Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах,  представили свои  презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковская игрушка", изделия"папье-маше".Каждая группа защищала свой проект.Были подготовлены  сценки, частушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_seminar_uchiteley.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Панкратова Елена Ильинична,

                                                                       учитель первой квалификационной категории

                                                                                                 Муниципального  автономного

                                                                                                образовательного учреждения-

-                                                                                  средней общеобразовательной школы

                                                                                         №15 города Альметьевск

                                                                                                    Республики Татарстан

     

                                  ( Проектная деятельность в 3 классе)

                                                                                                      

                «Ярмарка народных промыслов» .   (3класс)

Цели:       1.    Обобщить и систематизировать знания учащихся о народных промыслах России,  о богатстве ее культурных традиций.

             2.      Способствовать:

          -развитию интереса к изучению истории и культуры своего народа,

        -развитию познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей            учащихся, формированию навыка самостоятельной работы по сбору нужной информации( используя в т.ч. компьютер), навыка совместной деятельности, сотрудничества, навыка эмоционального общения,

-воспитанию патриотических чувств.

Оборудование.   Таблицы «Хохлома», «Гжель», «Дымково». Выставка детских работ.   Образцы изделий народных промыслов. М/проектор

Защита проектов по группам: выступление ,презентация.

Эпиграф к уроку:

                        «Работа хороша, если в ней польза и душа»

                           

    Вступительное слово учителя.

Россия славится добрыми  мастерами.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми ,которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество. Это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них  сохранены  глубокие  художественные традиции,  отражающие  самобытность  культур  многонациональной   России.    Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в  нашей  стране,  их  знают  и  высоко  ценят  за  рубежом, они стали  символами  отечественной  культуры,  вкладом  России  во всемирное культурное наследие.

Вот уже восьмой   раз в одном из красивейших мест в Москве на территории уникального деревянного архитектурного ансамбля «Кремль в Измайлово» проводится  настоящий народный праздник - фестиваль народно-художественных промыслов «Ярмарка ремесел». Яркий и живой фестиваль соберет в стенах «Измайловского кремля» сотни людей. Каждый сможет найти здесь развлечение по вкусу: можно блинами с медовухой угоститься, водить хороводы и концерт посмотреть - в течение всего дня на сцене ярмарки будут выступать  фольклорные и молодёжные творческие  коллективы. А еще у гостей будет возможность попробовать создать что-то своими руками. Специально для них лучшие мастера и народные умельцы проведут мастер-классы и обучат азам своего мастерства.

Нет такого народного промысла в России, который бы не был представлен на «Ярмарке ремесел».  В фестивале примут участие мастера, ремесленники и предприятия народных художественных промыслов и ремесел Москвы, регионов России и зарубежных стран. Мероприятия  фестиваля наглядно продемонстрируют бескрайнюю палитру народных промыслов, помогут популяризации народного творчества и продвижению ремесленничества.

Символом единения наций станет огромный межнациональный пирог Дружбы народов - каждый, кто пришел в Измайловский Кремль на праздник, сможет попробовать кусочек на дружеском чаепитии на закрытии фестиваля. Если кто-то  и уйдет домой без покупки , главное приобретение- хорошее настроение –достанется  всем.

Зачем же нам и нашей душе нужно искусство? Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через  которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, созданные рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни.

Т.о. искусство играет важную роль в организации нашей жизни.

2.Искусство в древности.

3. Арт-терапия.

-Угадываем народный промысел и представляем проект.

Учитель .     Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем.

Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предвари-

Тельного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи- травный.

               (Выступление первой группы учащихся, готовивших тему.)

                                             Хохлома. 

  1уч.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Прекрасна осенняя пора. Выглянет солнышко из-за тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.

Хохломская роспись- алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

2уч.

Нарядная красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на ярмарках, появилась в старинном селе с веселым названием Хохлома Нижегородской области. Будто это не обыкновенные миски да ложки, а золотые. Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно.

3уч.

Этот традиционный художественный  промысел возник в 16 веке . И сначала хохломская  посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского стола. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Почему же именно жар-птица? Вот что об этом рассказывает легенда.

4уч.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься  прежним любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так жил он один, себе кашу варил и птицам зерна подсыпал. Прилетела как-то раз к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Задела птица золотым крылом чашу, и стала чаша золотой… Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла весть и до грозного государя. И повелел он отряду стрельцов найти своего беглеца и привести к нему. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все ,как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера , как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей.

                                                                   Сценка.

Дед.          Жил я жил, забот не зная,

                  Да свела меня с ума

                  Золотая, расписная, огневая хохлома.

Бабка.      Все листочки -как листочки,

                  Здесь же- каждый золотой.

                   Красоту такую люди называют хохломой.

Дед.           Бабка меня  не встречает бранью или лаской.

                    Целый день горшки рисую золотистой краской.

Бабка.        Хохлома, ай, хохлома!

                    Разукрась ты все дома,

                   А потом и улицу, петуха и курицу.

Дед.          Бабка меня до обеда заставляет рисовать…

Бабка.     Ведь в красивую посуду щи приятней наливать!

5уч.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение- от отца к сыну, от деда- к внуку  . Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.

Сейчас хохломские художники и   мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, предметы украшения интерьера, сувениры ( всего более1000 наименований), которые продаются и имеют большой спрос  даже за границей. Столицей Хохломской росписи является город  Семенов, В Горьковской области есть два крупных центра: фабрика художественных изделий «Хохломской художник» и производственное объединение «Хохломская роспись».

     Учитель .  

 Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца,   разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

                 Самая существенная черта русского народного промысла-

                                     праздничное ощущение радости.

Учитель. Свои изделия мастера изготавливают из фарфора, а расписывают только голубой или синей краской.

  (Выступление второй группы учащихся)

                                            Гжель.

1уч.

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая , незабудковая Гжель.

Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки- быль или небыль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка- глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!

2уч.

Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный, дутый ,или пузатенький. Сегодня славятся здешние места керамикой с синей сочной росписью на белом фоне. Мастера Гжели искусны и изобретательны. Взял мастер кисть и … расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы.

3уч.

На прилавках наших магазинов можно найти кувшины, чайники, вазы, игрушки. Основные производственные процессы на предприятиях механизированы, но по традиции мастера обращаются к ручной лепке отдельных деталей изделия. Роспись тоже производится от руки. Эта особенность отличает гжельский фарфор от изделий других промышленных предприятий.

4уч.

Фарфоровые  чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы  красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Из этих чашек  с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

                                                    Частушки.

     1.А деревня наша Гжель

     НЕ за тридевять земель.

      Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

2.По полю гуляла я,

Три цветочка нашла-

Белый, синий, голубой,

Я любуюсь красотой.

3.Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру, не беда.

Ох, посуда хороша!

4.Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки подрумянила.

Мама, не ругай меня!

5. На окошке два цветочка-

Беленький да синенький.

Когда малость подрасту,

Подарю их миленькой.

6.Юбку белую надела,

Синю ленту заплела.

Вот какая стала я-

Полюбуйтесь на меня!

7.Голубые облака, синяя водица.

Капитаном стану я-

Будешь мной гордиться!

Учитель.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность.

                       Глазам- радость, душе- отрада.

Учитель.  Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. В росписи присутствует только геометрический рисунок.

(Выступление третьей группы учащихся).

                                         Дымка.

1уч.

Возле речки Вятки

Есть один поселок,

Окаймлен лесами

Уголок веселый.

Слобода та в дымке

Поутру купалась,

И за это Дымкой исстари назвалась.

2уч.

Там любили песни, пляски,                             Кто-то сделал индюка-

В селе рождались чудо-сказки .                     Распушенные бока.

Вечера зимою длинны,                                      У кого-то глина  стала вдруг                  павлином.

И лепили там из глины.        

Кто-то вылепил синицу-

Стало сразу веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

И пошла о Дымке слава-

Заслужили это право!

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

3уч.

Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. (уч-ся посвистывают)

 На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони звери диковинные, птицы разные. Свистят все- и взрослые, и дети.

Вплетается звонкий свист в  праздничный гомон народного гулянья, которое называется Свистунья. Раньше этот праздник назывался Свистопляска.

4уч.

                                Легенда о смекалке вятичей.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они военную хитрость . Все жители, и дети , и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось , что на выручку к горожанам пришло огромное войско. И в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечали победу веселой «свистуньей».  В  наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек. Не забыт и старинный праздник.

Учитель.  Раньше новый  год начинался 1 марта. Именно к этому дню изготавливали большое кол-во игрушек и продавали. Люди считали, что свист- средство противодействия злу, как и громкие крики и удары.

В 19 веке разрушается старинный обряд, и праздник меняет свое название. И назначение обряда меняется- теперь это веселая развлекательная ярмарка. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд.  Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров- появились глиняные фигурки водоноски.

Учитель.

Мастерицы вкладывыли в эти фигурки свое представление о мире, о природе, о людях. В росписи дымковской игрушки присутствуют все цвета радуги.

 Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный —дорогие цвета, соединение красного цвета с желтым связано с ощущением радости, теплоты, веселья.

Многоцветная раскраска в виде полос, зигзагов, клеток, кружков образует веселый узор .

Что же он обозначает? (Ответы уч-ся)

Эта работа- лепка и роспись игрушек –приносила радость, душевное спокойствие.

За работой под веселые напевы незаметно проходило время. Недаром говорят:

    Сокровища русского народа- народные игрушки и фольклор.

                   Ученики всех групп исполняют частушки.

Мальчики.         Мы работали, устали.

                            Только в праздник отдыхали.

                            Рубахи красны надевали,

                            Поясами подвязали.

                            Эй, подружки, выходите.

                            На нас, нарядных поглядите!

Девочки.          А мы тоже наряжались,

                           В хороводы собирались.

                           Губки красили морковкой,

                           Угольком чертили бровки,

                           Щеки пудрили мукою

                           И румянили свеклою.

Велика Россия наша,                                       Я куплю себе свистульку,

И талантлив наш народ.                                 Буду трели выводить.

О Руси родной умельцах                                Мастеров из славной Дымки          

На весь мир молва идет.                                Никогда нам не забыть.

Золотая Хохлома-                                          В Гжели делают посуду-

Ей не налюбуешься.                                     Сколько радости для глаз!

И в Париже, и в Нью-Йорке                       Подрастают мастерицы,

Хохлома красуется.                                      Может быть, и среди нас.

Наша русская игрушка                                 Обойди ты всю Россию-

Не стареет сотни лет.                                   В каждом граде терема.

В красоте, в таланте русском                     Всей земле на удивленье

Весь находится секрет.                               Дымково и Хохлома!

                                                       Викторина.

                      (проводит ученик, подготовивший вопросы)

1.Какое давнее название имел праздник Свистунья?

2.Материал для игрушек.

3.Прстонародное название игрушки с веселым голосом.

4.Народная песенка, четверостишие задорно- шутливого характера.

5.Как называется мастер, работающий с глиной?

6.Что делает глиняную игрушку прочной?

7.Материал для изделий  гжельских мастеров.

8.Родина дымковской игрушки.

9.Большой торг, зрелище, народное гулянье.

10.Деревянная посуда, расписанная красными и черными красками по золотому фону.

11.Роспись в сине-голубых тонах.

12.Элемент росписи дымковской игрушки.

Заключительное слово учителя.

Рефлексия.

-Как вы думаете, помогает ли вам в жизни занятие искусством? Каким образом?

( уч-ки стоя  «отвечают»- руки вверх, в стороны или опущены.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы проектной деятельности. Проект "Наследие России: народные промыслы"

Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Име...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"

Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"...

Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"

Материал может быть использован для  организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Проектная работа "Народные промыслы"

В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в слож...