Кружковое занятие по технологии "Работа с солёным тестом. Жаворонки"
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему

Это занятие проводится накануне дня весеннего равноденствия (21 марта), так как день этот в православном календаре носит название "Сороки". В этот день прилетает большинство птиц. Занятие проводится в коррекционном классе, поэтому возможна помощь родителей или старших ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_solyonym_testom.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема кружкового занятия: «Работа с соленым тестом. Жаворонки»

Цели занятия:

- Формирование навыков работы с соленым тестом;

- Закрепление знаний о лепке

- Формирование профессиональных знаний о гончарном ремесле

- Закрепление навыков работы с необходимыми инструментами и соблюдение правил по технике безопасности;

- Закрепление знаний работы по схеме последовательности изготовления поделок;

- Закрепление природоведческих знаний о времени года «Весна»;

- Закрепление знаний о православных праздниках и приметах весеннего календаря;

- Формирование навыков коллективного труда и взаимопомощи в работе;

Коррекционные цели занятия:

- Совершенствование полноты зрительных восприятий;

- Дальнейшее развитие восприятия формы предметов;

- Развитие кругозора учащихся и их словарного запаса;

- Тренировать образную память;

- Формирование навыков самоконтроля;

- Развитие речи учащихся;

- Развитие внимания и целенаправленности в выполнении работы;

- Формировать стремление добиваться конечного результата;

- Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Материалы и инструменты: Для воспитанников:

-  соленое тесто, подкладная доска, стеки, другие приспособления для инкрустации фигурок, клеенка, картонка, баночка с водой, тряпочка для рук, кисточка, мука

Для педагога:

Подборка стихов и примет о весне и перелетных птицах, фотографии птиц, инструкционные карты по работе с соленым тестом «Жаворонок», образцы изделий из соленого теста, словарь к уроку, аудиозаписи голосов птиц весеннего леса

Ход занятия

I. Организационный момент. Настрой детей на занятие.

1.  (Учитель говорит, а дети выполняют)

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Пальчики размять.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Молено начинать.

2. Приветствие гостям. (Говорят дети хором).

Мы хотим всем рассказать

И, конечно, показать,

Кто такой четвертый класс

И какой урок у нас

И чему мы научились

Наше творчество для Вас.

II. Проверочный этап.

- Чтобы продолжать урок надо вспомнить основные правила поведения на уроке.

Речевая разминка.(дети говорят по очереди)

Ученики мы все сознательные.

За партою не вешаем мы носа.

Сидим мы прямо знаком восклицательным,

И не сидим как знак вопроса.

Ответить хочешь - не шуми.

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

А если можно сесть - то сядь.

III. Подготовительный этап.

Учитель сообщает тему урока. Чему посвящен урок. Необычную форму его проведения.

Этапы проведения урока:

1.  Путешествие в природу

2.   В мастерской умельцев

3.   На выставке

IV. Основной этап.

  1. Путешествие в природу.

Учитель говорит о прекрасном времени года, которое считается утром года и загадывает загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

- Люди издавна любили эту пору, ведь весной оживает вся природа, вся нерукотворная красота, как говорится в библейских заповедях.

- Послушайте стихотворение А.С. Пушкина, посвященное этому времени года. (стихотворение вывешено над доской в качестве эпитета к уроку).

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса…

- А теперь послушайте еще одну загадку.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает

Грач горластый прилетает,

Что за месяц, кто узнает? (март)

- А каким он является для весны?

-Послушайте стихотворение С.Я. Маршака про этот весенний месяц.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

-Много разных примет связано с весной. Давайте вспомним некоторые из них. (У детей на партах листочки с приметами. Они их читают и вывешивают на доске)

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

- Весна совсем не за горами, становится теплее. Скажите, какая основная примета весны? (прилет перелетных птиц)

- А какие птицы к нам прилетают первыми, отгадайте. (учитель загадывает загадки)

1) Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач)

(Дети отгадывают загадку, берут фотографию птицы и прикрепляют ее на «весеннее» дерево)

2) На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец, -

Он и летчик, и певец (Скворец)

(Дети отгадывают загадку, берут фотографию птицы и прикрепляют ее на «весеннее» дерево)

3) Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит в вразвалочку

Спотыкалочкой. (Утка)

(Дети отгадывают загадку, берут фотографию птицы и прикрепляют ее под «весенним» деревом «на воде»)

4) Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (Жаворонок)

(Дети отгадывают загадку, берут фотографию птицы и прикрепляют ее на «весеннее» дерево)

5) Прилетает к нам с теплом

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

(Дети отгадывают загадку, берут фотографию птицы и прикрепляют ее на «весеннее» дерево)

- Когда появляются эти птицы? (Когда появляются первые насекомые – это основная пища птиц)

- С прилетом птиц связано много весенних примет.

Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.

Грач на горе – весна во дворе.

Увидал грача – весну встречай.

- 17 марта – Герасим грачевник. В этот день прилетают первые перелетные птицы-грачи.

Скоро наступит еще один знаменательный день. Что это за день?

(21 марта – день весеннего равноденствия. В православном календаре этот день называется Сороки. В этот день прилетает большинство перелетных птиц. (Чтение об этом дне из книги «Четыре времени года»)В образе вестовой птицы выступают жаворонки, поэтому раньше в деревнях пекли из муки так называемые «жаворонки и одаривали ими своих родственников и знакомых. Потом выходили на улицу и разламывали этих «жаворонков» на кусочки, подкармливая прилетевших птиц, как бы задабривая весну и ее вестников-птиц. На Сороки закликают весну и произносят или поют весенние заклички.

(дети говорят заклички)

Грачи-кулички,

Из-за моря летите

Весну красную несите.

Жаворонушек на проталинке распевает,

Он зовет весну красную, вызывает.

Солнышко, Солнышко,

Красное ведрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

2.   В мастерской умельцев

Пусть в классе у нас наступит весна

Волшебные руки творят чудеса.

Пусть птицы летят к нам скорее, скорей

И песни поют для наших друзей.

-Наш следующий этап работы называется как? Кто скажет?

(В мастерской умельцев)

Физ. Пауза. Речевая разминка и одновременные упражнения

На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Расписные петушки,

золотые гребешки

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

Раз - присели,

Два - присели.

За работу тихо сели.

-Мы с вами тоже будем лепить из теста «жаворонков», а потом их распишем красивыми яркими красками. Но сначала надо вспомнить основные этапы работы с соленым тестом.

1. С каким материалом работаем.

2. Какие инструменты нужны для работы

3. Из каких основных частей состоит тело птицы.

4. С какими дополнительными материалами еще приходится работать.

Работать будем по инструкционным картам.

- А теперь вспомним как надо работать на уроке.

Чтобы что-то сотворить

И здоровье сохранить

Технику и правила

Нужно повторить.

(Дети вспоминают правила работы со стекой или ножом)

Повторяем технику выполнения изделия по инструкционным картам.

(Инструкционные карты вывешены на доске)

Практическое выполнение работы. (Родители и педагог помогают ребятам в выполнении работы)

V. Контрольный этап.

Проверка выполнения готового изделия.

Исправление недочетов в работе.

Помощь со стороны товарищей и взрослых.

VI. Итог занятия.

Выставка работ воспитанников. Оценка деятельности всей «мастерской» гостями и самими детьми.

Отношение ребят к занятию выражается в оформлении нашего весеннего дерева цветами или коричневыми засохшими листочками.

(Дети прикрепили только одни цветы, и дерево расцвело красивыми цветами. Урок всем детям понравился и оставил очень хорошие впечатления от работы).

Завершение урока речевой разминкой.

Занятие окончено

Вот звонок опять.

Все, что надо сделано.

Можно отдыхать.

17 марта – Герасим грачевник

22 марта – День весеннего равноденствия  

( Сороки )

Стека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

Презентация внеклассных занятий с солёным тестом "Мукасолька".

В презентации рассказывается о целях и задачах работы с солёным тестом, о методах работы с тестом, показаны работы учеников....

Открытое внеурочное занятие во 2 классе «Умелые ручки » «В пекарне. Работа с солёным тестом. Повар.»

Какая профессия самая важная? Познакомить с профессиями и дать представление о профессии повара, пекаря, кондитера.Что такое тесто? Какое бывает тесто? Сравнить изделия из теста, выявить и опреде...

Мастер -класс "перелётные птицы".Работа с солёным тестом. Разработка занятия.

Разработка "Перелётные птицы" является основой занятия по внеурочной деятельности "Мой край" в 3 классе....

Тема занятия: «Знакомство с праздником «Сороки». Изготовление жаворонка из соленого теста».

Цели: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования весеннего народного календарного праздника Сороки и предшествующим праздником, Герасим-грачевник, с народными играми, познакомить с основны...

Конспект открытого занятия детского объединения «Декор» (поделки из солёного теста)

Конспект открытого занятия детского объединения «Декор» (поделки из солёного теста)Дата проведения: 30.01.2020г.Год обучения 1-йТема занятия: Изготовление панно «Снеговик».Цель...

Конспект внеурочного занятия: «Лепка животных из солёного теста»

Учить детей формировать из солёного теста объёмные геометрические фигуры, развивать у детей мелкую моторику, воспитывать  любовь и интерес к животным...