Рабочая программа по технологии для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.rar | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
Рабочая программа учебной
дисциплины «Технология»
4 класс
Составила: Львова Г.П.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Новохоперск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа:
Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Т.М.Геронимус «Школа мастеров». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели и задачи обучения:
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет «Технология» отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Технология 34 часа и модуль «Практика работы на компьютере» 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технология 4 кл. (всего 34ч.)
№ п\п | Название раздела | Количество часов. |
1. | Работа с природным материалом. | 3 |
2. | Работа с бумагой и картоном. | 6 |
3. | Изготовление изделий из текстильных и пластичных материалов | 23 |
4. | Работа с конструктором. | 1 |
5. | Повторение и закрепление изученного. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (9ч.) | |||
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Дата |
1. | 1. | Работа с природным материалом (3 ч.) Урок-экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала. | |
2. | 2. | Составление композиции из листьев . | |
3. | 3. | Объёмные игрушки из природного материала. | |
4. | 1. | Работа с бумагой и картоном (6 ч.) «Бабушкин сундучок». Выкраивание и склейка коробки, оклеивание изделия тканью. | |
5. | 2. | Папочка-игольница. Самостоятельная работа | |
6. | 3. | Папочка-игольница. Самостоятельная работа | |
7. | 4. | Сшивание школьной тетради. Самостоятельная работа. | |
8. | 5. | Блокнот. Сшивание скобами, работа ножом. Самостоятельная работа | |
9. | 6. | Блокнот. Сшивание скобами, работа ножом. Самостоятельная работа | |
II четверть (7ч.) | |||
10. | 1. | Изготовление изделий из текстильных и пластичных материалов (23 ч.) Свойства бумаги, ткани, поролона, пенопласта. Изготовление ёлочной игрушки. Самостоятельная работа | |
11. | 2. | Свойства бумаги, ткани, поролона, пенопласта. Изготовление ёлочной игрушки. Самостоятельная работа | |
12. | 3. | Маска «Мишка». Операции «биговка», «тиснение», «рицовка». Самостоятельная работа. | |
13. | 4. | Ёлочный шарик — игрушка «Цыплёнок». Наматывание и украшение кокона. Самостоятельная работа. | |
14. | 5. | Ёлочный шарик — игрушка «Цыплёнок». Наматывание и украшение кокона. Самостоятельная работа. | |
15. | 6. | Игрушки (по выбору) из коконов, полуфабрикатов, гофрированного картона, поролона, пенопласта, белой жести, мягкого пластика, текстильных материалов. Самостоятельная работа. | |
16. | 7. | Игрушки (по выбору) из коконов, полуфабрикатов, гофрированного картона, поролона, пенопласта, белой жести, мягкого пластика, текстильных материалов. Самостоятельная работа. | |
III четверть (10ч.) | |||
17. | 8. | Игрушка «Кактус в горшочке». Самостоятельная работа. | |
18. | 9. | Игрушка «Кактус в горшочке». Самостоятельная работа. | |
19. | 10. | Работа с лобзиком. | |
20. | 11. | Выпиливание лобзиком подвесной игрушки «Воздушный аквариум» из пенопласта. Самостоятельная работа. | |
21. | 12. | Выпиливание лобзиком подвесной игрушки «Воздушный аквариум» из пенопласта. Самостоятельная работа. | |
22. | 13. | Объёмные игрушки с ложементами. Самостоятельная работа. | |
23. | 14. | Объёмные игрушки с ложементами. Самостоятельная работа. | |
24. | 15. | Объёмные игрушки с ложементами. Самостоятельная работа. | |
25. | 16. | Ландыши. Изделия с использованием пластиковой бутылки. Самостоятельная работа. | |
26. | 17. | Ландыши. Изделия с использованием пластиковой бутылки. Самостоятельная работа. | |
IV четверть (8ч.) | |||
27. | 18. | Корзина цветов. Самостоятельная работа. | |
28. | 19. | Динамическая игрушка «Бегунок». Самостоятельная работа. | |
29. | 20. | Динамическая игрушка «Бегунок». Самостоятельная работа. | |
30. | 21. | Динамическая игрушка «Бегунок». Самостоятельная работа. | |
31. | 22. | Изготовление игрушки «Попрыгунчик». Самостоятельная работа. | |
32. | 23. | Изготовление игрушки «Дергунчик». Самостоятельная работа. | |
33. | 1. | Работа с конструктором (1 ч.) «В цирке». Изготовление качелей из деталей конструктора. Самостоятельная работа. | |
34. | 1. | Повторение и закрепление изученного (1 ч.) Что мы узнали и чему научились за год. |
Примерное содержание учебной дисциплины.
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности.
Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
- Роль трудовой деятельности в жизни человека;
- Распространённые виды профессий (с учётом региональных особенностей);
- Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
Уметь
- Выполнять инструкции при решении учебных задач;
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);
- Создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- Осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственная образовательная программа РФ.
2. Геронимус Т.М. «Маленький мастер». Учебник по трудовому обучению. 4класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА – АО «Московские учебники», 2011.
3. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению. 4 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА – АО «Московские учебники», 2011.
4. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу « Школа мастеров», авт. сост. Геронимус Т.М., Лебедева Е.Г. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии - 1 класс ("Школа России")
ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Роговцева Н.И., Аващенкова С.В. Технология.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 к...
Рабочая программа по технологии. 1 класс. Школа России
Рабочая программа по технологии к учебнику Н.И.Роговцевой для 1 класса содержит календарно - тематическое планирование по новому ФГОС....
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
рабочая программа по технологии 4 класс "Школа России"
Содержание1.Пояснительная записка.2. Место предмета в базисном учебном плане.Общая характеристика учебного предмета.Содержание программы.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 клас...
Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа России" 2012 год.
Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....