Программа кружка по внеурочной деятельности
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме
"Волшебная бумага"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kruzhok_volshebnaya_bumagaword.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
ЗДУВР Директор
В.В. Истомина О.Ф. Тихонович
______________ ______________
« » сентября 2012г. « » сентября 2012г
Программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Волшебная бумага»
для обучающихся 1-2 классов
1 час в неделю
срок реализации 2012-2013 уч/год
Составитель:
учитель начальных классов
Г.Е. Злобина
Боград- 2012
Актуальность программы
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование, моделирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется через ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, приемы, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных представлений о мире.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность. Все изделия изготовленные на занятиях функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи программы
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения и т.д.
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* формировать образное, пространственное мышление и умение выражать свои замыслы.
* совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков исследовательской работы ( при изучении свойств различных материалов).
Воспитательные:
* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к труду, людям труда;
* добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.
* развивать смекалку, изобретательность и интерес к творчеству.
* развивать творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к результатам своего труда.
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность поиска решения проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, фигурное вырезание и т.д);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Личностными результатами изучения курса «Волшебная бумага» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
· называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
· самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
· в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Волшебная бумага» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать своё предположение (версию);
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки ;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· делать предварительный отбор источников информации: где найти нужную информацию?в словаре, у мамы, в журнале ит.д.?
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью знаний полученных на уроках изобразительного искусства.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать
· виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клейстер, клей), их свойства и названия;
· конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
· названия и назначение ручных инструментов и приспособления - шаблон, правила работы ими;
· технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
· способы разметки: сгибанием, по шаблону;
· способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
· виды отделки: раскрашиванием, аппликацией;
уметь
· под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
· с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
· самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Содержание программы
Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Материал – бумага (2 час)
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Аппликация (5 часов)
Знакомство с видами аппликации. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.
Айрис-фолдинг (2 часов)
Навыки создания шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания.
Фигурное вырезание (4 часа)
Освоение приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами.
Торцевание (7 часов)
Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту.
Квиллинг (7 часов)
Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Материала и инструменты. Основные приёмы. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Бумагоплетение (5 часов)
Выставка творческих работ (1 часа)
Учебно-тематический план занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов Всего | Вид занятия | Дата проведения |
1. | Вводное занятие - общие сведения
| 1 | Теорет. 1 | |
2-3. | Материал – бумага. Из истории бумаги, виды и свойства бумаги | 2 | Теорет.1 Практ. 1 | |
4-5. | Аппликация. История возникновения аппликации. Виды аппликации. | 2 | Теорет. 1 Практ. 1 | |
6. | Плоская аппликация. Инструктаж по ТБ | 1 | Практ. 1 | |
7. | Симметричная аппликация | 1 | Практ. 1 | |
8. | Модульная аппликация | 1 | Практ. 1 | |
9-10. | Айрис-фолдинг – радужное складывание | 2 | Теорет. 1 Практ. 1 | |
11-12-13. | Фигурное вырезание. Знакомство с техникой вырезания | 3 | Практ. 2 | |
14. | Вырезание снежинок. Инструктаж по ТБ. | 1 | Практ. 1 | |
15-16. | Торцевание. История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации. | 2 | Теорет. 1 Практ. 1 | |
17-18. | Выбор узора, изготовление деталей-торцовок | 2 | Практ. 2 | |
19-20-21. | Изготовление аппликаций в технике торцевания. Торцевание на пластилине (букет, кактус) Коллект.работа | 3 | Практ. 3 | |
22. | Квиллинг Просмотр презентации. Инструктаж по ТБ. | 1 | Теорет. 1 | |
23-24. | Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов | 2 | Практ. 2 | |
25-26-27-28. | Бумагокручение. Выполнение аппликации в технике бумагокручения (квилинга). | 4 | Практ.4 | |
29-30. | Плетение из бумаги. Техника плетения. | 2 | Практ.2 | |
31-32-33. | Плетение простых изделий (стакан, корзинка) | 3 | Практ. 3 | |
34. | Выставка работ «Бумажные фантазии». | 1. | Практ. 1 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
• материально-технические условия
- Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
- Наборы бумаги для занятий.
- Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, шило, и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой.
•методические условия
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Образцы изделий
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Интернет сайты по прикладному творчеству
Используемая литература
1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
2. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./ М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008
3. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
4. Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
5. Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.
6. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
7. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей "Доброе слово"
Духовно-нравственные беседы и рассказы для детей начальной школы...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....