Программа кружка ЦДО "Умелые руки"
рабочая программа по технологии по теме
Программа кружка "Умелые руки" рассчитана на 4 года и может быть использована при работе кружка в ЦДО. Цель программы: создание благоприятных условий для развития и максимальной реализации творческого потенциала каждого ребенка в интересах личности и общества в целом. Она содержит такие виды практической деятельности учащихся, как вышивка, работа с солёным тестом, с природным материалом, обработка различных материалов, работу с бумагой и картоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruki.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
А. С. Макаренко писал: « Правильное …воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое…» Научить творческому труду – особая задача воспитателя. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии. Это духовное развитие и должно составить главную особенность человека. Труд имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют всё делать. Эти люди, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, умеют владеть вещами и командовать ими.
К.Н. Вентцель в книге « Новые пути воспитания и образования детей» М., 1923 г. писал, что « с недостатками ребенка мы можем бороться наилучшим образом, направив его силы на какой-либо любимый им труд».
В современном мире медленно и неуклонно позитивно меняется отношение человека к самому себе, своему внутреннему миру, творческому потенциалу и индивидуальности как ценности. Человек третьего тысячелетия - это человек, имеющий свой стиль жизни, работы и проявляющий творческое начало в создании себя и окружающего мира. Занятия кружка «Умелые руки», носящие художественно-эстетическую направленность, помогут выявить, раскрыть и развить заложенные в ребенке творческие способности. Как это происходит?
Вначале ребенок изготавливает поделки вместе с педагогом, повторяя за ним.
Затем формируются навыки самостоятельного труда. И, наконец, происходит совершенствование навыков ручного труда, создание изделия по собственному замыслу. Так постепенно шаг за шагом ребенок начинает чувствовать себя творцом.
Немаловажным является и тот факт, что, как показали исследования ученых умственное развитие человека напрямую связано с моторикой мелких мышц кистей рук.
Кроме того, занятия в кружке будут способствовать формированию практических трудовых навыков, воспитанию художественного вкуса у детей.
Таким образом, считаю необходимым разработку и внедрение данной программы в образовательный процесс. Программа направлена на расширение, дополнение и совершенствование навыков и умений, полученных на уроках ИЗО и трудового обучения.
Вид программы: работаю по программе С.В.Колесник « Азбука мастерства» - Саратов: «Лицей», 2004г. Данная программа модифицированная, полностью адаптирована к местному компоненту.
Цель программы
Создание благоприятных условий для развития и максимальной реализации творческого потенциала каждого ребенка в интересах личности и общества в целом.
Задачи программы
1.Научить технологическим операциям по обработке природных, мягких и других материалов.
2.Развить природные задатки и способности детей (восприятие, воображение, образное мышление, память моторику мелких мышц кистей рук).
3.Развить мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему детей
делу.
4.Воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству.
5.Сформировать общественную активность детей посредством участия детей в конкурсах и выставках.
6.Воспитать у детей культуру общения и поведения в социуме.
Ключевые понятия:
Бумага белая, цветная. Виды бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги. Их назначение, правила пользования, приемы работы, безопасность труда. Правила чтения графических рисунков.
Шаблон и его назначение (разметка и контроль). Экономия материала. Технология обработки бумаги (разметка, сгибание, резание, соединение деталей клеем).
Технология изготовления изделия. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с разными материалами.
Виды природных материалов. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Соединение. Изготовление изделий по образцам, рисункам и замыслу учащихся.
Виды тканей. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Соединение. Изготовление изделий по образцам, рисункам и замыслу учащихся.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
1 этап: первый год обучения. Формирование первичных навыков обработки бумаги, картона, различных материалов.
2 этап: второй год обучения. Формирование самостоятельного навыков самостоятельного ручного труда.
3 этап: третий и четвертый год обучения. Совершенствование навыков обработки различных материалов.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст детей 6 - 10 лет. Мышление детей данного возраста наглядно- образное, внимание непроизвольное. Дети этого возраста открывают для себя мир. Им интересно все новое и красочное. Ребятам хочется попробовать создать красоту своими руками. Занятия позволяют построить занятия так, чтобы переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. Это помогает удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.
Вид детской группы - профильная. Ее состав постоянный. Набор детей свободный. Дети могут прийти в любое время. Группы имеют состав 14 -20 человек. Количество человек на 2,3, 4 году обучения может составлять от 12 до 15 человек, а так же предполагается незначительное увеличение числа обучающихся по годам, в связи с возросшим интересом к занятиям ручным трудом.
Режим занятий.
Общее число часов в год - 72. В неделю - 2.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны знать: |
Работа с бумагой и картоном: | |
читать чертёж; размечать детали, соблюдая размеры и последовательность технологии изображения деталей; размечать; резать ножом ножницами); соединять (клеем, скрепками, прошиванием); отделовать изделие | виды бумаги и картона, их свойства, применение; инструменты и приспособления для их обработки; правила работы с ними |
Работа с тканью. Вышивка: | |
изготавливать выкройку; размечать по ней ткань; вырезать заготовки по прямой и кривой линии; обрабатывать края и сшивать детали; отделывать изделие; выполнять разные виды швов( «вперёд иголку», «назад иголку», тамбурный, стебельчатый, узелки, простой крест) | виды тканей, их происхождение, назначение, свойства; инструменты и приспособления для обработки тканей и правила работы с ними; лоскутную технику |
Комплексные работы: | |
читать эскизы плоских и объёмных деталей; составлять композиции по рисункам и собственным замыслам; выбирать наиболее рациональные способы изготовления и отделки и выполнять их. | правила и способы соединения деталей из различных материалов; свойства материалов, из которых будут изготовлены детали |
Работа детей по программе носит общественно- полезный характер. Изделия могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, оформительским материалом, их можно подарить родным, друзьям, выставить на ярмарку.
Ожидаемые результаты:
- участие в выставках, ярмарках, конкурсах;
- сохранение контингента учащихся;
- рост количества детей, посещающих занятия;
- привлечение родителей к сотрудничеству ( моральная и материальная помощь).
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Разделы программы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
Работа с бумагой и картоном | 28 | 18 | 14 | 16 |
Работа с природным материалом | 10 | 8 | 14 | 12 |
Работа с тканью | 12 | 18 | 16 | 30 |
Художественная обработка различных материалов | 12 | 14 | 10 | 14 |
Работа с солёным тестом | 10 | 6 | 6 | - |
Вышивка | - | 8 | 12 | - |
Первый год обучения (72 часа)
Разделы и темы | Общее Кол-во | Теория Час. | Практика Час. |
Работа с бумагой и картоном | 28 | - | 28 |
* Игрушка «Объёмная ёлка» | 2 | - | 2 |
* Карнавальные маски | 2 | - | 2 |
* Композиция в рамочке «Зимний лес» | 2 | - | 2 |
* Держатель для прищепок «Клоун» | 2 | - | 2 |
* Аппликация «Аквариум» в коробке из-под конфет | 2 | - | 2 |
* Закладка «Мордашка» | 2 | - | 2 |
* Карандашница «Мишка-сладкоежка» | 2 | - | 2 |
* Книжка-малышка для записи рецептов | 2 | - | 2 |
* Игрушка на основе коробок «Филин» | 2 | - | 2 |
* Бумажные бусы | 2 | - | 2 |
* Открытка «Букет мимозы» | 2 | - | 2 |
* Птица-счастья | 2 | - | 2 |
* Подвеска на окно с пасхальными мотивами | 2 | - | 2 |
* Корзиночка для пасхальных яиц | 2 | - | 2 |
Работа с природными материалами | 10 | - | 10 |
* Ёлочные украшения из яичной скорлупы | 2 | - | 2 |
* Аппликация из осенних листьев | 2 | - | 2 |
* Сувенир «Ангел-хранитель» (из перьев) | 2 | - | 2 |
* Мини-панно на спиле «Хлеб» | 2 | - | 2 |
* Композиция «Зимняя веточка» | 2 | - | 2 |
Работа с тканью | 12 | - | 12 |
* Украшение на ёлку «Рождественский сапожок» | 4 | - | 4 |
* Кукала-завёртка | 2 | - | 2 |
* Мини-панно «Яблоня» | 4 | - | 4 |
* Салфетка с бахромой | 2 | - | 2 |
Основы художественно обработки различных материалов | 12 | - | 12 |
* Весёлые человечки из ниток | 2 | - | 2 |
* «Месяц» плоска ёлочная игрушка (чеканка) | 2 | - | 2 |
* Игрушка «Снеговик» из поролона | 2 | - | 2 |
* Закладка из кожи «Мышка» | 2 | - | 2 |
* Колокольчик на основе стаканчика из-под йогурта | 2 | - | 2 |
* Брелок для ключей «Обезьянка» | 2 | - | 2 |
Работа с солёным тестом | 10 | - | 10 |
* Плоские фигурки с помощью формочек | 2 | - | 2 |
* Булки и кренделя | 2 | - | 2 |
* Ваза с фруктами | 2 | - | 2 |
* Медальон с рельефами | 2 | - | 2 |
* медальон с выпуклым орнаментом | 2 | - | 2 |
Второй год обучения (72 часа)
Разделы и темы | Общее Кол-во | Теория Час. | Практика Час. |
Работа с бумагой и картоном. | 18 | - | 18 |
* Дети нашего двора (бумагопластика) | 2 | 2 | |
* Цирк ( бумагопластика) | 2 | - | 2 |
* Новогодняя сказка (бумагопластика) | 2 | - | 2 |
* Органайзер «Первоклашка» | 2 | - | 2 |
* Расшитые карнавальные маски (бусы, пуговицы и т. д.) | 2 | - | 2 |
* «Валентинка» объёмная открытка. | 2 | - | 2 |
* Бумажные веера | 2 | - | 2 |
* Коробочка для сюрпризов | 2 | - | 2 |
* Пасхальная вазочка с кроликами | 2 | - | 2 |
Работа с природными материалами | 8 | - | 8 |
* Настольная композиция на спиле «Зимушка-зима» | 2 | - | 2 |
* Аппликация из соломки | 2 | - | 2 |
* Аппликация из соломки по замыслу | 2 | - | 2 |
* Пасхальная композиция на спиле «Цыплёнок в скорлупе» | 2 | - | 2 |
Работа с тканью | 18 | - | 18 |
* Сувенир «Сердечко» из фетра с аппликацией | 2 | - | 2 |
* Игольница на руку | 2 | - | 2 |
* Сувенир «Домовёнок» из мешковины | 2 | - | 2 |
* Мешочек для пуговиц | 2 | - | 2 |
* Нашейный чехол для ключей «Колокольчик» | 2 | - | 2 |
* Новогодний сапожок с аппликацией | 2 | - | 2 |
* Грелка на яйцо «Курочка» | 2 | - | 2 |
* Мини-панно «Бабочки» | 2 | - | 2 |
* Кулон «Сердечко» | 2 | - | 2 |
Основы художественной обработки различных материалов | 14 | - | 14 |
* Яркие браслеты из пластиковых трубочек | 2 | - | 2 |
* Гномик из ниток | 2 | - | 2 |
* Весёлый «Домовёнок» | 2 | - | 2 |
* Пасхальный медальон | 2 | - | 2 |
* Осьминожки из ниток | 2 | - | 2 |
* Подкова на счастье (чеканка) | 2 | - | 2 |
* Подвеска на окно «Новогодняя сказка» | 2 | - | 2 |
Работа с солёным тестом | 6 | - | 6 |
* Плоские кольца с орнаментом из семян и зёрен | 2 | - | 2 |
* Плоские кольца с объёмными элементами | 2 | - | 2 |
* «Курочка» плоская фигурка по шаблону | 2 | - | 2 |
Вышивка | 8 | - | 8 |
* Шов «Вперёд иголку» | 2 | - | 2 |
* Тамбурный шов | 2 | - | 2 |
* Стебельчатый шов | 2 | - | 2 |
* Узелки | 2 | - | 2 |
Третий год обучения (72 часа).
Тема | Общее Кол-во | Теория Час. | Практика Час. |
Работа с бумагой и картоном | 14 | - | 14 |
* Записная книжка | 2 | - | 2 |
* Дневник для записи личных дел | 2 | - | 2 |
* Коробочка для личных секретов | 2 | - | 2 |
* Рамка для оформления работ | 2 | - | 2 |
* Шкатулка | 2 | - | 2 |
* Карнавальные маски | 4 | - | 4 |
Работа с природным материалом | 14 | - | 14 |
* Подставка под пасхальное яйцо с колосьями | 2 | - | 2 |
* Кукла-оберег из соломки | 2 | - | 2 |
* Аппликация из соломки по замыслу | 4 | - | 4 |
* Пасхальный венок из прутьев и сена | 2 | - | 2 |
* Рождественский венок | 4 | - | 4 |
Художественная обработка различных материалов | 10 | - | 10 |
* Яркие браслеты из ниток | 2 | - | 2 |
* Марионетки «Страусята» | 4 | - | 4 |
* Помпоны из кисточек | 4 | - | 4 |
Работа с тканью | 16 | - | 16 |
* Мешок для новогодних подарков с аппликацией | 4 | - | 4 |
* Очечник из драпа с аппликацией | 4 | - | 4 |
* Прихватки-рукавички « Весёлые зверюшки» | 4 | - | 4 |
* Подушечка «Валентинка» | 4 | - | 4 |
Вышивка | 12 | - | 12 |
* Пасхальное яйцо с вышивкой тамбурным швом «Цыплёнок» | 4 | - | 4 |
* Вышивка крестом простого рисунка по контуру «Мышонок и сыр» | 4 | - | 4 |
* Вышивка стебельчатым швом «Рождественский гусь» | 4 | - | 4 |
Работа с солёным тестом | 6 | - | 6 |
* Медальоны с цветами и листьями | 2 | - | 2 |
* Медальоны с ангелочками | 2 | - | 2 |
* Красочные таблички | 2 | - | 2 |
Четвёртый год обучения (72 часа).
Тема | Общее Кол-во | Теория Час. | Практика Час. |
Работа с бумагой и картоном | 16 | - | |
* Шкатулка для рукоделия с объёмной аппликацией | 2 | - | 2 |
* Записная книжка с объёмной аппликацией | 2 | - | 2 |
* Оригами. Модульные изделия «Кусудамы» | 4 | - | 4 |
* Оригами «Рождественская звезда» | 2 | - | 2 |
* Оригами «Снежинка» | 2 | - | 2 |
* Оригами «Дед Мороз и Снегурочка» | 4 | - | 4 |
Работа с природным материалом | 12 | - | 12 |
* Рождественская композиция со свечами на коряге | 2 | - | 2 |
* Панно из перьев «Царевна-лебедь» | 2 | - | 2 |
* Панно из шелухи лука и чеснока «Жар-птица» | 2 | - | 2 |
* Плоские плетёнки из соломки | 2 | - | 2 |
* Подвесные птицы | 2 | - | 2 |
* Декорирование рамки для фотографий | 2 | - | 2 |
Художественная обработка различных материалов | 14 | - | 14 |
* Композиция «Ваза с цветами» (пластиковая бутылка, пенопласт) | 4 | - | 4 |
* Подвесная композиция «Ангелочки» (из поролона) | 2 | - | 2 |
* Композиция «Новогодний букет» (из фольги) | 4 | - | 4 |
* Рамка для фото (чеканка) | 4 | - | 4 |
Работа с тканью | 30 | - | 30 |
* Грелка на чайник «Зоопарк» | 4 | - | 4 |
* Объёмные цветы из ткани | 2 | - | 2 |
* Мини-панно из объёмных цветов | 4 | - | 4 |
* Варежка для новогодних подарков | 2 | - | 2 |
* Игольница «Дамская шляпка» | 2 | - | 2 |
* Сумочка для расчёсок «Слонёнок» | 4 | - | 4 |
* Подушка в лоскутной технике | 4 | - | 4 |
* Сумка-кошелёк в лоскутной технике | 4 | - | 4 |
* Прихватка «Рябушка» | 4 | - | 4 |
Содержание программы первого и второго годов обучения.
1. Работа с бумагой и картоном (28 часов/18 часов).
Углубление эстетических представлений и совершенствование трудовых навыков в творческом освоении различных видов художественного труда с бумагой. Расширение знаний о способах соединения бумаги и картона между собой и с другими материалами.
2. Работа с природным материалом (10 часов/8 часов).
Изготовление утилитарных поделок из соломы. Составление композиций из природного материала по собственному замыслу учащихся.
3. Основы художественной обработки различных материалов (12 часов/14 часов).
Расширение и закрепление знаний, умений и навыков художественной обработки различных материалов (плетение из ниток, давление по фольге «по типу чеканки», обработка поролона и его свойства). Изготовление изделий из ниток, фольги по образцам, рисункам, словесному описанию, замыслу.
4. Работа с тканью (12 часов/18 часов).
Расширение и закрепление знаний, умений и навыков обработки ткани из различных волокон (обмётывание, обработка клеем, оплавление огнём и т.д.), способах соединения тканей между собой и с другими материалами, аппликации. Выполнение коллективной работы-панно по творческому замыслу детей.
5. Работа с солёным тестом 10 (часов/6 часов).
Знакомство с историей возникновения данного вида творчества, способами приготовления теста, обработки и оформления. Изготовление небольших простых изделий по шаблону и собственному замыслу.
6. Вышивка (0 часов/8 часов).
Знакомство со швами: «вперёд иголку», тамбурный, стебельчатый, узелки. Вышивание простых фигур по контуру.
Содержание программы третьего и четвёртого годов обучения.
1. Работа с бумагой и картоном (14 часов/16 часов).
Закрепление знаний и навыков переплётных работ. Самостоятельная разработка технологии изготовления записных книжек с последующим выполнением операций по технологическим картам. Изготовление коробок и шкатулок по готовым шаблонам. Знакомство с техникой модульного оригами.
2. Работа с природным материалом (14 часов/12 часов).
Изготовление игрушек-сувениров и миниатюр из соломы, закрепление знаний о способах обработки соломы и её качествах. Самостоятельная разработка по декорированию изделий и составлению композиций (подбор материалов, способов крепления)
3. Художественная обработка различных материалов (10 часов/14 часов).
Закрепление навыков работы с фольгой, поролоном, нитяными материалами. Обработка бросовых материалов (пластиковые бутылки и трубочки, пенопласт)
4. Работа с тканью (16 часов/30 часов).
Изготовление шитых изделий с самостоятельной разработкой эскизов, выкроек, технологии изготовления по описанною педагога или увиденному образцу. Отработка навыков шитья вручную. Закрепление способов обработки ткани (клеем, оплавлением) и украшении готовых изделий (аппликация, вышивка). Знакомство с лоскутной техникой.
5. Вышивка (12 часов/0 часов).
Отработка навыков вышивки крестом, тамбурным и стебельчатым швами. Самостоятельный подбор эскизов композиций, подбор цветовой гаммы.
6. Работа с солёным тестом (6 часов/0 часов).
Закрепление знаний, умений и навыков работы с солёным тестом. Изготовление плоских, объёмных и полуобъёмных изделий.
Методическое обеспечение программы.
Данная программа вводит детей в удивительный мир творчества, даёт им поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа построена на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым разделам и темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют определённому программой возрасту детей. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом и их самостоятельную творческую деятельность. Предлагаемые упражнения и задания обогащают словарный запас детей их жизненный опыт. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью занятий, так и во время работы. При выполнении задания учащимся ставится задача определить назначение своего изделия. Программа ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений своих изделий. Приоритет отдаётся практическим и наглядным методам организации учебного процесса (практическая работа, использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов), сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Материально-технические средства, необходимые для реализации программы: бумага и картон разных цветов, ножницы, канцелярский нож, клей, природные материалы(шишки, жёлуди, травы, листья цветы, плоды, семена, ветки, коряги), соломка, перья, опилы бревна, ткани разных цветов и видов, нитки разных цветов, пуговицы, швейные иглы, полиэтиленовая плёнка, мука, соль, газетная бумага, подкладные листы, линейка, циркуль, простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, фольга, поролон, бросовые материалы (пластиковые бутылки, трубочки, пенопласт, коробки и др.).
Список литературы.
1. С.В.Колесник. Азбука мастерства. - Саратов: Лицей, 2004г.
2. М.А.Гусакова. Аппликация, - Москва: Просвещение, 1982г.
3. И.К.Щеблыкина. Аппликационные работы в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1982г.
4. Н.А.Алексеевская. Волшебные ножницы. – Москва: Лист, 1998г.
5. Н.Н.Николаенко и др. Методичекие рекомендации по поведению уроков трудового обучения в начальных классах. – Москва: Ставрополь, 2003г.
6. С.В.Соколова. Оригами для школьников. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003г.
7. Т.Н.Проснякова. Творческая мастерская. – Самара: Учебная литература, 2003г.
8. Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Умные руки. - Самара: Учебная литература, 2003г.
9. . Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Уроки творчества. - Самара: Учебная литература, 2001г.
10. Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам. – Москва: АСТ-пресс школа, 2007г.
11. Э.К.Гульянец, И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва: Просвещение, 1991г.
12. Н.М.Конышева. Чудесная мастерская. – ЛИНКА-ПРЕСС,1997г.
13. З.А.Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1992г.
14. А.М.Гукасова. Внеклассная работа по труду. – Москва: Просвещение, 1981г.
15. Н.Флеминг. Магия лоскутка. – Нью-Йорк, 1994г.
16. И.Кискальт. Солёное тесто. – Москва: АСТ-пресс, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ
Рабочая программа кружка...
программа кружка "Умелые руки"
Творческое объединение «Умелые руки»художественно-эстетического направления ...
Программа кружка "Умелые руки"
программы по которым я работаю....
авторская разработка программы кружка "Умелые руки"
В рамках внеурочной деятельности я разработала программу кружка для 1 класса в рамках ФГОС...
Программа кружка "Умелые руки"
Кружок "Умелые руки" рассчитан на три года. Под руководством педагога дети работают с разными материалами, в том числе и с бросовым материалом....
Программа кружка "Умелые руки"
В задачи программы входят: развитие логического и творческого мышления учеников, овладение опытом создания оригинальных поделок, развитие мелкой моторик рук, овладение навыками творческого сотрудничес...