Рабочая программа 21 век по технологии
рабочая программа (технология, 1 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя: Календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 48.95 КБ |
opisanie_materialno.docx | 13.5 КБ |
s_o_d_e_r_zh_a_n_i_1.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результат освоения материала | Дата проведения | ||
Универсальные учебныедействия (УУД) | освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||||||
План | Факт | ||||||||
Что нас окружает? | |||||||||
1 | Что ты видишь вокруг. Инструктаж по ТБ. | 1 | экскурсия | Классификация предметов по признакам | практический | Регулятивные: планирование - Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое техника безопасности на уроках технологии; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о том ,что ты видишь вокруг с опорой на собственные представления. Личностные: самоопределение – | Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные | 3.09 | |
2 | Мир природы | 1 | комбинированный | Природа в жизни человека | текущий | Регулятивные: планирование - Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что природа; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о природе с опорой на собственные представления. Личностные: самоопределение – | Знать, какое значение имеет природа в жизни человека Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой | 10.09 | |
3 | Мир рукотворный | 1 | экскурсия | Что сделано руками человека. Особенности разных профессий | практический | Регулятивные: планирование - Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое техника безопасности на уроках технологии; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о изобразительном искусстве с опорой на собственные представления. Личностные: самоопределение – | Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой | 17.09 | |
4 | Окружающий мир надо беречь | 1 | экскурсия | Охрана природы. Зависимость природного мира от человека | практический | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что окружающий мир надо беречь, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность | Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе. | 24.09 | |
Кто где живёт? | |||||||||
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? | 1 | экскурсия | Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище | практический | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность | Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища | 1.10 | |
6 | Если захочешь - сделаешь | 1 | экскурсия | Экскурсия на пришкольный участок | практический | Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о общественно – полезном труде на пришкольном участке, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города | 8.10 | |
7 | Подари сказку «Колобок» | 1 | комбинированный | Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». Разыгрывание сказки «Колобок» | текущий | Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – уметь составлять рассказы по иллюстрациям к сказке «Колобок». Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориен- | Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место | 15.10 | Праздничный день 22.10 |
8 | Подари сказку «Колобок» | 1 | комбинированный | Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». Разыгрывание сказки «Колобок» | текущий | Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – уметь составлять рассказы по иллюстрациям к сказке «Колобок» и лепить персонажей . Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориен- | Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место | 22.10 | |
9 | Готовим праздник | 1 | урок - праздник | Классный праздник «День именинника» | практический | Регулятивные: осуществление Познавательные: предметные – знакомиться с историей празд- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к одноклассникам | Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе | 29.10 | |
10 | Из чего сделан рукотворный мир? | 1 | экскурсия | Что сделано руками человека | практический | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала | 12.11 | |
Азбука мастерства | |||||||||
11 | Подсказывает природа | 1 | комбинированный | Понятие «материал».Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?» | исследовательский, текущий | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов | 19.11 | |
12 | Как устроены разные изделия? | 1 | комбинированный | Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей | текущий | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Знать термин «конструкция». Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания | 26.11 | |
13 | Целое и части. Изделие и его детали | 1 | комбинированный | Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия» | текущий | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам | 3.12 | |
14 | Как соединить детали | 1 | комбинированный | Способы соединения деталей | текущий | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Знать, с помощью чего можно соединить детали | 10.12 | |
15 | Шаг за шагом «Пластилин- волшебник» | 1 | комбинированный | Планирование своей работы | текущий | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные:общеучебные- Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы | 17.12 | |
16 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | 1 | комбинированный | Классификация материалов | текущий | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).Познавательные: общеучебные выделять и формулировать познавательную цель; предметные –Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы | Уметь классифицировать материалы по видам | 24.12 | |
Работаем с бумагой и картоном | |||||||||
17 | Что можно сделать из бумаги | 1 | комбинированный | Свойства бумаги | исследовательский, практикум | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные: общеучебные выделять и формулировать познавательную цель; предметные – выполнять исследовательскую работу о свойствах бумаги Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Знать свойства бумаги. Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку | 9.01 | |
18 | Учимся наклеивать детали | 1 | комбинированный | Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации | практический | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).Познавательные:общеучебные- выделять и формулировать познавательную цель; предметные –учимся наклеивать детали т выполнять обрывочную аппликацию Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы | Знать способы наклеивания. Уметь выполнять обрывочную аппликацию. | 16.01 | |
Помощники мастера | |||||||||
19 | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | 1 | комбинированный | Понятия: «машины» и «инструменты» | исследовательский | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные:общеучебные- Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами. | 23.01 | |
20 | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | 1 | комбинированный | Понятия: «машины» и «инструменты» | исследовательский | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные:общеучебные- Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами. | 30.01 | |
21 | Фантазия из бумаги | 1 | комбинированный | Вырезание деталей различной конфигурации | практический | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные:общеучебные- Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Знать технику безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании | 6.02 | |
Сначала рисуем | |||||||||
22 | Какие бывают линии | 1 | комбинированный | Черчение линий различной конфигурации | практический | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать о том, какие бывают линии и черчение линий различной конфигурации. Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Уметь различать и чертить линии различной конфигурации | 13.02 | |
23 | Из ниток и верёвочек | 1 | комбинированный | Плетение ниток. Аппликация из ниток | исследовательский, практикум | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные –плетение из ниток и аппликации из ниток. Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе. Уметь выполнять аппликацию из ниток | 20.02 | |
Много и ровно | |||||||||
24 | Размечаем круги | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания. | практический | Регулятивные: контроль и само- Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – разметка кругов для последующего наклеивания Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания. Уметь выполнять разметку по шаблону. | 6.03 | |
25 | Размечаем прямоугольники | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка прямоугольников для последующего наклеивания. | исследовательский, практикум | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – разметка прямоугольников для последующего наклеивания. Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Уметь размечать прямоугольники и наклеивать их. | 13.03 | |
26 | Размечаем треугольники | 1 | комбинированный | Обсуждение. Разметка треугольников для последующего наклеивания. | самостоятельная работа | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – разметка треугольников для последующего наклеивания. Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Уметь размечать и наклеивать треугольники. | 20.03 | |
27 | Без инструментов | 1 | комбинированный | Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». | творческий | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – Сгибание бумаги, выполнение цветочка в технике «оригами» Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». | 3.04 | |
28 | Научись несложным приёмам сгибания | 1 | комбинированный | Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – Сгибание бумаги, выполнение цветочка в технике «оригами» Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». | 10.04 | ||
29 | Свойства ткани | 1 | комбинированный | Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани. | Исследовательский, текущий | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – Сгибание бумаги, повторение: свойства бумаги и свойства ткани Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами. | 17.04 | |
Работаем с тканью | |||||||||
30 | Иглы и булавки | 1 | комбинированный | Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. | Исследовательский, практикум | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности. | Знать различные виды игл, их строение. Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. | 24.04 | |
31 | Прямая строчка и её дочки | 1 | комбинированный | Выполнение прямой строчки | практический | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – выполнение прямой строчки Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятель-ти. | Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку. | 8.05 | |
32 | Учимся красиво вышивать | 1 | комбинированный | Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру. | практический | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – выполнение прямой строчки Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятель-ти. | Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру. | 15.05 | |
33 | «Книжкина больница» | 1 | комбинированный | Мелкий ремонт книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги. | практический | Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – выполнение мелкого ремонта книг из классной библиотеки. Беседа о бережном отношении к книге. Ознакомление со структурой книги. Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности, этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы. | Знать способы ремонта книги. Уметь ликвидировать разрывы страниц, вклеивать выпавшие листы, исправлять повреждения на обложке. | 22.05 |
Предварительный просмотр:
материально-техническоЕ обеспечениЕ
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
2. Наглядные пособия.
1. Таблицы.
2. Инструкционные карты изделий.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных,...
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Мастерим сами» (DVD).
2. Методическое пособие «Использование ИКТ на уроках технологии» с CD-диском.
4. Технические средства обучения.
1. Интерактивная доска.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения шаблонов, таблиц, поделок.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерная тумбочка.
Предварительный просмотр:
С О Д Е Р Ж А Н И Е
- Введение
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение
В В Е Д Е Н И Е
Класс: 1 д
Учитель: Халилова Любовь Александровна.
Количество часов: всего 66 часов, в неделю - 2 часа
Планирование составлено на основе Общей образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района, авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой (Образовательная система «Начальная школа XXI века»), утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения (2009г); приказа МОиН РТ от 23.06.2012 года № 7699/12 «Об учебных планах для 1-9 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»; приказа МОиН РТ от 09.07.2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»
Учебник: Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс, Москва, «Вентана - Граф»; 2006 г. (у учителя)
Рабочие тетради: Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс, Москва, «Вентана - Граф»; 2006 г. (у учителя)
Методическая литература: Е.А.Лутцева «Методическое пособие «Технология. Ступенька к мастерству», Москва, «Вентана - Граф»;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека
с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о
мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактности, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной сферы и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходит за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технической картине мира. При соответствующем содержательном методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения добиваться достижения результата и т.д.) Предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятным для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры
труда, самообслуживание.
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-
прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.).
Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные
материалы. Свойства этих материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов : ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов. Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование.
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Наименование раздела | Колич-во часов |
1 | Что нас окружает ? | 4 часа |
2 | Кто где живёт. | 6 часов |
3 | Азбука мастерства | 6 часов |
4 | Работаем с бумагой и картоном | 2 часа |
5 | Помощники мастера | 3 часа |
6 | Сначала рисуем | 8 часов |
7 | Работаем с тканью | 4 часов |
33 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки на глаз, по шаблону;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией,
прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- о конструкциях — разборных и неразборных;
- о неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.
Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс программа "Планета знаний"
Программа по технологии разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: английский язык, музыка, изобрази...
Рабочая программа учебного предмета Технология базовый уровень На основе программы «Перспектива» под ред. Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и мет...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...