Урок технологии "Подарок маме"
методическая разработка по технологии (2 класс) по теме

Новак Наталья Владимировна

Конспект урока и презентация урока технологии во 2 классе. Тема "Подарок маме". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon predanya_stariny.ppt776 КБ
Файл urok_truda.docx28.92 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_k_uroku.doc50.5 КБ
Файл prilozhenie.docx742.59 КБ
Файл karta_ocenivaniya.docx13.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал Приданья старины

Слайд 2

Оберег - плетень

Слайд 3

Коса-домовушка

Слайд 4

СЧАСТЛИВЫЙ дом

Слайд 5

ЛАПОТЬ

Слайд 6

ДОМОВОЙ - БАТЮШКА

Слайд 7

Веничек - оберег

Слайд 8

Оберег своими руками

Слайд 9

КОНЕЦ – ДЕЛУ ВЕНЕЦ

Слайд 10

Злаки, Бобовые - Символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте. Лапти - Символизирует домашний уют, семейное счастье. Мак, зерна мака – символ исполнения желаний. Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья. Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха. Лекарственные травы, ягоды шиповника - символ крепкого здоровья. Лук – оберегает семью от слез. Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты. Бессмертник – Символ долголетия. Мешковина – изобилие. Тыква, семена тыквы - символ плодородия Хлеб – Всему голова- согласие и достаток в доме. СИМВОЛИКА ОБЕРЕГОВ

Слайд 11

Коса, венок – символы бесконечности и непрерывного рода, возрастания и благополучия. Монетка – символ успеха в делах. Горшочки с кашей и молоком – достаток. Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками – любовь, неразрывность уз. Петушок сахарный - чтобы в доме звучал радостный детский смех. Чеснок и перец – изгоняют нечистую силу. Сухостои – символизируют уют и красоту. Мешочек с можжевельником – чистоту мыслей. Горох – мир и дружба. Мешок - символ богатства. Полотно – счастье в доме. Узелок – оберегает от скандалов в доме. Гнездо – продолжение рода. Бублик - непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.

Слайд 12

Лавровый лист – слава, успех. Плетение – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми. Солнце, цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца. Семена подсолнуха – здоровье детей в доме. Семя – зарождение новой жизни. Кувшин – символ воды, полная чаша в доме. Яйцо – продолжение рода. Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание. Веник, направленный вверх – к деньгам. Орех – символ умственной силы и здоровья. Домик – символ семьи. Мельница – перемелется - мука будет Крупа – мир, лад в доме, желая этого , молодых после венчания осыпали крупой. Колосья, ягоды, дары природы – урожай в хозяйстве.



Предварительный просмотр:

Урок технологии на тему "Изготовление подарка маме"

Цели урока:

  1. Учить навыку контроля и самоконтроля.
  2. Учить навыку самоанализа.
  3. Учить экономно использовать бумагу.
  4. Развивать глазомер.
  5. Развивать фантазию и воображение.
  6. Создать ситуацию успеха на уроке.

Объект труда: подарок-сувенир.

Материалы:

  1. у учащихся: цветная бумага, клей, диски CD, ножницы, карандаши, кисточки.
  2. у учителя:диски CD, шаблоны, цветная бумага, нитки.

Оборудование:  “Подарки бывают разные” – выставка поделок, пословицы о маме, “Толковый словарь русского языка”, технологическая карта, разные образцы поделок оберегов, презентация.

Ход урока

  1. Орг. момент

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Повернулись.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш и тряпочка.
– Все готовы к уроку? Сели.

2. Актуализация.

Вступительная беседа:

Сегодня у нас в классе тоже праздник, так как к нам пришли гости.

- Ребята, вы любите праздники?

- Почему? (Ответы детей).

- Какие вы знаете праздники?

- Кто знает значение слова праздник?

В “Толковом словаре русского языка” слово праздник объясняется так: праздник –

  1. День торжества в честь или в память какого-либо выдающегося события.
  2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.

- Какие подарки обычно дарите? (Ответы детей).

Подарки необязательно покупать в магазине. Самый хороший подарок – подарок сделанный своими руками. Например, можно подарить вышитую салфетку, аппликацию из цветной бумаги, ткани, ракушек, камней.

- Какой вы знаете праздник в марте?

- Кто является самым близким и дорогим человеком?

Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – мамы, бабушки. Наша задача оберегать наших родных и близких нам людей. А как оберегает нас наши мамы? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, что такое оберег?

(ответы детей)

Всякий ли предмет мы можем назвать оберегом?

(ответы детей)

В сказочном мире обычаев, принятых на Руси тысячами поколений наших предков, нам помогает заботливый домовой; озоруют лешие и водяные; Баба –Яга потчует с дороги добра молодца; очаровывает красавица русалка. А повседневные бытовые предметы или оригинальные подарки оказываются древними символами и имеют смысл оберегов.

Дом и окружающая нас природа – огромный мир, населенный духами, наполненный тайнами. Вся жизнь российского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Оберегами могут быть омулеты, куклы и домовые, дерево счастья и т.д. существуют правила изготовления омулетов, оберегов. Оберег должен изготавливаться не для себя, а для для родных и близких людей. Когда изготавливается омулет вы должны обязательно думать о том человеке кому вы делаете.

Ребята, как вы думаете, какой предмет дает нам жизнь, может давать тепло, заботу, уют? (солнышко)

Мы, ребята, тоже попробуем проникнуть в таинственный и сказочный мир наших предков и соблюдая традиции и правила изготовить свой оберег – “СОЛНЫШКО”

– А как вы думаете, какая задача нашего урока? (1). Аккуратно выполнить поделку. 2). Увидеть свою поделку на выставке.)
– Вы согласны с задачами урока? (
Да.
– Хорошо. Приступим к выполнению задач.
– Солнце – это тепло, это радость. И пословица у нас звучала: «При солнышке тепло, при матери добро».
– Я думаю, что сегодня на нашем уроке будет тёплая, душевная атмосфера.
– Желаю вам успеха.

3. Формирование новых знаний и умений.

1. Анализ готового образца.

- Какие материалы нам понадобятся?

- Из чего он сделан?

2. Объяснение последовательности выполнения работы по технологической карте.

3. Подготовка рабочих мест.

4. Повторение правил техники безопасности.

- Передавай ножницы кольцами вперед, не держи ножницы лезвиями вверх, не режь на ходу; не подходи к товарищу во время работы.

- Нельзя тереть глаза руками испачканными клеем.

5. Правила оценивания. Каждый ученик должен продемонстрировать свою работу, а мы с ребятами будем смотреть следующие критерии:

- ПРАВИЛЬНОСТЬ

- АККУРАТНОСЬ

- ТВОРЧЕСТВО

4. Закрепление знаний и умений.

1. Самостоятельная работа учащихся.

2. Физкультминутка.

- Как мы бежим к маме, когда соскучились по ней? (Показывают как бегут).

- Как мы любим мам? (Показывают как обнимают маму).

- Как мы защищаем мам? (Показывают движения).

3. Продолжение работ.

4. Выставка работ учащихся.

Какие у вас получились солнышки? Мамам очень приятно будет получить от вас подарок, сделанный своими руками. У какого солнышка самые красивые лучики? У кого самая аккуратная работа? У какого солнышка самое интересное оформление?

- Продемонстрируйте свои работы. У (фамилия, имя учеников) работы отличаются интересной композицией, красивым подбором цветовой гаммы и оригинальностью. Мне понравились все солнышки, и вашим мамам они тоже понравятся. Мы их подарим на празднике, и скажу я вам, что дарить подарки гораздо приятнее чем их получать.

5. Минутка фантазии, творчества.

- Как можно назвать ваши композиции?
 (Ответы детей)

6. Вспомните пословицы о маме, поиграем в игру “Продолжай”: нужно собрать пословицы и обяснить значение пословиц. (Учитель раздаёт вырезанные на бумаге слова из пословиц).

- При солнце тепло, (при матери – добро).

- Нет лучшего дружка, (чем родимая матушка).

- Семья без матери – (что дом без печи).

Без отца полсироты, (а без матери и вся сирота).

7. Показ других изделий.

5. Итог урока.

- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем уроке?

- Что мы научились делать сегодня?

6. Рефлексия.

Вы все сделали солнышки, в классе стало тепло, уютно, от этого тепла на нашем дереве стали распускаться листочки. Каждый листочек обозначает:

зеленый мне очень понравилось на уроке, мне было все понятно, я справился с работой легко,

желтый листочек обозначает, что я справился, но мне нужна была помощь,

красный листочек означает, что мне на уроке было не интересно, я не мог справиться с работой.

– Вы довольны своей работой?
– Я думаю, что задачи урока мы выполнили.
– За урок ставлю оценку 5 (список детей).
– Все остальные получают 4.
– Урок окончен.
– Всем спасибо. До свидания.

Приложение.

ОБЕРЕГИ

При рождении ребенка на дверной коробке делали зарубку топором как о прибавлении в семействе. Существовал в деревнях и обычай не запирать двери на замок, держать их открытыми для всех, кто приходил с добрыми намерениями.

ПОРОГ. Наибольшей обереговой силой наделялся порог. Хорошо известны приметы, что нельзя что-либо передавать через порог, разговаривать и здороваться через порог, стоять на пороге. При переходе этого рубежа существуют многочисленные, как языческие по происхождению, так и христианские молитвы - обереги.

ПЛЕТЕНЬ. Старались наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки и крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плеть. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и уберечь домашнюю живность. Также на кольях забора или плетня развешивали камешки с отверстиями, так называемых "куриных богов", тоже имеющих обереговое значение. В наше время внимание к внешней границе двора - ограде почти исчезло, тем не менее по - прежнему жива традиция - прибивать подкову на счастье.

Ни один славянский дом не обходился без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира, и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская чужаков и врагов во двор, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

В наши дни нарядный оберег - плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

Интересен и материал из которого выполнен плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали "волшебные палочки", а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. На Руси распускающиеся пушистые шарики ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников.

КОСА - ДОМОВУШКА. "Расти коса до пояса, не вырони ни волоса". С давних пор коса для девушки являлась и оберегом, и символом. Народное поверье гласило, что женщина, отошедшая ко сну с неприбранными волосами, обращает на себя гнев домового. Он сурово наказывал неряху, пугая ее по ночам. Большим грехом считалось расчесывать волосы по праздникам и в воскресенье, выбрасывать вычесанные волосы во двор, заплетать косу после захода солнца. Нельзя было использовать расческу с поломанными зубьями, считалось, что вся жизнь несчастливой будет. Такие вот приметы!

Нарядная коса - домовушка символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Так же как и венок, коса является и символом бесконечности вашего рода. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей.

СЧАСТЛИВЫЙ ДОМ. Новоселье очень важное событие в жизни каждого человека - всегда сопровождалось многочисленными обрядами, ритуалами и приметами. Ритуал входа в дом начинался задолго до новоселья. Чтобы проверить безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, на вторую петуха и курицу, на третью поросенка, потом овцу, корову и лошадь. И только на седьмой день в доме поселялись люди. Давно приметили, что, кто первый в дом входит, тот первый и умрет. Первый входящий забирает все зло на себя, которое может присутствовать на новом месте, отсюда и обычай первой запускать кошку в новый дом.

Значительной обереговой силой наделяли хлеб, зерно и особенно квашня, в которой готовили тесто для выпечки хлеба. Вход в новый дом сопровождался обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: "Домовой, Домовой пойдем со мной!" или "Батюшка домовой, матушка домовая, батюшка дворовой, матушка дворовая, пойдемте с нами на новой жилище, с нами жить!" Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши в старом лапте или валенке. Если домового не позвать с собой, он может обидеться и начать мстить.

Выполнять этот ритуал поручалось здоровым, взрослым людям, имеющим детей, или беременным женщинам, чтобы дом был богатым, хозяйство крепким, а семья счастливой и многодетной.

ЛАПОТЬ. Обувь тоже могла служить оберегом. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии. С обувью связано много гаданий и поверий. Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Целыми связками от 50 до 100 штук их подвешивали под крышами скотных дворов - "чтобы скотина всякая велась", под перекладиной ворот или у крыльца - "от лихого глаза".

БАТЮШКА - ДОМОВОЙ. Батюшка - домовой. Его почитали и в Древнем Риме, он живет в Англии, в Польше, в украинских и белорусских хатах, у финн и датчан, у гавайцев и индейцев, в камбоджийских хижинах... По поверьям многих народов, обитали домовые вблизи огня. Поэтому, во многих странах, где верят в домовых, есть способы их задабривания и почитания. К нему обращались с ласковым словом, оставляли немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Хотите проверить, есть ли у вас свой собственной домовой? Я открою несколько проверенных способов!

Чтобы вызвать домового, встаньте в центре комнаты, разведите руки в стороны, раскройте ладошки и, закрыв глаза, медленно поворачивайтесь влево. До тех пор пока у одной из ладоней не почувствуете тепло. Это значит, что домовенок подошел прямо под руку, и если захотите, его можно даже погладить. Можете и прикормить вашего домового. Оставьте на ночь кружку молока, а утром... Честно говоря, утром, молоко окажется нетронутым, но, как говорят знающие люди, у него пропадет энергетика! Оказывается, домовые съедают биополе продуктов, а сами харчи остаются нетронутыми!

Наши предки знали наверняка, что "никакой дом не стоит без домового". В разных культурах домовой наделяется различными обликами, особенностями и способностями. Дело всей жизни домового - забота о поддержании достатка, уюта и лада в доме. Есть у русского домового даже свой праздник - 10 февраля.

ВЕНИЧЕК _ ОБЕРЕГ. Древнейшим домашним оберегом считается веник. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Издавна существовал обычай иметь в доме специальный обрядовый веник - оберег, которым обметали все углы дома по часовой стрелке, если в дом приходили напасти, а затем его закапывали на перекрестке.

Веники - обереги бросали вслед человеку, обладающему "дурным глазом", им обметали больного, мели дорогу перед женихом и невесте, ставили у изголовья роженицы и у колыбели младенца. Использовали в обрядах для богатого урожая, удачного теста и прочих хозяйственных нужд.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 Технологическая карта урока трудового обучения во 2 «Д» классе

Учитель: Новак Н.В.

Изучаемая тема: Технология обработки материалов.

Место урока в изучаемой теме:35.

Тема урока: Моделирование на основе ёмкости круглой формы.

Тип урока: Получение новых знаний.

Тема

Изготовление для мамы оберега «Солнышко»

Цели

Образовательные: Повторять правила работы в технике аппликация.

Способствовать развитию глазомера, фантазии и воображению

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе,  при работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, алгоритм выполнения изделия.

 Уметь правильно работать с бумагой, с ножницами, клеем.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять своё воображение в изготовлении поделки; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; (Познавательные УУД).

Основные понятия

Праздник, оберег, сантиметр

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир

Ресурсы


- карты (для самооценки)

- дерево успехов

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Основные этапы

урока

Планируе-мое

время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Приёмы,

формы и

методы

Прогноз.

результат

совместной

деятельности

Примечания

1. Орг. момент

1 мин

Снять эмоциональное напряжение, создать рабочую атмосферу

Диалог

Словесные

Психологическая готовность к уроку

2. Актуализация знаний. Вступительная беседа.

7 мин

Направить учащихся на определение темы и целей урока; сообщение об обычаях на Руси, об оберегах.

Ответы на вопросы

Словесно-наглядные

Показ презентации.

Умение ставить перед собой образовательные цели и задачи

Толковый словарь: определение «Праздник», «Оберег»

3. Формирование новых знаний и умений

6 мин

Объяснение порядка выполнения работы; предлагает выполнение работы по парам.

Восприятие информации, подготовка рабочих мест, повторение техники безопасности.

Наглядный

Подготовка мышления, воображения, восприятия к творчеству

Технологическая карта порядка выполнения работы

4. Физкульт-минутка

2 мин

Предлагает музыкальную разминку

Снятие напряжения, усталости

Двигательная активность

Создание условий для снятия напряжения

Музыкальная композиция.

5. Осмысление и закрепление знаний

3 мин

Руководит деятельностью учащихся

Закрепление этапов выполнения работы в парах

Наглядный метод, дифференцированный подход

Развитие творчества учащихся

6. Выполнение работы. Практическая часть.

15 мин

Руководство деятельностью учащихся

Творческая работа

Наглядный метод, работа с бумагой, клеем. Нитками. Дифференцированный подход

Развитие творчества, воображения, самостоятельности

Диски CD, нитки, клей, ножницы, вырезанные шаблоны.

7. Подведение итогов. Рефлексия

6 мин

Стимулирование успехов учащихся

Анализ собственной деятельности

Оценка учащимися своей деятельности, взаимооценка.

Формирование адекватной самооценки

Дерево успехов (листочки разного цвета)



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Критерии

« +» -  я  умница, я справился!

«  » -  я старался, но  допустил ошибки.

« - » -  мне нужна помощь.

самооценка

оценка друга

оценка  учителя

  1. Аккуратность

  1. Правильность

  1. Творчество

Лист самооценки

Критерии

« +» -  я  умница, я справился!

«  » -  я старался, но  допустил ошибки.

« - » -  мне нужна помощь.

самооценка

оценка друга

оценка  учителя

  1. Аккуратность

  1. Правильность

  1. Творчество

Лист самооценки

Критерии

« +» -  я  умница, я справился!

«  » -  я старался, но  допустил ошибки.

« - » -  мне нужна помощь.

самооценка

оценка друга

оценка  учителя

  1. Аккуратность

  1. Правильность

  1. Творчество

Лист самооценки

Критерии

« +» -  я  умница, я справился!

«  » -  я старался, но  допустил ошибки.

« - » -  мне нужна помощь.

самооценка

оценка друга

оценка  учителя

  1. Аккуратность

  1. Правильность

  1. Творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

конспект урока. Распутин "Мама куда-то ушла"

Тема:      Валентин Григорьевич Распутин...

Технологическая карта урока «Подарок маме. Изготовление объемного цветка из цветной бумаги»

Технологическая карта урока "Подарок маме. Изготовление объёмного цветка из цветной бумаги" содержит: цели и задачи, результаты деятельности, необходимые материалы и описание этапов урока....

Презентация к уроку: "Я маму мою обидел..." Э.Мошковская". Литературное чтение, 2 класс, УМК "Школа России".

Презентация к уроку Литературного чтения, 2 класс. УМК "Школа России". Тема: "Я маму мою обидел..." Э.Мошковская"...

Конспект урока "Ещё мама" 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока "Ещё мама" 3 класс, УМК "Школа России"...