Авторская программа по тестопластики "Тестовичок"
рабочая программа по технологии по теме
Программа дополнительного образования «Тестовичок» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotareva_o.v._avtorskaya_programma.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Алдан»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕСТОВИЧОК»
Составитель программы:
Золотарева
Ольга Васильевна
учитель начальных классов
г. Алдан, 2012
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «Тестовичок» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования.
Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цель данной программы – научить лепке из соленого теста, развить художественные способности, абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности, духовность культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Воспитательные
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Ученик научится называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться уважительно относится к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность
Условия реализации общеобразовательной программы.
Программа предназначена для учителя начальных классов, учащихся 1 – 4классов.
Условия приёма детей - берем всех желающих.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей | |
В неделю | В год | в группе | |
1 | 1 | 34 | 15 |
2 | 1 | 34 | 15 |
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из соленого теста. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
- Методы - как способ организации занятий:
- словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
- наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов
- практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,
- игровые – конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр
- Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
- объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы
- репродуктивные
- частично – поисковые – нахождение информации, участие в НПК («Волшебный комочек теста» - Захватов Никита – 2 место.
- исследовательские – опыты, самостоятельная творческая работа
- Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- групповая;
- коллективная.
- Формы проведения занятий:
- экскурсия;
- конкурс,
- урок – игра;
- сказка;
- викторина.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория (мин) | Практика (мин) | Количество часов | ||
1. | Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста | 20 | 25 | 1 |
2. | Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» | 15 | 30 | 1 |
3. | Вазы «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза». | 15 | 30 | 1 |
4. | Цветы и листья «Ромашки», «Розочка». «Простые цветочки», «Кувшинка» | 40 | 140 | 4 |
5. | Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща» | 30 | 105 | 3 |
6. | Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» | 30 | 105 | 3 |
7. | Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек | 20 | 70 | 1 |
8. | Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста» | 20 | 70 | 2 |
9. | Грибы «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко» | 40 | 140 | 4 |
10. | Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок». «Уточка», «Чудо-рыбка» | 30 | 105 | 3 |
11. | Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла» | 40 | 140 | 4 |
12. | Лепка по замыслу | 40 | 140 | 4 |
13. | Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов | 10 | 35 | 1 |
14. | Подготовка изделий к выставке | 45 | 1 | |
15. | Оформление выставки | 5 | 40 | 1 |
Итого: 34 занятия
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория (мин) | Практика (мин) ( | Количество часов | ||
1. | Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. | 30 | 60 | 2 |
2. | «Фрукты на тарелке» | 20 | 70 | 2 |
3. | «Корзинка с грибами» | 20 | 70 | 2 |
4. | «Декоративная пластина» | 10 | 35 | 1 |
5. | «Пляшущие человечки» | 40 | 140 | 4 |
6. | «Змея на ветке» | 30 | 105 | 3 |
7. | «Птичий двор» | 30 | 105 | 3 |
8. | «Елочка» | 10 | 35 | 1 |
9. | «Зверушки на Новогоднем празднике» | 50 | 175 | 5 |
10. | «Снеговик» | 10 | 35 | 1 |
11. | «Хлебный магазин» | 40 | 140 | 4 |
12. | «Подарок маме» | 20 | 70 | 2 |
13. | «Персонаж любимой сказки» | 30 | 105 | 2 |
14. | Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов | 45 | 1 | |
15. | Подготовка изделий к выставке Оформление выставки | 10 | 80 | 1 |
Итого: 34 занятия
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. З | Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой. У |
2. | Способы создания простых деталей «Солнце» и «месяц» | Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. |
3. | Вазы «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», « Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза» | Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. |
4. | Цветы и листья «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», «Кувшинка» | Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали |
5. | Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Бамбуковая роща» | Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. |
6. | Лесные красавицы ёлки «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» | Развивать умения лепить ствол дерева жгутом и по шаблону, скреплять детали, использовать дополнительные материалы. |
7. | Ёлочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек | Учить сочетать между собой различные заготовки. |
8. | Ягоды фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста» | Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. |
9. | Грибы «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко» | Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. Закрепить название грибов. |
10. | Фигурки животных «Ёжик», «Поросёнок», «Уточка», «Чудо-рыбка» | Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания. Учить соединять детали «примазыванием». |
11. | Игрушки и картинки «Паровоз», «Неваляшка», «Ракета на луне», «Юла» | Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». |
12. | Лепка по замыслу | Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста. |
13. | Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов | Познакомить с различными видами промыслов основанных на лепке. |
14. | Подготовка изделий к выставке | Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. |
15. | Оформление выставки | Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Содержание программы
2 год обучения
№п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. | Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания. |
2 | «Фрукты на тарелке» | Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм: шар, цилиндр и др. |
3 | «Корзинка с грибами» | Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы - диск. |
4 | «Декоративная пластина» | Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. |
5 | «Пляшущие человечки» | Закрепить умение лепить фигуру человека в движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. |
6 | «Змея на ветке» | Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики украсить поделку бисером, цветными нитками и т.д. Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. |
7 | «Птичий двор» | Учить лепить из исходной формы - широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, синхронизированную работу обеих рук. |
8 | «Елочка» | Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику. |
9 | «Зверушки на Новогоднем празднике» | Развивать связную речь. Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки. |
10 | «Снеговик» | Развивать общую ручную умелость. Показать способ формирования конуса (туловище вместе с головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом. |
11 | «Хлебный магазин» | Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин». Закрепить знания по теме «Откуда хлеб пришёл». |
12 | «Подарок маме» | Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки. |
13 | «Персонаж любимой сказки» | Закрепить знания детей о сказках. Продолжать освоение рельефной лепки. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. |
14 | Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов | Расширять знания детей о различных видах промыслов основанных на лепке |
15 | Подготовка изделий к выставке Оформление выставки | Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей |
В результате обучения учащиеся должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- народные художественные промыслы России и родного края;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
- историю возникновения лепки из солёного теста;
- основные приемы работы с соленым тестом;
- названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- об особенностях лепных игрушек;
- о проектной деятельности.
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
- сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- применять разные формы лепки;
- определять последовательность действий при выполнении работы;
- изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Ожидаемые результаты
Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.
Это:
- планирование и организация рабочего места;
- рациональное размещение инструментов и материалов;
- распределение рабочего времени;
- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;
- контроль за ходом деятельности;
- соотнесение результатов деятельности с образцом;
- осуществление сотрудничества при коллективной работе;
- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
- осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Критерии и формы оценки качества знаний
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы дополнительного образования «Тестовичок», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
- Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:
- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
- смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
- Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
- Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Постоянно действующая выставка
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
- Выпуск газет
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
- предварительного: проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
- текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности
- Отношения в коллективе
- Уровень творческой активности
- Организаторские способности обучающихся
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с тестом меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
По данной программе работаю не первый год, некоторые темы усложняются, вводятся новшества. Работа по данной программе приносит желаемые результаты.
Литература для учителя
- Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
- Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
- Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
- Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
- Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
- Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011
- Чаянова Г. Соленое тесто для начинающих.
Литература для детей
- Агибина М. И., В. С. Горичева. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
- Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».
- Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
- Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
- Литвиненко В. М. Игрушки из ничего. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
- Лыкова И.А. Лепим с мамой.
- Романовская А.Л., Е.М.Чезлов. «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс».
- Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. - М.: Изд. Эксмо. 2006
- Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
- Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...