Технологическая карта к мастер классу "Народная кукла-оберег. Травница"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Минакова Светлана Дмитриевна,
учитель
МКОУ «Хохольский лицей»
Конспект внеурочного занятия.
5 класс
Тема занятия: Народная кукла-оберег Травница.
Класс: 5 класс Место в теме: 1 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового материала
Цель: расширение кругозора знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси.
Задачи урока: расширение представлений детей о народных традициях (внимательно вглядывайся, запоминай, сохраняй целостность культуры); развитие художественного вкуса и творческих способностей; воспитание уважительного отношения к человеку - творцу; формирование умения планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать результат.
Планируемые результаты: научаться бережно относится к традициям и обычаям своего народа, изготавливать тряпичную куклу, планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать свои достижения.
Метод обучения: активный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Техническое оснащение урока: интерактивная доска.
План занятия
- Оргмомент (2 минуты).
- Изучение нового материала (5 минут).
- Практическая работа (15 минут).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Организационный момент | ||||
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | Проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) | ||
Актуализация знаний | ||||
Давайте вспомним русские народные сказки. Все вы хорошо знаете русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». А кто забыл, я напомню, что это сказка о красивой и доброй девочке, у которой умерла мама и оставила ей в помощь тряпичную куклу, сделанную своими руками вместе с благословением. Мачеха и ее дочки пытались изжить и заморить девочку, но волшебная куколка везде помогала Василисе в обмен на ее добрые слова. Куколка соткала даже такое полотно, какого свет не видывал, и отправила мачеху продать его царю. Царь захотел, чтобы Василиса сшила из него рубашки и приехала к нему лично за подарками. Когда Василиса Прекрасная явилась к Царю, тот сразу в нее влюбился без памяти. На этом и закончились все беды Василисы. | Колобок, Волк и семеро козлят, Два Мороза, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Иван-царевич и Серый волк. - Отвечают на вопросы, формулируют и записывают тему урока | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | ||
Самоопределение к деятельности | ||||
Кто же помог девочке пройти все испытания? Вы догадались о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Сформулируйте тему. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. В некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами. Они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Но, кроме игровых кукол и обрядовых, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Эти куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить хозяину. | - Все испытания девочке помогла пройти тряпичная кукла, оставленная мамой вместе с благословением. - На сегодняшнем занятии мы будем говорить о куклах, которыми дети играли на Руси, а также узнаем о видах тряпичных кукол. - Мы совершим путешествие в мир тряпичных кукол. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) | ||
Открытие нового | ||||
Беседа о кукле Крик о помощи звучит, Месяц май в окно стучит, Чтоб от прочих не отстать, Просит куклу подобрать. Просьбу эту понимая, Ищем куклу мы для мая. Нет сомнений – вот она! Прям для мая создана. Достойная напарница Под названьем травница. Пестрая, разнообразная, Синяя и красная, Зеленая и голубая, Такая, как цветенье мая. Стоит, внутри себя собрав, Собранье самых разных трав. Жимолость, ромашка, мята – Вот чем куколка богата. Вам здоровье обеспечит, Ведь она травою лечит! - Сегодня я предлагаю вам сделать тряпичную куколку-оберег "Кубышку-травницу". - Какими травами можно наполнить эту куклу? - Для чего надо наполнять куклу травами? - Куколка наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой, чтобы травяной дух отгонял злых духов и болезни. От куколки исходит теплота и доброта, как от заботливой хозяйки. Если ее пошевелить, то по воздуху разносится чудесный аромат трав. Вы сразу ощущаете прилив бодрости и хорошего настроения. Многие куклы несут узелочки, а "Кубышка-Травница" - сама узелок. Эта оригинальная по конструкции кукла связана из узелков, набитых сухими душистыми травами. На большой узелок, напоминающий неваляшку, привязан узелок-головка. Из концов белого лоскута, обтягивающего головку, свернуты ручки-жгутики, к которым привязаны по узелку с травами. Передник и платок - одежда куклы травницы. Немного творчества и фантазии и ваша кукла принесет вам радость. | - Куклу можно наполнить чебрецом, мятой, ромашкой и другими лекарственными травами. - Эти травы успокаивают, лечат, придают человеку сил и энергии. | Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности. Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. | ||
Практическая работа | ||||
А).Складываем кусок белой ткани по диагонали. В центр кладем вату и формируем голову куклы. Фиксируем. Б). Делаем ручки, загибая уголки ткани внутрь. Перевязываем красной нитью. В). Перевязываем красной нитью по туловищу, мотаем книзу, образуя туловище куклы. Г). В центр куска цветной ткани насыпаем сбор ароматных лекарственных трав. Накрываем куском ткани и аккуратно укладываем складки на юбке, образуя мешочек. Д). В мешочек-юбку вставляем туловище куклы и крепко обвязываем нитью. Е). Повязываем платок и передник. - Очень важно делать кукол в хорошем настроении, с добрыми пожеланиями, тогда она непременно начнет выполнять свои обязанности по дому. - Давайте вспомним куклу из сказки «Василиса Прекрасная». Как ей удалось помочь девочке? | Выполнение практической работы - Эту куклу мама шила с любовью и заботой о своей дочке, поэтому кукла помогала девочке. | Регулятивные (планирование, целеполагание) Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности) Познавательные (осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в представленных материалах) | ||
Этап рефлексии | ||||
- Оцените свои достижения. - Какие трудности вы испытывали в ходе работы? - Какое применение вы найдете своей кукле? | - Мы научились изготавливать тряпичную куклу. У нас получились очень красивые обереги. Теперь болезни и злые духи будут обходить наш дом стороной. - Умение пользоваться алгоритмом техники выполнения работы. - Кукла будет следить за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||
Итог | ||||
Выставка работ. Отметим лучшие работы. - Что нового для себя вы узнали? - С кем вы можете поделиться знаниями, полученными на сегодняшнем занятии? | - Мы познакомились с обычаями и традициями своего народа. Узнали, чем играли наши предки, как делали игрушки и передавали по наследству своим детям. - Полученными знаниями поделимся с младшими братьями и сёстрами, а также со всеми, кому это будет интересно. | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. | ||
Этап обобщения и систематизации знаний | ||||
1. Формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2. Установление внутрипредметных и межпредметных знаний 3. Формирование обобщенных понятий | Вопросно-ответное общение Дают определение, используя алгоритм характеристики части речи: что обозначает, какими признаками обладает, какую роль в предложении выполняет. | Логические (обобщение) | ||
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | ||||
- Перед вами лежат карточки. Вам предлагается выполнить тестовые задания. | Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал, выполняют оценочные действия | Познавательные. | ||
Этап информации о домашнем задании | ||||
Три уровня домашнего задания: Составить или найти загадки, составленные на основе прилагательных Составить или найти в изучаемом художественном тексте описание природы, известного человека (по образцу упр. 571) Упр.569 | Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | |||
Этап рефлексии | ||||
Собрать практическую работу. Опросить, кто выполнил 5, 4 или 3 задания, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями оценки. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
1. Мотивационный этап (1-2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. | |
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин) | Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?» ( показ слайдов с изображением природы, символов России и т.д. под песню «Россия») - Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? - А что значит Родина? - Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали? - Ребята, а что вы зовете Родиной? - Как красиво вы рассказали, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т.е. область, район, село). Как называется страна, в которой мы живем? область? район? село? У каждой страны есть символы. Я просила узнать из дополнительного источника, что такое символ? Как вы думает, есть ли такие символы у нашей страны? Как они называются? А есть ли символы у области, района, села? Кто попробует мне их описать? - Оказывается, вы не все знаете о символике нашей страны. Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой. | Учащиеся слушают песню о России и смотрят презентацию. Ответы детей: о России, о Родине. Ответы детей. Стих « Что значит: Родина моя?» - В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу. Стихи «Что мы Родиной зовем?» Россия. Символ – изображения, которые отражают историю страны. Есть. Герб, флаг, гимн. Дети пытаются ответить на вопрос. Цель- узнать о гербе, флаге, гимне России, области, района, села. | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. |
Этап открытий новых знаний. ( 20 мин) 1. Проектная деятельность. 2. Постановка проблемы 3. Выдвижение гипотезы | Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что означают эти слова (герб, флаг, гимн). Физкультпауза Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Мы сейчас займемся созданием проекта « Символика России». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – плакат, который вы должны будете красиво и правильно оформить. Для этого раздаю кейсы, в которых лежит материал для оформления. Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое. Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами. Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно послушайте мое задание. Распределите содержимое кейса по группам на парте: гербы, флаги, гимны, текстовая информация к ним, заголовки. 5 групп. Теперь найдите в группе заголовков самый большой по шрифту заголовок. (Символика России). А посмотрите на группу, где у вас расположены заголовки плаката. Сколько у вас будет разделов на плакате. А теперь подумайте и выработайте план работы над проектом. У вас в конце работы должен получиться результат – плакат « Символика России», где будет изображение символов страны, области, района, села и их описание. | Дети выкладывают содержимое кейса (изображения символов России, области, района, села) - Нам необходимо правильно распределить символы на плакате. Какие символы имеет страна, область, район, село. Группы: Изображения: гербы, флаги, гимны, текстовая информация. Символика России Дети оформляют плакат. | Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. |
4. Работа с эталоном. ( 5- 7 мин) | - Ребята, я вижу, вы закончили 1 этап работы, и теперь я обращаю ваше внимание на экран. Наступила минутка описания символов и их небольшая история, а вы, пользуясь моментом, по необходимости корректируете свою работу. (электронная презентация ) Физкультминутка для глаз. | Дети слушают и смотрят презентацию символов и проводят коррекцию работ по необходимости. | Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: Самоконтроль и коррекция. |
Рефлексия ( 10 мин) | - Покажите всем Ваш продукт деятельности – плакат с символами Родины. - А теперь в стихотворной форме опишите государственные символы России. Работа с интерактивной доской:
На прошлом занятии мы начали проект « Герб семьи». Ведь семья – это наша маленькая родина. И у нас есть уже результаты, и я прошу всем продемонстрировать их. Защита проекта пройдет на следующем занятии. Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки. | Дети представляют плакаты. СТИХИ о гербе, флаге, гимне России. Дети выполняют задания. | Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Кукла- оберег Колокольчик"
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который, заклинание наговорено и, которое носят на теле в качестве талисмана. Оберег в с...
Исследовательский проект "Народная кукла-оберег. Травница"
Конспект к занятию...
Народная кукла-оберег. Травница.
Презентация...
Технологическая карта урока. Мастера печатных дел. 4 класс
Технологическая карта урока...
Мастер класс по изготовлению куклы-оберега "Зайчик на пальчик" в художественном музее г.Комсомольска -на Амуре
Осенние каникулы школьников-как провести их с пользой...
Мастер -класс на тему: " Кукла -оберег".
Изготовление куклы-оберега...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...