Методическая разработка практико-ориентированного проекта в 4 классе "Своими руками - чудо оригами"
проект по технологии (4 класс) по теме
Методическая разработка практико-ориентированного коллективного проекта по технологии в 4 классе "Своими руками - чудо оригами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnyy_proekt_4a_kl_origami.doc | 964.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Введение
- Актуальность выбранной темы
- Проблема (идея)
- Цель проекта
- Задачи, поставленные для реализации проекта
- Вид проект
- Этапы проекта и ожидаемые результаты
- I этап – организационный
- II этап – теоретический
- III этап – практический
- IV этап – итоговый
- Выводы
- Рефлексия проектной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение
- Приложение
Актуальность проекта:
С оригами мы знакомимся с самого раннего детства. С огромным удовольствием складываем из бумаги кораблики и самолётики, не подозревая, что у этой техники есть такое красивое название и глубокие исторические и философские корни. Однажды мы увидели удивительную скульптуру – белого лебедя. Он был сложен из бумажных фигурок треугольной формы. Оказалось, что такая техника называется китайское модульное оригами. Иногда её называют 3D-оригами. Удивительно как плоское становится объёмным? Мы захотели узнать всё об этом искусстве и выполнить хотя бы одно изделие.
Проблема проекта
Что может быть проще бумаги? А между тем обыкновенный листочек бумаги можно превратить в замечательную игрушку. Огромный интерес вызывает техника модульного оригами и его возможности, история возникновения и развития, большое разнообразие форм и фантазий. Мы поняли, что мы должны это узнать и научиться этому мастерству!
Цель проекта:
– формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
– творческое развитие и формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощенных в конкретных изделиях.
Задачи проекта:
– познакомить детей с основным приемом складывания модульного треугольника;
– научить читать технологическую карту, чертежные схемы;
– формировать аналитические способности, пространственное воображение, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;
– улучшать память, внимание, волю, глазомер;
– развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику;
– воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, критичность, целенаправленность, эстетический вкус, самостоятельность в работе, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки коммуникации, волевые качества.
– участвовать с игрушками в акции «Доброе дело для добрых людей» (3 декабря – Международный день инвалидов)
Вид проекта:
практико-ориентированный, творческий,
межпредметный, коллективный, долгосрочный - 6 месяцев
Этапы проекта
I этап – организационный
- деление класса на группы, мотивация на работу над проектом.
- постановка задач по изучению теоретического содержания проекта и выполнения его практически.
- составление плана работы (тема исследования, вопросы для изучения, методы, источники)
- оформление результата
Ожидаемые результаты: у обучающиеся сформируется умение выдвигать идеи, обсуждать коллективную работу в группах, составлять план работы и распределять её между участниками группы, намечать виды деятельности по изучению темы проекта, представлять конечный результат
II этап — поисково-исследовательский:
- узнать историю возникновения и развития оригами;
- изучить основные техники оригами;
- узнать какие материалы используются для изготовления оригами;
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся приобретут навык поиска и оформления информации, сформируется навык самостоятельной деятельности, будут развиваться исследовательские и творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о древнем искусстве.
III этап – практико-творческий:
- анализ изделий;
- знакомство с технологическими картами;
- подобрать материал для изготовления изделия в технике оригами;
- выяснить на практике, какие виды бумаги лучше использовать для его создания;
- освоить технологию изготовления изделия в технике модульное оригами;
- изготовление изделия в технике модульное оригами.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научатся техники складывания треугольного модуля и на его основе моделированию бумажных игрушек на различные темы, проявлению своих творческих идей.
IV этап – итоговый:
- защита мини-проекта;
- оформить выставку «Чудесный мир оригами»;
- участвовать в творческих конкурсах;
- подарить игрушки детям инвалидам нашего села, участие в акции «Доброе дело для добрых людей»
Ожидаемые результаты:
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, умение дарить праздникам другим людям, заботиться о ближних, проявлять милосердие. Доказать проблему проекта, что и в наше время обыкновенный листочек бумаги можно превратить в замечательную игрушку, сделанную своими руками, которая может принести радость и быть полезной.
Выводы:
В нашей жизни есть всё: комфортное жильё, еда, современная техника. Но всё-таки человеку хочется чего-то ещё. Может быть, немного человеческого тепла, переданного через красивую вещь, сделанную своими руками, с любовью и фантазией. Процесс выполнения оригами увлекателен. Такое занятие развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует определённые навыки и умения, которые могут пригодиться в практической деятельности.
Модульное оригами завоевало массу поклонников, и не без причины:
- его могут складывать взрослые и дети - так как модуль оригами прост в изготовлении;
- для изготовления модулей оригами подойдет любая бумага;
- из модулей оригами можно сложить модели любой сложности от самых простых до трудоемких и сложных;
- занятие это интересно выполнять в коллективе или всей семьёй.
Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети класса активно в большей или меньшей степени участвовали в проекте. Были прочитаны книги об истории возникновения и развития искусства оригами, работали с Интернет-ресурсами, изучали различные модели, придумывали свои игрушки, научились читать инструкционные карты, схемы, выполнили коллективно и индивидуально более тридцати изделий.
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки понравились не только детям, они удивляли всех работников школы. С некоторыми работами обучающиеся участвовали в конкурсах и занимали призовые места. Социальным выходом проекта стало участие в акции «Доброе дело для добрых людей». Игрушки, сделанные своими руками, были подарены детям инвалидам, проживающим в нашем селе Рыжовым Маше и Ване.
Рефлексия проектной деятельности
Выполнив проект, мы познакомились с таким искусством, как оригами, поговорили о разнообразии и методах творческого использования бумаги, ознакомились с историей данного искусства, выполнили интересные фигурные композиции.
1. Оценивание степени достижения поставленных целей и задач
Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного технологичного и информационного мышления.
- достигнут конечный результат.
- создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу.
- результат проекта был использован в социальной деятельности, информация о проекте широко распространена, получено удовольствие от своей деятельности.
2. Оценивание качества результатов
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к моделям и инструкциям, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свои вариации изделия.
3. Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
При выполнении задач проекта, работая по группам, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу и распределить её каждому участнику группы. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать модель, цвет, детали оформления изделия, активно проявилось умение самостоятельно работать, находить информацию, оформлять её в виде сообщения, представлять её. Полностью раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:
- личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
- метапредметные: умение использовать различные источники информации, ИКТ, умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
- предметные: технологические знания и умения.
Информационно-методическое обеспечение
1.Обучающие видео-ролики на сайте www.youtube.ru http://origamka.ru/ http://bozhoklv.ucoz.ru/ http://stranamasterov.ru/ http://planetaorigami.ru/
1. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 99г.
2. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.
3. «Чудесные поделки из бумаги». Б. Богатова. М.: «Просвещение». 91г.
4. «Смастерим из бумаги». М.Стейнбек. Таллинн «Валгус».88г.
5. «Удивительная бумага». И.Черныш. М.: «АСТ-Пресс».98г.
Приложение № 2 Историческая справка
Что такое оригами? ОРИГАМИ - искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага". Родина оригами Япония. При модульном оригами в процессе складывания используется модули, которые соединяются путем вкладывания их друг в друга. Сила трения, появляющаяся при этом, не даёт конструкции рассыпаться. С помощью модулей можно легко складывать большие модели со сложной структурой.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.
Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.
Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.
Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.
После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.
Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.
Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.
Приложение № 3 Схема сборки модулей.
1. Сложите лист пополам.
2. Наметьте линию сгиба (согните и разогните)
3. Загните углы к центру
4. См. рис.
5. Переверните на другую сторону
6. Свободные концы загните вверх
7. См. рис.
8. Переверните на другую сторону
9. Загните уголки вниз
10. Переверните на другую сторону
11. Отогните края, разогнув уголки
12. Загните края вверх, спрятав уголки вниз
13. Сложите заготовку пополам 14. Модуль готов
Приложение № 4 Способы крепления модулей между собой.
Способ 1. Модули на длинных сторонах
Способ 2. Модули на коротких сторонах
Способ 3. Два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне.
Приложение № 5 Технология изготовления игрушки
Технологическая карта
Изготовление бумажного лебедя
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и материал |
1 | Согнуть прямоугольник пополам | Квадратный лист бумаги и ножницы | |
2 | Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. Повернуть горой к себе | бумага | |
3 | Согнуть края к середине | бумага | |
4 | Перевернуть | бумага | |
5 | Поднять края вверх | бумага | |
6 | Загнуть уголки, перегибая их через большой треугольник | бумага | |
7 | Разогнуть | бумага | |
8 | Снова сложить маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх | бумага | |
9 | Согнуть пополам | бумага | |
10 | Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка. | бумага | |
11 | Теперь начинаем соединять модули вместе. Вставляем уголки первых двух модулей в кармашки третьего, получаем один базовый элемент | ||
12 | Далее берем еще два модуля и присоединяем их к получившемуся элементу по бокам. Так, треугольник за треугольником, замыкаем первое кольцо. Оно состоит из двух рядов, каждый из 30 модулей: внутренний ряд, модули которого стоят на короткой стороне, и внешний ряд, модули которого стоят на длинной стороне. | ||
13 | Теперь осторожно беремся за заготовку и, держась за её края,как бы выворачиваем все кольцо наизнанку. 5 слоев теперь должны быть похожи на стадион, если смотреть на неё сверху. | ||
14 | Теперь начинаем оформлять крылья для нашего бумажного лебедя. Добавляем 6ой ряд, состоящий из 30ти модулей.Выбираем сторону, где будет находиться голова лебедя. Берем пару уголков (от двух соседних модулей). Это будет место прикрепления шеи. Влево и вправо от этой пары вставляем по ряду из 12 модулей. В итоге 7 ряд состоит из 24 модулей и имеет два промежутка. Начинаем наращивать крылья, каждый следующий ряд будет на 2 модуля меньше. | ||
15 | Элементы для шеи складываем по-другому: вставляем два уголка одного модуля в кармашки другого. Соединяем модули, придавая им попутно желаемый изгиб |
Приложение № 6
Вид бумаги | Характеристика бумаги |
Специальные наборы бумаги для оригами | Такая бумага достаточно легко складывается, хорошо держит складки. |
Обычная салфетка | Складывать такую бумагу сложнее, её нечаянно можно порвать. Складки на ней почти не заметны. |
Обычная оберточная бумага Craft. | Плотная, достаточно тонкая, не рвется. |
Офисная бумага | Самая доступная бумага. Недостаток её в том, что она одного цвета - белого. |
«Бумага для уроков труда" | Легко рвется, а на складках получаются белые полоски, что портит вид изделия. |
Вывод: Для оригами удобнее всего использовать специальные наборы цветной бумаги и офисную бумагу А4.
Приложение № 7 Литература об оригами.
http://origamka.ru/
http://planetaorigami.ru/
1. «365 моделей оригами». Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 99г.
2. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.
3. «Чудесные поделки из бумаги». Б. Богатова. М.: «Просвещение». 91г.
4. «Смастерим из бумаги». М.Стейнбек. Таллинн «Валгус».88г.
5. «Удивительная бумага». И.Черныш. М.: «АСТ-Пресс».98г.
6. «Оригами на праздничном столе». Афонькины. М.: «Аким».98г.
7. «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». Афонькины. С-Пб. «Кристалл»99г.
8. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера». 99г.
9. «Мир игрушек и поделок». Сборник. Смоленск «Русич».99г.
10. «Моя первая книжка по рукоделию». «Дрофа». 95г.
11. «Оригами-искусство складывания из бумаги» - журналы №1-6, 99г.
12. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Л. Куцакова. М.: П. 89г.
13. «Вырезаем и складываем». Афонькин. С-Пб. «Кристалл» 99г.
14. «Конструируем в детском саду».89г.
15. « Занятия по ручному труду». Гофман. И. 89г.
16. Журналы «Семья и школа», 88 – 92 гг.
17. «Подарки и игрушки своими руками», М. А. Гусакова, М.:ТЦ «Сфера», 1999г.
18. «Практикум по трудовому обучению», В. В. Выгонов, М.: «Академия», 99г.
19. «Мастерим бумажный мир», Н. Докучаева, С-Пб.: ТОО «Диамант», 97г.
20. «Учимся, играя», В. Волина, М.: «Новая школа», 94г.
21. Энциклопедия зимних праздников. С-Пб.: «РЕСПЕКС», 95г.
22. «Помоги принцу найти Золушку», Ю. А. Афонькина, М.: «Просвещение», 94г.
23. «Оригами. Мифические животные и символы Восточного гороскопа». Монрол Джон, - СПб.:СЗКЭ0, 2002 г. 120 с. 24.«Оригами. Новые модели. Сержантова Т.Б. – М.: Айрис-пресс, 2004 г., 192 с.
25.«Оригами. Лучшие модели. Сержантова Т.Б. – М.: Айрис-пресс, 2004 г., 144с
26.«Оригами для всей семьи», Сержантова Т.Б. – М.: Айрис-прес, 2004 г. 192 с.
27.«Цветы оригами для моей мамы», авт.-сост. Иванова Л.В., - М .: АСТ, 2005г, 79с
28.«Оригами. Орнаменты, кусудамы, многогранники». Весновская О.В. Чебоксары, 2003 г., 48 с
29.«Конструктор оригами. Многогранники.» (метод пособие) Белим С.Н. Омск , 2003 г., 72 с.
30.«Правильные многоугольники в оригами» . Белим С.Н, Белим С.В. Омск. 2003 г, 62с.
31.Учебно методический комплекс элективного курса «Геометрия и оригами» Белим С.Н. Омск 2003 г. , 80 с
32. Материалы сибирских заочных олимпиад по оригами Белим С.Н.,Омск, 2004 г., 68 с.
33.Материалы 6 Сибирской конференции «Оригами ив учебном процессе»,Омск., 2003 г., -78 с.
34.Материалы 7 Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе», Омск, 2004 г., 112 с.
35.«Банк оригами. Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю.Аким, 1996 г., 32 с.
36.«Азбука оригами» Соколова С., - М.: Эксимо; СПб.: Домино, 2004 г., 432 с.
37. «Оригами» Большая иллюстрированная энциклопедия Бич Рик, -М.:Эксимо, 2003, 256с
38.Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2000 г.272 с. 39.Оригами. Волшебный квадрат. Афонькин С.Ю,. Афонькина Е, Ю., СПб.: Литера, 2002 г., 192 с
40.Оригами. Бумажный зоопарк. Афонькин С. Ю.., Афонькина Е. Ю., СПб.: Литера, 2003 г., 192 с.
41.Веселые уроки оригами в школе и дома. Учебник. СПБ.: Литера., 2001 г., 208с.
42.Сказки оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2004 г., 240
43.Театр оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2003 г., 224
44.Школа оригами. Аппликация и мозаика. Соколова С., - М.: Эксмо , СПб.: Валери СПД, 2004 г., 176 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – ориентированный коллективный проект по технологии Т.Н.Проснякова 4 класс «СТАРИННЫЙ ЗАМОК»
Цели:- познакомить учащихся с принципом создания коллективного замка, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;- дать возможность учащимся почувствовать себя члена...
Практико-ориентированный творческий проект Математические игры для запоминания таблицы умножения и деления.
Проект — это специально организованное учителем выполнение учащимися комплекса действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,...
Методическая разработка «Мозаика на занятиях кружка «Умелые руки»
Хорошо организованная, продуманная деятельность в кружке помогает ребенку стать инициативным, усидчивым, заниматься любимым делом. Выполнение мозаичных работ из различных материалов в сочетании с бесе...
Практико-ориентированный педагогический проект по теме: «Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе»
Из опыта работы...
Методическая разработка интегрированного урока ИЗО + математика, 6 класс "Чудо - снежинка"
Разработку урока можно использовать для проведения совместного урока двух учителей, если нет возможности, можно использовать учителю ИЗО самостоятельно.Целесообразно провести до Нового год...
Практико-ориентированный мини-проект
Практико-ориентированный мини-проект на уроке по окружающему миру. Тема "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"...
Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...