Урок технологии в 1 классе
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТРУД
ТЕМА:
Работа с бумагой. Аппликация «Озорные цыплята».
ЦЕЛЬ:
- Расширить знания учащихся об изобретении бумаги.
- Дать понятие о бумаге, сюжетной аппликации.
- Научить изготавливать аппликацию из геометрических фигур.
- Развивать навыки по обработке бумаги: разметку деталей с помощью шаблона, сгибанием, складыванием на глаз, резание, наклеивание.
- Развивать глазомер, мелкую мускулатуру пальцев, развивать мышление.
- Воспитывать любовь к труду, аккуратность, прилежание, бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) материалы: рисовальная, цветная бумага, картон, клей;
б) инструменты и приспособления: шаблоны геометрических фигур, ножницы, карандаш, кисточка для клея;
в) наглядность: образец, добрая Фея, сказочное королевство Бумаги, словарные карточки: сюжетная аппликация, пергамент, папирус, глиняная дощечка.
Ход урока.
- Организация внимания учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочное королевство Бумаги, где нам придется потрудиться: сделать аппликацию.
- Проверка готовности рабочих мест.
- Давайте отгадаем, что нам нужно для путешествия?
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет (ножницы)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход, {карандаш)
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом
И не просто машет
А бумагу мажет.
Красит ь разные цвета
Ух, какая красота!
Посмотрите все ли у вас на месте? Готовы ли вы к путешествию? А поможет нам в путешествии добрая Фея бумажного королевства. Она взмахнет волшебной палочкой и мы отправимся в мир волшебного королевства. Ну, а сейчас сядьте поудобнее, закройте глазки. Наше путешествие начинается.
- Актуализация.
Откройте глазки, посмотрите добрая Фея привела нас в город королевства «Аппликация», где стоят придворные и не пропускают нас дальше. Они хотят вас о чем-то спросить. Давайте побыстрее ответим на вопросы, чтобы продолжить наше путешествие.
- Что такое аппликация?
- Какую аппликацию мы с вами выполняем? (предметную)
Правильно ребята, аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанной на наложении и приклеивании различных деталей на материале, принятом за фон. Аппликация может быть из отдельных изображений, т.е. предметной; декоративной, включающий в основной рисунок орнаменты, узоры; сюжетной, раскрывающей действия, события. Аппликации широко используются для изготовления игрушек, сувениров.
Видите, ребята, придворные расступились и мы можем идти дальше. Закройте глазки.
- Рассказ учителя о бумаге.
А сейчас добрая Фея привела нас в само королевство Бумаги. Здесь, ребята, все сделано из бумаги: и башенки, и цветы, и солнышко, и облака, и люди. И я хочу вам немного рассказать о том, как ее изобрели.
Бумага! Толстая и тонкая, белая и цветная, газетная и альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день дома, когда пишем письмо или читаем книгу, в магазине, когда нам упаковывают покупки, в транспорте, когда нам дают билет. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, что было время, когда бумаги не было и для выражения своих мыслей и чувств человек должен выцарапывать острым камнем различные узоры, сцены своего быта и охоты. После камня появились глиняные дощечки. На тонких кирпичиках из сырой глины выдавливали палочками особые знаки. Затем кирпичики обжигали, и они становились твердыми, но довольно хрупкими. Дальше появились деревянные таблички, которые покрывали воском. Записи на таких табличках делались специальной палочкой, один конец которой был заострен для письма.
В Древнем Египте использовали для письма папирус, который рос вдоль реки Нил. Из стеблей этого растения изготавливали писчий материал. Потом в городе Пергаме начали изготавливать новый материал для письма, который по имени этого города получил название «пергамент». Это была очень тонкая, прочная и дорогая кожа, на которой делались очень важные записи. На пергаменте писали очень долго, пока не изобрели бумагу. Оказывается, бумагу изобрели первыми в Китае. Рецепт изготовления бумаги китайцы подсмотрели у природы. Когда-то давно ученый Цай Лунь заметил, как оса зачем-то прожевывает мелкие кусочки бамбука, смачивает их слюной и скатывает в шарик. Потом он увидел, как оса растаптывает шарик в плоский лист и делает из него новую стенку для гнезда. Цай Лунь поступил так же: с внутренней части дерева он отделил тонкие белые волокна, потом размочил их в воде, растолок и высушил на бамбуковом сите. Получился тонкий белый лист, удобный для письма. Секрет изготовления бумаги перекочевал сначала в Самарканд, потом в Испанию и далее в страны Европы. Вскоре ее научились делать из любых пород дерева. Так что же такое бумага? Бумага это волокнистый материал, состоящий из размолотых переплетенных волокон.
Вот мы с вами и познакомились с тем, как появилась бумага. А теперь перед дорогой отдохнем.
- Физминутка.
Пора отправляться дальше. Закройте глазки.
- Анализ образца.
Ребята, что это? Куда мы попали? Ой, да это цветущий луг. А здесь кто-то спрятался. Хотите узнать кто там? Фея просит отгадать загадку.
Был белый дом, чудесный дом
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое пушистое и золотое (цыпленок)
- Фея хочет подарить вам кусочек своего сказочного королевства, которое вы можете сделать своими руками.
- Давайте, ребята, посмотрим из каких видов бумаги выполнена поделка.
- Из скольких деталей она состоит?
Эта аппликация называется сюжетной, так как состоит из нескольких предметов, подчиненных одному сюжету. Она может являться иллюстрацией к сказке, рассказу, стихотворению.
- Скажите, ребята, какую форму имеют детали?
- Как детали соединены с основой?
VII. Практическая работа.
- Повторение правил рабочего человека.
Ребята, давайте повторим правила пользования ножницами.
- Обращайтесь с ножницами очень осторожно.
Резать кончиками - нельзя, серединкой можно!
- Если нужно инструмент передать другому,
То колечки от себя
Ты спокойно поверни,
И, за кончики держась,
Ножницы ему верни!
- Когда выполнишь работу,
Тут же ножницы закрой,
Чтоб до острых краешков,
Не коснулся кто другой!
- Разбор последовательности выполнения изделия и выполнения операций под руководством учителя.
- Ребята, у вас на столе шаблоны. Давайте подумаем, а для чего нам они? Правильно для того, чтобы сделать цыпленка. Возьмите в руки самый большой круг. Как вы считаете для чего он. Для брюшка или для головки? Правильно, для брюшка. Теперь возьмите в руки средний круг - этот круг для головки, а самый маленький для ножек. А для чего же нам треугольник? Правильно, для хвостика.
- Давайте мы обведем шаблоны кругов на желтой бумаге, а шаблон треугольника на красной.
- Вырезать круги, сложить их пополам и разрезать;
- Сложить треугольник пополам, развернуть и разрезать.
А теперь попробуем собрать цыпленка. Давайте разложим детали на картоне, создадим композицию.
Физминутка
- Каждую деталь намазать с изнаночной стороны клеем, наклеить на основу.
- Оформить аппликацию - вырезать из цветной бумаги и наклеить или дорисовать фломастером травку, цветы, солнышко.
- Высушить аппликацию под прессом.
- Итог урока.
а)
- Из каких видов бумаги выполняли аппликацию?
- Какая аппликация называется сюжетной?
- Что называется бумагой?
- Как изобрели бумагу?
- Какие операции выполняли с бумагой?
б) Выставка и анализ лучших работ.
Ребята, Фея благодарит вас за красиво сделанные аппликации.
- Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».
Цели урока:1. Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными способами.2....
Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.
Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...
Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»
Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...
Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.
Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...
Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»
Цели деятельности учителя: изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...
Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"
Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...
Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)
Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...