщать (осознавать и фор мулировать) то новое, что усвое но.

С помощью учителя

  • сравнивать различные виды конструкций и способы их сбор ки;
  • моделировать несложные изделия с разными конструктив ными особенностями, используя разную технику (в пределах изу ченного);
  • конструировать объекты с учётом технических и художе ственно-декоративных условий: определять особенности кон струкции;
  • участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практиче ских работ и реализации не сложных проектов;
  • осуществлять самоконтроль;
  • обобщать (осознавать и фор мулировать) то новое, что от крыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя

  • наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);
  • наблюдать, сравнивать, со поставлять материальные и информационные объекты;
  • выполнять предложенные на цифровых носителях задания

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Куревина О. А., Лутцева Е. А.- М.: Баласс, 2012

Технология

Учебник для 2-го класса.

2

Ковалевская Е. Д.- М.: Баласс, 2012

Технология

Рабочая тетрадь  для   2-го класса.

3

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.

Сборник программ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1.

Куревина О. А., Лутцева Е. А.- М.: Баласс, 2012

Технология

Учебник для 2-го класса.

2.

Ковалевская Е. Д.- М.: Баласс, 2012

Технология

Рабочая тетрадь  для  2-го класса.

К техническим средствам  обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся: проектор, экран, компьютер.

Содержание тем учебного курса.

п/п

Название темы

Кол-во часов отведённых на тему в программе

Кол-во часов отведённых на тему учителем

Проведено фактически (заполняется в конце каждой четверти)

количество

К/р

С/р

1

Общекультурные и общетрудовые  компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

6

6

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

17

15

3

Конструирование

11

9

4

Использование информационных технологий

4

4

Итого:

38

34


Поурочно-тематическое планирование по предмету «Технология»

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, УРУиН – урок развития умений и навыков, УКЗ – урок контроля знаний.

№ п/п

Тип урока

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Общекультурные и общетрудовые  компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. – 6 часов

Иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-

бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

Знать: 

- правила безопасного поведения и приемы на уроках технологии
(инструкцию по ТБ);

- названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

Уметь: 

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

-  самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя 

-  выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

У учащихся будут сформированы:

Личностные УУД:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

1.Общеучебные:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

2.  Логические:

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окру жающего мира, традиции и твор чество мастеров родного края; выполнять простейшие исследо вания (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных мате риалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утили тарными функциями, понимать особенности декоративно-при кладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы

С помощью учителя

- исследовать конструкторско-технологические и декора тивно-художественные особен ности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач приклад ного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

- искать, отбирать и использо вать необходимую информацию (из учебника и других справоч ных и дидактических материа лов), материалы, инструменты;

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и чи тать графические изображения (рисунки);

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необ ходимости) на графические изоб ражения, соблюдая приёмы без опасного и рационального тру да;

- планировать последователь ность практических действий для реализации поставленной задачи;

- с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотруд ничество;

- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и коррек тировку хода работы и конечно го результата;

- оценивать результат своей деятельности: точность изготов ления деталей, аккуратность выполненной работы;

- обобщать (осознавать и фор мулировать) то новое, что усвое но.

С помощью учителя

- сравнивать различные виды конструкций и способы их сбор ки;

- моделировать несложные изделия с разными конструктив ными особенностями, используя разную технику (в пределах изу ченного);

- конструировать объекты с учётом технических и художе ственно-декоративных условий: определять особенности кон струкции;

- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практиче ских работ и реализации не сложных проектов;

- осуществлять самоконтроль;

- обобщать (осознавать и фор мулировать) то новое, что от крыто и усвоено на уроке.

С помощью учителя

- наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);

- наблюдать, сравнивать, со поставлять материальные и информационные объекты;

- выполнять предложенные на цифровых носителях задания

1.

УРУиН

Вспомни, поду май, обсуди. Укра шение для каран даша

2.

УОСМ

Сооружения Древ него Египта.(разметка по шаблону, конструирова ние из модулей)

3.

УРУиН

Долина Пирамид Египта. (проектирование)

4.

УОНМ

Мастера Египта. (конструирование)

5 - 6

УРУиН.

Одежда древних египтян. Долина пирамид. Размет ка по шаблону, конструирование.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 15 часов

7.

УРУиН.

В гостях у Деда Мороза. Объёмные снежинки.

8.

УРУиН

Терем Деда Мороза. конструирова ние.

9.

УРУиН

Дед Мо роз. Разметка по шаблону.

10.

УРУиН

Снегурочка (разметка по шаблону)

11.

УРУиН

Ёлочные игруш ки из пирамидок. Шаблон, конструирование из модулей.

12.

УРУиН.

 «Ёлочная гир лянда «флажки». Разметка по ли нейке.

13.

УРУиН.

Снежинки из бумажных полосок. (разметка по линейке, конструирование)

14.

УРУиН.

Ёлочный фона рик. Разметка по линейке.

15.

УОиСЗ

 «Что узнали, чему научились»  Новогодний пейзаж

16.

УРУН

Сооружения Древней Греции и Рима (разметка по угольнику, макетирование)

17.

УРУиН.

Подбор материалов о Древнем Египте, Греции и Риме. Оформление книжки

18.

УРУиН.

Жилища наших предков. Конструирование.

19.

УРУиН.

История пугови цы. Пришивание пуговиц на ножке. Соединение деталей, отделка.

20.

УРУиН.

Пришивание пуговиц с дырочками. Соединение деталей, отделка.

21.

УРУиН.

Украшение одежды. Вышив ки. Отделка. Строчка прямого стежка.

Использование информационных технологий – 4 часа

Знать: 

- правила безопасного поведения и приемы на уроках технологии
(инструкцию по ТБ);

- названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

- названия всех устройств компьютера, правила безопасности при работе на компьютере;

- условные обозначения на панели инструментов, различные свойства выбранного инструмента;

Уметь: 

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы,

- работать с программой TuxPaint; выполнять основные операции в программе TuxPaint.

- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

22.

УРУиН.

Работа на компьютере. Освоение компьютера.

23.

УРУиН.

Работа на компьютере. Освоение компьютера.

24.

УРУиН.

Работа на компьютере. Освоение компьютера.

25.

УРУиН.

Работа на компьютере. Освоение компьютера.

Конструирование – 9 часов

Иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-

бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

Знать: 

- правила безопасного поведения и приемы на уроках технологии
(инструкцию по ТБ);

- названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

Уметь: 

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

-  самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя 

-  выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

26.

УРУиН.

Древняя Греция и Рим. Макет храма. Ра бота угольни ком. Разметка по угольнику, ма кетирование.

27.

УРУиН.

Мифы Древней Греции и былины Древней Руси.

28.

УРУиН.

Римские и гре ческие воины Конструирова ние, лепка.

29.

УРУиН.

Одежда древних римлян и греков. Изготовление льняных тканей.

30.

УРУиН.

Изготавли ваем одежду древ них римлян и гре ков. Обработка ткани.

31.

УРУиН.

Скульптуры и скульпторы. Фигура  чело века. Конструиро вание, лепка.

32.

УРУиН.

Посуда Древней Греции. Констру ирование.

33.

УРУиН.

Коллективная работа «Макет Акрополя». Проектирова ние.

34.

УРУиН.

Изготовление книжки. Крышки обложки и сборка книжки. Комплексная техно логия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....