Технологическая карта к мастер классу "Народная кукла-оберег. Травница"
план-конспект занятия на тему

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodna_kukla-obereg.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Минакова Светлана Дмитриевна,

учитель  

МКОУ «Хохольский лицей»

Конспект внеурочного занятия.

5 класс

Тема занятия: Народная кукла-оберег Травница.

Класс: 5 класс      Место в теме: 1 урок.

Тип урока:  урок «открытия»  нового материала

Цель: расширение кругозора знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси.

Задачи урока: расширение представлений детей о народных традициях (внимательно вглядывайся, запоминай, сохраняй целостность культуры); развитие художественного вкуса и творческих способностей; воспитание уважительного отношения к человеку - творцу; формирование умения планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать результат.

Планируемые результаты: научаться бережно относится к традициям и обычаям своего народа,  изготавливать тряпичную куклу, планировать свою деятельность, распределять операции, оценивать свои достижения.

Метод обучения: активный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая

Техническое оснащение урока: интерактивная доска.

План занятия

  1. Оргмомент (2 минуты).
  2. Изучение  нового материала (5 минут).
  3. Практическая  работа (15 минут).
  4. Подведение итогов  урока (3 минуты).

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний

 Давайте вспомним русские народные сказки.

 Все вы хорошо знаете русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». А кто забыл, я напомню, что это сказка  о красивой и доброй девочке, у которой умерла мама и оставила ей в помощь тряпичную куклу, сделанную своими руками  вместе с благословением. Мачеха и ее дочки пытались изжить и заморить девочку, но волшебная куколка везде помогала Василисе в обмен на ее добрые слова. Куколка соткала даже такое полотно, какого свет не видывал, и отправила мачеху продать его царю. Царь захотел, чтобы Василиса сшила из него  рубашки и приехала к нему лично за подарками. Когда Василиса Прекрасная явилась к Царю, тот сразу в нее влюбился без памяти. На этом и закончились все беды Василисы.

Колобок, Волк и семеро козлят, Два Мороза, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Иван-царевич и Серый волк.

- Отвечают на вопросы, формулируют и записывают тему урока

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине,  семье,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Самоопределение к деятельности

 Кто же помог девочке пройти все испытания?

 Вы догадались о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

 Сформулируйте тему.

  Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.

    На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла  была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. В некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами. Они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

     Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

      Но, кроме игровых кукол и обрядовых, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Эти куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить  хозяину.

- Все испытания девочке помогла пройти тряпичная кукла, оставленная мамой вместе с благословением.

- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о куклах, которыми дети играли на Руси, а также узнаем о видах тряпичных кукол.

- Мы совершим путешествие в мир тряпичных кукол.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Открытие нового

Беседа о кукле

Крик о помощи звучит,

Месяц май в окно стучит,

Чтоб от прочих не отстать,

Просит куклу подобрать.

Просьбу эту понимая,

Ищем куклу мы для мая.

Нет сомнений – вот она!

Прям для мая создана.

Достойная напарница

Под названьем травница.

Пестрая, разнообразная,

Синяя и красная,

Зеленая и голубая,

Такая, как цветенье мая.

Стоит, внутри себя собрав,

Собранье самых разных трав.

Жимолость, ромашка, мята –

Вот чем куколка богата.

Вам здоровье обеспечит,

Ведь она травою лечит!

 - Сегодня я предлагаю вам  сделать тряпичную куколку-оберег "Кубышку-травницу".

- Какими травами можно наполнить эту куклу?

-  Для чего надо наполнять куклу травами?

-  Куколка наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой, чтобы травяной дух отгонял злых духов и болезни. От куколки исходит теплота и доброта, как от заботливой хозяйки. Если ее пошевелить, то по  воздуху разносится чудесный аромат трав. Вы сразу ощущаете прилив бодрости и хорошего настроения.

Многие куклы несут узелочки, а "Кубышка-Травница" - сама узелок.

Эта оригинальная по конструкции кукла связана из  узелков, набитых сухими душистыми травами.

На большой узелок, напоминающий неваляшку, привязан узелок-головка. Из концов белого лоскута, обтягивающего головку, свернуты ручки-жгутики, к которым привязаны по узелку с травами.  Передник и платок - одежда куклы травницы.

Немного творчества и фантазии и ваша кукла принесет вам радость.

- Куклу можно наполнить чебрецом, мятой, ромашкой и другими лекарственными травами.

- Эти травы успокаивают, лечат, придают человеку сил и энергии.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности. Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.

Практическая работа

А).Складываем кусок белой ткани по диагонали. В центр кладем вату и формируем голову куклы. Фиксируем.

Б). Делаем ручки, загибая уголки ткани внутрь. Перевязываем красной нитью.

В). Перевязываем красной нитью по туловищу, мотаем книзу, образуя туловище куклы.

Г). В центр куска цветной ткани насыпаем сбор ароматных лекарственных трав. Накрываем куском ткани и аккуратно укладываем складки на юбке, образуя мешочек.

Д). В мешочек-юбку вставляем туловище куклы и крепко обвязываем нитью.

Е). Повязываем платок и передник.

-  Очень важно делать кукол в хорошем настроении, с добрыми пожеланиями, тогда она непременно начнет выполнять свои обязанности по дому.

-  Давайте вспомним куклу из сказки «Василиса Прекрасная». Как ей удалось помочь девочке?

Выполнение практической работы

- Эту куклу  мама шила  с любовью и заботой о своей дочке, поэтому кукла помогала девочке.

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности)

Познавательные (осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в представленных материалах)

Этап рефлексии

-  Оцените свои достижения.

- Какие трудности вы испытывали в ходе работы?  

-  Какое применение вы найдете своей кукле?

- Мы научились изготавливать тряпичную куклу. У нас получились очень красивые обереги. Теперь болезни и злые духи будут обходить наш дом стороной.

- Умение пользоваться алгоритмом техники выполнения работы.

- Кукла будет следить за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Итог

 Выставка работ. Отметим лучшие работы.

-  Что нового для себя вы узнали?

- С кем вы можете поделиться знаниями, полученными на сегодняшнем занятии?

- Мы познакомились с обычаями и традициями своего народа. Узнали, чем играли наши предки, как делали игрушки и передавали по наследству своим детям.

- Полученными знаниями  поделимся с младшими братьями и сёстрами, а  также со всеми, кому это будет интересно.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине,  семье,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Этап обобщения и систематизации знаний

1. Формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2. Установление внутрипредметных и межпредметных знаний

3. Формирование обобщенных понятий

Вопросно-ответное общение

Дают определение, используя алгоритм характеристики части речи: что обозначает, какими признаками обладает, какую роль в предложении выполняет.  

Логические (обобщение)

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

- Перед вами лежат карточки. Вам  предлагается выполнить тестовые  задания.

Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал, выполняют оценочные действия

Познавательные.

Этап информации о домашнем задании

Три уровня домашнего задания:

Составить  или найти загадки, составленные на основе прилагательных

Составить или найти в изучаемом художественном тексте описание природы, известного человека (по образцу упр. 571)

Упр.569

Понимание  цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Этап рефлексии

Собрать практическую  работу. Опросить, кто  выполнил 5, 4 или 3 задания, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями  оценки.

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе  класса. Внутренне ставят себе отметку.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

1. Мотивационный этап (1-2 минуты)

 - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»

( показ слайдов с изображением природы, символов России и т.д. под песню «Россия»)

 - Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- А что значит Родина?

- Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали?

- Ребята, а что вы зовете Родиной?

- Как красиво вы рассказали, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т.е. область, район, село).  Как называется страна, в которой мы живем? область? район? село?

У каждой страны есть символы. Я просила узнать из дополнительного источника, что такое символ?

Как вы думает, есть ли такие символы у нашей страны?

Как они называются? А есть ли символы у области, района, села?

Кто попробует мне их описать?

- Оказывается, вы не все знаете о символике нашей страны.

Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Учащиеся слушают песню о России и смотрят презентацию.

Ответы детей: о России, о Родине.

Ответы детей.

Стих « Что значит: Родина моя?»

- В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

Стихи «Что мы Родиной зовем?»

Россия.

Символ – изображения, которые отражают историю страны.

Есть.

Герб, флаг, гимн.

Дети пытаются ответить на вопрос.

Цель- узнать о гербе, флаге, гимне России, области, района, села.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)

1. Проектная деятельность.

2. Постановка проблемы

3. Выдвижение гипотезы

Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что означают эти слова (герб, флаг, гимн).

Физкультпауза

Сегодня мы работаем в группах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

Мы сейчас займемся созданием проекта « Символика России». Он будет состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление. Перед вами лежит лист бумаги – плакат,  который вы должны будете красиво и правильно оформить. Для этого раздаю кейсы, в которых лежит материал для оформления.

Раскройте их, выложите материал на парту и посмотрите, что это такое.

Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Для того, чтобы решить эту проблему, внимательно послушайте мое задание. Распределите содержимое кейса по группам на парте: гербы, флаги, гимны, текстовая информация к ним, заголовки. 5 групп.  

Теперь найдите в группе заголовков   самый большой по шрифту заголовок.  (Символика России). А посмотрите на группу, где у вас расположены заголовки плаката. Сколько у вас будет разделов на плакате.

А теперь подумайте и выработайте план работы над проектом. У вас в конце работы должен получиться результат – плакат « Символика России», где будет изображение символов  страны, области, района, села и их описание.

Дети выкладывают содержимое кейса (изображения символов России, области, района, села)

- Нам необходимо правильно распределить символы на плакате.

Какие символы имеет страна, область, район, село.

Группы:

Изображения: гербы, флаги, гимны, текстовая информация.

Символика России

Дети оформляют плакат.

Личностные УУД: 

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.

4. Работа с эталоном.

( 5- 7 мин)

- Ребята, я вижу, вы закончили 1 этап работы, и теперь я обращаю ваше внимание на экран. Наступила минутка описания символов и их небольшая история, а вы, пользуясь моментом, по необходимости корректируете свою работу.

(электронная презентация )

Физкультминутка для глаз.

Дети слушают и смотрят презентацию символов и проводят коррекцию работ по необходимости.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Рефлексия

( 10 мин)

- Покажите всем Ваш продукт деятельности – плакат с символами Родины.

- А теперь в стихотворной форме опишите государственные символы России.

Работа с интерактивной доской:

  1. Объединить в группы флаги и гербы.
  2. Найти ошибку.
  3. Выбрать из предложенных символов флаг и герб России.
  4. Отгадать загадки.

На прошлом занятии мы начали проект « Герб семьи». Ведь семья – это наша маленькая родина. И у нас есть уже результаты, и я прошу всем продемонстрировать их.

Защита проекта пройдет на следующем занятии.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

Дети представляют плакаты.

СТИХИ о гербе, флаге, гимне России.

Дети выполняют задания.

Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Кукла- оберег Колокольчик"

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который, заклинание наговорено и, которое носят на теле в качестве талисмана. Оберег в с...

Мастер -класс на тему: " Кукла -оберег".

Изготовление куклы-оберега...

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...