Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Программа разработана на основе требований федерального государственного стандарта начального образования. Автор Лутцева Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii_2_kl.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного стандарта начального образования (2009 г).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов:
Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоратавно-прикладного искусства и дизайна.
Математика – моделирование, выполнение расчётов, построение форм с учётом основ геометрии.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- Развитие личностных качеств (активности, любознательности, воли…), интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи) и творческих способностей;
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиск необходимой информации;
- Использование приобретённых знаний для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, уважения к людям труда и культурному наследию.
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.
Первый — репродуктивный — благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-техпологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.
Второй — творческий — предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную; поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения и разработки замысла изделия (создание ясного целостно представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учи гель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Дата | Тип урока | Кол-во час | Вспомогательные средства | Корректировка |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.(8 ч) | ||||||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | Открытие нового знания | 1 | |||
2-3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Рефлексия. Урок-экскурсия | 2 | проект | ||
4 | Природа в художественно-практической деятельности человека. | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
5-6 | Природа и техническая среда. | Рефлексия | 2 | ИКТ | ||
7-8 | Дом и семья. Самообслуживание. | Рефлексия | 2 | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (15 ч) | ||||||
9-10 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Открытие нового знания. Урок-исследование | 2 | ИКТ | ||
11 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Рефлексия | 1 | проект | ||
12 | Общее представление о технологическом процессе. | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
13 | Технологические операции ручной обработки материалов | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
14-15 | Изготовление изделий из бумаги. | Уроки-практикумы | 2 | |||
16 | Изготовление изделий из картона | 1 | ||||
17-19 | Изготовление изделий из ткани | 3 | ||||
20 | Графические изображения в технике и технологии. Чертёж. Линии чертежа. | Открытие нового знания | 1 | |||
21-22 | Разметка с опорой на чертёж. Эскиз. | Уроки-практикумы | 2 | |||
23 | Схема. | Открытие нового знания | 1 | |||
Конструирование и моделирование (9 ч) | ||||||
24 | Изделие и его конструкция. | Открытие нового знания | 1 | |||
25 | Элементарные представления о конструкции. | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
26 | Виды соединения деталей конструкции | Открытие нового знания | 1 | |||
27-32 | Конструирование и моделирование несложных объектов. (6ч) | проект | ||||
Транспорт. От телеги до машины. | Уроки -практикумы | 2 | ||||
История развития транспорта. В воздухе и космосе. | 2 | |||||
История развития транспорта. В водной стихии | 2 | |||||
Использование информационных технологий(2 ч) | ||||||
33-34 | Компьютер в учебном процессе. | Рефлексия | 2 | ИКТ |
Содержание тем учебного курса.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
- Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.
Концентричность в изучении достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представит освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
- Конструирование и моделирование.
- Использование информационных технологий.
Темы разделов. | Основное содержание по темам. | Характеристика деятельности уч-ся. | |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.(8 ч) | |||
Рукотворный мир как результат труда человека. | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников | — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | ||
Природа в художественно-практической деятельности человека. | Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве | ||
Природа и техническая среда. | Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций | ||
Дом и семья. | Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) | ||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (15 ч) | |||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) | ||
Общее представление о технологическом процессе. | Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) | ||
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) | ||
Графические изображения в технике и технологии. | Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз) | ||
Конструирование и моделирование (9 ч) | |||
Изделие и его конструкция. | Изделие с различными конструктивными особенностями | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | |
Элементарные представления о конструкции. | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | ||
Конструирование и моделирование несложных объектов. | Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | ||
Использование информационных технологий(2 ч) | |||
Компьютер в учебном процессе. | Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
Результаты изучения технологии во 2 классе.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
- Уважительно относится к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- Понимать исторические традиции ремёсел.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- Учиться выявлять и формулировать учебную проблему;
- Учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
- Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
- Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые материалы;
- Находить необходимую информацию в учебнике, словарях, энциклопедиях;
- С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов, икать наиболее целесообразные способы решения задач;
- Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
- Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока;
- Учиться выполнять задания в паре и группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать:
- Об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность);
- О гармонии предметов и окружающей среды;
- Профессиях мастеров родного края;
- Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
- Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;
- Самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструктивную карту, соблюдая общие правила поведения;
- Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной деятельности.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
- Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- Названия и свойства материалов;
- Происхождение натуральных тканей и их виды;
- Способы соединение деталей;
- Основные характеристики чертежа и эскиза.
Уметь:
- Читать простейшие чертежи, эскизы;
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж, эскиз;
- Оформлять изделие;
- Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- Конструирование и моделирование.
Знать:
- Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- Отличия макета от модели.
Уметь:
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
- Использование информационных технологий.
Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности уч-ся.
Оценка носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты.
Критерии оценки качественных результатов выполнение заданий:
- полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам;
- аккуратность сборки деталей;
- общая эстетика изделия.
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность уч-ся, умения выполнять свою роль в группе.
Критерии оценивания в баллах
Качество выполнения работ:
1 – низкий уровень
2 – средний уровень (с недостатками)
3 – высокий уровень
Творческие способности:
1 – репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи)
2 – частично продуктивный уровень (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью)
3 – продуктивный уровень (самостоятельно открывает новые и использует известные знания в незнакомых ситуациях)
Личностные качества (умение работать с информацией, коммуникабельность, проектная деятельность):
1 – низкий уровень
2 – средний уровень
3 – высокий уровень
Если достижения ребёнка долгое время остаются в графе низких показателей, учитель должен выяснить причины затруднений и продумать меры необходимой помощи.
Список литературы.
- Лутцева Е.А. Программа. Технология. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012
- Лутцева Е.А. Технология. Учебник 2 кл. М., «Вентана-Граф», 2012
- Лутцева Е.А. Технология. Сценарии уроков. 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
- Лутцева Е.А. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс . М.: «Вентана-Граф», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по технологии...
Рабочая программа по технологии 2 класс программа "Начальная школа 21 века"
Программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования (2009 г) и авторской программы Е.А. Лутцевой "Технология"...
Рабочая программа по технологии 3 класс программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования 2 поколения и авторской программы Е.А.Лутцевой "Технология"...
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»
Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...
рабочая программа по технологии программа начальная школа 21 века 1 класс
рабочая программа по технологии 1 класс...
Рабочая программа по технологии Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...