программа кружка "Чудесная мастерская"
учебно-методический материал по технологии (3 класс) по теме
данная педагогическая разработка представляет собой программу дополнительного образования по технологии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chudesnaya_masterskaya.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования
Администрация муниципального образования
города Усолье – Сибирское
Областное государственное оздоровительное образовательное казенное учреждение
«Санаторная школа-интернат №4»
«Чудесная мастерская»
Авторская педагогическая разработка
адаптационная (дополнительное образование 3 – 4 класс)
Автор:
Учитель технологии
Нина Михайловна Лубешко,
II квалификационная категория,
ОГООУ «СШИ №4»
г. Усолье-Сибирское
2013 г.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – удивительный мир творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художественность.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
Для успешного усвоения программы, овладения учащимися знаниями, умениями, навыками необходимы как теоретические, так и практические.
В процессе теоретического обучения следует ознакомить учащихся с истоками возникновения и развития изучаемых разделов прикладного искусства, их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Практические задания направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы.
Главный смысл программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Курс программы тесно связан с изучением народного творчества, культурой и традициями русского народа и народов других стран.
Знакомство с новыми материалами, современными техниками рукоделия помогает детям применить полученные знания и умения в повседневной жизни, создавать вещи призванные украсить нашу повседневную жизнь, создать свой неповторимый подарок для дорогого ребенку человека
В программе предусмотрены занятия по обучению традиционным видам декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика, лепка из пластилина, вышивание ) с использованием бумаги и картона, текстильных материалов, а также использование бросового материала (конфетные фантики, карандашные стружки, старые газеты, вата).
Второй год обучения в кружке предусматривает более сложные техники современного декоративно-прикладного творчества, таким как квиллинг, декупаж, круговое плетение на проволоке, изготовление бискорню, текстильных «чердачных» кукол, холодный батик.
Цели программы.
- Формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.
- Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю и понимаю.
Задачи программы.
- Научить изготавливать изделия в традиционно-народных и современных техниках рукоделия используя различные материалы: бумага, ткань, картон, бисер, проволока, салфетки, бросовый и природный материалы;
- Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к культуре и традициям русского народа и народов других стран.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-11 лет, на 2 года обучения.
1-й год обучения (возраст 9 лет): 4ч. (4 занятия по 1 часу), 1 занятие по 25 мин. в неделю, 144 часа в год
- Работа с бумагой;
- Работа с тканью;
- Работа с пластилином;
- Работа с разными материалами.
2-й год обучения (10-11 лет):, 4ч. (4 занятия по 1 часу), 1 занятие по 25 мин. в неделю, 144 часа в год.
Работа с разными материалами;
- Работа с бумагой;
- Декупаж;
- Работа с тканью;
- Вышивание;
- Холодный батик;
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Занятия по 25 минут включают в себя теоретический материал, инструктажи по технике безопасности, оформление выставочных работ.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения
№№ | Раздел программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Формирование групп. | 1 | - | 1 |
2. | Работа с бумагой | 13 | 72 | 85 |
3. | Работа с разными материалами | 6 | 24 | 30 |
4. | Работа с тканью | 3 | 20 | 23 |
5 | Работа с пластилином | 4 | 4 | |
6. | Заключительное занятие | 1 | - | 1 |
Всего | 24 | 120 | 144 |
Календарно-тематическое планирование
- й год обучения
№№ | Раздел и тема | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | |
Работа с бумагой (85 часов) | |||
Аппликация ( 37 ч.) | 4 | ||
1. | Обрывная аппликация | 6 | |
2. | Объемная аппликация | 9 | |
3. | Аппликация из геометрических фигур | 9 | |
4. | Торцевание | 9 | |
Мозаика (19 ч.) | 3 | ||
1. | Мозаика из цветной бумаги | 6 | |
2. | Объемная мозаика из гофрированной бумаги | 6 | |
3. | Объемная мозаика из газетных комочков | 4 | |
Оригами ( 22ч.) | 5 | ||
1. | Игрушки-оригамушки | 6 | |
2. | Сказки из бумаги | 8 | |
3. | Модульное оригами | 3 | |
Плетение (7 ч.) | 1 | ||
1. | Прямое плетение (картинки) | 6 | |
Всего | 13 | 72 | |
Работа с разными материалами(30 часов) | |||
1. | Гофрировки из оберточной бумаги | 1 | 2 |
2. | Мозаика из карандашной стружки | 1 | 3 |
3. | Мозаика из фольги | 1 | 2 |
4. | Мозаика из ватных шариков | 1 | 4 |
5. | Мозаика из сыпучих продуктов (крупы) | 1 | 6 |
6. | Мозаика из яичной скорлупы | 1 | 7 |
Всего | 6 | 24 | |
Работа с тканью (23часа) | |||
1. | Аппликация из кусочков ткани | 2 | 7 |
2. | Аппликация из жатой ткани | 6 | |
3. | Мозаика из ткани | 1 | 7 |
Всего | 3 | 20 | |
Работа с пластилином (4 часа) | |||
1. | Слоистый пластилин. | 4 | |
1. | Заключительное занятие (Праздник мастеров) | 1 | |
Всего часов | 24 | 120 |
Содержание разделов
Работа с бумагой
Этот раздел включает в себя различные виды работы с бумагой:
- Аппликация (изготовление различных видов аппликаций из бумаги (объемная, обрывная, из геометрических фигур, торцевание);
- Мозаика (различные виды мозаики из цветной бумаги, объемная мозаика из гофрированной бумаги);
- Оригами (изготовление композиций в технике оригами, отдельных изделий, изделий состоящих из нескольких модулей);
- Плетение (используя прямое плетение из цветной бумаги изготавливаются небольшие панно);
Работа с разными материалами.
Этот раздел включает в себя изготовление изделий с использованием нетрадиционных материалов (оберточная бумага, карандашные стружки, фольга, крупы, ватные шарики, яичная скорлупа)
Работа с тканью.
Этот раздел включает в себя как традиционные виды декоративно-прикладного творчества – аппликация и мозаика из ткани на бумаге, так и изготовление жатой ткани и аппликации из нее.
Работа с пластилином.
В этом разделе используется один из приемов работы с пластилином – слоистый пластилин и использование его в изготовлении различных изделий.
Материалы, необходимые для работы:
- Картон
- Цветная одно- двусторонняя бумага
- Ткань х\б однотонная и цветная
- Клей ПВА
- Газеты
- Вата
- Гофрированная бумага
- Бросовые материалы (фантики, карандашная стружка, фольга
- Крупы, яичная скорлупа
- Фольга или металлизированная бумага
- пластилин
Инструменты и приспособления
- Ножницы для бумаги и для ткани
- Кисти для клея и для красок
- Стеки и подкладные доски
- Фальцовки
К концу 1 года занятий обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, бросовые материалы;
- название и назначение инструментов и приспособлений;
- пользоваться терминами: аппликация, мозаика, оригами;
- правила безопасного труда при работе с ручными инструментами;
К концу 1 года занятий обучающиеся должны уметь:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- способы обработки различных материалов;
- изготавливать изделия с применением изученных техник;
- самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
- правильно выполнять технологические операции по всем видам труда.
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения
№№ | Раздел программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Формирование групп. | 2 | - | 2 |
2. | Изонить. | 2 | 23 | 25 |
3. | Квиллинг. | 5 | 25 | 30 |
4. | Декупаж. | 5 | 25 | 30 |
5 | Работа с текстилем. | 5 | 20 | 25 |
6. | Декорирование. | 5 | 25 | 30 |
7. | Заключительное занятие «Праздник мастеров», вручение сертификатов и грамот. | 2 | - | 2 |
Всего | 26 | 118 | 144 |
Календарно-тематическое планирование
2-й год обучения
№№ | Раздел и тема | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1. | Вводное занятие .Формирование групп. | 2 | - |
Изонить ( 30 ч.) | |||
1. | Приемы работы в технике изонить. | 2 | - |
2. | Изготовление композиций. | 23 | |
Квиллинг (30 ч.) | |||
1. | История квиллинга. | 1 | - |
2. | Базовые элементы. | 4 | - |
3. | Заготовка деталей, изготовление композиций | - | 25 |
Декупаж( 30ч.) | |||
1. | История декупажа. | 1 | |
2. | Простой декупаж. | 1 | 5 |
3. | Обратный декупаж. | 1 | 3 |
4. | Яичное кракле. | 1 | 4 |
5. | Декорирование предметов интерьера. | 1 | 8 |
Работа с текстилем.(25 часов) | |||
1. | Моделирование бесшовных кукол. | 2 | 10 |
2. | Вышивание атласными лентами. | 1 | 6 |
3. | Возможности трикотажа | 1 | 5 |
Декорирование (30 часов) | |||
1. | Изготовление сувениров из бросового материала. | 3 | 10 |
2. | Изготовление открыток. | 2 | 15 |
1. | Заключительное занятие «Праздник мастеров», вручение сертификатов и грамот. | 2 | - |
Всего часов | 26 | 118 |
Содержание разделов
Изонить
В этом разделе при помощи иглы и ниток на картоне вышиваются различные ажурные картины (второе название изонити – нитяное кружево). Несколько занятий отводится на обучение выполнения основных элементов изонити – круг и угол.
Квиллинг
С использованием этой старинной техники из бумажных полос создаются ажурные изделия (бумажное кружево). Несколько занятий отводится на обучение изготовлению различных элементов (роллов) необходимых для изготовления изделий.
Декупаж
В этом разделе обучающиеся знакомятся с новым видом декоративно-прикладного творчества – декорирования изделий при помощи бумажных трехслойных салфеток и элементов из них. Украшают декупажем различные изделия – пустые бутылки, банки, посуду, шкатулки. На занятии дети знакомятся с простым и обратным декупажем . использованием яичного кракле.
Работа с тканью.
В этом разделе работа ведется по разным направлениям;
- Моделирование бесшовных кукол (на основе традиционных русских кукол-оберегов);
- Моделирование «чердачной» игрушки (это более современный вид кукол – куклы тильды, «состаривание» кукол при помощи растворов чая и кофе;
- Работа с атласными лентами ( возрожденная техника вышивания атласными лентами, изготовление объемных цветов из атласных лент)
- Работа с трикотажным полотном, вторая жизнь старых вещей.
Декорирование.
В этом разделе работа ведется по двум направлениям;
- Изготовление сувениров из бросового материала (вазы из бутылочек от йогуртов или шампуней, декорированных нитками, бусинами, природным материалом, шкатулок из коробочек, панно на CD-дисках и проч.)
- Изготовление открыток и декорирование при помощи подручных материалов, использование элементов скрапбукинга)
Материалы, необходимые для работы:
- Картон
- Цветная двусторонняя бумага
- Нитки х\б, мулине, вязальные
- Салфетки бумажные трехслойные
- Ткань х\б однотонная и цветная
- Трикотажные полотна от старых вещей
- Канва
- Атласные ленты различной ширины, тесьма, кружево.
- Бисер, бусины, пайетки, стеклярус, проволока
- Акриловая белая краска и акриловый прозрачный лак
- Клей ПВА
- Яичная скорлупа
Инструменты и приспособления
- Иглы швейные и вышивальные
- Ножницы для бумаги и для ткани
- Кисти для клея и для красок
- Пяльцы
К концу 2 года занятий обучающиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- пользоваться терминами: квиллинг, декупаж, яичное кракле, текстильные куклы.
- правила безопасного труда при работе с ручными инструментами;
К концу 2 года занятий обучающиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- способы и приемы обработки различных материалов;
- изготавливать изделия с применением изученных техник;
- самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
- изготавливать изделия по рисунку, эскизу, схеме, замыслу;
- составлять композиции;
Методическое обеспечение программы
Данная программа многопрофильная. Обучающиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества. Для развития познавательного интереса учащимся даются водные лекции. Далее изучаются материалы и методы их использования. Во время занятий преподаватель проводит индивидуальные и частичные инструктажи, помогает обучающимся выявить и развить свои индивидуальные способности.
Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка.
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. На разных этапах работы можно использовать прием работы «по конвейеру», работы в парах и группах.
Практические занятия совмещаются с теоретическими блоками, на которых проводятся беседы, демонстрируются образцы, иллюстрации. Используемые на занятиях объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы позволяют сформировать у детей интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственных опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Методы и приемы обучения
В процессе обучения применяются различные методы и приемы:
- вводные беседы
- практические занятия;
- бригадные формы труда;
- работа в парах и «по конвейеру»;
- выработка навыков самостоятельной работы
Условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение, в котором представлены наглядно-информационные материалы, имеются в наличии необходимые инструменты и материалы.
В конце изучения каждого раздела планируется организация выставки работ обучающихся в кружке, сдача зачетной работы. Часть изделий изготовленных на занятии будет использоваться для оформления помещений школы (столовая, лестничные пролеты, коридоры). При условии проведения выставок по декоративно-прикладному творчеству в музеях города планируются экскурсии в данные музеи.
Список использованной литературы
- Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. / Проснякова Т.Н. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.; ил. – (Серия «Любимый образ»
- Игрушки./Афонькин С.Ю. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 128 с., ил. (серия «Библиотека оригами»)
- Ручное творчество. Учебник для 4 класса./ Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. – Изд. 3-е, испр. И допол. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федеров», 2007. – 96 с., :ил.
- Цветы оригами для любимой мамы/ Авт.-сост. Л.В.Иванова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005. – 78, [2] с.; 8 л. Ил. – (Подарок своими руками)
- Цветы./Пиллан Н. пер. Агаевой Л.В. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 80 с., ил. (серия «Библиотека оригами»)
- Творческая мастерская. Учебник для 4-го класса./ Проснякова Т.Н. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004, - 128 с., ил. (Программа начальной школы: 1 – 4 классы «Художественный труд»).
- Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса./ Проснякова Т.Н. – 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003, - 120 с., ил. (Программа начальной школы: «Трудовое обучение»).
- Уроки творчества. Учебник для 2-го класса./ Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. – 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004, - 112 с., ил. (Программа начальной школы: «Трудовое обучение»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа творческой мастерской "Фантазия"
Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
презентация к программе творческой мастерской"Фантазия"
Программа творческой мастерской "Фантазия" рассчитана на 7-11 лет Цель программы: занятия в мастерской направлены на интеллек...
программа "Творческая мастерская"
Аннотация на программу «Творческая мастерская» Цель программы: развитие художественно – творческих способностей у дезадаптированных детей младшего школьного возраста.Задачи программы:1. Вов...
Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста
Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....
Программа кружка « Мастерская добрых дел»
Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», « Художественное творчест...
Образовательная программа объединения « Мастерская чудес»
Программа , ориентированная на развитие творчества у детей...