Календарно-тематическое планирование по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Данное планирование по технологии можно использовать при планировании уроков технологии в 1-ом классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по технологии | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с примерными программами
по технологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК «Школа России».
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология», авторы В.Д. Симоненко.
Учебно-методический комплекс: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для 1 класса. Просвещение,2012 г.
В наступившем тысячелетии в связи с достигнутым уровнем общественного развития и его перспективами возникают новые требования к характеру и качеству трудовой деятельности человека. Это связано прежде всего с технологической революцией, в том числе с её информационной составляющей, достижениями научно-технического прогресса, качественно меняющими среду жизнедеятельности современного человека. При этом всё более востребованной становится личность, трудовая деятельность которой имеет технологический, творческий и проектный характер, т. е. является созидательно-преобразовательной. Объективными требованиями к личности человека как к субъекту трудовой деятельности являются: владение технологической, проектной культурой, способность к инициативе, творчеству и саморазвитию, профессионализм и конкурентоспособность. Эти и другие качества формируются прежде всего в особой сфере социальной практики — образовании и специальном социокультурном институте — общеобразовательной школе.
Особая роль в этом принадлежит предмету «Технология». Именно обучение технологии является начальной ступенью сложного и многогранного процесса развития человека как субъекта трудовой деятельности, способствует формированию у школьников технологической компетентности на основе системы технологических и проектных знаний и умений, являющихся основой для дальнейшей трудовой деятельности; становлению целостной личности, обладающей потребностью в различных видах умственного и физического труда, технологически важными качествами, обеспечивающими их самореализацию, самоутверждение и социализацию.
В данной программе реализуется интегративный подход к обучению младших школьников технологии. Причём интеграция обучения предполагает три уровня, которые составляют основные положения интегративного образования: содержательный, процессуальный, организационный.
Содержательный уровень позволяет осуществить синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, реализующийся путём межпредметных связей учебных курсов, изучение которых предусмотрено ФГОС для начальной школы: математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение. Так, межпредметные связи с математикой на уроках технологии позволят младшим школьникам сформировать навыки выполнения расчётов, измерений, вычислительных действий, построения различных форм геометрических фигур и тел, а также сформировать основы таких творческих видов деятельности, как проектная, моделирование, конструирование. Интеграция технологии с родным языком будет способствовать развитию у младших школьников устной речи, основываясь на использовании важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов. Это происходит в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Связи с литературным чтением дадут возможность обучаемым успешно работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии на уроках технологии. Изобразительное искусство позволяет использовать на уроках технологии законы, правила и средства дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целях формирования у младших школьников умений создавать не только функционально важные, но и эстетически выразительные материальные продукты, развивающие эстетические чувства обучаемых. Взаимосвязь предметов «Окружающий мир» и «Технология» предполагает рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инже- нерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Процессуальный уровень реализует интеграцию концепций, технологий, методов, приёмов обучения, положенных в основу отбора содержания программы и организации процесса обучения младших школьников технологии. Так, методологической основой процесса обучения учащихся технологии является интеграция основных положений системного личностно-деятельностного, компетентностного и собственно интегративного подходов. Сам же процесс обучения младших школьников основам преобразовательной деятельности должен реализовывать методы и приёмы развивающих, личностно ориентированных технологий: сотрудничества, информационной, проблемного и проектного обучения.
Организационный уровень предполагает создание на уроках технологии таких организационных и психолого-педагогических условий, которые позволят младшим школьникам овладеть основами преобразовательной деятельности не только на репродуктивно-подражательном и алгоритмическом уровнях, но и на уровне субъективного творчества. С этой целью программой предусмотрены различные виды деятельности младших школьников, формы организации обучения технологии как на уроках, так и во внеурочное время.
Учебный предмет «Технология» содержит в себе все потенциальные возможности для развития ведущих психических новообразований, характерных для младшего школьного возраста: произвольности, внутреннего плана действия, рефлексии. Этому способствуют формируемые у младших школьников умения выполнять ведущие проектно-технологические действия (создание образа изделия; анализ возможных и ограничивающих условий его изготовления; выбор средств деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий; планирование деятельности; поэтапная реализация деятельности; контроль и оценка деятельности и продукта; поиск возможных путей совершенствования созданного продукта и деятельности, к нему приводящей). Кроме того, предметом специального формирования на уроках технологии должны быть также общеучебные умения и обще-психологические свойства личности: быть внимательным, запоминать, осмысливать информацию, распознавать, планировать и др.
Учебная деятельность школьников на уроках технологии способствует социализации личности ребёнка и формированию социально востребованных качеств личности: трудолюбия, уважения к людям труда и бережного отношения к продуктам деятельности, добросовестности, целеустремлённости, коммуникативности, сотрудничества, творческой активности, способности к самовыражению и др.
Цели изучения технологии в начальной школе:
.
- развитие личности младших школьников в различных взаимообусловленных направлениях: умственном, физическом, эстетическом, трудовом, эмоционально-волевом, духовно-нравственном.
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
- становление и развитие социально значимых качеств личности (трудолюбия, активности, целеустремлённости, решительности и др.), основных психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и новообразований (произвольности, рефлексии и внутреннего плана действий), интеллектуальных, творческих способностей и познавательных потребностей;
- формирование общих представлений о сущности, результатах и этапах преобразовательной деятельности по созданию материальных продуктов, о труде, мире профессий;
- формирование первоначальных знаний и умений в области технологии, дизайна, конструирования, проектной и знаково-символической деятельности (кодирование, декодирование, замещение, моделирование);
- овладение общими приёмами выполнения различных видов преобразовательной деятельности по созданию материальных продуктов;
формирование первоначальных умений в области информационно-коммуникативной деятельности: поиск, передача, хранение, преобразование информации с использованием различных информационных средств (словарь, учебник, книга, каталог библиотеки, компьютер);
- формирование основ организационных умений: планирование, реализация, контроль и оценка индивидуальной и совместной деятельности (групповой, коллективной) на основе принципов сотрудничества; приобретение навыков самообслуживания;
- воспитание основ экологической и экономической культуры: рационального и бережного отношения к природе и продуктам труда человека, уважения к людям труда
Место курса в учебном плане:
На изучение технологии отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Результаты изучения курса:
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, формирующих эмоционально-ценностную систему отношений к объектам, средствам и субъектам трудовой деятельности на основе принципов сотрудничества (трудолюбие; ориентировка в межличностных отношениях, относящихся к трудовой деятельности; уважительное, внимательное и доброжелательное отношение ко всем субъектам учебно-трудовой деятельности на уроках технологии и во внеурочное время; готовность к взаимопомощи, решительность, упорство, ответственность, целеустремлённость, уверенность в себе, эмпатия, познавательный интерес и потребности в преобразовательной деятельности, в том числе творческой трудовой).
Метапредметными результатами изучения технологии являются: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выявить и проанализировать потребности (проблемы) — личные, людей близкого окружения, коллектива класса или школы (определение цели как системы задач; определение видов деятельности по реализации задач; определение желаемых качеств деятельности и её продуктов: выбор и анализ возможных средств достижения целей и задач; анализ существующих средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о возможных путях и средствах удовлетворения потребности); создание и выбор идей возможных средств для достижения цели; выбор и анализ возможных и ограничивающих условий, необходимых для решения задач; создание образа продукта деятельности в словесной или графической форме; планирование деятельности с позиций технологичности, экономичности и рациональности; оценка, самооценка и поиск путей и средств совершенствования продукта; вербализация и осознание результатов деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о трудовой деятельности, технике, технологиях, операциях и приёмах, средствах и условиях создания материального продукта с заданными (в том числе оригинальными) качествами; представления об основах культуры труда; умения выполнять обобщённые приёмы предметно-преобразовательной деятельности, ориентироваться в мире профессий; элементарный опыт творческой трудовой и проектной деятельности.
Курс может быть реализован в рамках как одного, так и двух часов в неделю в каждом классе начальной школы с использованием дополнительных возможностей внеучебного времени (за счёт часов, отведённых на художественно-эстетическую, общественно полезную и проектную деятельность). Внеурочная деятельность должна быть основана на преемственности в использовании освоенного младшими школьниками на уроках технологии теоретического материала и практических умений. Примерное планирование учебного материала по технологии в начальной школе представлено в программе для каждого класса.
Программа по своему содержанию является универсальной, так как в ней раскрываются основы преобразовательной деятельности человека по созданию изделий, имеющих техническую, утилитарно-бытовую и художественную (декоративно-прикладную) направленность.
Основные содержательные линии программы
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции
(знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание
В программе данная линия представлена двояко: специальными (сквозными) темами, а также предусмотрено их контекстное изложение. В линии содержатся теоретические сведения о трудовой деятельности и её значении в жизни человека и общества; о взаимообусловленном влиянии природной среды и преобразовательной деятельности человека: видах труда, средствах, условиях реализации и создаваемых продуктах (технических, декоративно-прикладных, утилитарно-бытовых и др.); об общих приёмах создания изделий, законах дизайна, основных правилах организации рационального и безопасного труда; о профессиях людей, традициях и творчестве народных мастеров по созданию предметной среды.
Предусмотрены практические задания, связанные с формированием у младших школьников первоначальных умений: анализировать учебные ситуации, задачи и задания; рационально организовывать рабочее место, планировать трудовую деятельность, работать с информационными источниками; анализировать, корректировать и оценивать деятельность и её продукт; выполнять проектные задания и создавать творческие проекты; организовывать и реализовывать работу в малых группах, самостоятельно работать во внеурочное время и обслуживать себя (бытовой труд).
2.Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
В линии представлены теоретические сведения о доступных для детского творчества материалах (их названия, назначение, виды, свойства, производство, история создания, подготовка к работе, возможные и ограничивающие условия выбора для изготовления изделия), об инструментах и приспособлениях (их названия, назначение, виды, конструкция, история создания, правила безопасного труда), о технологической последовательности создания изделий (названия действий, операций, приёмов и правила их рационального выполнения), о контроле качества и критериях оценки.
Предусмотрены задания: исследование основных свойств материалов, отработка приёмов рациональной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; анализ назначения, конструкции и дизайна изделия; определение последовательности действий по изготовлению изделия, подбору материалов, инструментов и приспособлений в зависимости от возможных и ограничивающих условий. Учащиеся знакомятся с рациональным выполнением основных технологических операций по изготовлению изделий: разметки (на глаз, по шаблону и трафарету, копирование с помощью чертёжно-измерительных инструментов); разделения материала на детали (отрывание, резание (ножом и ножницами), вырезание, выпиливание (лобзиком), пиление); формообразования (сгибание, складывание, скручивание и др.); сборки деталей (склеивание, сшивание, винтовое соединение и др.); декорирования (вышивание, аппликация, декупаж, мозаика, выжигание и др.).
Линия содержит теоретические сведения по использованию измерений и графических изображений в процессе создания материальных продуктов — это виды графических изображений: линия, эскиз, рисунок, чертёж, вид, схема, развёртка (их названия, назначение, правила чтения и построения); названия, назначение и приёмы работы с основными чертёжно-измерительными инструментами (карандаш, линейка, угольник, циркуль), а также практические задания по отработке умений размечать детали и планировать действия по изготовлению изделий на их основе.
3.Конструирование и моделирование
Линия направлена на формирование общих представлений о мире техники: машины и механизмы (их названия, на значение, история изобретения, основные конструктивные особенности); конструкции и конструктивные особенности различных предметов материальной среды; модели и их роль в создании материальных продуктов; процессы конструирования и моделирования на основе рисунка, чертежа, заданных условий, собственного замысла. В ней предусмотрены практические работы по обработке умения дизайн-конструктор- ской и знаково-символической деятельности.
4.Практика работы на компьютере
(использование информационных технологий)1
Линия направлена на формирование у младших школьников информационно-коммуникативных компетенций, поэтому содержит теоретические сведения о различных видах и типах информации, информационных источниках, способах, средствах получения, хранения, переработки и передачи информации, а также практические задания по работе с информационными источниками (книгой, учебником, словарём, чертежом, схемой, инструкционной и технологической картой, Интернетом и др.) и информацией, в них содержащейся (восприятие, анализ, обобщение, воспроизведение, кодирование и декодирование, замещение, схематизация, моделирование). Предусмотрено выполнение младшими школьниками индивидуальных и групповых информационных проектов.
Начиная с 3 класса учащиеся активно изучают возможности компьютера и учатся применять его на уроках технологии. Поэтому в содержании линии предусмотрены теоретические сведения о назначении и устройстве компьютера, правилах и приёмах работы с ним, в том числе в сети Интернет. Предусмотрены практические задания по созданию и преобразованию текстовых документов в программе Word, поиску информации в Интернете, использованию рисунков из ресурсов компьютера, созданию презентаций в программе Power Point.
Программой по технологии предусмотрено освоение младшими школьниками следующих видов деятельности:
- познавательная: исследовать, планировать, контролировать, оценивать, анализировать, классифицировать, обобщать и др.;
- знаково-символическая: кодирование, декодирование, схематизация, замещение, моделирование;
- трудовая: специфические действия в области ручного труда по обработке различных видов материалов (с учётом региональных особенностей)',
- дизайн-конструкторская: конструирование по образцу, описанию, собственному замыслу; внесение изменений или разработка цветового решения объекта, формообразование, декорирование;
- проектная: выявление и анализ потребности (проблемы) в сферах жизнедеятельности «школа», «дом», «досуг» (личные, людей близкого окружения, коллектива класса или школы); определение цели как системы задач; определение видов деятельности по реализации задач; определение желаемых качеств деятельности и её продуктов; анализ существующих средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о возможных путях и средствах удовлетворения потребности); выбор средств для анализа критериев; создание и выбор идей возможных вариантов средств для достижения цели; выбор и анализ возможных и ограничивающих условий, необходимых для решения задач (когнитивных, психологических, физиологических, материальных, технических, экономических, экологических, функциональных, эстетических); создание образа продукта деятельности в словесной или графической форме; разработка оптимальных параметров выбранного образа проектной идеи (форма, размер, количество частей (деталей) и их соотношение между собой); анализ образца-эскиза и выбор оптимального (по заданным критериям); планирование работы с позиции технологичности, экономичности и рациональности; оценка использования продукта в практике по выделенным параметрам (материальные, технические, экономические); поиск путей и средств совершенствования продукта и деятельности, приводящей к нему; вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта и др.
В результате освоения данной программы у младших школьников должна быть сформирована готовность к дальнейшему образованию, развитию технологических компетенций и качеств субъекта творческого труда.
Планируемые результаты обучения
- Элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующая возрасту технологическая компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов;
- овладение универсальными учебными действиями: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с несложными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель — подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь нуждающимся в ней.
Результаты достижений школьников в процессе обучения в каждом классе определяются уровнем усвоения содержания программы и видов деятельности, представленных в разделе «Тематическое планирование».
Содержание программы.
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)
Многообразие природного мира, использование природных богатств в создании предметного мира (мира вещей). Формы и образы природы — первоисточник творческих идей в создании предметного мира и в искусстве. Необходимость бережного отношения к природе и её ресурсам.
Многообразие предметов материального мира, функциональная и эстетическая направленность предметов (вещей).
Технология как процесс создания человеком полезных и нужных предметов и наука о том, как сделать эти предметы.
Понятие дизайна и его основные законы: единство пользы, красоты, назначения и формы.
Труд. Роль труда в жизни человека. Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат). Виды труда: умственный, практический; научный, художественный, бытовой и др.
Основы культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе.
Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии народных мастеров.
Ремёсла и их роль в культуре мира; традиции и творчество народных мастеров.
Приёмы анализа образца изделия, планирования работы по образцу и алгоритму. Критерии и приёмы оценки качества продукта и деятельности, к нему приводящей (в том числе оригинальность); вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта; приёмы совместной деятельности.
Основы самообслуживания и культуры дома: общее представление о правилах ухода за одеждой; ремонт одежды (виды пуговиц и их назначение, пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке); сервировка стола к чаепитию (столовая посуда для чаепития; приёмы складывания салфеток из ткани); правила и приёмы составления весенних фитокомпозиций и букетов (материалы и приёмы их подготовки для весенних фитокомпозиций и букетов, приёмы составления фитокомпозиций, приёмы декорирования сосудов для фитокомпозиций).
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (17/17 ч)
Природные материалы родного края, их свойства и возможности использования для создания разнообразных изделий. Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки к работе природного материала. Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Общее представление о назначении бумаги. Виды бумаги и свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Пластические материалы (глина, гипс, солёное тесто, пластик) и их применение для изготовления предметов быта и художественных предметов. Свойство материалов — пластичность.
Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, об их свойствах (цвет, толщина). Инструменты и приспособления для работы с тканью и нитками.
Назначение, история возникновения, конструктивные особенности инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка), приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем.
Аппликация. Аппликационные композиции в декоративно-прикладном творчестве. Аппликационные композиции из целых форм растений, бумаги, ткани, приёмы их составления.
Лепка. Пластический способ лепки и его приёмы.
Оригами. Приёмы сгибания и складывания фигур из бумаги.
Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды.
Кисточки и помпоны: назначение и приёмы их изготовления из ниток.
Коллаж. Материалы и приёмы его изготовления.
Плетение. Плоское плетение из трёх прядей.
Украшение изделий в технике декупаж и его приёмы.
Графические изображения (рисунок, схема) и их назначение. Линии чертежа, их названия и начертание. Условные обозначения на схемах (на примере схем оригами). Приёмы чтения схем. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
Технологическая операция и приём. Правила и приёмы разметки деталей по шаблонам, на глаз, сгибанием, с помощью копировальной бумаги, продёргиванием нити на ткани; приёмы разметки симметричных деталей. Способы и приёмы разделения материала на детали (отрывание, резание ножницами, вырезание). Способы сборки (соединения) деталей в изделие (склеивание, сшивание, плетение; с помощью болтов). Способы придания изделию окончательного вида (сушка, лакирование, роспись). Приёмы формообразования (сгибание, складывание, скручивание).
Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): в технике аппликации из целых форм растений, плоской аппликации из бумаги и ткани, коллажа, мозаики, вырезания, лепки пластическим способом; изготовление ребристой игрушки; изготовление кисточки, помпона и игрушек на их основе, изготовление салфетки с вышивкой; в технике плоского плетения, вышивки прямыми стежками, декупажа и др.
3. Конструирование и моделирование (10/10 ч)
Изделие: часть и деталь изделия. Форма предмета.
Композиция (декоративно-прикладного характера, фитокомпозиция) на плоскости и в объёме. Фигуро-фоновые отношения в композициях (расположение деталей встык, внахлёст, композиционно-свободно, орнаментально). Законы цветосочетания в композициях. Композиционные решения в декоративно-прикладных изделиях и изделиях, выполненных в традициях народных мастеров.
Конструкция изделия, конструктивные особенности различных изделий. Конструирование изделий по образцу и рисунку из природных материалов, бумаги, из деталей конструктора (разборные и неразборные, однодетальные и многодетальные).
Архитектурные сооружения, особенности архитектуры разных народов (на примере жилищ). Общее представление о строительных сооружениях, процессе строительства. Конструктивные особенности здания. Назначение строительного конструктора, детали конструктора, особенности их соединения.
Машины и их значение в жизни людей. Понятие о типовых деталях (на примере технического машиностроительного конструктора). Особенности болтового соединения. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Понятия «прочность», «надёжность», «безопасность».
Модель, моделирование несложных технических объектов (модели летательных аппаратов из бумаги и строительных машин из деталей машиностроительного конструктора) и архитектурных объектов (из деталей строительного конструктора) .
Правила и приёмы: сборки моделей строительных сооружений из деталей строительного конструктора; работы с отвёрткой и гаечным ключом; сборки моделей транспортных машин из типовых деталей конструктора.
4. Практика работы на компьютере
(использование информационных
технологий) (контекстное изучение)
Работа с доступной информацией из учебника, рабочей тетради, словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий и др.).
Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
Тематическое планирование
1 класс (33/33 ч)
№ п/п | Тема урока Тип урока | Кол.ч | Планируемые результаты | Личностные УУД | Познаватель-ные УУД | Коммуника-тивные УУД | Регулятив-ные УУД | Обору- дова-ние | |
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание | Дата | 6 ч. | |||||||
1 | Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! | 1 ч. | Развивать творческие возможности учащихся. Понятие «технология» как способ и последовательность преобразования продуктов природы (материалов, энергии, сырья). Понятие «труд». Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат | Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. | С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; функциональные; конструкторско-технологические декоративные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать формы природных материалов и простейших Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Построение речевых высказываний . Умение слушать и вступать в диалог. | Умение планировать свою деятельность. | ||
2 | Основы культуры труда. | 1 ч. | Форрмировать общие представления об основах культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе. | Нравственно-этическое оценивание. Формирование чувства уважения к людям разных профессий; Мастерам народного творчества. | Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение слушать других и выражать свои мысли. | организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; Умение планировать свою деятельность. | Таблицы по технологии | |
3 | Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров. | 1 ч. | Формировать бережное отношение к природе и её ресурсам. Формировать общие представления о значении сельскохозяйственного труда в жизни людей. | Формирование чувства сопричастности к своей Родине. | Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение слушать других и выражать свои мысли. | Умение планировать свою деятельность. | Таблицы по техноло-гии | |
4 | Правила пользования столовыми приборами. | 1 ч. | Формировать общие представления об этикете | Нравственно-этическое оценивание. | Умение структурировать знания. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение слушать других и выражать свои мысли. | Умение планировать свою деятельность. | ||
5-6 | Пришивание пуговиц | 2 ч. | Знать виды пуговиц и их роль в одежде. Правила пришивания плоских пуговиц и пуговиц с ножкой Знать правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой). Организовывать своё рабочее место. | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Умение договариваться, находить общее решение. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно | Таблицы по технологии | ||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 17 ч. | ||||||||
7-8 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | 2 ч | Составлять композиции с учетом замысла. Применять основные средства худ .выразительности в сюжетно-тематических композициях. Знать способы и приемы обработки различных материалов | Формирование чувства сопричастности к своей Родине. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение договариваться и находить общие решения | Умение чётко выполнять свои требования | Инте-ратив-ная доска, проек-тор. | |
9-10 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | 2 ч | Познакомить с историей возникновения инструментов, их назначением, конструктивными особенностиями инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка) и приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем. | Формирование позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду. | осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям); | Умение договариваться и находить общие решения | участво-вать в совместной творческой деятельнос-ти при выполнении заданий; | ||
11 12 13 14 15 | Общее представление Аппликация из целых форм растений. Аппликация из бумаги и ткани Лепка пластическим способом Лепка игрушек | 5 ч | Передать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции и фактуры материала. организовывать своё рабочее место Проявлять нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям. Знать основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства. Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи. | Нравственно-этическое оценивание | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Постановка вопросов во время беседы по представлению | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно | Интерак-тивная доска, проектор. | |
16 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) Бумага, ее виды, свойства назначение | 1ч | Знать виды бумаги,свойства бумаги,приемы сгибания бумаги. Уметь сгибать прямоугольник в разных направлениях. | Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Умение слушать. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно | Таблицы по технологии | |
17 18 | Разметка бумаги «на глаз» (разрывание). | 2 ч. | Знать способы и приемы разметки. Передавать настроение в творческой работе с помощью объёма и фактуры материла. | Уважать традиции своего народа. Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. | Умение структурировать знания. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. | Умение слушать других и выражать свои мысли. | Планирование и контроль в форме сличения способы действия и его результата с заданным эталоном. | Интерактивная доска,проектор. | |
19 20 21 22 23 | Плетение из бумажных полос по заданным условиям разноцветного коврика Оригами. Рыбка Оригами. Зайчик. Оригами. Кораблик Оригами. Лисичка | 1 ч. 4ч | Овладеть элементарными навыками бумагопластики. Уметь конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания Знать названия материалов инструментов, их значение, правила безопасности труда, правила планирования и безопасности труда. | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Умение слушать других и выражать свои мысли. | Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование. | Таблицы по технологии | ||
Конструирование и моделирование | 10ч | ||||||||
24 25 | Работа с конструктором. Модели транспортных средств. | 2 ч. | Знать историю развития и значение строений в жизни людей. Понятие «архитектура». Особенности архитектуры разных наров. Назначение строительного конструктора, название деталей, особенности их соединения . | Формирование мотива реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий. | Умение слушать и выражать свои мысли | Формирование познавательных мотивов. | ||
26 27 | Работа с конструктором. Модели летательных аппаратов. | 2 ч. | Понятие «машина». Значение машин, самолётов в жизнедеятельности людей. Уметь соединять детали с помощью болтов и гаек. Знатьприемы работы с отверткой и гаечным ключом. | Нравственно-этическое оценивание. Формирование чувства сопричастности к своей Родине. Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе и с самостоятельным достраиванием, восполнение недостающих компонентов. | Умение слушать и выражать свои мысли | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой. | ||
28 29 | Изделие и его конструкция. Квиллинг | 2 ч | Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Уметь решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги | Формирование эмоциональной отзывчивости | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий. | Согласование действий с партнёром | Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование. | ||
30 31 | Весенние букеты. | 2 ч. |
Уметь составлять композицию с учётом замысла. Знать историю отношения человека к растениям и цветам. Элементарные сведения об аранжировке цветов: рациональное сочетание формы, материала, вазы. Понятие «выгонка». Простейшие приемы составления букетов. | Проявление особого интереса к новому. Формирование представления об общекультурном наследии России. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. | Умение слушать других | Формирование познавательных мотивов. | ||
32 33 | Создаем коллаж из различных материалов Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа. Урок применения знаний и умений | 2 ч. | Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Уметь решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани. | Формирование эмоциональной отзывчивости. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Подведение подпонятия, выведение следствий. | Согласование действий с партнёром | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Коррекция, т.е. внесение изменений в способы действия, моделирование. |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. 1 кл. [Вентана-Граф]
2.Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А. и др. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология. Методическое пособие. 1 кл.
3.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. 1-4 кл. Книга для учителя начальных классов
4.Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь. 1 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...