Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Пояснительная записка, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkaabvgdey-ka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа является модифицированной, т.е. составлена на основе типовой программы по русскому языку с использованием занимательного материала и развивающих занятий по русскому языку и адаптирована для учащихся 1 класса данного объединения, с учётом материально-технической базы и возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на один год обучения с охватом учащихся 1 классов.
Весь год обучения занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу ( всего 30 часов). Продолжительность занятий – 35 мин. Работа с детьми проводиться как фронтальная, так и групповая, и индивидуальная.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области русского языка.
Основные задачи:
- формирование умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
- формирование азов культуры речевого общения и обогащение словарного запаса детей ;
- формирование умения слушать, видеть, понимать, сравнивать и анализировать;
- развитие умения работать индивидуально и в коллективе;
- развитие у детей природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в и изучении русского языка;
- развитие стремления к творческой самореализации;
- формирование у учащихся интереса и любви к русскому языку,
- формирование эстетического отношения к языку;
- развитие коммуникативной культуры у учащихся;
Творчество – это важное средство для развития умственной активности учащихся. Коллективные и групповые занимательные задания развивают наблюдательность, внимательность, исследовательские качества, а самое главное интерес к предмету. Игровые задания, кроссворды, ребусы, задания развлекательного характера, задания на смекалку и сообразительность развивают у детей такие психические процессы, как внимание и память, находчивость и сообразительность. Многие задания требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила занятия, подчинять свои интересы интересам группы, коллектива. Занятия кружка доступны для учащихся данного возраста, соответствуют их потребностям и интересам. В тоже время они содержат некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти. В процессе занятия учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия занимающихся.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: математики, окружающего мира, экологии.
Каждое занятие начинается с разминки, в течении которой дети отвечают на несложные вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой. Психологами доказано, что знания усвоенныё без интереса, не окрашенные собственным положительными отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
На каждом занятии дети сталкиваются с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели.
В процессе занятий учащиеся должны :
- знать звуки и буквы русского алфавита;
- знать правила написания заглавной буквы в именах, фамилиях, кличках животных;
- знать правила оформления предложений на письме;
- научиться отгадывать ребусы и кроссворды;
- научиться работать в паре и коллективе;
- знать противоположные понятия;
- соблюдать правила организации рабочего места и личной гигиены на занятиях.
Учащиеся должны научиться:
- выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к русскому языку;
- правильно отличать гласные от согласных звуков;
-соблюдать последовательность в построении предложений, текстов;
- уметь использовать большую букву по назначению;
- различать слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов.
- решать творческие задачи как индивидуально, так и в коллективной работе;
- уметь разгадывать ребусы, головоломки, шифровки.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений русского языка – приобщение детей к языку, развитие творческой одарённости. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся видеть орфограммы, правильно строить свою речь, пополняют свой словарный запас.
В результате освоения программы и основных видов познавательной творческой деятельности учащихся реализуются дополнительные цели:
1. Развитие мышления – творческого, пространственного, логического, абстрактного, ассоциативного, позитивного.
2. Развитие речи, мелкой моторики, любознательности, самостоятельности.
3. Формирование усидчивости, аккуратности, эстетичного восприятия, ответственности, навыков работы в парах, навыков работы сообща в коллективе, группах.
4. Межпредметные связи реализуются на протяжении всего года, посредством поддержки изучения тем других предметов в ходе работы кружка.( природоведение, окружающий мир, математика, изобразительное искусство, история, литература).
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Знакомство детей с историей появления письма. Понятие устной и письменной речи, звуков и букв. Знакомство с планами и задачами курса.
Практическая работа: создание пиктограммам, разгадывание ребусов.
2. Звуки.
Голосистые артисты – гласные звуки. Звуки которые не поются – согласные звуки. Согласные бывают разные – мягкие и твёрдые согласные.
Практическая работа: изготовление карточек с буквами, разучивание стихотворений, рисунки различных предметов.
3. Страна « Букволандия»
Самые популярные буквы ( буквы а,у,) м,н,о,э. – попробуй соедини в слоги. « Боевые буквы» стихи и загадки про изученные буквы. « Звуки парами живут». Парные согласные. « Буквы волшебники. Буквы и, й. « Дай имя сказочным героям». Большая буква в именах собственных. .
Практическая работа: разучивание стихов и загадок про буквы, зарисовка ребусов, сочинение сказок, изготовление аппликации про буквы, рисование сказочных героев, работа с таблицами на внимание и мышление. Изготовление ленты букв. Создание проекта.
Литература.
1. Георгий Юдин Букварёнок. Новосибирск « Детская литература» 1989.-200с.
2.Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384с.
3.Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Ребусы от А до Я. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997. – 64с.: ил.
4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Учим русский с увлеченьем: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2009.- 240с. – ( методическая библиотека).Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240с.
5. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Весёлые правила: Русский язык. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 24с.: ил. и Выпуск 2. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 24с.: ил.
5.Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей : Рабочие тетради : в 2-х частях – М.: Росткнига, 2004. – 64с.
7. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. Ярославль: Академия Развития, 2005. – 160с.
8. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. КАК? 3-е изд., испр. и доп.-М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.-224с.
Календарно – тематическое планирование кружка
« АБВГДэй -Ка» 30часов ( 1час в неделю).
№ п\п | Дата проведения | Тема занятия кружка | Практическая деятельность |
1. | 03.10 | Вводное занятие. | Создание пиктограммы или рисуночного письма |
2. | 10.10 | Понятие устной и письменной речи, звуков и букв. | Зарисовать рисунки на тему письменной речи, отгадывание загадок. |
Тема: «Звуки» |
3. | 17.10 | Голосистые артисты – гласные звуки. | Пение гласных звуков, изготовление карточек с гласными буквами. |
4. | 24.10 | Звуки, которые не поются – согласные звуки. | Разучивание стихов и загадок про согласные звуки. |
Тема: «Страна « Букволандия»». |
5. | 31.10 | Буквы А и О Большой – маленький | Разучивание стихов про букву А, О. |
6. | 14.11 | Буквы Л и М Толстый – тонкий | Упражнение в составлении и чтении слогов. Рисунки к данным словам. |
7. | 21.11 | Буквы С и Н, Ш Длинный – короткий |
8. | 28.11 | Буквы У и Ы Узкий – широкий |
9. | 05.12 | Буквы Ч и Р Высокий – низкий |
10. | 12.12 | Буквы И и Э Вверху – внизу | Соревнование на знание загадок и стихов про изученные буквы. |
11. | 19.12 | Буквы Д и Б Правый – левый | Восстановить пропущенные буквы, учить весёлые стихи. |
12. | 26.12 | Буквы Г и В Открытое – закрытое | Разгадывание ребусов и кроссвордов. |
13. | 09.01 | Буквы Т и К Тяжелый – лёгкий | Задания на выявление грамотного и знание правила. |
14. | 16.01 | Буквы П и Х Горячий – холодный Лабиринты – « Вставь букву». | Игра « Доскажи словечко», отгадывание кроссвордов. |
15. | 23.01 | Загадки Деда Буквоеда. Твёрдое – мягкое | Разгадывание загадок зарисовка отгадок. |
16. | 30.01 | Буквы З и Ж Пушистое – гладкое | Распознание и употребление. Разгадывание кроссворда. |
17. | 06.02. | Буквы Ё Сухое – мокрое | Распознание и употребление. |
18. | 13.02. | Буквы Е Заполненный – пустой | Распознание и употребление. |
19. | 20.02 | Буквы Я Восклицательные и вопросительные предложения, или как не запутаться. | Составление предложений, работа с интонацией. |
20. | 27.02 | Буквы Ю Одинаковый – разный | Разгадывание загадок зарисовка отгадок. |
21 | 06.03 | Буквы Ф Сказочная страна. | Чтение сказок, просмотр мультфильмов. |
22 | 13.03 | Викторина « Знаешь ли ты сказки, пословицы и былины?» | Проведение викторины. |
23 | 20.03 | Буквы Ц Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? | Работа в паре, знакомство с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. |
24 | 03.04 | Буквы Щ Весёлый – грустный Какой? какая? какое? . Слова, которые украшают нашу речь.. | Игра « Догадайся о ком или о чём идёт речь по признакам» |
25. | 10.04 | Буквы Й Мы без дела не сидим – слова обозначающие действия предмета. | Наблюдение над словами. Где есть й, и –учатся не путать й, и на письме. |
26. | 17.04 | Буквы Ь и Ъ Игра « Вопрос» |
27. | 24.04 | «Допиши букву, слог» - игра в слова. | Переставляя слоги, учащиеся получают новые слова. |
28. | 08.05 | Ребусы | Разгадывание ребусов, кроссвордов, игра «Найди лишнее слово», |
29. | 15.05. | Ребусы | Разгадывание ребусов, кроссвордов, игра «Найди лишнее слово», |
30. | 22.05. | Викторина « Умники и умницы» Подведение итогов. | Подведение итогов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"...