Календарно-тематическое планирование по технологии.
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
КТП содержит пояснительную записку, тематическое планирование и контрольно-измерительный материал. КТП по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_4_kl_s_ikt.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС НОО
-примерной программы по технологии в рамках ФГОС НОО, по учебному курсу «Технология» Автор курса –Т.Н.Проснякова, Н.А.Цирулик.
4 класс, что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый ФГОС.
-«Программы для общеобразовательных школ и лицеев»
- «Сборника программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова»
-Учебного плана МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 уч. год
-Приказа министерства образования РФ №1089 от05.03.2004г.
«Об утверждении федерального компонента ГОСТ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Закон Ростовской области:
- «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 184-ЗС.
- Областной закон Ростовской области от 2 июля 2012 г. N 900-ЗС «О внесении изменений в отдельные Областные законы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых Областных законов»
Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.
Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:
развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.
Чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, а другая выполняет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по намеченному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить), для других такой точности не нужно, например, сплести косичку.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
При повторении образца ребенок "фотографирует" его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д.
При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного творчества придаем особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.)
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.
В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему "голубь" планирует, а стрела пикирует? почему парашют, сделанный в виде купола, плавно опускается?
Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Можно использовать для показа изделия прикладного искусства, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последние годы стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых, по восточному календарю, он пройдет. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.
Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя также из региональных особенностей своего края.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы.
Организационные формы, применяемые на уроках, тоже различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа. В связи с совпадением рабочих дней с праздничными (10 мая-понедельник), произошло сокращение рабочей программы. Она уменьшена на 1 час за счёт уплотнения и составила 33 часа.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Самообслуживание Культурно - историческая ценность предшествующих традиций, отраженных в предметном мире, бережное отношение к ним.
Наиболее распространенные в своем регионе профессии. Профессии родителей учащихся.
Использование в продуктивной деятельности наиболее важных правил дизайна.
Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных источников.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная).
Использование полученных знаний и умений для самообслуживания и благоустройства своего дома.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
2.1. Многообразие материалов.
Бумага разных видов, ткань (одноцветная, белая, узорчатая, с разреженным полотняным плетением, канва), нитки (швейные, мулине, шерстяные, ирис), ленты, проволока, пластилин, картон, природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома),различные предметы для наполнителя («шумелки» и «картон ручной работы»), бусинки и бисер, краски.
Новые свойства материалов:
- бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»;
- ткань: роспись красками;
- нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и вязания.
2.2. Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля.
Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лоскутная мозаика
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу.
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.
Вышивание
Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме.
Швы «петельки» и «вприкреп».
Папье-маше
Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье-маше).
Папье-маше из размельченной бумажной массы.
Роспись ткани
Свободная роспись. Роспись по соли.
Холодный батик.
Вязание.
Виды пряжи. Виды крючков и спиц.
Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом.
Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».
2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, крючком, спицами, циркулем).
Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.
3.Конструирование и моделирование.
Изделие, деталь изделия. Соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов.
Художественное конструирование из растений.
Композиции из сухих растений.
Букеты и композиции из живых растений.
Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».
Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.
Конструирование и моделирование из разных материалов.
Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.
Изготовление кукол из ниток.
Конструирование из проволоки контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.
Объемное моделирование из ткани.
Моделирование бесшовных кукол.
Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом.
Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.
4. Практика работы на компьютере.
Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных для органов зрения, нервной системы и опорнодвигательного аппарата приемов работы.
Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, таблицами). Основные операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа
с клавиатурным тренажером.
Электронные таблицы, их назначение.
Компьютерные программы: MS Word, MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Power Point.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Технология. Ручное творчество: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Ручное творчество». 4 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Планируемые результаты изучения курса «Технология»
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимы конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 4-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учётом его свойств;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология», автор Цирулик Н. А., Творческая мастерская: опубликованной в сборнике программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009г. и программы по информатике и ИТК для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100», автор А.В. Горячев.
Из письма Т.П. Хлоповой «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения» от 06.04.2010 г. есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два предмета.
В связи с тем, что авторская программа «Технология», автор Н. А. Цирулик, Т.Н.Проснякова не предусматривает изучение блока ИКТ, то темы данного модуля взяты из программы по информатике и ИТК для начальной школы автор А. В. Горячев.
В авторскую учебную программу внесены изменения. В календарно – тематическое планирование включены 8,5 уроков по модулю « Информатика и ИКТ»
По разделу «Практика работы на компьютере»
Изучение модуля «Информатика и ИКТ» позволяют учащимся:
- освоить важные фрагменты математических основ информатики в наглядной , графической и телесной (трехмерной) форме;
- развить общие мыслительно-коммуникативные способности ;
- получить информационно-технологические умения при работе с компьютером;
- сформировать общеучебные навыки.
Требования к организации занятий.
Письмо Министерства образования от 17.12.01 № 957/13 – 13 «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе»
Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить вместе с лаборантом.
Занятия с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3,4 ).
При использовании школьного предмета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периметру помещения, оставляя свободный центр.
Сильным источником электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.
В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников младших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 15-20минут. Остальное время урока отводится фронтальной работе.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, при которых 2-3 учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием не допустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается и на органах зрения и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс следует планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542 – 96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») и с целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5
Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
6.Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6, аналогичным образом проводятся упражнения , но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль, на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Технология. Уроки мастерства. 4 класс, 2012 г. Т. Н. Проснякова Горячев А. В. «Информатика и ИКТ 4 кл.» | Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства» 4 класс, автор Т.Н. Проснякова | Учебник. Уроки мастерства. 4 класс, Т. Н. Проснякова | Карточки ИКТ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во ча-сов | Дата | Планируемые результаты по разделу | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||
11 | Осенняя экскурсия. Сбор природных материалов. | 1 | Правила хранения природного материала. | |||
22 | Изготовление изделий из природных материалов. Осенний букет. Аппликация из соломки. | 1 | Природные материалы. Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать свойства соломки. Уметь: изучать по рисункам варианты наклеивания соломенных лент на кальку; выбирать для аппликации рисунок; продумывать план работы и выполнять аппликацию из соломки | ||
33 | Изготовление изделий из полуфабрикатов. Пластмассы. Вазы для осеннего букета. | 1 | Многообразие материалов и область их применения. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций | Знать свойства пластмассы. Уметь: рассказывать кто, где и как использует пластическую массу (пластик) и пенопласт; приводить примеры предметов, сделанных из пластика и пенопласта | ||
44 | Искусственные материалы. Бумага и картон. Конструирование и моделирование. Головоломка. | 1 | Соединение деталей изделия из бумаги. Разметка с помощью линейки по месту. Указание черточкой точного места на заготовке | Уметь: анализировать чертежи деталей игрушки, приемы изготовления деталей, шаблоны их оформления; выполнять объемные детали из толстой бумаги; оформлять детали изделия из цветной бумаги | ||
55 | Текстильные материалы. Конструирование и моделирование. Декоративные композиции из нитяных колец. | 1 | Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материала с учетом поделочных свойств. Формат и размер изделия | Знать понятия «интерьер», «композиция». Уметь: работать в группе; размечать по чертежу кольца; вырезать кольцо, обматывать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу; закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке | ||
66-7 | Текстильные материалы. Кукла - летучая мышь | 2 | Овладение основными способами соединения деталей изделия из текстильных материалов. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: изготавливать куклу для уроков литературного чтения; переводить детали выкройки на кальку; пришивать голову на туловище потайным швом | ||
88-9 | Искусственные материалы. Бумага и картон. Игрушки-перевертыши. | 2 | Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами | Уметь: размечать по чертежу раз-вертку основы игрушки и заготовку для склеивания клапанов; вырезать детали изделия; делать рицовку на развертке там, где будут отогнуты ее части | ||
110 | Текстильные материалы. Футляр из ткани. | 1 | Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: пришивать тесьму к верхней части изделия с изнаночной стороны потайным швом; пришивать тесьму потайным швом к лицевой стороне; выполнять декоративное оформление футляра | ||
111-12 | Текстильные материалы. Лоскутная пластика. Панно | 2 | Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя. | Уметь: изготавливать панно из лоскутов ткани. | ||
113-14 | Искусственные материалы. Бумага и картон. Новогодние фонарики | 2 | Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий | Уметь: рассматривать готовые варианты игрушек; размечать детали по чертежу; вырезать детали; выполнять сборку изделия. Уметь: выполнять детали по шаблону; оформлять развертки аппликацией | ||
115-16 | Искусственные материалы. Бумага и картон. Маски. | 2 | Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу | Уметь: изготавливать поздравительную открытку; проводить наблюдение над свойствами бархатной бумаги; отмечать по чертежу детали открытки из бархатной и белой бумаги; вырезать детали; оформлять края открытки зубчиками; складывать открытку по сгибу | ||
117-18 | Искусственные материалы. Бумага Поздравительная открытка | 2 | ||||
119-20 | Искусственные материалы. Конструирование и моделирование. Бумага и картон. Бусы из бумаги в технике оригами | 2 | Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам | Уметь: выполнять бусы из бумаги для новогодней елки; вырезать из бумаги одинаковые квадратики со стороной 6 см разного цвета; складывать квадратик дважды, изнаночной стороной внутрь; проглаживать фальцлинейкой линии сгиба; раскрывать заготовку за противоположные уголки; соединять противоположные уголки снизу; собирать из готовых половинок целую бусину по рисунку; нанизывать бусины на нитку, чередуя бумажные бусины со стеклянными или сделанными из фольги | ||
221 | Домашний труд. Практическая работа. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. | 1 | Овладение навыков ремонта одежды, книг. | Уметь выполнять мелкий ремонт одежды, книг. | ||
222 | Домашний труд. Декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией. | 1 | ||||
223 | Домашний труд. Несложный ремонт книги, ремонт учебников и тетрадей. | 2 | ||||
224 | Декоративное панно. Бумага и картон. | 1 | Свойства бумаги и картона. Овладение основными приемами работы с бумагой. Анализ плана работы по схеме и рисунку Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать свойства крепированной бумаги. Уметь: выполнять декоративное панно для украшения дома; выбирать рисунок для панно; исследовать свойства крепированной бумаги (разрезать, скручивать, растягивать, склеивать), анализировать ее цвет, толщину, жесткость, фактуру поверхности; выполнять фоновую основу для панно из половины листа белого картона, рамку - из картона другого цвета, детали композиции - из цветной бумаги; размечать и вырезать детали, собирать композицию на основе; приклеивать детали | ||
225 | Декоративное панно. Бумага и картон. Практика работы на компьютере. Повторение. | 1 | Работа с информацией. | Исследовать: - материальные и информационные объекты - инструменты информационных технологий - элементы информационных объектов | ||
226 | Практика работы на компьютере Инструментальные программы для работы с текстом(текстовые редакторы). Освоение клавиатуры компьютера. | 1 | Работа с информацией. | |||
227 | Практика работы на компьютере. Работа с клавиатурным тренажером. Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры. | 1 | Работа с электронным текстом. | Уметь пользоваться техническими устройствами для работы с текстом. | ||
228 | Практика работы на компьютере. Компьютерные программы для работы с текстом. | 1 | Работа с информацией. | Уметь создавать простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). | ||
329 | Практика работы на компьютере. Работа с информацией. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). | 1 | Ввод текста с клавиатуры. Сохранение электронного текста. | Хранить информацию на внешних носителях в виде файлов. Записывать файлы в личный каталог | ||
330 | Практика работы на компьютере. Текстовый редактор. Редактирование и форматирование текста. Иллюстрирование текста. | 1 | Форматирование и редактирование текста. | Уметь редактировать и форматировать текст. | ||
331 | Практика работы на компьютере. Файлы, папки (каталоги). Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. | 1 | Работа над иллюстрированием текста. | Уметь иллюстрировать текст. | ||
332 | Практика работы на компьютере. Контрольная работа по теме «Редактирование и форматирование электронного текста» | 1 | Проверка знаний. | |||
333 | Практика работы на компьютере. Правила компьютерного письма. Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры. Оформление текста. | 1 |
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Материально-техническое обеспечение
Учебник –«Уроки творчества»: Учебник для 4 класса: Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Список учебно-методической литературы:
Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова.- Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Федоров» 2009 г.
Н. А. Цирулик, С. И. Хлебникова, О. И. Нагель, Г. Э. Цирулик Технология. Ручное творчество: Учебник для 4кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Н. А. Цирулик. Методические рекомендации к учебнику « Ручное творчество»,4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...