Программа кружка "Волшебная нить"
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

Шилякова Александра Владимировна

Программа внеурочной деятельности - кружок по изонити "Волшебная нить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_volshebnaya_nit.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

г. Дзержинска     Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

Рекомендовано                                         Утверждена

педагогическим советом                         приказом директора

МОУ « Средняя                                      МОУ « Средняя

общеобразовательная школа № 68»           общеобразовательная школа № 68»

г. Дзержинска                                            г. Дзержинска

протокол от  28.08.2009 14.                 от 01.09.2009 № 221-п

Программа

объединения дополнительного образования «Волшебная нить»

(на два года обучения, для обучающихся 8-11 лет)

                                               Учитель начальных классов

                                                                    Потапенко Александра Владимировна

г. Дзержинск

2009

Содержание

1. Пояснительная записка                                        3                                                                              

2. Учебно–тематическое планирование                        7                                                      

3. Содержание программы                                        8

4. Методическое обеспечение дополнительной

    образовательной программы                                14

5. Список литературы                                                15

6. План воспитательной работы объединения                  16

Пояснительная записка.

Различные виды рукоделия являются старейшими в трудовой деятельности людей. Несмотря на то, что сейчас отпала необходимость в ручной работе, вещи сделанные своими руками не теряют своей прелести, а наоборот приобретают всё большую популярность. Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках технологии, внеклассные занятия позволяют расширить и лучше закрепить уже полученные знания.

Программа рассчитана на учащихся начальных и классов. Именно в этом возрасте детям доступно не только восприятие художественной и практической ценности изделий, но и самостоятельное придумывание аналогичных изделий. Изонить (нитяная графика) - удивительная и совсем несложная вышивка. Изонить - это способ рисования нитками. Освоив всего два основных приема – заполнение угла и окружности, можно в необычной технике создавать необычные картины. В картине могут быть как простые геометрические фигуры и орнаменты, так и различные комбинации простых фигур, создающие определенные образы, в том числе объемные. Самостоятельное творчество начинается вскоре после освоения основных приемов, своего рода азбуки, лежащих в основе конструирования рисунка вначале на бумаге, а уже потом и в материале. Работы в данной  технике привлекают детей своими результатами – школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно, не  меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.

Изонить сочетает в себе черчение (графику), геометрию, изобразительное искусство (композиция, цветоведение), математику (расчеты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел), материаловедение (знакомство и работа с различным материалом: картон, бумага, нитки, бисер), обучает работе с различными инструментами (карандаш, линейка, циркуль, шаблоны, трафареты, шило, булавки, игла, ножницы).

В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Ниточный дизайн расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Анализ образца изделия, выполненного в технике ниточного дизайна, сродни решению головоломки. Вышивка по картону является эффективным средством трудового и эстетического воспитания

Занятия изонитью способствуют совершенствованию общетрудовой подготовки детей, а именно:

  1. созданию эскизов работ
  2. развитию мелкой моторики рук и координация движений рук
  3. развитию глазомера
  4. формированию культуры труда, воспитанию усидчивости и аккуратности
  5. закреплению навыка работы с такими универсальными инструментами, как ножницы, иглы
  6. развитию волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца)

А так же развитию познавательных способностей:

  1. воображения
  2. абстрактного и продуктивного видов  мышления
  3. пространственного мышления
  4. концентрации внимания

Таким образом, целью программы является - формирование практических умений работы в технике изонить и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Образовательные:

1.Формировать технологические знания о работе в технике «изонить»;
2.Формировать практические умения и навыки работы в техники «изонить»;
3. Расширить знания детей о геометрических фигурах, развитие  умения и выработка  навыка их построения с помощью чертежных инструментов, лекал.

4.Знакомство с правилами, приёмами и средствами декоративной композиции; формировать умения применять их в практической  работе.

5.Познакомить с понятием «дизайна» и его основными законами; формировать умения применять законы дизайна в практической работе.

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
2. Воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и усидчивость, терпение, внимательность, старательность);
3. Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

4. Формирование мотивации к трудовой деятельности.

Развивающие:

1. Тренировка глазомера, формирование умения и выработка навыка  построения геометрических фигур «на глаз, от руки»;

2. Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз- рука»;

3. Формировать  и развивать дизайнерское мышление  учащихся.

Программа кружкового объединения «Волшебная нить» носит досуговой характер и рассчитана на 2 года обучения. Количество часов за год составляет 68.  Режим занятий: два раза в неделю, по одному часу. Численность обучающихся в группе первого года обучения составляет 15 – 20 человек, второго года обучения 15 – 16. Состав группы постоянный, набор проходит в свободной форме.

Критериями результативности обучения по программе является:

  1. степень самостоятельности, креативности проявляемой учащимися в своих работах;
  2. качество выполняемых работ

К концу первого  года учащиеся должны знать:
1) Организацию рабочего места, технику безопасности при работе с иглой и ножницами.

2) Виды ниток, используемые в вышивке по картону (изонити).
3) Упражнения для сохранения зрения, расслабления плечевого пояса.
4) Базовые приемы работы изонитью;
5) Краткие сведения из истории техники изонити;
6) Технологию выполнения основных форм угла, круга, овала, спирали, дуги, веера, контура, сложного контура

К концу первого года учащиеся должны уметь:

1) Организовывать рабочее место для безопасной работы.

2) Самостоятельно выполнять разметку рисунка для вышивки.

3) Самостоятельно выполнять базовые элементы техники и композиции на основе их сочетания.

К концу второго  года учащиеся должны знать:

1) Способы построения композиции, основные правила цветоведения;

2) Технологию вышивания различных геометрических фигур.

К концу второго года учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно решать вопросы построения композиции изделия.
  2. Подчёркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.

                             Учебно-тематический план 1 года обучения.


Тема.

Общее

кол-во

часов.

Теорети-

ческая

часть

Практи-

ческая

часть

1. Вводное занятие. Знакомство с изонитью. Основные понятия и термины.

1

1

-

2. Техника безопасности. Материалы и инструменты, порядок работы правила оформления готовых работ.

2

1

1

3. Базовая фигура «угол». Заполнение углов разного радиуса и фигур, в основе которых лежит угол. Прошивание углов разной длиной стежка.

5

1

4

4. Создание композиций из углов по готовым эскизам.

10

-

8

5. Самостоятельное составление композиций из углов.

13

2

11

6. Базовая фигура «окружность». Порядок прошивания окружности с различной длиной стежка.

7

1

6

7. Прошивание овалов и спиралей. Создание композиций по готовым эскизам.

13

1

12

8. Создание работ по собственным эскизам.

15

2

13

9. Подведение итогов. Организация выставки работ.

2

-

2

Всего:

68

9

59

Примечание:

Инструктажи по технике безопасности проводятся:

        А) текущий – на каждом занятии

        Б) общий – перед работой с новым техническим средством обучения или инструментами, перед совершением экскурсии

Содержание программы  первого года обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с изонитью. Основные понятия и термины.

Теоретическая часть: Что такое изонить. История её возникновения. Различные виды и названия. Элементы вышивки на картоне – угол, треугольник, квадрат, круг, овал, дуга, капля, петля; их условные обозначения. Подготовка к работе: способы деления угла и окружности на равные части. Раскрытие основных понятий: композиция, орнамент, пропорция, стилизация, трафарет, шаблон, сколок.

Практическая часть: Рассматривание готовых образцов. Их сравнение. Упражнение по вычленению элементов из готовой вышивки. Упражнение в деление угла и круга на равные части разными способами.

2. Техника безопасности. Материалы и инструменты, порядок работы и правила оформления готовых работ.

Теоретическая часть: Техника безопасности при работе с ножницами, иглами. Материалы и инструменты необходимые для работы: бумага (разные виды), картон (разные виды), нитки (их виды), иглы (их виды), карандаши, линейка, циркуль, лекала.

Практическая часть: Рассматривание инструментов и материалов. Отработка приёмов безопасной работы с ножницами и иглами: рисование разрешающих и запрещающих знаков. Упражнение в деление угла и круга на равные части разными способами.

Составление  порядка работы:

1. Подготовка картона требуемого размера, формы (квадратной, прямоугольной, треугольной, фигурной и т.д.) и цвета.
2. Вычерчивание рамки на изнанке картона, отступая не менее 1 см от края (она необходима, чтобы рисунок не попадал близко к краю).
3. Вычерчивание рисунка на изнаночной стороне картона или изготовление рабочей копии (сколка)
4. Расчет рисунка, нумерация точек (если это необходимо).
5. Прокалывание точек.
6. Подбор цвета ниток, необходимых по замыслу для вышивания картины.
7. Вышивание по точкам, используя принцип заполнения угла, окружности и их комбинации.
8. Оформление изнаночной стороны (заклеивание белой бумагой).
9. Если изготавливалась картина или панно, то необходимо сделать окантовку
 (рамку).

3. Базовая фигура «угол». Заполнение углов (острых, прямых, тупых). Прошивание углов разной длиной стежка.

Теоретическая часть: Базовая фигура изонити – «угол». Способы деления угла на равны части, технология прошивание угла. Основы цветоведения – тёплые и холодны цвета, близкие и контрастные, гармоничные сочетания цветов. Основы композиции – выбор оптимального размера изображения, равновесное изображение всех элементов в композиции.

Практическая часть: Черчение углов разного радиуса, их прошивание. Наблюдение над эффектами, которые получаются при использование разной длины стежка, при работе нитками разных цветов. Прошивание углов, которые имеют общие стороны. Создание коллективного панно «Морское дно» - ко Дню моря (последний понедельник сентября) по готовым эскизам (самостоятельное изготовление сколок). Упражнение по подбору соответствующих цветовых сочетаний, по организации композиции.

4. Создание композиций из углов по готовым эскизам.

Теоретическая часть: Основы композиции и цветоведения.

Практическая часть: Создание композиций по готовым эскизам и сколкам. Создание композиций по готовым эскизам с самостоятельным изготовлением сколков.

5. Самостоятельное составление композиций из углов.

Теоретическая часть: Выбор или создание рисунков подходящих к технологии выполнения. Разбиение рисунка на составляющие элементы. Основы композиции и цветоведения.

Практическая часть: Создание композиций из различных углов и их сочетаний.

6. Базовая фигура «окружность».  Технология прошивания окружности .

Теоретическая часть: Основная фигура изонити – окружность. Способы черчения и  деления окружности на равные части. Хорда. Технология прошивания окружности.

Практическая часть: Упражнение в черчении и делении окружности для вышивки. Наблюдений над эффектами, которые получаются при разной длине стежка, при прошивании дважды одной окружности, при работе нитками разных цветов.

7. Прошивание овалов и спиралей. Создание композиций по готовым эскизам.

Теоретическая часть: Технология прошивание фигур производных от «окружности» - спиралей, овалов, дуг. Основы композиции и цветоведения.

Практическая часть: Упражнение в прошивание различных фигур и их сочетаний. Создание композиций по готовым эскизам, в состав которых входят все изученные элементы вышивки.

8. Создание работ по собственным эскизам.

Теоретическая часть: Основы композиции и цветоведения. Комбинирование всех изученных элементов для создания абстрактных панно. Поиск или создание рисунков для создания собственной композиции.

Практическая часть: Самостоятельное продумывание эскизов работ. Подготовка шаблонов и сколков. Выполнение абстрактных композиций на тему «Фантазия», «Космос», «Паутина». Выполнение тематических композиций к сказкам и мультфильмам.

9. Подведение итогов. Организация выставки работ.

Теоретическая часть: Способы оформления готовых работ. Комбинирование различных техник.

Практическая часть: Применение различных техник для оформления готовых работ. Организация выставки работ.

Учебно-тематический план 2 года обучения


Тема.

Общее

кол-во

часов.

Теорети-

ческая

часть

Практи-

ческая

часть

1. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

1

0,5

0,5

2. Создание композиций на основе  технологии прошивание основных фигур – угол, окружность, овал, спираль.

13

1

12

3. Способы прошивания различных геометрических фигур на основе изученных технологий.

7

1

4

4. Создание серии поздравительных открыток.

20

2

18

5. Создание декоративных панно для украшения интерьера.

25

2

23

6. Подведение итогов. Организация выставки работ.

2

-

2

Всего:

68

6,5

61, 5

Примечание:

Инструктажи по технике безопасности проводятся:

        А) текущий – на каждом занятии

        Б) общий – перед работой с новым техническим средством обучения или инструментами, перед совершением экскурсии

Содержание программы  второго года обучения.

1. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

Теоретическая часть: Техника безопасности при работе с ножницами, иглами. Материалы и инструменты необходимые для работы: бумага (разные виды), картон (разные виды), нитки (их виды), иглы (их виды), карандаши, линейка, циркуль, лекала.

Практическая часть: Рассматривание инструментов и материалов. Отработка приёмов безопасной работы с ножницами и иглами: рисование разрешающих и запрещающих знаков.

2. Создание композиций на основе  технологии прошивание основных фигур – угол, окружность, овал, спираль.

Теоретическая часть: Способы черчения и  деления окружностей, овалов, спиралей, углов  на равные части. Технология их прошивания. Основы построения композиции.

Практическая часть: Упражнение в черчении и делении углов, спиралей, овалов и окружностей для вышивки. Наблюдений над эффектами, которые получаются при разной длине стежка, при работе нитками разных цветов, при прошивании дважды одной окружности.

3. Способы прошивания различных геометрических фигур на основе изученных технологий.

Теоретическая часть: Способы черчения и  деления окружностей, овалов, спиралей, углов  на равные части. Технология их прошивания. Прошивание сложных фигур.

Практическая часть: Упражнение в комбинирование однотипных фигур и  фигур, различных по форме и размеру. Прошивание фигур перекрывающих друг друга.

4. Создание серии поздравительных открыток.

Теоретическая часть: Праздники и их история. Основы композиции и цветоведения. Комбинирование всех изученных элементов для создания открыток. Поиск или создание рисунков для  собственной композиции.

Практическая часть: Самостоятельное подготовка к работе – создание эскизов, подбор цветового решения и необходимых материалов. Подготовка шаблонов и сколков.

5. Создание декоративных панно для украшения интерьера.

Теоретическая часть: Основы композиции и цветоведения. Комбинирование всех изученных элементов для создания панно. Поиск или создание рисунков для  собственной композиции. Приёмы и способы оформления готовых панно.

Практическая часть: Самостоятельное подготовка к работе – создание эскизов, подбор цветового решения и необходимых материалов. Подготовка шаблонов и сколков.

6. Подведение итогов. Организация выставки работ.

Теоретическая часть: Способы оформления готовых работ. Комбинирование различных техник.

Практическая часть: Применение различных техник для оформления готовых работ. Организация выставки работ.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития овладения детьми навыками моделирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед непосредственным выполнением изделия. Готовые поделки обыгрываются с точки зрения их практического применения. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости. Поэтому руководитель должен умело сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества.

 

План воспитательных мероприятий

 на 2009/2010 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»

Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Рисуем нитью» направление – художественно-эстетическое (Базовый уровень) 3  класс...

Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год

Программа предполагает широкое использование в работе музея  современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

Программа внеурочной деятельности "Рисуем нитью"

Художествеено-эстетическое напрвление...

Занятие по теме:" Ткань. Ткацкий станок, Основные понятия ткачества: долевая нить, уточная нить, зев."

В представляемом материале содержится презентация для детей с ОВЗ "Ткань. Ткацкий станок. Основные понятия ткачества: долевая нить, уточная нить, зев."А так-же план-конспект по проведению за...