Рабочая программа по технологии для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по «Технологии» для 1 класса составлена  в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа   XXI века» под редакцией Л.А.Лутцевой.

        Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Технология» носит интегративный характер.
Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими

им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

   

       Цели:

  1. формирование первоначальных конструкторско -  технологических знаний и умений;
  2. формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

Задачи:

  1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  3. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  4. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  5. расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

   

 Ценностные ориентиры содержания

       Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов
личности (интеллектуального, эмоционально – эстетического, духовно-нравственного, физического) в их
единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего
поколения. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он  предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Объём программы

      Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе Программы начального общего  образования по технологии,

Программы «Начальная школа XXI» под редакцией Л.А.Лутцевой (технология – автор Л.А. Лутцева),  предусматривающей 33 часа.

    Согласно Графику – календарю МБОУ  «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель

(1 час в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 33 часа.

    В соответствии с выходными днями 9 мая, рабочая программа по технологии  для 1 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана

 на 32 часа.

     Программа выполняется в полном объеме (32 ч).

Тема «Что умеет игла?», выдана блочно с темой «Прямая строчка».    

Содержание учебного предмета

 

(32 часа, 1 ч в неделю)

п/п

Содержательная линия

Кол-во часов

32 ч

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные

действия

Базовый уровень

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда и быта

Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Природа в художественно-практической деятельности человека

9

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. сравнение объектов.

Коммуникативные

  1. умение слушать и вступать в диалог;
  2. планирование учебного сотрудничества
  3. владение диалогической и монологической речью

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  3. нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. контроль
  4. коррекция
  5. оценка

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. моделирование
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. сравнение, классификация объектов.
  4. Выдвижение гипотез и их обоснование
  1. Постановка и решение проблемы:
  1. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  1. планирование учебного сотрудничества;
  2. постановка вопросов;
  3. управление поведением  партнера;
  4. умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. коррекция
  4. оценка.

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  1. нравственно-этическая ориентация

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. выбор эффективных способов решения задач.
  2. структурирование знаний
  3. рефлексия
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  1. Постановка и решение проблемы:
  1. Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. оценка;
  4. коррекция.

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структурирование знаний.
  1. Логические:
  1. анализ;
  2. синтез;
  3. сравнение; и классификация объекта.
  1. Постановка и решение проблемы
  1. самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. коррекция;
  4. оценка

Коммуникативные

  1. планирование
  2. постановка вопросов
  3. управление поведением партнера
  1. умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные

  1. Общеучебные:
  1. поиск и выделение необходимой информации;
  2. контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  3. выбор наиболее эффективных способов решения задач.
  4. структурирование знаний
  5. рефлексия
  1. Постановка решения проблемы:
  1. самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

  1. планирование;
  2. контроль;
  3. коррекция;
  4. оценка.

Личностные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

- использовать для сушки плоских изделий пресс;

- безопасно работать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

-  различать материалы и инструменты по их назначению

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции бывают

однодетальными и многодетальными;

- какое соединение деталей называют неподвижным;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА.

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

   Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Инструменты и приспособления для обработки материалов.
Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

23

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
иметь представление:

  1. о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  2. о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  3. о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  4. о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  5. о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

знать:

  1. что такое деталь (составная часть изделия);
  2.  что такое конструкция и что конструкции бывают однодетальными и многодетальными;
  3. какое соединение деталей называют неподвижным;
  4. виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  5.  последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  6. способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  7. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  8. виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  9. названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

уметь:

  1. наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  2. различать материалы и инструменты по их назначению;
  3. различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  4. качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  5. использовать для сушки плоских изделий пресс;
  6. безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  7. выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

под контролем учителя:

  1.  рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

при помощи учителя:

  1. проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.

 

Календарно-тематическое планирование по технологии  в 1 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический
инструментарий
оценки достижений

учащихся

Дата

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта (9 ч)

1/1

Что ты видишь вокруг? Беседа.

1

Классифицировать предметы по признакам – природные и рукотворные

Практический

2/2

Мир природы.

Экскурсия

1

Знать, какое значение имеет природа в жизни человека

Текущий

3/3

Мир рукотворный.

Прогулка

1

Различать, что сделано руками человека, а что создано природой

Практический

4/4

Окружающий мир надо беречь.

Экскурсия

1

Знать правила поведения в природе.
Соблюдать правила поведения в природе

Практический

5/5

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? Беседа

1

Знать, какое животное, какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища

Практический

6/6

Помогаем дома.

Урок-практикум

1

Выполнять общественно важные поручения по благоустройству своего двора

Практический

7/7

Подари сказку «Колобок». Игра

2

Работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место

Текущий

8/8

Готовим праздник. Игра

1

Работать в коллективе

Практический

9/9

Пластилин - волшебник

1

Планировать свою работу

Текущий

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (23 ч)

1/10

Какие свойства у разных материалов?

1

 Классифицировать материалы. Различать свойства материалов.

Исследовательский
текущий

2/11

Как устроены  разные
изделия?

1

Знать термин «конструкция». Разбирать

на детали способом развинчивания  и свинчивания

Текущий

3/12

Изделие и его детали

1

Классифицировать предметы по
конструктивным предметам

Текущий

4/13

Как соединяют детали?

1

Разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания

Текущий

5/14

Одинаков ли порядок
изготовления изделий из разных материалов?

1

Планировать свою работу.

Текущий

6/15

Нужны ли нам бумага и картон?

1

Классифицировать материалы по видам

Исследовательский

практикум

7/16

Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?

1

Знать, способы наклеивания. Выполнять обрывочную аппликацию.

Практический

8/17

Зачем человеку нужны помощники?
Твой главный помощник

1

Знать, с помощью чего можно соединить детали

Практический

9/18

Какие бывают аппликации?

1

Выполнять обрывочную аппликацию

Практический

10/19

Какие ножницы у мастеров?

1

Знать технику безопасности при работе с ножницами. Вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Практический

11/20

Какие бывают линии?

1

Различать и чертить линии различной конфигурации

Практический

12/21

Какие бывают линии?

1

Различать и чертить линии различной конфигурации

Практический

13/22

Чем они помогают мастерам?

1

Чертить линии различной конфигурации

Практический

14/23

Как нарисовать разные фигуры?

1

Плести из ниток. Выполнять аппликацию из ниток

Исследовательский

практикум

15/24

Как точно резать ножницами по

линиям?

1

Чертить линии различной конфигурации

Практический

16/25

Шаблон. Как разметить круги?

1

Выполнять разметку по шаблону

Практический

17/26

Шаблон. Как разметить прямоугольники и
треугольники?

1

Размечать прямоугольники и наклеивать их

Исследовательский
практикум

18/27

Как правильно сгибать и складывать
бумажный лист?

1

Работать  в технике «оригами»

Творческий.

19/28

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

Работать  в технике «оригами»

Самостоятельная
работа

20/29

Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки

1

Знать свойства бумаги и ткани, различия между этими материалами

Исследовательский
практикум

21/30

Что умеет игла?

Прямая строчка

1

Различать виды игл, их строение. Соединять детали разными приемами, работать по шаблону

Практический

22/31

Как разметить дорожку для строчки?

1

Вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку

Практический

23/32

Как закрепить нитку на ткани?

1

Выполнять прямую строчку, вышивать по контуру

Практический

Материально – техническое обеспечение учебного материала

Учебно – методический комплект для учащихся:

  1. Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева . Издание второе, с изменениями. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2010.

Учебник

  1. Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева, 2011

Рабочая тетрадь. 

  1. «Учимся мастерству. 1 класс. Е.А.Лутцева. Вента-Граф, 2011

Методические пособия

  1. Технология. Ступеньки к мастерству. Методическое пособие 1-4 класс. Е.А.Лутцева.
  2. Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева . Издание второе, с изменениями. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2010.

Технические средства обучения

  1. Компьютер

Экранно – звуковые пособия

  1. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"

Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по технологии 1 класс "Начальная школа XXI века"

Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).В начальной школе закладываются основы техноло...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы Е.А. Лутце...

Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века...

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...

Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...