Программа кружка по внеурочной деятельности
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

"Волшебная бумага"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                          Утверждаю:

ЗДУВР                                                                                                     Директор

В.В. Истомина                                                                                        О.Ф. Тихонович

______________                                                                                      ______________

«      » сентября 2012г.                                                                            «      » сентября 2012г

Программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Волшебная бумага»

для обучающихся 1-2 классов

1 час в неделю

срок реализации 2012-2013 уч/год

                                                                                      Составитель:

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                      Г.Е. Злобина

Боград- 2012

Актуальность программы

 Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование, моделирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

 Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.

 Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

 Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

 Основные идеи программы

 Воспитание и обучение в кружке осуществляется  в процессе творческой работы.

 Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется  через ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, приемы, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных представлений о мире.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение образовательных, воспитательных и развивающих  задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность. Все изделия изготовленные на занятиях функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

 С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

 Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве.

Задачи программы

 Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения и т.д.

 * знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

 *  формировать образное, пространственное мышление и умение выражать свои замыслы.

 * совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

 * приобретение навыков исследовательской работы ( при изучении свойств различных материалов).

 Воспитательные:

 * осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

 * воспитывать в детях любовь к труду, людям труда;

 * добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

 Развивающие:

 * пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.

 * развивать смекалку, изобретательность и интерес к творчеству.

 * развивать творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к результатам своего труда.

 * развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

 * развивать способность  поиска решения проблемных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

 В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

 * познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

 * познакомятся с основами знаний в области композиции;

 * овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

 * научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

 * познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, фигурное вырезание и т.д);

 * научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

 Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Личностными результатами изучения курса «Волшебная бумага» в 1-2  классе является формирование следующих умений:

·             оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

·             называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

·             самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

·             в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Волшебная бумага» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·             определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·             проговаривать последовательность действий;

·             учиться высказывать своё предположение (версию);

·             с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

·             учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки ;

·             выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

·             учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

·             ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

·             делать предварительный отбор источников информации: где найти нужную информацию?в словаре, у мамы, в журнале ит.д.?

·             добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

·             перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

·             преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

·             донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

·             слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов  используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью знаний полученных на уроках изобразительного искусства.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать

·             виды материалов (природные, бумага, тонкий картон,  клейстер, клей), их свойства и названия;

·             конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

·             названия и назначение ручных инструментов и приспособления - шаблон, правила работы ими;

·             технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

·             способы разметки: сгибанием, по шаблону;

·             способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

·             виды отделки: раскрашиванием, аппликацией;

уметь

·             под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

·             с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

·             самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Содержание программы

 Вводное занятие (1 час)

 Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.

 Материал – бумага (2 час)

 Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.

 Аппликация (5 часов)

 Знакомство с видами аппликации. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.

 Айрис-фолдинг (2 часов)

 Навыки создания шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания.

 Фигурное вырезание (4 часа)

 Освоение приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами.

 Торцевание (7 часов)

 Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту.

 Квиллинг (7 часов)

 Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Материала и инструменты. Основные приёмы. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».

 Бумагоплетение (5 часов)

 Выставка творческих работ (1 часа)

Учебно-тематический план занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Вид занятия

Дата проведения

1.

 Вводное занятие

 - общие сведения

 

1

Теорет. 1

2-3.

Материал – бумага.

 Из истории бумаги,

  виды и свойства бумаги

2

Теорет.1

 Практ. 1

4-5.

Аппликация. История возникновения аппликации.

 Виды аппликации.

2

Теорет. 1

Практ. 1

6.

Плоская аппликация. Инструктаж по ТБ

1

Практ. 1

7.

Симметричная аппликация

1

Практ. 1

8.

Модульная аппликация

1

Практ. 1

9-10.

 Айрис-фолдинг – радужное складывание

2

Теорет. 1

Практ. 1

11-12-13.

Фигурное вырезание.

Знакомство с техникой вырезания

3

Практ. 2

14.

  Вырезание снежинок.

  Инструктаж по ТБ.  

1

Практ. 1

15-16.

Торцевание.

 История возникновения техники торцевания.

 Просмотр презентации.

2

Теорет. 1

Практ. 1

17-18.

Выбор узора, изготовление деталей-торцовок

2

Практ. 2

19-20-21.

Изготовление аппликаций в технике торцевания.

Торцевание на пластилине (букет, кактус)

Коллект.работа

3

Практ. 3

22.

Квиллинг Просмотр презентации.

 Инструктаж по ТБ.

1

Теорет. 1

23-24.

Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов

2

Практ. 2

25-26-27-28.

Бумагокручение.

Выполнение аппликации в технике бумагокручения (квилинга).

4

Практ.4

29-30.

Плетение из бумаги. Техника плетения.

2

Практ.2

31-32-33.

Плетение простых изделий (стакан, корзинка)

3

Практ. 3

34.

Выставка работ  «Бумажные фантазии».

1.

Практ. 1

 Методическое обеспечение программы

 Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:

 • материально-технические условия

 - Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.

 - Наборы бумаги для занятий.

 - Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, шило, и т.п.

 - В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой.

 •методические условия

 - Инструкционные карты сборки изделий.

 - Образцы изделий

 - Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

 - Тематическая литература

 - Интернет сайты по прикладному творчеству

 Используемая литература

 1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.

 2. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./ М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008

 3. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010

 4. Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.

 5. Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.

 6. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009

 7. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....