Рабочая программа по технологии 2 класс Программа "Занков"
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_i_ktp_izo.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Цель курса:
- духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии
ребенка;
-воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов,
происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
-знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
-развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство».
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.
3. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по Изобразительному искусству предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе – 34 часа.
Количество часов в неделю -1;
Количество часов в 1четверти- 9;
Количество часов во 2 четверти-8;
Количество часов в 3 четверти- 9;
Количество часов в 4четверти -8;
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».
На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно - историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой
и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А.Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
- интерес к художественно- творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно- эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых;
- работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно- творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и изображать различные виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;
- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
6. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно- творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);
- рисунок, постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно- выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно- образное мышление, способность
к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);
- живопись, наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);
- композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников);
- декоративно- прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);
_ скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).
Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
34 часа.
№ | Тема | Колличество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Гуашь. Цветочная поляна. | 1 | Работа гуашью; изображение цветов на картоне зеленого цвета. | 02.09 | |
2 | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия. | 1 | Работа гуашью; изображение стихии в природе. | 09.09 | |
3-4 | Восковые мелки. Букет осени. | 2 | Работа восковыми мелками и акварелью; изображение осеннего букета. | 16.09 23.09 | |
5 | Аппликация из осенних листьев. | 1 | Работа с природным материалом; составление композиций из листьев. | 07.10 | |
6 | Аппликация «Осенний ковер» (коллективная работа). | 1 | Аппликация из разных видов бумаги; изображение земли, усыпанной листьями. | 14.10 | |
7 | Графические материалы. Волшебный цветок. | 1 | Работа тушью и акварелью; изображение волшебного цветка. | 21.10 | |
8 | Пластилин. Древний мир. | 1 | Работа с пластилином; лепка динозавров. | 28.10 | |
9 | Изображение и реальность. Птицы родного края. | 1 | Работа гуашью; изображение птиц. | 11.11 | |
10-11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. | 2 | Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы. | 18.11 25.11 | |
12 | Украшение и реальность. Паутинка. | 1 | Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде. | 02.12 | |
13 | Украшение и фантазия. Кружева. | 1 | Работа белой гуашью по цветной бумаге; изображение кружевной салфетки. | 09.12 | |
14 | Постройка и реальность. Мой дом. | 1 | Рисование печатками, работа гуашью, фломастерами; изображение дома. | 16.12 | |
15-16 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа). | 2 | Конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином; создание сказочного города. | 23.12 13.01 | |
17 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море. | 1 | Работа гуашью; изображение моря с передачей настроения природы. | 20.01 | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. | 1 | Работа черным фломастером или гуашью и тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера. | 27.01 | |
19-20 | Образ человека и его характер (женский образ). | 2 | Работа с живописными материалами; изображение контрастных по характеру сказочных женских образов. | 03.02 10.02 | |
21 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). | 1 | Работа с пластилином; лепка сказочного героя. | 17.02 | |
22 | Выражение характера человека через украшение. | 1 | Аппликация из цветной бумаги; украшение готовых форм кокошников и доспехов. | 24.02 | |
23-24 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор. | 2 | Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. | 03.03 10.03 | |
25 | Космическое путешествие. Обобщение темы. | 1 | Работа с разными материалами; урок-игра. | 17.03 | |
26-27 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные тона. | 2 | Работа гуашью и с цветной бумагой; изображение чудо-ковриков. | 31.03 07.04 | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет. | 1 | Работа восковыми мелками и акварелью; изображение автопортрета. | 14.04 | |
29-30 | Пятно как средство выражения. Силуэт. | 2 | Работа гуашью и с черной цветной бумагой; изображение силуэтных композиций. | 21.04 28.04 | |
31 | Линия как средство выражения. Мыльные пузыри. | 1 | Работа с графическими материалами; изображение мыльных пузырей. | 05.05 | |
32-33 | Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа). | 2 | Работа с разными материалами; создание коллективной работы «Весна, шум птиц». | 12.05 19.05 | |
34 | Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой. | 1 | Урок-путешествие, подведение итогов года в игровой форме. | 26.05 |
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Календарно тематическое планирование по технологии2 класс "Школа России"
Календарно тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России" Роговцева...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...