Конспект урока "Изготовление куклы - травницы"
план-конспект урока по технологии по теме

Маслова Надежда Николаевна

Представляю вашему вниманию конспект урока по изготовлению народной тряпичной куклы - травницы. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt_uroka_kukla-travnitsa.pdf229.2 КБ
Office presentation icon russkie_kuklyt.ppt478.5 КБ
Microsoft Office document icon uroki_remesla.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская рукотворная тряпичная кукла

Слайд 2

Кукла – «Сударушка» Красиво, богато одевается, выполняется без шитья.

Слайд 3

Кукла – «Перевертыш»

Слайд 4

Кукла – «Мокредина» Изображает женщину, работающую во время дождя, когда нужно сделать работу быстро.

Слайд 5

Куклы – «Неразлучники» Свадебные куклы, использовались в свадебных обрядах.

Слайд 6

Кукла – «Берегиня» Предназначалась для оберега мира и покоя в доме.

Слайд 7

Кукла- «Травница»



Предварительный просмотр:

Уроки ремесла, как средство социализации

обучающихся с глубокой умственной отсталостью.

Пушкина Надежда Николаевна, Вологодская область г. Сокол,

БОУ СМР «Коррекционная школа VIII вида», учитель трудового обучения

 

Вопрос обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в настоящее время весьма актуален, так как такие дети существуют, и тенденции к снижению их количества не наблюдается. Эти дети не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке, однако при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы.  

Ведущую роль в работе с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость, особенно в старшем возрасте, играют трудовое воспитание и обучение, которые строятся с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка. Роль уроков трудового обучения в учебно-воспитательном процессе значительна, т. к. наряду с общими задачами решаются еще и коррекционные, которые направлены на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательного интереса. При выполнении кропотливой  ручной работы (эрготерапия) у детей формируются положительные личностные качества: усидчивость, терпение, внимание, усердие.

Большое значение в определении трудовых возможностей и доступного ребенку профиля труда имеют его физическое развитие, состояние его общей и ручной моторики. В свою очередь, правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие  детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.  

Для профессионального обучения ремеслам детей с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать интеллектуальные нарушения и тип дефекта психики индивидуально для каждого обучающегося. Также обучение требует создания специальных коррекционно-развивающих условий профессионального обучения: обстановка и гигиенические условия в классе; использование различных методов преподавания; психологический климат на уроке; использование специальных материалов, инструментов и приспособлений и др.

Особенности трудовой деятельности таких детей наиболее ярко проявляются при работе в мастерских народных промыслов на уроках ремесла.

На занятиях обучающиеся овладевают профессиональными знаниями, навыками и приемами различных видов прикладных ремесел: вышивкой, вязанием, кружевоплетение, лозоплетение. Учащиеся имеют возможность не только освоить новые виды труда, но и  успешно применять их на практике, изготавливая необходимые изделия самостоятельно.

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда. Одним из таких рукоделий является вязание крючком.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.

На уроках вышивания происходит постоянное развитие мелкой моторики рук, пальцев учащихся, что способствует корректировке речи, фокусирует внимание. Изготовление вышивки развивает творческие способности ребенка и повышает интерес к выполняемой работе.

Для ребят, требующих индивидуального подхода, существуют необходимые условия в проведении занятий (канва с широкой клеткой; иглы с большим ушком или для плоховидящих; нитки толще; ножницы для «левшей» и тд.). Во время занятий  уделяется большое внимание внешнему виду учащихся, развивает полезные привычки: опрятность, аккуратность и отрабатывает навыки по самообслуживанию.

На уроках кружевоплетения обучающиеся знакомятся с народным творчеством – изготовление Вологодского кружева. Программа обучения рассчитана на 3 года, в течение которых ребята осваивают  практические навыки кружевоплетения.

        Основу обучения составляет практическая работа, что позволяет повысить качество выполняемях изделий. Вариативность изучаемого материала позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний  и умений по кружевоплетению, но и максимально возможную коррекцию недостатков развития обучающихся.

        Лозоплетение - является традиционным народным промыслом многих народов России и мира. Для организации учебного процесса учителем разработаны и изготовлены широкая  специальные шаблоны для плетения, что существенно облегчает задачу обучения и овладевания навыками  лозоплетения. Ребята самостоятельно обеспечивают себя сырьём.

У обучающихся имеется возможность реализации (продажи) изготовленных ими изделий, получение дохода, что является сильным мотивационным стимулом для обучения.  

Интерес детей к труду повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, понимания его назначения. Дети должны знать, что их труд нужен им самим, родителям, школе, что своей работой они доставляют радость другим людям. Поэтому некоторые уроки трудового обучения необходимо посвящать изготовлению поделок, служащих украшениями и подарками к праздникам друзьям и близким. Такие занятия способствуют развитию творческих возможностей учащихся, улучшают их эмоциональное состояние.

Одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов, занимает метод куклотерапии. Четкого определения куклотерапии пока нет: разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии, либо к игротерапии, либо выделяют отдельно. Особенно полезна куклотерапия для пациентов, страдающих эмоциональной неустойчивостью. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение.    

         Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Каждый народ, создавая свои игрушки, передавал в них свое мироощущение. С помощью игрушки ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых, это несомненно относится и к рукотворной.

На Руси изготовляли полезную куклу – Кубышку-Травницу, чтобы воздух в доме был чистым и свежим. Подвешивали её там, где воздух застаивался, или над колыбелью ребенка. Внутри куколки – душистая трава. Куколку мяли в руках – шевелили,  и по избе разносился травяной дух.  На уроках ремесла ребята делают эту куклу своими руками. Кубышка-травница – прекрасный подарок друзьям, родным и близким. (К работе прилагается конспект урока по изготовлению куклы-травницы)

Обучения ремеслу учащихся с глубокой умственной отсталостью, расширение возможностей трудового обучения принесло положительные результаты. Хорошим показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является возрастающее число детей, активно участвующих в общественной и трудовой жизни учреждений и за их пределами: в выставках детского творчества и ярмарках, в городских, областных и всероссийских конкурсах художественной самодеятельности. Это дает возможность детям не только проявить свои творческие способности, но и почувствовать значимость и важность своей работы. Обучающиеся участвуют в этих мероприятиях на равнее с нормально развивающимся сверстниками, показывая высокие результаты.

Изучая различные виды народных ремесел, ребята не только узнают много нового, но и готовятся к самостоятельной жизни. Уроки ремесла вырабатывают у детей с глубокой умственной отсталостью чувство социальной значимости, повышают самооценку, расширяют возможности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кукла - оберег" 2 класс

Тема урока: «Кукла-оберег»Планируемые результаты:личностные: Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.метапредметные:1) регулятивные: Определять план выполнения зад...

Занятие 60-63 Тема: Изготовление куклы «Кубышка-травница»

    Такие обереги раньше были в каждом доме. Травницу делают для защиты здоровья, хорошего самочувствия и настроения....

Занятие № 60 Тема занятия: "Изготовление куклы Кубышка-травница"

Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян. Она объединяла в себе два важных элемента славянской культуры – рукоделие и целительство. Этот обережный предмет был популярен в ...