рабочая программа
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 1 ласс УМК Планета Знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 65.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Горноуральского городского округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
с. Николо-Павловское, ул. Новая, 9
Рассмотрено на Согласовано на Утверждаю
заседании ШМО заседании МС Директор МКОУ СОШ №5
«___»_______2012г. «___»_______2012г. ______________________
Пр.№____ Пр.№____ Приказ №______________
Руководитель МО Председатель МС от «____»_________2012г.
______________ _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Технология для УМК «Планета знаний»
Программу составила:
учитель начальных классов
Жилина Наталия Викторовна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1 А класса разработана на основе:
«Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
«Фундаментального ядра содержания общего образования»
«Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России»
«Примерная программа по учебному предмету «Технология» (авторы – О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова)
«Рабочая программа по курсу «Технология» (авторы – О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова)
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
7. Примерная программа по технологии (сборник «Программы общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы;
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 1 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник].М.:АСТ:Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Приказ «Об организации обучения в 1 классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Письмо Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13;
Образовательной программы школы
Цели программы:
— развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
— формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
— представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Программа курса «Технология» позволяет решить следующие задачи:
— знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
— освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
— ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
— знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности;
— формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
— развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
— формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
— пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
— формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
— воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды;
— развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
— развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
— развитие речи, памяти, внимания;
— развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
— развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
— развитие коммуникативной культуры ребёнка;
— развитие пространственного мышления;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология».
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Работа с пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с разными материалами».
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане МКОУ СОШ №5.
Учебный курс «Технология» изучается через обязательную часть учебного плана. Общий объём часов в 1 классе – 33 (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
Работа с пластилином (5 ч)
Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке.
Практическая деятельность. Объёмная лепка. Лепка на каркасе. Объёмное конструирование.
Работа с бумагой (12 ч)
Работа с бумагой без помощи ножниц (4 ч)
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.
Практическая деятельность. Обрывание. Мозаичная обрывная аппликация. Обрывная аппликация по контуру.
Работа с бумагой при помощи ножниц (4 ч)
История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами.
Практическая деятельность. Вырезание по контуру. Плоскостная аппликация. Объёмное конструирование. Гирлянды.
История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из нее.
Работа с бумагой в технике оригами (4 ч)
Линии сгиба — гора и долина. Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы.
Практическая деятельность. Складывание бумаги. Объёмное конструирование. Подвижные модели.
Работа с природными материалами (5 ч)*
Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами.
Практическая деятельность. Плоскостная аппликация. Объёмная аппликация. Объёмное конструирование.
Работа с текстильными материалами (5 ч)*
Профессии людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки.
Практическая деятельность. Нити, верёвки. Прядение. Кручение. Свивание. Плетение. Аппликация. Ткань. Раскрой. Аппликация. Вышивка на картонной основе. Пришивание пуговиц на картонной основе.
Работа с различными материалами
с применением изученных технологий (6 ч)
Профессии людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование.
Практическая деятельность. Сочетание изученных видов деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся должны быть сформированы:
• осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
• положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов
труда;
• представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
• уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
• мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье.
Могут быть сформированы:
• понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
• мотивация на творческую самореализацию при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
• устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
• понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся должны научиться:
• осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
• экономно расходовать используемые материалы;
• соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• создавать модели несложных объектов из различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• пришивать пуговицы, выполнять разные виды швов;
• пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
• работать с различными материалами, зная их свойства (пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой, бисером);
• проводить мелкий ремонт одежды;
• отремонтировать разорвавшуюся книгу;
• ухаживать за домашними питомцами и растениями;
• обращаться с бытовыми приборами;
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, с доступными способами её получения, хранения, переработки;
• использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся должны научиться:
• удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
• действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
• осознанно использовать безопасные приёмы труда;
• самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
• участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
• распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками.
Учащиеся получат возможность научиться:
• планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
• распределять рабочее время;
• осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
• организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты.
Познавательные
Учащиеся должны научиться:
• наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
• узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни;
• различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
• соотносить развёртку заданной конструкции с рисун¬ком, простейшим чертежом или эскизом;
• конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
• осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• обобщать полученные знания о различных материалах и их свойствах;
• классифицировать и обобщать информацию об истории происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги,), предметов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов (ножниц, шила, иглы), измерительных приборов (часов, термометра, сантиметровой ленты), ремёсел и технологий (оригами, изонить, бисероплетения, вышивки, фитодизайна);
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Коммуникативные
Учащиеся должны научиться:
• задавать вопросы уточняющего характера;
• высказывать собственное мнение о результатах творческой работы;
• рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
Учащиеся получат возможность научиться:
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества;
• брать интервью у одноклассников и взрослых;
• задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;
• владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свою идею;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 1 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам технологии. Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально-ценностного отношения к результатам
труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
• использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и
т. д.);
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
• использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
• сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять неподвижные соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд-иголка» и пр.);
• удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу. Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
• различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
• находить нужную информацию в учебнике;
• выявлять особенности оформления и обработки;
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Перечень учебно-методических и материально-технических средств обучения:
- демонстрационный материал (картинки, таблицы, поделки) в соответствии с основными темами программы обучения;
- видеофрагменты, отражающие основные темы обучения;
- природные материалы, пластилин, бумага, ткань и инструменты, необходимые для работы с ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;
урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
экскурсионный урок – Э.
№ урока | Тема раздела, урока (тип урока) | Дата по плану | Дата факт. | Задачи урока | Деятельность учащихся, нацеленная на формирование предметных и метапредметных умений /УУД/ Планируемые результаты | Виды контроля (продукт) |
Пластилиновая страна 5 ч. | ||||||
1 | Вводный урок Пластилиновый мир и его законы УИПЗЗ | Многообразие материалов и область их применения Правила безопасности работы с пластилином. Подготовка к лепке. Приёмы лепки | Ориентироваться в учебнике. Узнать о глине, её роли в развитии человеческого общества (глина от первобытного до современного общества); о практическом назначении глины, о технологическом процессе изготовления пластилина (сырье). Исследовать свойства пластилина. Действовать по инструкции: работа с пластилином с учётом техники безопасности, технология подготовки пластилина к работе (разогрев), инструментальное воздействие на пластилин (оттиски, отпечатки, бороздки для создания декоративной поверхности). Изучать последовательность технологических операций при отделении кусочка пластилина от бруска, ручное воздействие на пластилин для создания шарообразных форм. Действовать в соответствии с заданной последовательностью технологических операций при изготовлении поделок из пластилина (из единого куска, сборка из элементов, комбинируя оба способа). Участвовать в коллективной работе, оказывать содействие, согласовывать свои действия с действиями одноклассников при совместном изготовлении поделок. Самостоятельно продумать и наметить последовательность этапов работы, композицию и реализовать этот план в жизнь. Осуществить самоконтроль и самооценку этой работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). Соотносить характер сказочного персонажа и его художественное изображение. | Поделка «Одуванчик» | ||
2 | Волшебные превращения комочка пластилина | Овладение приёмами лепки: раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание | Коллективная работа «Волшебный сад» | |||
3 | Пластилин-строитель | Овладение приёмами лепки: кубик, конус, вырезание из пластилина | Коллективная работа «Замок» | |||
4 | Пластилиновая сказка УКИЗ | Приёмы лепки. Правила безопасности работы с пластилином. Изготовление объемных изделий по образцу самостоятельно | Проверочная работа (поделка «Домик для поросят») | |||
5 | Калейдоскоп заданий. УОСЗ | Приёмы лепки. Правила безопасности работы с пластилином. Создание изделий по собственному замыслу | Коллективный проект | |||
Бумажная страна 5 ч. | ||||||
6 | История бумаги. Законы бумажного мира УИПЗЗ | Свойства бумаги. Приемы работы с бумагой. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности | Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных сортов и видов бумаги и сырьём для них, с историей возникновения бумаги, с декоративным и функциональным применением бумаги в наши дни. Участвовать в беседе об экологических проблемах и путях их решения (экономия бумаги, макулатура). Исследовать свойства бумаги, воздействуя на неё различными способами для изменения её вида, фактуры, структуры и формы. Выявить особенности работы с бумагой различных сортов. Использовать знания, полученные на уроке, в создании объёмной аппликации из мятой бумаги, из кручёной бумаги и из влажной окрашенной бумаги на выпуклом предмете. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда. Изучать приёмы работы с бумагой и клеем ПВА, клеящим карандашом с учётом техники безопасности (обрывание бумаги, приклеивание бумаги). Использовать приёмы для изготовления поделок в технике обрывной мозаичной аппликации. Решать творческую задачу: декорирование при выполнении аппликаций на заданную тему. Самостоятельно планировать и организовать работу по декорированию. Вести поиск исторических справок о мозаичной обрывной аппликации, видах декорирования и искусств. Провести эксперименты (фокусы), основанные на свойствах бумаги, как иллюстрация многообразия физических явлений. Изучать и комментировать последовательность действий по отделению детали по контуру от общего листа, при обрыве деталей по шаблону, по наметке и без наметки. Организовать самостоятельную работу по изготовлению аппликации на заданную тему с использованием шаблонов (мозаичная обрывная аппликация, обрывная аппликация по контуру, аппликация из мятой бумаги) и её декорированию. Осуществить самостоятельный выбор элементов аппликации, продумывание последовательности этапов работы, разработку композиции и воплощение этого плана в жизнь. Осуществить самоконтроль и само оценку этой работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). | Объёмная аппликация «Бабочка» | ||
7 | Мозаика бумажной мостовой УИПЗЗ | Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. | Поздравительная открытка | |||
8 | Бумажные силуэты УИПЗЗ | Силуэт-тень. Контур. Приемы обрыва по контуру. | Коллективная работа «Курица с цыплятами» | |||
9 | Бумажная история УКИЗ | Техника обрыва по наметке, отделение от общего листа. Силуэт-тень. Контур | Тест | |||
10 | Калейдоскоп заданий. Обрывная мозаичная аппликация УОСЗ | Создание изделий по собственному замыслу. Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем | Аппликация на заданную тему | |||
Кладовая природы 5ч. | ||||||
11 | Сокровища природной кладовой Э | Наблюдение за формами и образами природы. Представление о природе, её красоте и неповторимости. Сбор образцов природного материала | Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала. . | |||
12 | Конструктор- природа УИПЗЗ | Правила безопасной работы с семенами. Способы скрепления. Скульптуры из природных материалов | Ориентироваться в учебнике. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о многообразии природных материалов и профессий человека, связанных с созиданием, защитой окружающей среды. Изучить особенности объёмных и плоскостных природных материалов, их практическое применение, способы скрепления, приёмы работы с ними (с учётом техники безопасности). Анализировать содержание скульптур из природных материалов, объёмной аппликации на плоскости из природных материалов. Устанавливать связь от образа к материалу и от материала к образу. Решать творческую задачу: самостоятельное осуществление замысла при изготовлении скульптур из природных материалов. Применять знания, полученные на уроке, при создании плоскостной выпуклой аппликации. | Объёмная аппликация «Портрет осеннего месяца» | ||
13 | Кружево листьев УИПЗЗ | Овладение основными способами соединения изделий | Сравнивать свойства плоскостных материалов (засушенный лист растения и бумага). Выявить свойства засушенного листа как плоскостного материала и особенности работы с листовой крошкой. Продумать замысел композиции (от образа к материалу, от материала к образу) и планировать ход работы при изготовлении плоскостной аппликации из листьев .Решать творческую задачу: самостоятельно декорировать работу. Применять знания, полученные на уроке, в создании аппликации из листовой крошки на объёмном предмете. Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности | Поделка «ваза с букетом», «Фантазия из листьев» | ||
14 | Мозаика семян УЗНЗВУ | Основные способы работы с семенами: конструктор, мозаика, комбинирование | Участвовать в беседе об использовании, практическом назначении и роли семян в природе и жизни человека. Выяснить роль семян в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Применять знания, полученные на уроке, в создании аппликации из семян (способы достижения выразительности). Объяснять практическую пользу от изготовленного на уроке математического пособия в изучении математики. Выражать эмоционально-ценностное отношение к общественно полезному труду. Прогнозировать способы выполнения плоскостных аппликаций из семян | Поделки «Фантазия из семян», «Осенний пейзаж» | ||
15 | Калейдоскоп заданий УОСЗ | Создание изделий по собственному замыслу с использование изученных природных материалов | Обобщать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Решать творческую задачу: самостоятельное изготовление объёмной конструкции из природных материалов и аппликации из природных материалов с использованием изученных технологий и методов декорирования. Самостоятельно продумывать последовательность этапов работы, разработку композиции. Осуществлять самоконтроль и самооценку этой работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). Восстанавливать последовательность времён года и цикла жизни растений. Обсуждать роль символа счастья в истории и культуре человечества. | Проверочная работа. Объёмная конструкция. | ||
Страна волшебных ножниц 4 ч | ||||||
16 | История возникновения ножниц. Золотые ножницы УИПЗЗ | Правила безопасной работы с ножницами. Разрезание бумаги по прямым линиям. Плоскостное конструирование | Познакомиться с изобретением и устройством ножниц, их практическим назначением, приёмами работы с ними (с учётом техники безопасности).Изучить технологию и приёмы вырезания различных по размеру и форме фигур из бумаги.Исследовать особенности использования рабочей поверхности ножниц. Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда. Изготавливать поделку, осуществлять оформление и декорирование работы. Соотносить форму детали и её использование для создания выразительности образа. Обсуждать роль архитектора в процессе создания архитектурного сооружения. Участвовать в коллективной работе. | Коллективная работа-вырезная аппликация «Змеиное царство» | ||
17 | Зимняя сказка из бумаги УИПЗЗ | Приемы изготовления украшений из бумаги | Выявить в технологическом процессе рациональную последовательность вырезания фигур. Решать творческую конструкторскую задачу: создание композиций при изготовлении плоскостной аппликации из геометрических фигур. Самостоятельно планировать и организовывать работу при создании аппликации на заданную тему из готовых форм. Выполнять задания на развитие пространственного воображения, глазомера и логического мышления. Сопоставление витражного искусства и аппликации и выявление их общности. Конструировать из деталей танграма и полукругов. Изучить технологию изготовления различных украшений из бумаги. Воспроизводить последовательность технологических операций при изготовлении бумажных украшений по шаблону и наметке и без них. Применять изученные технологии для изготовления новых образцов изделий. | Поделки «Цепочка из бумажных колец», «Гирлянда-растяжка» | ||
18 | Волшебная снежинка УИПЗЗ | Изготовление изделий по шаблону. Овладение основными способами соединения изделий | Поделка «Нежная снежинка» | |||
19 | Бумажный карнавал УКИЗ | Использование материала для создания образа и настроения | Изготавливать изделия с использованием изученных технологий на основе различных базовых поделок. Решать творческую конструкторскую задачу: самостоятельно продумывать последовательность этапов работы, разработку композиции. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | Проверочная работа. Коллективная работа «Радужный павлин» | ||
Город ткачей 5 ч | ||||||
20 | От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков КУ | Способы изготовления нитей. Познавательная викторина | Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Изготавливать нити и верёвки, простейший шпагат из нитей ручным методом. Изучать особенности работы с ватой. Применять знания, полученные на уроке, для создания плоскостной выпуклой аппликации. Самостоятельно оформлять работу. Узнать о декоративном и функциональном применении нитей и верёвок. Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий. Выполнять аппликации из ваты и самодельных нитей | Коллективная работа «Барашки на лугу» | ||
21 | Иголка-вышивальщица УИПЗЗ | Правила безопасной работы с иглой и шилом. Вышивка на картоне. Виды швов: наметочный, машинный | Познакомиться с иглой, шилом и их практическим назначением, навыками работы с ними (с учётом техники безопасности). Освоить технологию завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц. Ознакомиться с видами швов. Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. | Поделки «кисточка», «Весёлый заяц», «Совята в зимний день» | ||
22 | Пришивание пуговиц УИПЗЗ | Правила работы с иглой. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями | Пришитые пуговицы-глазки совят | |||
23 | Царство ткани УИПЗЗ | Виды, свойства ткани. Разметка по шаблону. Композиция на плоскости | Познакомиться с тканями различного вида, с их историей и применением. Исследовать свойства различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Научиться определять лицевую и изнаночную стороны. Изготавливать плоскостную аппликацию из текстильных материалов, моделировать из ткани и нитей в технике лоскутной пластики. Решать творческие конструкторские задачи: осуществлять разметку и раскрой ткани по шаблону-выкройке, самостоятельно планировать и организовывать работу при создании аппликации на заданную тему из готовых форм. Участвовать в беседе о функциональной, эстетической и утилитарной роли одежды в жизни человека. Выполнять аппликации из ткани по собственному замыслу | Поделка «Зимняя картина» | ||
24 | Калейдоскоп заданий УОСЗ | Создание изделий по собственному замыслу. Коллаж из ткани на фигурной картонной основе | Решать творческие конструкторские задачи: самостоятельно изготовить коллаж из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора: вышивки, фурнитуры (пуговиц) и декоративной текстильной продукции (ленты, тесьма, кружево). Выполнять самостоятельно произвольный раскрой деталей, продумывать последовательности этапов работы, разрабатывать композиции и воплощение этого плана в жизнь. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | Поделка «Праздничное сердечко» | ||
Страна оригами – 4ч. | ||||||
25 | Родом из Японии. Волшебный квадрат УИПЗЗ | Базовые формы. Прием изготовления квадрата из прямоугольника | Изучать технологию складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Изготавливать летающие и плавающие модели. Развивать пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер. Развивать аккуратность и точность при осуществлении каждого этапа изготовления поделки. Узнать об истории возникновения искусства оригами. Исследовать свойства бумаги для её применения в технике оригами. Изучать базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. | Поделки «Конвертик», «Пароходик», «Подставка для бумаг» | ||
26 | Цветочное оригами УИПЗЗ | Изготовление поделок на основе базовой формы бутон | Совершенствовать навыки техники оригами. Закреплять полученные ранее навыки базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Решать творческую задачу: устанавливать пространственные отношения между частями плоского листа бумаги и их расположением на объёмном изделии. Выявлять возможные несоответствия между заданным и сделанным из-за несоблюдения требований к выполнению задания. Самостоятельное декорировать и дорабатывать поделки по собственному замыслу. Применять полученные умения, навыки чтения чертежей, умение действовать по инструкции | Коллективная работа «Праздничный плакат» | ||
27 | Бравая бумага УИПЗЗ | Изготовление украшений на основе формы «конверт», на базе двойного треугольника | Самостоятельно читать чертежи к первым этапам работы. Изготавливать украшения на основе формы «конверт» на базе двойного треугольника, работать по алгоритму | Поделка «Треуголка» | ||
28 | Калейдоскоп заданий УОСЗ | Создание изделий по собственному замыслу на основе изученных базовых форм | Самостоятельно изготовить поделки в технике оригами из различных видов бумаги. Решать творческую задачу: декоративно оформить поделки в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру. Самостоятельно продумать последовательность этапов работы, декорирование и отделку. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | Индивидуальные задания | ||
Страна фантазии-5ч. | ||||||
29 | Веселые проделки бумаги Урок-игра | Изготовление поделки оригами на основе базовой формы «конверт» | Продолжить знакомство с традициями оригами. От работать технологические навыки изготовления нестандартных поделок (подвижных игрушек). Познакомиться с техникой прорезания бумаги, пространственного конструирования из плоского листа с прорезями. Самостоятельно планировать декорирование поделок. Познакомиться с традициями празднования Дня смеха в разных странах мира. При обсуждении в классе выражать своё эмоционально-ценностное отношение к юмору, чуткому отношению к окружающим и их внутреннему миру (не обидеть шуткой). Работать по данной схеме, анализировать работы других, осуществлять самоанализ. | Поделки «Многоликая маска», «Говорящие игрушки», «Мой птенец» | ||
30 | Играем с поделками Урок-игра | Изготовление открытки-розыгрыша с прорезью и выгибанием | Освоить технологии работы с новыми материалами (воздушный шар, картонный цилиндр, канцелярская резинка). Изготовить «макет» телескопа. Действовать по инструкции: переносить точный рисунок с шаблона на бумагу. Освоить способы скрепления плоских деталей из бумаги с торцом картонного цилиндра. Научиться аккуратно протыкать отверстия в бумаге при помощи остро отточенного карандаша. Участвовать в беседе о Дне космонавтики. Осуществлять анализ работ других и самоанализ | Поделки «Телескоп», «Галактика на шарике» | ||
31 | Урок-игра Подарок курочки Рябы | Ознакомление с «неожиданными» материалами и изделиями из них. «Фантазии» детей и изготовление изделий. Работа с разным материалом. | Исследовать форму разных круп. Применять знания, полученные на уроке, при изготовлении объёмных сувенирных поделок на основе яичной скорлупы и круп различных сортов. Изучать различную технологию оклеивания скорлупы крупой. Решать творческую задачу: самостоятельно выбрать сочетания круп для поделки, расписать изделие гуашевыми красками. Изготовить объёмную поделку на основе куриного яйца. Познакомиться с пасхальными традициями | Поделки «Пасхальная открытка», «Яйцо-фантазия» | ||
32 | Бумажные вестники мира | Приемы гофрирования бумаги, прорезания внутри листа | Анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность; выбирать различные материалы для воплощения своего замысла Выполнять поделки с прорезанием и гофрированием бумаги. Анализировать образец изделия; составлять план работы. Работать по схеме. Участвовать в коллективной работе. Осуществлять анализ работ других и самоанализ | Поделки «Губная гармошка», «Голубь мира» | ||
33 | Праздничные поделки | Изготовление поделок на основе гофрирования | Проверочная работа. Поделка в технике «Оригами» |
Список литературы
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тет¬радь. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». Методическое
пособие. — М.: АСТ, Астрель.
2 класс
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тет¬радь. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое
пособие. — М.: АСТ, Астрель.
3 класс
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 3 класс. Рабочая тет¬радь. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Технология». Методическое
пособие. — М.: АСТ, Астрель.
4 класс
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 4 класс. Рабочая тет¬радь. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Технология». Методическое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...