Календарно-тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме

Матвеева Светлана Александровна

Данное планирование по технологии можно использовать при планировании уроков технологии в 1-ом классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с примерными  программами

по  технологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Школа России».

  Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология»,  авторы В.Д. Симоненко.

  Учебно-методический комплекс: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для 1 класса. Просвещение,2012 г.

                      В наступившем тысячелетии в связи с достигнутым уровнем общественного развития и его перспективами возникают новые требования к характеру и качеству трудовой деятельности человека. Это связано прежде всего с технологической революцией, в том числе с её информационной составляющей, достижениями научно-технического прогресса, качественно меняющими среду жизнедеятельности современного человека. При этом всё более востребованной становится личность, трудовая деятельность которой имеет технологический, творческий и проектный характер, т. е. является созидательно-преобразовательной. Объективными требованиями к личности человека как к субъекту трудовой деятельности являются: владение технологической, проектной культурой, способность к инициативе, творчеству и саморазвитию, профессионализм и конкурентоспособность. Эти и другие качества формируются прежде всего в особой сфере социальной практики — образовании и специальном социокультурном институте — общеобразовательной школе.

Особая роль в этом принадлежит предмету «Технология». Именно обучение технологии является начальной ступенью сложного и многогранного процесса развития человека как субъекта трудовой деятельности, способствует формированию у школьников технологической компетентности на основе системы технологических и проектных знаний и умений, являющихся основой для дальнейшей трудовой деятельности; становлению целостной личности, обладающей потребностью в различных видах умственного и физического труда, технологически важными качествами, обеспечивающими их самореализацию, самоутверждение и социализацию.

                      В данной программе реализуется интегративный подход к обучению младших школьников технологии. Причём интеграция обучения предполагает три уровня, которые составляют основные положения интегративного образования: содержательный, процессуальный, организационный.                                          

                Содержательный уровень позволяет осуществить синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, реализующийся путём межпредметных связей учебных курсов, изучение которых предусмотрено ФГОС для начальной школы: математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение. Так, межпредметные связи с математикой на уроках технологии позволят младшим школьникам сформировать навыки выполнения расчётов, измерений, вычислительных действий, построения различных форм геометрических фигур и тел, а также сформировать основы таких творческих видов деятельности, как проектная, моделирование, конструирование. Интеграция технологии с родным языком будет способствовать развитию у младших школьников устной речи, основываясь на использовании важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов. Это происходит в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Связи с литературным чтением дадут возможность обучаемым успешно работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии на уроках технологии. Изобразительное искусство позволяет использовать на уроках технологии законы, правила и средства дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целях формирования у младших школьников умений создавать не только функционально важные, но и эстетически выразительные материальные продукты, развивающие эстетические чувства обучаемых. Взаимосвязь предметов «Окружающий мир» и «Технология» предполагает рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инже- нерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

                      Процессуальный уровень реализует интеграцию концепций, технологий, методов, приёмов обучения, положенных в основу отбора содержания программы и организации процесса обучения младших школьников технологии. Так, методологической основой процесса обучения учащихся технологии является интеграция основных положений системного личностно-деятельностного, компетентностного и собственно интегративного подходов. Сам же процесс обучения младших школьников основам преобразовательной деятельности должен реализовывать методы и приёмы развивающих, личностно ориентированных технологий: сотрудничества, информационной, проблемного и проектного обучения.

                     Организационный уровень предполагает создание на уроках технологии таких организационных и психолого-педагогических условий, которые позволят младшим школьникам овладеть основами преобразовательной деятельности не только на репродуктивно-подражательном и алгоритмическом уровнях, но и на уровне субъективного творчества. С этой целью программой предусмотрены различные виды деятельности младших школьников, формы организации обучения технологии как на уроках, так и во внеурочное время.

Учебный предмет «Технология» содержит в себе все потенциальные возможности для развития ведущих психических новообразований, характерных для младшего школьного возраста: произвольности, внутреннего плана действия, рефлексии. Этому способствуют формируемые у младших школьников умения выполнять ведущие проектно-технологические действия (создание образа изделия; анализ возможных и ограничивающих условий его изготовления; выбор средств деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий; планирование деятельности; поэтапная реализация деятельности; контроль и оценка деятельности и продукта; поиск возможных путей совершенствования созданного продукта и деятельности, к нему приводящей). Кроме того, предметом специального формирования на уроках технологии должны быть также общеучебные умения и обще-психологические свойства личности: быть внимательным, запоминать, осмысливать информацию, распознавать, планировать и др.

                       Учебная деятельность школьников на уроках технологии способствует социализации личности ребёнка и формированию социально востребованных качеств личности: трудолюбия, уважения к людям труда и бережного отношения к продуктам деятельности, добросовестности, целеустремлённости, коммуникативности, сотрудничества, творческой активности, способности к самовыражению и др.

 Цели изучения технологии в начальной школе:

  .

  • развитие личности младших школьников в различных взаимообусловленных направлениях: умственном, физическом,     эстетическом, трудовом, эмоционально-волевом, духовно-нравственном.
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;            
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

    Задачи:

  • становление и развитие социально значимых качеств личности (трудолюбия, активности, целеустремлённости, решительности и др.), основных психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и новообразований (произвольности, рефлексии и внутреннего плана действий), интеллектуальных, творческих способностей и познавательных потребностей;
  • формирование общих представлений о сущности, результатах и этапах преобразовательной деятельности по созданию материальных продуктов, о труде, мире профессий;
  • формирование первоначальных знаний и умений в области технологии, дизайна, конструирования, проектной и знаково-символической деятельности (кодирование, декодирование, замещение, моделирование);
  • овладение общими приёмами выполнения различных видов преобразовательной деятельности по созданию материальных продуктов;

формирование первоначальных умений в области информационно-коммуникативной деятельности: поиск, передача, хранение, преобразование информации с использованием различных информационных средств (словарь, учебник, книга, каталог библиотеки, компьютер);

  • формирование основ организационных умений: планирование, реализация, контроль и оценка индивидуальной и совместной деятельности (групповой, коллективной) на основе принципов сотрудничества; приобретение навыков самообслуживания;
  • воспитание основ экологической и экономической культуры: рационального и бережного отношения к природе и продуктам труда человека, уважения к людям труда

Место курса в учебном плане:

На изучение технологии отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Результаты изучения курса:

               Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, формирующих эмоционально-ценностную систему отношений к объектам, средствам и субъектам трудовой деятельности на основе принципов сотрудничества (трудолюбие; ориентировка в межличностных отношениях, относящихся к трудовой деятельности; уважительное, внимательное и доброжелательное отношение ко всем субъектам учебно-трудовой деятельности на уроках технологии и во внеурочное время; готовность к взаимопомощи, решительность, упорство, ответственность, целеустремлённость, уверенность в себе, эмпатия, познавательный интерес и потребности в преобразовательной деятельности, в том числе творческой трудовой).

                     Метапредметными результатами изучения технологии являются: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выявить и проанализировать потребности (проблемы) — личные, людей близкого окружения, коллектива класса или школы (определение цели как системы задач; определение видов деятельности по реализации задач; определение желаемых качеств деятельности и её продуктов: выбор и анализ возможных средств достижения целей и задач; анализ существующих средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о возможных путях и средствах удовлетворения потребности); создание и выбор идей возможных средств для достижения цели; выбор и анализ возможных и ограничивающих условий, необходимых для решения задач; создание образа продукта деятельности в словесной или графической форме; планирование деятельности с позиций технологичности, экономичности и рациональности; оценка, самооценка и поиск путей и средств совершенствования продукта; вербализация и осознание результатов деятельности.

                     Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о трудовой деятельности, технике, технологиях, операциях и приёмах, средствах и условиях создания материального продукта с заданными (в том числе оригинальными) качествами; представления об основах культуры труда; умения выполнять обобщённые приёмы предметно-преобразовательной деятельности, ориентироваться в мире профессий; элементарный опыт творческой трудовой и проектной деятельности.

                Курс может быть реализован в рамках как одного, так и двух часов в неделю в каждом классе начальной школы с использованием дополнительных возможностей внеучебного времени (за счёт часов, отведённых на художественно-эстетическую, общественно полезную и проектную деятельность). Внеурочная деятельность должна быть основана на преемственности в использовании освоенного младшими школьниками на уроках технологии теоретического материала и практических умений. Примерное планирование учебного материала по технологии в начальной школе представлено в программе для каждого класса.

                Программа по своему содержанию является универсальной, так как в ней раскрываются основы преобразовательной деятельности человека по созданию изделий, имеющих техническую, утилитарно-бытовую и художественную (декоративно-прикладную) направленность.

                                                                 

Основные содержательные линии программы

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции

(знания, умения и способы деятельности).

Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

                         В программе данная линия представлена двояко: специальными (сквозными) темами, а также предусмотрено их контекстное изложение. В линии содержатся теоретические сведения о трудовой деятельности и её значении в жизни человека и общества; о взаимообусловленном влиянии природной среды и преобразовательной деятельности человека: видах труда, средствах, условиях реализации и создаваемых продуктах (технических, декоративно-прикладных, утилитарно-бытовых и др.); об общих приёмах создания изделий, законах дизайна, основных правилах организации рационального и безопасного труда; о профессиях людей, традициях и творчестве народных мастеров по созданию предметной среды.

                             Предусмотрены практические задания, связанные с формированием у младших школьников первоначальных умений: анализировать учебные ситуации, задачи и задания; рационально организовывать рабочее место, планировать трудовую деятельность, работать с информационными источниками; анализировать, корректировать и оценивать деятельность и её продукт; выполнять проектные задания и создавать творческие проекты; организовывать и реализовывать работу в малых группах, самостоятельно работать во внеурочное время и обслуживать себя (бытовой труд).

2.Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

                   В линии представлены теоретические сведения о доступных для детского творчества материалах (их названия, назначение, виды, свойства, производство, история создания, подготовка к работе, возможные и ограничивающие условия выбора для изготовления изделия), об инструментах и приспособлениях (их названия, назначение, виды, конструкция, история создания, правила безопасного труда), о технологической последовательности создания изделий (названия действий, операций, приёмов и правила их рационального выполнения), о контроле качества и критериях оценки.

                    Предусмотрены задания: исследование основных свойств материалов, отработка приёмов рациональной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; анализ назначения, конструкции и дизайна изделия; определение последовательности действий по изготовлению изделия, подбору материалов, инструментов и приспособлений в зависимости от возможных и ограничивающих условий. Учащиеся знакомятся с рациональным выполнением основных технологических операций по изготовлению изделий: разметки (на глаз, по шаблону и трафарету, копирование с помощью чертёжно-измерительных инструментов); разделения материала на детали (отрывание, резание (ножом и ножницами), вырезание, выпиливание (лобзиком), пиление); формообразования (сгибание, складывание, скручивание и др.); сборки деталей (склеивание, сшивание, винтовое соединение и др.); декорирования (вышивание, аппликация, декупаж, мозаика, выжигание и др.).

                       Линия содержит теоретические сведения по использованию измерений и графических изображений в процессе создания материальных продуктов — это виды графических изображений: линия, эскиз, рисунок, чертёж, вид, схема, развёртка (их названия, назначение, правила чтения и построения); названия, назначение и приёмы работы с основными чертёжно-измерительными инструментами (карандаш, линейка, угольник, циркуль), а также практические задания по отработке умений размечать детали и планировать действия по изготовлению изделий на их основе.

3.Конструирование и моделирование

               Линия направлена на формирование общих представлений о мире техники: машины и механизмы (их названия, на значение, история изобретения, основные конструктивные особенности); конструкции и конструктивные особенности различных предметов материальной среды; модели и их роль в создании материальных продуктов; процессы конструирования и моделирования на основе рисунка, чертежа, заданных условий, собственного замысла. В ней предусмотрены практические работы по обработке умения дизайн-конструктор- ской и знаково-символической деятельности.

4.Практика работы на компьютере

(использование информационных технологий)1

            Линия направлена на формирование у младших школьников информационно-коммуникативных компетенций, поэтому содержит теоретические сведения о различных видах и типах информации, информационных источниках, способах, средствах получения, хранения, переработки и передачи информации, а также практические задания по работе с информационными источниками (книгой, учебником, словарём, чертежом, схемой, инструкционной и технологической картой, Интернетом и др.) и информацией, в них содержащейся (восприятие, анализ, обобщение, воспроизведение, кодирование и декодирование, замещение, схематизация, моделирование). Предусмотрено выполнение младшими школьниками индивидуальных и групповых информационных проектов.

                        Начиная с 3 класса учащиеся активно изучают возможности компьютера и учатся применять его на уроках технологии. Поэтому в содержании линии предусмотрены теоретические сведения о назначении и устройстве компьютера, правилах и приёмах работы с ним, в том числе в сети Интернет. Предусмотрены практические задания по созданию и преобразованию текстовых документов в программе Word, поиску информации в Интернете, использованию рисунков  из ресурсов компьютера, созданию презентаций в программе Power Point.

              Программой по технологии предусмотрено освоение младшими школьниками следующих видов деятельности:

  • познавательная: исследовать, планировать, контролировать, оценивать, анализировать, классифицировать, обобщать и др.;
  • знаково-символическая: кодирование, декодирование, схематизация, замещение, моделирование;
  • трудовая: специфические действия в области ручного труда по обработке различных видов материалов (с учётом региональных особенностей)',
  • дизайн-конструкторская: конструирование по образцу, описанию, собственному замыслу; внесение изменений или разработка цветового решения объекта, формообразование, декорирование;
  • проектная: выявление и анализ потребности (проблемы) в сферах жизнедеятельности «школа», «дом», «досуг» (личные, людей близкого окружения, коллектива класса или школы); определение цели как системы задач; определение видов деятельности по реализации задач; определение желаемых качеств деятельности и её продуктов; анализ существующих средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о возможных путях и средствах удовлетворения потребности); выбор средств для анализа критериев; создание и выбор идей возможных вариантов средств для достижения цели; выбор и анализ возможных и ограничивающих условий, необходимых для решения задач (когнитивных, психологических, физиологических, материальных, технических, экономических, экологических, функциональных, эстетических); создание образа продукта деятельности в словесной или графической форме; разработка оптимальных параметров выбранного образа проектной идеи (форма, размер, количество частей (деталей) и их соотношение между собой); анализ образца-эскиза и выбор оптимального (по заданным критериям); планирование  работы с позиции технологичности, экономичности и рациональности; оценка использования продукта в практике по выделенным параметрам (материальные, технические, экономические); поиск путей и средств совершенствования продукта и деятельности, приводящей к нему; вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта и др.

                       В результате освоения данной программы у младших школьников должна быть сформирована готовность к дальнейшему образованию, развитию технологических компетенций и качеств субъекта творческого труда.

Планируемые результаты обучения

  • Элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • соответствующая возрасту технологическая компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;

достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы,  простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов;
  • овладение универсальными учебными действиями: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • умение самостоятельно справляться с несложными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель — подчинённый);
  • развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь нуждающимся в ней.

               Результаты достижений школьников в процессе обучения в каждом классе определяются уровнем усвоения содержания программы и видов деятельности, представленных в разделе «Тематическое планирование».

             

Содержание программы.

1класс (33/33 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)

                         Многообразие природного мира, использование природных богатств в создании предметного мира (мира вещей). Формы и образы природы — первоисточник творческих идей в создании предметного мира и в искусстве. Необходимость бережного отношения к природе и её ресурсам.

                      Многообразие предметов материального мира, функциональная и эстетическая направленность предметов (вещей).

                      Технология как процесс создания человеком полезных и нужных предметов и наука о том, как сделать эти предметы.

                       Понятие дизайна и его основные законы: единство пользы, красоты, назначения и формы.

                        Труд. Роль труда в жизни человека. Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат). Виды труда: умственный, практический; научный, художественный, бытовой и др.

                     Основы культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе.

                   Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии народных мастеров.

                  Ремёсла и их роль в культуре мира; традиции и творчество народных мастеров.

                 Приёмы анализа образца изделия, планирования работы по образцу и алгоритму. Критерии и приёмы оценки качества продукта и деятельности, к нему приводящей (в том числе оригинальность); вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта; приёмы совместной деятельности.

                 Основы самообслуживания и культуры дома: общее представление о правилах ухода за одеждой; ремонт одежды (виды пуговиц и их назначение, пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке); сервировка стола к чаепитию (столовая посуда для чаепития; приёмы складывания салфеток из ткани); правила и приёмы составления весенних фитокомпозиций и букетов (материалы и приёмы их подготовки для весенних фитокомпозиций и букетов, приёмы составления фитокомпозиций, приёмы декорирования сосудов для фитокомпозиций).

2. Технология ручной обработки материалов.

 Элементы графической грамоты (17/17 ч)

                  Природные материалы родного края, их свойства и возможности использования для создания разнообразных изделий. Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки к работе природного материала. Организация рабочего места при работе с природными материалами.

               Общее представление о назначении бумаги. Виды бумаги и свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу. Организация рабочего места при работе с бумагой.

              Пластические материалы (глина, гипс, солёное тесто, пластик) и их применение для изготовления предметов быта и художественных предметов. Свойство материалов — пластичность.

              Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, об их свойствах (цвет, толщина). Инструменты и приспособления для работы с тканью и нитками.

              Назначение, история возникновения, конструктивные особенности инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка), приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем.

             Аппликация. Аппликационные композиции в декоративно-прикладном творчестве. Аппликационные композиции из целых форм растений, бумаги, ткани, приёмы их составления.

              Лепка. Пластический способ лепки и его приёмы.

             Оригами. Приёмы сгибания и складывания фигур из бумаги.

              Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды.

             Кисточки и помпоны: назначение и приёмы их изготовления из ниток.

             Коллаж. Материалы и приёмы его изготовления.

              Плетение. Плоское плетение из трёх прядей.

            Украшение изделий в технике декупаж и его приёмы.

            Графические изображения (рисунок, схема) и их назначение. Линии чертежа, их названия и начертание. Условные обозначения на схемах (на примере схем оригами). Приёмы чтения схем. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

           Технологическая операция и приём. Правила и приёмы разметки деталей по шаблонам, на глаз, сгибанием, с помощью копировальной бумаги, продёргиванием нити на ткани; приёмы разметки симметричных деталей. Способы и приёмы разделения материала на детали (отрывание, резание ножницами, вырезание). Способы сборки (соединения) деталей в изделие (склеивание, сшивание, плетение; с помощью болтов). Способы придания изделию окончательного вида (сушка, лакирование, роспись). Приёмы формообразования (сгибание, складывание, скручивание).

            Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): в технике аппликации из целых форм растений, плоской аппликации из бумаги и ткани, коллажа, мозаики, вырезания, лепки пластическим способом; изготовление ребристой игрушки; изготовление кисточки, помпона и игрушек на их основе, изготовление салфетки с вышивкой; в технике плоского плетения, вышивки прямыми стежками, декупажа и др.

3. Конструирование и моделирование (10/10 ч)

                 Изделие: часть и деталь изделия. Форма предмета.

                 Композиция (декоративно-прикладного характера, фитокомпозиция) на плоскости и в объёме. Фигуро-фоновые отношения в композициях (расположение деталей встык, внахлёст, композиционно-свободно, орнаментально). Законы цветосочетания в композициях. Композиционные решения в декоративно-прикладных изделиях и изделиях, выполненных в традициях народных мастеров.

                  Конструкция изделия, конструктивные особенности различных изделий. Конструирование изделий по образцу и рисунку из природных материалов, бумаги, из деталей конструктора (разборные и неразборные, однодетальные и многодетальные).

                 Архитектурные сооружения, особенности архитектуры разных народов (на примере жилищ). Общее представление о строительных сооружениях, процессе строительства. Конструктивные особенности здания. Назначение строительного конструктора, детали конструктора, особенности их соединения.

                 Машины и их значение в жизни людей. Понятие о типовых деталях (на примере технического машиностроительного конструктора). Особенности болтового соединения. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Понятия «прочность», «надёжность», «безопасность».

                  Модель, моделирование несложных технических объектов (модели летательных аппаратов из бумаги и строительных машин из деталей машиностроительного конструктора) и архитектурных объектов (из деталей строительного конструктора) .

                 Правила и приёмы: сборки моделей строительных сооружений из деталей строительного конструктора; работы с отвёрткой и гаечным ключом; сборки моделей транспортных машин из типовых деталей конструктора.

4. Практика работы на компьютере

(использование информационных

технологий) (контекстное изучение)

                Работа с доступной информацией из учебника, рабочей тетради, словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий и др.).

               Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.

Тематическое планирование

1 класс (33/33 ч)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Кол.ч

Планируемые результаты

Личностные УУД

Познаватель-ные УУД

Коммуника-тивные УУД

Регулятив-ные УУД

Обору-

дова-ние

Основы культуры труда и быта. Самообслуживание

Дата

6  ч.

1

 Человек: наблюдатель, мыслитель, творец!

1 ч.

Развивать творческие возможности учащихся. Понятие «технология» как способ и последовательность преобразования продуктов природы (материалов, энергии, сырья). Понятие «труд». Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат

Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду.

С помощью учителя:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; функциональные; конструкторско-технологические декоративные особенности предлагаемых изделий;

сравнивать формы природных материалов и простейших Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Построение речевых высказываний .

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение планировать свою деятельность.

2

Основы культуры труда.

1 ч.

Форрмировать общие представления об основах культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе.

Нравственно-этическое оценивание.

Формирование чувства  уважения  к людям разных

профессий;

Мастерам народного творчества.

Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Умение слушать других и выражать свои мысли.

 организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

Умение планировать свою деятельность.

Таблицы по технологии

3

Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров.

1 ч.

Формировать

бережное отношение к природе и её ресурсам.

Формировать общие представления о значении сельскохозяйственного труда в жизни людей.

Формирование чувства сопричастности к своей Родине.

Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Умение слушать других и выражать свои мысли.

Умение планировать свою деятельность.

Таблицы по техноло-гии

4

Правила пользования столовыми приборами.

1 ч.

Формировать общие представления об этикете

Нравственно-этическое оценивание.

Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Умение слушать других и выражать свои мысли.

Умение планировать свою деятельность.

5-6

Пришивание пуговиц

2 ч.

Знать виды пуговиц и их роль в одежде. Правила пришивания плоских пуговиц и пуговиц с ножкой Знать правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой). Организовывать своё рабочее место.

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Умение договариваться, находить общее решение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно

Таблицы по технологии

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

17 ч.

7-8

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком  

2 ч

Составлять композиции с учетом замысла.

Применять основные средства худ .выразительности в сюжетно-тематических композициях.

Знать способы и приемы обработки различных материалов

Формирование чувства сопричастности к своей Родине.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Умение договариваться и находить общие решения

Умение чётко выполнять свои требования

Инте-ратив-ная доска,

проек-тор.

9-10

Инструменты и приспособления для обработки материалов

2 ч

Познакомить с историей возникновения инструментов, их назначением, конструктивными особенностиями инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка) и приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем.

Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду.

осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям);

Умение договариваться и находить общие решения

 участво-вать в совместной творческой деятельнос-ти при выполнении заданий;

11

12

13

14

15

Общее представление
о технологическом процессе

Аппликация из целых форм растений.

Аппликация из бумаги и ткани

Лепка пластическим способом

Лепка игрушек

5 ч

Передать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции и фактуры материала. организовывать своё рабочее место

Проявлять нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям.

Знать основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Нравственно-этическое оценивание

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Постановка вопросов во время беседы по представлению

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно

Интерак-тивная доска,

проектор.

16

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Бумага, ее виды, свойства назначение

Знать виды бумаги,свойства бумаги,приемы сгибания бумаги.

Уметь сгибать прямоугольник в разных направлениях.

Проявление особого интереса к новому.

Формирование представления об общекультурном наследии России.

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Умение слушать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно

Таблицы по технологии

17

18

Разметка бумаги «на глаз» (разрывание).

2 ч.

Знать способы и приемы разметки.

Передавать настроение в творческой работе с помощью объёма и фактуры материла.

Уважать традиции своего народа. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов.

Умение структурировать знания. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Умение слушать других и выражать свои мысли.

Планирование и контроль в форме сличения способы действия и его результата с заданным эталоном.

Интерактивная доска,проектор.

19

20

21

22

23

Плетение из бумажных полос по заданным условиям разноцветного коврика

 Оригами. Рыбка

Оригами. Зайчик.

Оригами. Кораблик

Оригами. Лисичка

1 ч.

Овладеть элементарными навыками бумагопластики. Уметь конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания

Знать названия материалов инструментов, их значение, правила безопасности труда, правила планирования и безопасности труда.

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Умение слушать других и выражать свои мысли.

Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование.

Таблицы по технологии

Конструирование и моделирование

10ч

24

25

Работа с конструктором. Модели транспортных средств.

2 ч.

Знать историю развития и значение строений в жизни людей. Понятие «архитектура». Особенности архитектуры разных наров. Назначение строительного конструктора, название деталей, особенности их соединения .

Формирование мотива реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий.

Умение слушать и выражать свои мысли

Формирование познавательных мотивов.

26

27

Работа с конструктором. Модели летательных аппаратов.

2 ч.

 Понятие «машина». Значение машин, самолётов  в жизнедеятельности людей. Уметь соединять детали с помощью болтов и гаек.  Знатьприемы работы с отверткой и гаечным ключом.

Нравственно-этическое оценивание.

Формирование чувства сопричастности к своей Родине.

Проявление особого интереса к новому.

Формирование представления об общекультурном наследии России.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов.

Умение слушать и выражать свои мысли

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

28 29

 Изделие и его конструкция. Квиллинг

2 ч

Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Уметь решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги

Формирование эмоциональной отзывчивости

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий.

Согласование действий с партнёром

Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование.

30 31

Весенние букеты.

2 ч.

 

Уметь составлять композицию с учётом замысла.

Знать историю отношения человека к растениям и цветам. Элементарные сведения об аранжировке цветов: рациональное сочетание формы, материала, вазы. Понятие «выгонка». Простейшие приемы составления букетов.

Проявление особого интереса к новому.

Формирование представления об общекультурном наследии России.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Умение слушать других

Формирование познавательных мотивов.

32

33

Создаем коллаж из различных материалов Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа.

Урок применения знаний и умений

2 ч.

Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Уметь решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани.

Формирование эмоциональной отзывчивости.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий.

Согласование действий с партнёром

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование.


Методическое и материально-техническое обеспечение программы

1. Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. 1 кл. [Вентана-Граф]

2.Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А. и др. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология. Методическое пособие. 1 кл.

3.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. 1-4 кл. Книга для учителя начальных классов

4.Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь. 1 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...