Авторская программа курса «Технология. Сельскохозяйственный труд» в 3-4 классах.
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) по теме

Программа предназначена для сельских начальных школ, где имеется возможность более широкого ознакомления детей с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_tehnologii.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа курса «Технология. Сельскохозяйственный труд»

 в 3-4 классах.

Автор: Гузельбаева Лилия Назымовна   МБОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонского р-на РТ, учитель начальных классов,

 1 квалификационная категория.

 

2012

Пояснительная записка

Программа предназначена для сельских начальных школ, где имеется возможность более широкого ознакомления детей с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

         Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

        Основные задачи курса:

- Формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться,

 т. е.  подвести детей к пониманию того,  что всё необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создаётся трудом самого же человека .

- Расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии. 

- Воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности.

- формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений.

- формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры.

- Воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задания между собой.

- Развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.  

В программе содержание направлено на более раннее знакомство детей с элементами агротехники, основами животноводства, сельскохозяйственной техникой, профессиями сельского хозяйства; значительное время отводится урокам сельскохозяйственного труда, где школьники знакомятся с правилами выращивания овощных, ягодных, цветочно-декоративных растений, правилами ухода за животными.

В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастание, сроков посева на урожайность корнеплодов.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  4. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  5. творческая, проектная деятельность;
  6. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Цветоводство» и «Овощеводство».

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты,  практические, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает  объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее  представляли изучаемые технологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания  виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени.  Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых овощей и цветов, в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.  

Цели:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основное содержание курса

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы

Основные теоретические  сведения.

 Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального  труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры  региона,  их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.  

Практические работы.

Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными  орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых  материалов и укрытие  теплолюбивых растений), подзимний  посев семян, посадка луковиц.

Варианты объектов труда.

Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы

Основные теоретические  сведения

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические  работы. 

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян,  подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка  и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка    растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Варианты объектов труда.

Редис, горох, фасоль, бобы,  свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея.
Творческая, проектная деятельность
Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.

 Значение  сельскохозяйственных  опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем  проектов: составление плана выполнения проекта.
Практические работы.

Выявление и формулирование  проблем, связанных с  получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве,  выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника  наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, уборка  и учет урожая, защита проекта.
Варианты тем проектов.

Самый ранний редис (морковь, свекла), «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов).

План - сетка уроков технологии

в начальных классах на базе «Школы «Молодого фермера»

Разделы и темы

Количество часов по классам

Овощеводство

1

2

3

4

3 ч

3 ч

34

13

Введение. Основные направления овощеводства.

1

1

4

1

Технология выращивания овощных культур.

1

1

8

1

Практическая работа на пришкольном участке. Посев, полив и прополка овощей.

2

2

11

2

Проектная деятельность.

-

-

7

4

Внеклассные занятия.

-

-

3

4

Заочные экскурсии в теплицы г.Казани.

-

-

1

1

Цветоводство.

3 ч

3 ч

5 ч

34 ч

Декоративное садоводство и цветоводство.

-

-

1

4

Комнатные цветы.

1

1

2

5

Букеты и икебаны из цветов.

-

-

-

4

Клумбы и газоны. Оформление их.

-

-

-

5

Практическая работа на пришкольном участке. Посев, полив, прополка цветов.

2

2

2

8

Экскурсия в г. Казань (осмотр клумб, посещение ботанического сада).

-

-

-

1

Проектная деятельность.

-

-

-

4

Внеклассные занятия.

-

-

-

3

Растениеводство.

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Редкие и исчезающие растения и их охрана.

1

1

1

1

Деревья и кустарники.

1

1

1

1

Итого

8

8

41

49

Календарно – тематическое планирование

Технология.  Сельскохозяйственный труд 3 класс.

Тема урока.

Количество часов.

1 четверть (9 ч)

1

Введение. Основные направления овощеводства.

1

2

Ведущие основные культуры края, их биологические и хозяйственные особенности.

1

3

Технология выращивания луковичных овощей.

1

4

Самоопыляемые овощи.

1

5

Профессии, связанные с выращиванием овощей.

1

6

Теплицы. Оформление теплиц.

1

7

Практическая работа. Работа в теплице. Посев укропа.

1

8

Практическая работа. Уборка и учет урожая, овощных культур.

1

9

Оформление выставки «Дары осени».

1

2 четверть (7 ч)

10

Практическая работа.  Подготовка урожая к хранению.

1

11

Практическая работа. Обработка почвы.

1

12

Практическая работа. Подготовка почвы к зиме.

1

13

Практическая работа. Подготовка почвы к посадке в ящиках.

1

14

Практическая работа. Правила безопасного труда.

1

15

Практическая работа. Подготовка почвы к посеву.

1

16

Практическая работа. Посадка лука, редис (в ящики).

1

3 четверть (10 ч)

17

Практическая работа. Посадка лука, укропа (в ящики).

1

18

Овощные витамины.

1

19

Сорта овощей.

1

20

Внеклассное занятие «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!»

1

21

Заочная экскурсия в теплицы г. Казани.

1

22

Об огурцах.

1

23

Помидоры.

1

24

Лук и чеснок.

1

25

Капуста.

1

26

Проект «Витамины».

1

4 четверть (8 ч)

27

Практическая работа. Выращивание овощей на пришкольном участке.

1

28

Практическая работа. Уход за овощами, полив.

1

29

Практическая работа. Прополка и прореживание ростков овощей.

1

30

Практическая работа. Уход за овощами, полив.

1

31

Практическая работа. Салаты из овощей.

1

32

Практическая работа. Фигурки из овощей.

1

33

Практическая работа. Уборка редиски, укропа, зелень лука.

1

34

Проект «Дары природы». Подведение итогов.

1

Технология 4 класс.

Тема урока

Количество часов

1 четверть (9 ч)

1

Введение. Основные направление растениеводства.

1

2

Декоративное садоводство и цветоводство.

1

3

Ведущие цветочно- декоративные культуры нашего края, их биологические и хозяйственные особенности.

1

4

Профессии, связанные с выращиванием цветов.

1

5

Клумбы, газоны.

1

6

Экскурсия в город Казань (осмотр клумб, газонов).

1

7

Практическая работа. Оформление клумб на УОУ.

1

8

Однолетние и многолетние цветы.

1

9

Практическая работа. Сбор семян однолетних цветов.

1

2 четверть (7 ч)

10

Практическая работа. Обработка почвы ручными орудиями труда.

1

11

Практическая работа. Подзимний посев семян. Посадка луковиц цветов.

1

12

Букеты из цветов.

1

13

Икебаны. Правила их составления.

1

14

Практическая работа. Сбор сухоцветов, сухих листьев.

1

15

Практическое занятие. Составление букетов, икебан. Выставка работ.

1

16

Конкурс на лучший букет

1

3 четверть ( 10 ч)

17

Заочная экскурсия в Ботанический сад.

1

18

Комнатные цветы (знакомство).

1

19

Практическая работа.  Размножение комнатных цветов.

1

20

Практическая работа. Уход за комнатными цветами.

1

21

Практическая работа. Посадка комнатных цветов.

1

22

Практическая работа. Посадка комнатных цветов.

1

23

Живой уголок.

1

24

Внеклассное занятие «Что ни цветок - каждое загляденье».

1

25

Экскурсия в Ботанический сад г. Казани.

1

26

Практическая работа. Подготовка семян однолетних цветов к посеву.

1

4 четверть ( 8 ч)

27

Практическая работа. Подготовка участка к посеву.

1

28

Практическая работа. Посев и посадка однолетних и многолетних цветов.

1

29

Практическая работа. Полив и рыхление почвы.

1

30

Практическая работа. Полив и рыхление почвы.

1

31

Прореживание всходов. Прополка клумб.

1

32

Подкормка цветов, проведение наблюдение за развитием цветов.

1

33

Лекарственные травы. Сбор лекарственных трав.

1

34

Внеклассное занятие «О цветах». Задание на лето.

1

Требования к уровню подготовки выпускников начальной ступени.

К концу четвёртого года обучения дети должны знать:

-правила культуры труда; название изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных  материалов;

-правила планирования и организации труда;

-способы и приёмы обработки материалов, предусмотренных программой;

-общие сведения о профессиях: электромонтёр, машинист, лётчик, моряк, космонавт, животновод;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём;

-особенности выращивания рассады (цветы,томаты, капуста и уход за ней;                                                  

-правила высадки рассады в грунт и уход за ней;

-правила уборки урожая и способы  хранения его, о прикладном искусстве русского и чувашского народов.

    Должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         -самостоятельно анализировать, планировать и организовывать свой труд;

-самостоятельно изготавливать  изделие по рисунку, эскизу, простейшему чертежу, замыслу;

-экономно и рационально расходовать материалы; контролировать правильность выполнения работы; уважать труд разных профессий;

-строго самостоятельно соблюдать правила безопасности труда;

-проверять семена на всхожесть; выращивать рассаду и пересаживать её в открытый грунт; выращивать указанные растения от посева до уборки урожая; собрать и сохранить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе  для детей с  ТУО...