Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_programmy_teatr_2014.doc | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ
МКОУ «Бороздиновская СОШ» «Бороздиновская СОШ»
________/Федюнина Л.И. / ________ /Набатова Л.В./ _________/Махотина З.В.
Протокол №____ «____»____________2012 г. Приказ №____________
«____»__________2012 г. «____»___________2012 г.
Рабочая программа по внеурочной
деятельности общекультурного
направления -
Театральная студия « Солнышко»
(кукольный театр)
Сроки реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 7 – 11лет
Составитель: Полынцова Л.В.-
учитель начальных классов
2012-2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий театральной студии «Солнышко» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Ю.Л. Алянского, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации кукольного театра в общеобразовательной школе, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Актуальность программы
Игра различных направлений, игра с куклой - основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька - маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к театру. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего языком, мимикой. Проходит время, и ребёнок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи. Задача руководителя - поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребёнка.
Кукольный театр - стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на развитие навыков самостоятельности ребенка .
Основная цель внеурочной деятельности в театре кукол - формировать навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, проектную деятельность.
Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился;
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть;
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников;
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий;
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического;
- использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей;
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды .
Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять окружающий мир, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими. Процесс творчества вызывает у них хорошее настроение.
Кукольный театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомство со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра...
Кукольный театр « Солнышко » - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является работа куклой - постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, разработка к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество. Задача педагога - правильно направить деятельность детей, поддержать талант.
Программа театральной студии предназначена для детей младшего школьного возраста 7-11 лет и рассчитана на 4 года обучения:
Количество учебных часов в неделю: Всего
1год обучения – 1 час в неделю 34 ч
2 год обучения - 2 часа в неделю 68 ч
3 год обучения – 3 часа в неделю 102 ч
4 год обучения - 2 часа в неделю 68 ч
Этапы работы кукольного театра
1 год обучения
Первоначальные основы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание простых по изготовлению декораций и бутафории к спектаклям (бумага, картон)
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям ( бумага, картон, фольга, ткань)
3 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям( бумага, картон, фольга, ткань, проволока, дерево)
4 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям из различных материалов.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Вводное занятие. Что такое театр? Особенности кукольного театра | 1 | 1 | ||
2 | Особенности театра «Петрушка» | 1 | 1 | ||
3 | Кукольный театр на фланелеграфе | 1 | 1 | ||
4 | Работа с куклами- картинками | 1 | 1 | ||
5-6 | Устройство ширмы и декораций | 2 | 1 | 1 | |
7 | Речевая и пальчиковая гимнастика | 1 | 1 | ||
8 | Речевая гимнастика | 1 | 1 | ||
9 | Спектакль - сказка | 1 | 1 | ||
10-11 | Изготовление декораций к спектаклю по сказке В. Сутеева « Раз, два, дружно!» | 2 | 2 | ||
12-13 | Изготовление простых пальчиковых и перчаточных кукол – «Сорока» | 2 | 2 | ||
14 | Работа над спектаклем | 1 | 1 | ||
15 | Работа над спектаклем | 1 | 1 | ||
16 | Движение куклы по передней стенке ширмы | 1 | 1 | ||
17 | Движение куклы в глубине ширмы | 1 | 1 | ||
18 | Особенности работы кукловода | 1 | 1 | ||
19 | Настроение актера | 1 | 1 | ||
20 | Репетиция спектакля | 1 | 1 | ||
21 | Репетиция спектакля | 1 | 1 | ||
22 | Просмотр спектакля выездного театра кукол | 1 | 1 | ||
23-24 | Изготовление декораций | 2 | 2 | ||
25 | Работа над спектаклем - речь | 1 | 1 | ||
26 | Работа над спектаклем - речь | 1 | 1 | ||
27 | Работа над спектаклем - кукловождение | 1 | 1 | ||
28 | Работа над спектаклем - кукловождение | 1 | 1 | ||
29 | Музыка сопровождение | 1 | 1 | ||
30 | Работа над спектаклем | 1 | 1 | ||
31 | Работа над спектаклем | 1 | 1 | ||
32 | Генеральная репетиция | 1 | 1 | ||
33 | Творческий отчет - спектакль | 1 | 1 | ||
34 | Подведение итогов сезона | 1 | 1 | ||
Всего | 34 | 11 | 23 |
Содержание 1 года обучения
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4. Кукольный театр на фланелеграфе
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
5.Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Приглашение выездного театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
8. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Календарно - тематическое планирование
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | теория | практика | дата |
1 | Летние театральные впечатления | 1 | 1 | ||
2 | Наша театральная студия. Каждому дело по душе. | 1 | 1 | ||
3-5 | Особенности театральной терминологии | 3 | 1 | 2 | |
6-7 | Ох, эти куклы, куклы… | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Декорации | 2 | 1 | 1 | |
10-11 | Приемы кукловождения | 2 | 1 | 1 | |
12-13 | Работа над речью. Выразительность | 2 | 1 | 1 | |
14-15 | Актерское мастерство | 2 | 1 | 1 | |
16-17 | Сочинение собственных пьес | 2 | 1 | 1 | |
18-19 | Пьеса «Счастье матери» | 2 | 1 | 1 | |
20-21 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
24-25 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
26-27 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
28-31 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
32 | Представление | 1 | 1 | ||
33-34 | Пьеса | 2 | 1 | 1 | |
35-36 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
37-38 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
39-40 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
41-42 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
43-46 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
47 | Подготовка к представлению | 1 | 1 | ||
48 | Представление | 1 | 1 | ||
49 | Актерское мастерство | 1 | 1 | ||
50-51 | Пьеса «Сказка о Медведе» | 2 | 1 | 1 | |
52-53 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
54-55 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
56-57 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
58-59 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
60-63 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
64-65 | Подготовка к представлению | 2 | 2 | ||
66 | Представление | 1 | 1 | ||
67 | Представление | 1 | 1 | ||
68 | Занятие-отчет. Концерт | 1 | 1 | ||
Всего | 68 | 15 | 53 |
Содержание 2 года обучения
1.Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
2.Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Развитие умения кукловождения.
3.Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
4.Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
5.Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.
6. Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол
7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории
Календарно – тематическое планирование
3 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Театр, здравствуй! Летние впечатления. Планирование работы. | 1 | 1 | ||
2-3 | Исторические сведения. Театры России ( Москва, Воронеж) | 2 | 2 | ||
4 | Виды кукол. Пальчиковые. | 1 | 1 | ||
5 | Виды кукол. Перчаточные. | 1 | 1 | ||
6 | Виды кукол. Марионетки. Тростевые | 1 | 1 | ||
7 | Театр и зрители. | 1 | 1 | ||
8-9 | Театральная атрибутика | 2 | 1 | 1 | |
10 | Театры России ( Борисоглебск) | 1 | 1 | ||
11-12 | Способы управления куклами. | 2 | 2 | ||
13 | Выбор пьесы. Чтение. Анализ произведения | 1 | 1 | ||
14 | Сюжетные сцены. | 1 | 1 | ||
15 | Распределение ролей | 1 | 1 | ||
16 | Взаимодействие актеров на сцене | 1 | 1 | ||
17-18 | Работа над ролью | 2 | 1 | 1 | |
19 | Подготовка кукол. Конструирование. | 1 | 1 | ||
20-21 | Учимся создавать куклы. | 2 | 1 | 1 | |
22 | Декорации к спектаклю | 1 | 1 | ||
23-24 | Учимся создавать декорации | 2 | 2 | ||
25 | Музыка и театр | 1 | 1 | ||
26-27 | Учимся музыкальному сопровождению | 2 | 2 | ||
28 | Работа над ролью - речь | 1 | 1 | ||
29 | Работа над ролью - движение | 1 | 1 | ||
30 | Работа над ролью | 1 | 1 | ||
31-33 | Подготовка к представлению. Репетиции | 3 | 3 | ||
34 | Подготовка к представлению. Музыка | 1 | 1 | ||
35 | Генеральная репетиция. | 1 | 1 | ||
36 | Представление пьесы | 1 | 1 | ||
37 | Итоги представления. Радость общения со зрителем | 1 | 1 | ||
38-39 | Театральный словарь | 2 | 1 | 1 | |
40-41 | Профессии театра | 2 | 1 | 1 | |
42 | Театральный плакат | 1 | 1 | ||
43-45 | Проект « Школьный кукольный театр» | 3 | 1 | 2 | |
46 | Роль декораций в театре | 1 | 1 | ||
47-48 | Изготовление тканевых декораций | 2 | 2 | ||
49-50 | Театральные игры | 2 | 2 | ||
51 | Пантомима | 1 | 2 | ||
52-53 | Сочиняем сами. Конкурс мини-пьес. | 2 | 2 | ||
54 | Моя любимая сказка | 1 | 1 | ||
55 | Я рисую театр. Театр- мечта | 1 | 1 | ||
56 | Я рисую театр. Герои сказок.. | 1 | 1 | ||
57 | Я рисую театр. Мои друзья | 1 | 1 | ||
58-60 | Этюдный тренаж | 3 | 3 | ||
61 | Информация и театр | 1 | 1 | ||
62-63 | Просмотр видео- пьес | 2 | 2 | ||
64 | Выбор пьесы. Чтение. Анализ произведения | 1 | 1 | ||
65 | Распределение ролей | 1 | 1 | ||
66 | Характер кукольного героя | 1 | 1 | ||
67-68 | Взаимодействие актеров на сцене | 2 | 2 | ||
69 | Голосовая импровизация | 1 | 1 | ||
70 | Изготовление декораций. Картон | 1 | 1 | ||
71 | Изготовление декораций в цвете | 1 | 1 | ||
72 | Изготовление декораций. Ткань | 1 | 1 | ||
73 | Особенности изготовления кукол. Технология разработки выкроек | 1 | 1 | ||
74 | Особенности изготовления кукол. Части поделки | 1 | 1 | ||
75 | Изготовление одежды кукол | 1 | 1 | ||
76-78 | Сценическая речь | 3 | 3 | ||
79-81 | Сценическое движение | 3 | 3 | ||
82-84 | Актерское мастерство | 3 | 3 | ||
85 | Секреты создания образа | 1 | 1 | ||
86 | Генеральная репетиция | 1 | 1 | ||
87 | Представление | 1 | 1 | ||
88 | Итоги представления. Радость общения со зрителем | 1 | 1 | ||
89-90 | Театральный тренаж | 2 | 2 | ||
91 | Актерское мастерство | 1 | 2 | ||
92 | Показ представления на районном фестивале «Свирель» | 1 | 1 | ||
93 | Радость общения со зрителем. Мои пожелания театру | 1 | 1 | ||
94 | Театральные игры | 1 | 1 | ||
95-96 | Просмотр видео - пьес | 2 | 2 | ||
97 | Театральный тренаж | 1 | 1 | ||
98-99 | Проект « Школьный кукольный театр» | 2 | 1 | 1 | |
100 | Актерское мастерство | 1 | 1 | ||
101 | Показ представления для детей детского сада «вишенка» | 1 | 1 | ||
102 | Итоги театрального сезона | 1 | 1 | ||
Всего | 102 | 28 | 74 |
Содержание 3 года обучения
1.Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
2.Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.
Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»
3.Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
4.Секреты сценического мастерства.
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
5.Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.
6.Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.
7. Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю
8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
9.Театр тростевых кукол
Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.
10Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.
11. Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю
12. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Календарно – тематическое планирование
4 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | теория | практика | дата |
1 | Открываем новый театральный сезон | 1 | 1 | ||
2 | Каждому дело по душе. Репертуар | 1 | 1 | ||
3-5 | Азбука театра | 3 | 1 | 2 | |
6-7 | Театральные куклы | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Декорации. Бутафория | 2 | 1 | 1 | |
10-11 | Приемы кукловождения | 2 | 1 | 1 | |
12-13 | Работа над речью. Выразительность | 2 | 1 | 1 | |
14-15 | Актерское мастерство | 2 | 1 | 1 | |
16-17 | Сочинение собственных пьес | 2 | 1 | 1 | |
18-19 | Выбор пьесы. Чтение. Анализ произведения | 2 | 1 | 1 | |
20-21 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
24-25 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
26-27 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
28-31 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
32 | Представление | 1 | 1 | ||
33 | Итоги представления. Радость общения со зрителем | 1 | 1 | ||
34 | Пьеса | 1 | 1 | ||
35-36 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
37-38 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
39-40 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
41-42 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
43-46 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
47 | Подготовка к представлению | 1 | 1 | ||
48 | Импровизация | 1 | 1 | ||
49 | Актерское мастерство | 1 | 1 | ||
50-51 | Пьеса | 2 | 1 | 1 | |
52-53 | Определение и разучивание ролей | 2 | 1 | 1 | |
54-55 | Сценическая речь | 2 | 2 | ||
56-57 | Подготовка кукол, декораций | 2 | 2 | ||
58-59 | Сценическое движение | 2 | 2 | ||
60-63 | Актерское мастерство | 4 | 4 | ||
64-65 | Подготовка к представлению | 2 | 2 | ||
66 | Представление - концерт | 1 | 1 | ||
67 | Показ представления в детском саду | 1 | 1 | ||
68 | Итоги театрального сезона | 1 | 1 | ||
Всего | 68 | 15 | 53 |
Содержание 4 года обучения
1.Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
2.Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката
3.Куклы и управление ими
Расширение знаний о видах кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.
4.Секреты сценического мастерства
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
5.Театр Петрушек
Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
6.Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
7.Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
8.Театр тростевых кукол.
Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация
Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.
9.Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
10.Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
11.Театр марионеток.
Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.
12.Изготовление кукол, декораций и бутафории
Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
13.Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес
14. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность
Результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать | - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в актовом зале при игровом творческом процессе; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным неудачам | - о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа; - нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами | - необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; - о способах кукловождения; - о сценической речи; - о декорациях к спектаклю; - о подборе музыкального сопровождения |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; - соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнёрами по коллективу; - выражать себя в различных доступных видах творческой деятельности | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - правильно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с куклами изученных систем при показе спектакля; - импровизировать; - работать в группе, коллективе; - выступать перед публикой, зрителями; - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект |
Применять | - полученные умения и навыки в дальнейших жизненных ситуациях | - красивую, правильную, чёткую речь как средство полноценного общения | - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности |
Формы и виды контроля
- выступления перед зрителями в школе и детском саду – спектакли, концерты;
- участие в школьных и районных конкурсах и фестивалях театральных коллективов
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данилюк А.Я., Кондаков.А.М. М.: Просвещение 2009 г.
2. Михеев Л.Н. Изготовление реквизита в кукольном театре. - М., 2009.
3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М., 1990.
4.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
5.Колесникова И.В.«Театр-творчество-дети» - М., 2009
Материально - техническое обеспечение
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям
- куклы;
- куклы-картинки;
- фланелеграф;
- рисунки для мини – декораций;
- куклы – перчаточные;
- куклы пальчиковые
- техника для просмотра фильмов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
- «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: « мама – тёплая».
- «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
- «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:
- картинки – куклы на фланелеграфе;
- куклы-Петрушки;
- тростевые куклы;
- куклы-марионетки;
В репертуар кукольного театра включены:
- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2 года....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Акварелька"
Рабочая программа общекультурного направления....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»
Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебн...