РП Технология 1-4кл. УМК Школа 2100
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №7
поселка Степного
Муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от _________ 20____ года
Председатель педсовета
______________ __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Ступень обучения (класс) начальное общее (1-4 класс)
Количество часов: 135 часов Уровень базовый
Учителя: Лимаренко Татьяна Ивановна.
Программа разработана на основе
авторской учебной программы «Технология» образовательной системы «Школа 2100», федерального государственного образовательного стандарта, издательство «Баласс», 2011г. год
Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
1.Пояснительная записка
-Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
1. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №7 поселка Степного муниципального образования Славянский район для 1-2 классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основании:
-приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказ Минобрнауки России от 26.11.2006 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (далее приказ №1241);
-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН);
-постановление Правительства Российской Федерации от 19марта 2001г. №196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями);
-приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012г. №5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
-письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10июля 2012года №47-10721\12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».
2. Обучение в I-II классах осуществляется по 5-дневной учебной неделе, продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для I-го класса, 34 учебные недели для II-го класса.
Кадровое и учебно-методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана.
-Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
-Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
–получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии
–усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
–приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
–использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
–приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
–приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом школы и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается с 1-го по 4-й класс. Общий объём учебного времени составляет 135 часов: 1 класс (33 недели по 1 часу в неделю), со 2-4 класс (34 часа по 1 часу в неделю).
- Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.
№ п/п | Разделы, темы | Авторская | Рабочая программа | Количество часов по классам | |||
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4 кл. | ||||
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. | 22 | 22 | 6 | 6 | 6 | 4 |
2 | Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 53 | 53 | 12 | 17 | 14 | 10 |
3 | Конструирование | 48 | 48 | 15 | 11 | 10 | 12 |
4 | Использование информационных технологий | 12 | 12 | 4 | 8 | ||
ИТОГО: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
2. Содержание учебного предмета.
- Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.
1-й класс – 33 часа
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Профессии близких; профессии, знакомые детям. Разнообразные предметы рукотворного мира (произведения художественного искусства, быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем ребёнка мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения.
Бережное отношение к природе – источник сырьевых ресурсов – природные материалы.
Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (12 ч.).
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань), пластическими материалами (глина, пластилин), природными материалами. Их практическое применение в жизни. Свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам – декоративно- художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Сравнение с инструментами, которыми пользуются художники (кисточки, стеки), поэты (слово), музыканты (ноты). Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схем(их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
Технологии и приёмы выполнения различных видов декоративно- художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами и пр.).
3. Конструирование (15 ч.).
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Технико-технологические понятия: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
2-й класс – 34 часа
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека.
Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).
Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.
Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.
Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч.).
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, ряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Размека деталей копированием с помощью копировальной бумаги.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование (11 ч.).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Использование информационных технологий (4 ч.).
Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.).
Технико-технологические понятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3-й класс – 34 часа
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч.).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10 ч.).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка
4. Использование информационных технологий (4 ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
4-й класс – 34 часа
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч.).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.).
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (12 ч.).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий (8 ч.).
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
- Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, на базовом уровне к каждому разделу учебной программы.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
–в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
–проговаривать последовательность действий на уроке;
–учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
–с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
– учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
–перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Коммуникативные УУД:
–донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
– слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать
–виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
– названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
–технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
– способы разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
-уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
-самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
–самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
–определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
–учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
–учиться планировать практическую деятельность на уроке;
–с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
–учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
–работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
–ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
–добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
–перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
–донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
– договариваться сообща;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
-знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
-уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать
– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
–неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);
–о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь
–самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
–с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;
– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
–оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
–описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
–опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
–уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
–в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
–добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
–преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
–уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
–уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
-знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
-уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
-уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
-уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
-знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
-уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
-уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
- Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо\отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Оценивание знаний учащихся I ступени проводится на основании действующих нормативных документов (1 класс, 2 класс\1четверть\ - безоценочная система оценивания учащихся, 2 класс \со II четверти\, 3 класс, 4 класс – оценочная, в баллах). Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-4 классах за четверти. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.
-Направление проектной деятельности обучающихся.
3. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Печатные пособия.
- Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Образовательная система «Школа 2100» М., «Баласс» 2011г.
- О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
- Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 1, 2, 3, 4-го классов.
- Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
- Технические средства обучения.
Компьютер
Медиапроектор.
DVD-проектор.
Фотоаппарат.
Интерактивная доска.
- Натуральные объекты.
1.Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи.
2.Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер,
наборы «Конструктор».
-Демонстрационные пособия.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.
СОГЛАСОВАНО протокол заседания МО учителей МБОУ №7 от _________20 г № 1 руководитель МО МБОУ оош №7 ____________\__________.\ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ ____________ «___» ________ 20___ год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по технологии 4 класс. УМК "ШКОЛА 2100"
ПЛАН РАЗРАБОТАН НА 68 ЧАСОВ(2 ЧАСА ) В НЕДЕЛЮ...
Методы проблемно-диалогической технологии в образовательной системе «Школа 2100»
Выступление на заседании ГМО...
Рабочая программа педагога по технологии 2 класс ОС Школа 2100
Программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Образовательной программой МОУ С...
Рабочая программа по технологии. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по технологии, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (М., «Баласс», 2012), рекомендован...
Рабочая программа по технологии для 1 класса. Школа 2100.
Рабочая программа по технологии для 1 класса содержит пояснительную записку и тематическое плнирование. Соответствует ФГОС,...
Рабочая программа по технологии 4 класс ОС школа 2100 О.А. Куревина, Е.А. Лутцева;
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ на основе:программы по учебному предмету « Технология» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой Министерством образования и науки РФ,...
Тематическое планирование по технологии для 4 класса "Школа 2100"
Данное планирование составленос учётом планируемых результатов,видав деятельности и ИКТ по учебнику "Прекрасное рядом с тобой"...