Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Новичкова Юлия Евгеньевна

Программа разработана на основе требований федерального государственного стандарта начального образования. Автор Лутцева Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_tehnologii_2_kl.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного стандарта начального образования (2009 г).

        Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов:

Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоратавно-прикладного искусства и дизайна.

Математика – моделирование, выполнение расчётов, построение форм с учётом основ геометрии.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

        Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  1. Развитие личностных качеств (активности, любознательности, воли…), интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи) и творческих способностей;
  2. Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  3. Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  4. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиск необходимой информации;
  5. Использование приобретённых знаний для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач;
  6. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  7. Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, уважения к людям труда и культурному наследию.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.

Первый — репродуктивный — благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-техпологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.

Второй — творческий — предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную; поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения и разработки замысла изделия (создание ясного целостно представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учи гель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Название темы

Дата

Тип урока

Кол-во час

Вспомогательные средства

Корректировка

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.(8 ч)

1

Рукотворный мир как результат труда человека.

Открытие нового знания

1

2-3

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

Рефлексия. Урок-экскурсия

2

проект

4

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Рефлексия

1

ИКТ

5-6

Природа и техническая среда.

Рефлексия

2

ИКТ

7-8

Дом и семья. Самообслуживание.

Рефлексия

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (15 ч)

9-10

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Открытие нового знания. Урок-исследование

2

ИКТ

11

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

Рефлексия

1

проект

12

Общее представление о технологическом процессе.

Рефлексия

1

ИКТ

13

Технологические операции ручной обработки материалов

Открытие нового знания

1

ИКТ

14-15

Изготовление изделий из бумаги.

Уроки-практикумы

2

16

Изготовление изделий из картона

1

17-19

Изготовление изделий из ткани

3

20

Графические изображения в технике и технологии. Чертёж. Линии чертежа.

Открытие нового знания

1

21-22

Разметка с опорой на чертёж. Эскиз.

Уроки-практикумы

2

23

Схема.

Открытие нового знания

1

Конструирование и моделирование (9 ч)

24

Изделие и его конструкция.

Открытие нового знания

1

25

Элементарные представления о конструкции.

Рефлексия

1

ИКТ

26

Виды соединения деталей конструкции

Открытие нового знания

1

27-32

Конструирование и моделирование несложных объектов. (6ч)

проект

Транспорт.  От телеги до машины.

Уроки -практикумы

2

История развития транспорта. В воздухе и космосе.

2

История развития транспорта. В водной стихии

2

Использование информационных технологий(2 ч)

33-34

Компьютер в учебном процессе.

Рефлексия

2

ИКТ

Содержание тем учебного курса.

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.

Концентричность в изучении достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц.

      2. Из истории технологии.

Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического освоения человеком окружающего мира.

        Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представит освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий.

Темы разделов.

Основное содержание по темам.

Характеристика деятельности уч-ся.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.(8 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека.

Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников

 Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.

С помощью учителя:

искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);

— при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;

организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;

оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.

Соблюдение в работе безопасных приёмов труда

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.

Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве

Природа и техническая среда.

Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).

Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций

Дом и семья.

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (15 ч)

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).

Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов

С помощью учителя:

выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;

 анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

 осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

 планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)

Общее представление о технологическом процессе.

Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани)

Подбор материалов и инструментов.

Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).

Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).

Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)

Графические изображения в технике и технологии.

Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.

Линии чертежа.

Чтение чертежа (эскиза).

Разметка с опорой на чертёж (эскиз)

Конструирование и моделирование (9 ч)

Изделие и его конструкция.

Изделие с различными конструктивными особенностями

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;

моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);

конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;

участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;

осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Элементарные представления о конструкции.

Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)

Конструирование и моделирование несложных объектов.

Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)

Использование информационных технологий(2 ч)

Компьютер в учебном процессе.

Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях

С помощью учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);

наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;

выполнять предложенные на цифровых носителях задания

Результаты изучения технологии во 2 классе.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
  2. Уважительно относится к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  3. Понимать исторические традиции ремёсел.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
  2. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему;
  3. Учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  4. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
  5. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

  1. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  2. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые материалы;
  3. Находить необходимую информацию в учебнике, словарях, энциклопедиях;
  4. С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов, икать наиболее целесообразные способы решения задач;
  5. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
  2. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока;
  3. Учиться выполнять задания в паре и группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать:

  1. Об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность);
  2. О гармонии предметов и окружающей среды;
  3. Профессиях мастеров родного края;
  4. Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

  1. Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  2. Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;
  3. Самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструктивную карту, соблюдая общие правила поведения;
  4. Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной деятельности.
  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Знать:

  1. Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
  2. Названия и свойства материалов;
  3. Происхождение натуральных тканей и их виды;
  4. Способы соединение деталей;
  5. Основные характеристики чертежа и эскиза.

Уметь:

  1. Читать простейшие чертежи, эскизы;
  2. Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж, эскиз;
  3. Оформлять изделие;
  4. Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  1. Конструирование и моделирование.

Знать:

  1. Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
  2. Отличия макета от модели.

Уметь:

  1. Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
  2. Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
  1. Использование информационных технологий.

Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности уч-ся.

        Оценка носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты.

        Критерии оценки качественных результатов выполнение заданий:

- полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам;

- аккуратность сборки деталей;

- общая эстетика изделия.

        В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность уч-ся, умения выполнять свою роль в группе.

        Критерии оценивания в баллах

Качество выполнения работ:

1 – низкий уровень

2 – средний уровень (с недостатками)

3 – высокий уровень

Творческие способности:

1 – репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи)

2 – частично продуктивный уровень (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью)

3 – продуктивный уровень (самостоятельно открывает новые и использует известные знания в незнакомых ситуациях)

Личностные качества (умение работать с информацией, коммуникабельность, проектная деятельность):

1 – низкий уровень

2 – средний уровень

3 – высокий уровень

        Если достижения ребёнка долгое время остаются в графе низких показателей, учитель должен выяснить причины затруднений и продумать меры необходимой помощи.

Список литературы.

  1. Лутцева Е.А. Программа. Технология. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012
  2. Лутцева Е.А. Технология. Учебник 2 кл. М., «Вентана-Граф», 2012
  3. Лутцева Е.А. Технология. Сценарии уроков. 2 класс.  М.: «Вентана-Граф», 2012
  4. Лутцева Е.А. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс . М.: «Вентана-Граф», 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс программа "Начальная школа 21 века"

Программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования (2009 г) и авторской программы Е.А. Лутцевой  "Технология"...

Рабочая программа по технологии 3 класс программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии разработана на основе требований ФГОС начального общего образования 2 поколения и авторской программы Е.А.Лутцевой "Технология"...

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

Рабочая программа по технологии Школа 21 века 2 класс

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...