ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»
методическая разработка по технологии по теме

Лазарев Борис Алексеевич

 

Пояснительная записка

 

На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала деревянным изделиям праздничный вид, подчеркивала их индивидуальность. В настоящее время, благодаря соединению техники, технических приемов обработки древесины с художественным творчеством, достигается особая красота и выразительность предмета.

Программа «Технический дизайн древесины» дает возможность учащимся познать ранее неведомые им свойства древесины, расширить свои знания в области изобразительной грамотности. В этом новизна программы.

Актуальность программы состоит в ее ориентации на традиционное отношение к древесине, создание условий для формирования творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, владеющей способами конструктивного мышления.

Педагогическая целесообразность программы:

На занятиях объединения учащиеся в увлекательной форме закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках трудового обучения, физики в школе, закрепляют навыки работы с инструментами и оборудованием.

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, самореализация и самовыражение в процессе коллективной деятельности.

Задачи программы:

- воспитать творческую личность;

- сформировать специальные знания и умения по обработке древесины, в области конструирования и моделирования;

- создать коллектив единомышленников;

- развить интерес к познавательной деятельности.

 

 

 

Характерные особенности программы.

Развитие у детей творческих способностей осуществляется поэтапно с учетом уровня сложности творческих задач, возрастных особенностей, общеобразовательных знаний.

Коллективный творческий процесс, лежащий в основе обучения, способствует вовлечению в него детей с менее выраженными способностями.

Зримое ощущение результатов своего труда дает эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся.

Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, педагог формирует эстетический вкус учащихся, вооружает их техническими знаниями, готовит к выбору будущей профессии.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возрастной состав: учащиеся 11 – 16 лет.

1-й год обучения – 144 часа (4 часа в неделю);

2-й год обучения – 216 часов (6 часов в неделю);

Наполняемость в объединении – 15 человек.

Формы занятий: групповые, индивидуально-групповые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lazarev.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Одинцовская станция юных техников

Утверждаю

«16» __января__2012 г.

Директор СЮТ

М.П. _______________ А.И. Гращенков

Согласовано

методический совет

№ __3__ протокола

«16»__января__2012 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Технический дизайн древесины»

Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 11 – 16 лет

Автор: педагог дополнительного

образования

Лазарев Б.А.

Одинцово

2012 г.

Пояснительная записка

На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала деревянным изделиям праздничный вид, подчеркивала их индивидуальность. В настоящее время, благодаря соединению техники, технических приемов обработки древесины с художественным творчеством, достигается особая красота и выразительность предмета.

Программа «Технический дизайн древесины» дает возможность учащимся познать ранее неведомые им свойства древесины, расширить свои знания в области изобразительной грамотности. В этом новизна программы.

Актуальность программы состоит в ее ориентации на традиционное отношение к древесине, создание условий для формирования творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, владеющей способами конструктивного мышления.

Педагогическая целесообразность программы:

На занятиях объединения учащиеся в увлекательной форме закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках трудового обучения, физики в школе, закрепляют навыки работы с инструментами и оборудованием.

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, самореализация и самовыражение в процессе коллективной деятельности.

Задачи программы:

- воспитать творческую личность;

- сформировать специальные знания и умения по обработке древесины, в области конструирования и моделирования;

- создать коллектив единомышленников;

- развить интерес к познавательной деятельности.

Характерные особенности программы.

Развитие у детей творческих способностей осуществляется поэтапно с учетом уровня сложности творческих задач, возрастных особенностей, общеобразовательных знаний.

Коллективный творческий процесс, лежащий в основе обучения, способствует вовлечению в него детей с менее выраженными способностями.

Зримое ощущение результатов своего труда дает эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся.

Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, педагог формирует эстетический вкус учащихся, вооружает их техническими знаниями, готовит к выбору будущей профессии.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возрастной состав: учащиеся 11 – 16 лет.

1-й год обучения – 144 часа (4 часа в неделю);

2-й год обучения – 216 часов (6 часов в неделю);

Наполняемость в объединении – 15 человек.

Формы занятий: групповые, индивидуально-групповые.

Прогнозируемые результаты:

- приобщение детей к интересному делу, которое обогащает их внутренне, ведет в мир прекрасного, помогает им самовыражаться и самореализовываться;

- приобретенные специальные знания по обработке древесины, моделированию и конструированию динамических и электромагнитных поделок;

- создание коллектива, способного к сотрудничеству и взаимопомощи;

- интерес к познавательной деятельности, создание неповторимых форм технического дизайна древесины.

После 1 года обучения учащиеся должны

знать:

- инструменты, оборудование столярной мастерской;

- приемы работы с инструментами, станочным оборудованием мастерской;

- требования безопасности при выполнении столярных работ;

- пиломатериалы и их классификацию;

- особенности обработки древесноволокнистых материалов;

- элементарные графические и конструкторские понятия;

- виды художественной обработки древесины;

уметь:

- пользоваться резцами, лобзиком, выжигателем, простейшим токарным станком;

- составлять эскизы, чертежи для изготовления динамических игрушек;

- осуществлять сборку деталей изделия различными способами (клеем, шипами);

- изготавливать, отделывать и художественно обрабатывать поделки из древесины и фанеры.

После 2 года обучения учащиеся должны

знать:

- виды резьбы (геометрическая прорезная, кудринская);

- приемы работы с резцами;

- приемы работы на шлифовальном станке;

- способы соединения и отделки изделий: шлифование, отделка морилкой и лаком;

- приемы тонирования выжигателем;

- принцип действия электромагнитных игрушек;

- элементы конструирования;

уметь:

- подготовить материалы для резьбы, выжигания;

- пользоваться шлифовальным станком;

- декоративно оформлять работы;

- изготавливать динамические и электромагнитные игрушки;

- соединять элементы древесины различными способами.

Формы подведения итогов реализации

образовательной программы:

- отчетные выставки учащихся внутри объединения, в школе, на ОСЮТ;

- открытые занятия с приглашением родителей;

- контрольные занятия;

- анализ творческих работ.


Тематический план 1 года обучения.


п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

2

2

-

2.

Древесные материалы.

2

2

-

3.

Изготовление деталей из древесины.

32

3

29

4.

Сборка деталей из древесины.

28

2

26

5.

Отделка изделий из древесины и фанеры.

26

2

24

6.

Художественная обработка древесины.

52

3

49

7.

Заключительное занятие.

2

-

2

Всего:

144

14

130

Тематический план 2 года обучения.


п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Технология геометрической резьбы.

33

3

30

3.

Технология прорезной резьбы.

30

2

28

4.

Технология соединения элементов из древесины.

16

2

14

5.

Декоративное оформление работ.

40

4

36

6.

Динамические игрушки.

45

3

42

7.

Электромагнитные игрушки - модели.

46

3

43

8.

Заключительное занятие.

3

-

3

Всего:

216

20

196


Содержание программы.

Первый год обучения

1. Введение.

Теоретические сведения: 

Цели и задачи объединения.

Инструменты для работы по дереву.

Станочное оборудование столярной мастерской.

Принадлежности для разметки деталей.

Правила безопасности труда при выполнении столярных работ.

2. Древесные материалы

Теоретические сведения:

Основные древесные породы, применяемые в столярных работах: сосна, береза, осина, липа, дуб, бук, орех, их свойства.

Наиболее распространенные местные породы.

Основные пороки древесины, затрудняющие обработку и ухудшающие качество изделия: трещины, гниль, косослой, суковатость и др.

Понятие о пиломатериалах и их классификация: доски, тес, горбыль, бруски, планки и др.

Сушка и хранение пиломатериалов.

Фанера клееная и струганная (шпон), ее особенности и применение.

3. Изготовление деталей из древесины

Теоретические сведения:

Особенности обработки древесноволокнистых материалов.

Понятие о пилении вдоль и поперек волокон.

Требования безопасности труда при работе пилой.

Практическая работа:

Черновая обработка поверхностей пиломатериалов перед их разметкой. Составление чертежей или эскизов, разметка по ним деталей поделок.

Распиливание досок и фанеры по прямым и кривым линиям.

Выпиливание лобзиком деталей из фанеры.

Обработка деталей: долотом, ножом, стамесками (выдалбливание небольших поверхностей, срезка углов и др., строгание).

Изготовление деталей, динамических игрушек.

4. Сборка изделий из древесины.

Теоретические сведения:

Способы соединения деталей из древесины: шурупами, крепежными винтами, гвоздями, нагелями (круглыми и квадратными), металлическими угольниками и накладками.

Понятие о простейших шиповых соединениях.

Преимущества и недостатки различных способов соединения деталей.

Виды клея: животного происхождения, глюталевые или столярные (мездровый, костяной, рыбий); казеиновый, из синтетических смол.

Требования безопасности труда при выполнении сборочных работ.

Практическая работа:

Сборка деталей на клею с дополнительным применением металлического крепежа (шурупов, гвоздей) и без него.

5. Отделка изделий из древесины и фанеры.

Теоретические сведения:

Способы подготовки поверхности изделия к окончательной отделке: спиливание, сострагивание, срезание выступов.

Понятие о шлифовании, травлении древесины морилкой, лакировка, тонирование.

Выбор способа отделки изделия в зависимости от его назначения и условий использования.

Преимущества и недостатки различных способов отделки.

Правила безопасности при отделке изделий.

Практическая работа:

Обработка поверхностей рашпилем, напильником, циклей, абразивной шкуркой, шлифование.

Травление морилкой.

Лакировка, вощение, полирование.

Оклеивание изделий синтетическими пленками (с рисунком под «дуб», под «орех», под «красное дерево»).

6. Художественная обработка древесины.

Теоретические сведения:

Способы художественной обработки: роспись изделия, рельефное выпиливание, резьба по дереву (контурная, рельефная, плоскорельефная, геометрическая и др.), мозаика из дерева, обжиг фанеры, выжигание и графирование, точение изделия.

Требования безопасности труда.

Практическая работа:

Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

7. Заключительное занятие.

Подведение итогов. Выставка работ.

Второй год обучения

1. Вводное занятие.

Теоретические сведения.

Цели, задачи объединения.

Инструменты для резьбы по дереву.

Виды резьбы: геометрическая прорезная, кудринская. Форма и назначение резцов, заточка резцов, инструменты для заточки.

Приемы работы с резцами.

Техника безопасности при работе с резцами.

2. Технология геометрической резьбы.

Теоретические сведения:

Приемы работы при исполнении основных видов резьбы: «змейки», «глазков», ромбиков.

Практическая работа:

Изготовление заготовки для резьбы.

Работа над орнаментами для шкатулок, солонок, вазочек.

3. Технология прорезной резьбы.

Теоретические сведения:

Устройство лобзика, виды пилочек.

 Приемы работы.

Способы соединения и отделки изделия.

Практическая работа:

Изготовление фигурок животных, игрушек, подсвечников, декоративных шкатулок.

Отделка изделий: шлифованием, морилкой, лаком.

4. Технология соединения элементов из древесины.

Теоретические сведения:

Способы соединения элементов из древесины.

Применяемые инструменты и приспособления.

Практическая работа:

Соединение элементов из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея, степлера, на шпонтах, металлическом крепеже, на эксцентриках, шипах.

5. Декоративное оформление работ.

Теоретические сведения:

Приемы работы на токарном и шлифовальном станках.

Практическая работа:

Изготовление декоративных элементов на токарном станке по дереву. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.

Изготовление декоративных вазочек и блюд, солонок и т.д.

6. Динамические игрушки.

Теоретические сведения:

Историческая справка по изготовлению игрушек.

Практическая работа:

Изготовление динамических игрушек: плясун, кузнецы, фехтовальщики, солдат – барабанщик (рисунки динамической игрушки представлены в приложении к программе).

7. Электромагнитные игрушки – модели.

Теоретические сведения:

Применение магнитных полей в игрушках – моделях.

Практическая работа:

Изготовление игрушек – моделей, сувениров, работающих на взаимодействии полей, постоянных магнитов и электромагнитов.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год.

Анализ результатов работы.

Итоговая выставка.

Методическое обеспечение.

Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие. Подбор форм и методов обучения позволяет варьировать организационно – деятельностную структуру образовательного процесса по годам обучения таким образом, чтобы максимально реализовать поставленные цель и задачи.

При изготовлении простых изделий каждый учащийся под руководством педагога строит свою поделку от начала до конца сам. С усложнением конструкции и технологии изготовления изделий педагог организует образовательный процесс, создавая рабочие группы из нескольких подростков. Получив необходимые знания и навыки, учащийся уже может самостоятельно приступить к постройке достаточно сложной работы. Характер усвоения знаний у подростков развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, анализировать, делать выводы. При этом высокого уровня развития достигают волевые качества: инициативность, настойчивость, самосознание; воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, усидчивость, трудолюбие (через ориентацию работы на конечный результат).

Беседа (как один из словесных методов) уместна при знакомстве с историей русской авиации, творчеством известных авиаконструкторов.

Теоретический материал – объяснение – желательно сочетать с демонстрационными методами, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы учащихся, облегчая им усвоение учебного материала. Педагог широко использует условно - символическое отображение процессов и явлений в виде схем, таблиц, а также различные поделки, фотографии, чертежи и др. В каждом конкретном случае педагог подбирает и готовит для занятия наиболее оптимальные наглядные пособия. Каждое пособие должно отвечать учебно – воспитательным задачам, быть убедительным, достоверным и соответствовать возрастным особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах. Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом педагога делает обучение более доходчивым, пробуждает у учащихся интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате наблюдения образца готового изделия учащиеся сами устанавливают, с чего начинать работу, какие использовать материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить необходимые технологические операции.

Приоритетной формой организации занятий является занятие - практикум: практическая деятельность и совершенствование приемов работы. Его цель – обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащимися. Практическая работа – это важнейшее средство связи теории и практики в обучении.


Литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: Издательство Михайлова В.А.

2. Логунова Л.А. Резьба по дереву. – М., 2002г.

3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М, Педагогика, 1988г.

4. Скворцов А.К. Работа с древесиной. – Издательство «Школьная Пресса», М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии "Обработка древесины".

Конспект урока по технологии "Обработка древесины" (3 класс)....

Творческий проект по теме "Работа с древесиной. Разделочная доска"

Этот проект был выполнен на экзамен в 9 классе учеником, обучающимся по программе VIII вида....

Презентация "Лес- источник древесины."

Презентация о пользе леса....

Дополнительная общеразвивающая программа объединения "Ниточный дизайн"

 Программа внеурочного занятия «Изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения. Изонить доступный для детей вид искусс...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Работа с древесиной. Разделочная доска!»

Цель проекта :Изготовление своими руками разделочной доски в подарок маме. Задачи:1.Точно и чётко выполнить технологические операции.2.Усовершенствовать свои возможности.3.Усвоить приобретённые з...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"

Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года....