Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме
Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах, представили свои презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковская игрушка", изделия"папье-маше".Каждая группа защищала свой проект.Были подготовлены сценки, частушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_seminar_uchiteley.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Панкратова Елена Ильинична,
учитель первой квалификационной категории
Муниципального автономного
образовательного учреждения-
- средней общеобразовательной школы
№15 города Альметьевск
Республики Татарстан
( Проектная деятельность в 3 классе)
«Ярмарка народных промыслов» . (3класс)
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о народных промыслах России, о богатстве ее культурных традиций.
2. Способствовать:
-развитию интереса к изучению истории и культуры своего народа,
-развитию познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельной работы по сбору нужной информации( используя в т.ч. компьютер), навыка совместной деятельности, сотрудничества, навыка эмоционального общения,
-воспитанию патриотических чувств.
Оборудование. Таблицы «Хохлома», «Гжель», «Дымково». Выставка детских работ. Образцы изделий народных промыслов. М/проектор
Защита проектов по группам: выступление ,презентация.
Эпиграф к уроку:
«Работа хороша, если в ней польза и душа»
Вступительное слово учителя.
Россия славится добрыми мастерами.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми ,которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество. Это неотъемлемая часть отечественной культуры. В них сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
Вот уже восьмой раз в одном из красивейших мест в Москве на территории уникального деревянного архитектурного ансамбля «Кремль в Измайлово» проводится настоящий народный праздник - фестиваль народно-художественных промыслов «Ярмарка ремесел». Яркий и живой фестиваль соберет в стенах «Измайловского кремля» сотни людей. Каждый сможет найти здесь развлечение по вкусу: можно блинами с медовухой угоститься, водить хороводы и концерт посмотреть - в течение всего дня на сцене ярмарки будут выступать фольклорные и молодёжные творческие коллективы. А еще у гостей будет возможность попробовать создать что-то своими руками. Специально для них лучшие мастера и народные умельцы проведут мастер-классы и обучат азам своего мастерства.
Нет такого народного промысла в России, который бы не был представлен на «Ярмарке ремесел». В фестивале примут участие мастера, ремесленники и предприятия народных художественных промыслов и ремесел Москвы, регионов России и зарубежных стран. Мероприятия фестиваля наглядно продемонстрируют бескрайнюю палитру народных промыслов, помогут популяризации народного творчества и продвижению ремесленничества.
Символом единения наций станет огромный межнациональный пирог Дружбы народов - каждый, кто пришел в Измайловский Кремль на праздник, сможет попробовать кусочек на дружеском чаепитии на закрытии фестиваля. Если кто-то и уйдет домой без покупки , главное приобретение- хорошее настроение –достанется всем.
Зачем же нам и нашей душе нужно искусство? Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, созданные рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни.
Т.о. искусство играет важную роль в организации нашей жизни.
2.Искусство в древности.
3. Арт-терапия.
-Угадываем народный промысел и представляем проект.
Учитель . Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем.
Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предвари-
Тельного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи- травный.
(Выступление первой группы учащихся, готовивших тему.)
Хохлома.
1уч.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Прекрасна осенняя пора. Выглянет солнышко из-за тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.
Хохломская роспись- алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
2уч.
Нарядная красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на ярмарках, появилась в старинном селе с веселым названием Хохлома Нижегородской области. Будто это не обыкновенные миски да ложки, а золотые. Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно.
3уч.
Этот традиционный художественный промысел возник в 16 веке . И сначала хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского стола. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Почему же именно жар-птица? Вот что об этом рассказывает легенда.
4уч.
Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так жил он один, себе кашу варил и птицам зерна подсыпал. Прилетела как-то раз к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Задела птица золотым крылом чашу, и стала чаша золотой… Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла весть и до грозного государя. И повелел он отряду стрельцов найти своего беглеца и привести к нему. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все ,как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера , как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей.
Сценка.
Дед. Жил я жил, забот не зная,
Да свела меня с ума
Золотая, расписная, огневая хохлома.
Бабка. Все листочки -как листочки,
Здесь же- каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Дед. Бабка меня не встречает бранью или лаской.
Целый день горшки рисую золотистой краской.
Бабка. Хохлома, ай, хохлома!
Разукрась ты все дома,
А потом и улицу, петуха и курицу.
Дед. Бабка меня до обеда заставляет рисовать…
Бабка. Ведь в красивую посуду щи приятней наливать!
5уч.
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение- от отца к сыну, от деда- к внуку . Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.
Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, предметы украшения интерьера, сувениры ( всего более1000 наименований), которые продаются и имеют большой спрос даже за границей. Столицей Хохломской росписи является город Семенов, В Горьковской области есть два крупных центра: фабрика художественных изделий «Хохломской художник» и производственное объединение «Хохломская роспись».
Учитель .
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
Самая существенная черта русского народного промысла-
праздничное ощущение радости.
Учитель. Свои изделия мастера изготавливают из фарфора, а расписывают только голубой или синей краской.
(Выступление второй группы учащихся)
Гжель.
1уч.
Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая , незабудковая Гжель.
Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,
Кувшины и кружки- быль или небыль? Изделия рук золотых.
Синяя сказка- глазам загляденье, словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!
2уч.
Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный, дутый ,или пузатенький. Сегодня славятся здешние места керамикой с синей сочной росписью на белом фоне. Мастера Гжели искусны и изобретательны. Взял мастер кисть и … расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы.
3уч.
На прилавках наших магазинов можно найти кувшины, чайники, вазы, игрушки. Основные производственные процессы на предприятиях механизированы, но по традиции мастера обращаются к ручной лепке отдельных деталей изделия. Роспись тоже производится от руки. Эта особенность отличает гжельский фарфор от изделий других промышленных предприятий.
4уч.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
Частушки.
1.А деревня наша Гжель
НЕ за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
2.По полю гуляла я,
Три цветочка нашла-
Белый, синий, голубой,
Я любуюсь красотой.
3.Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда.
Ох, посуда хороша!
4.Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила.
Мама, не ругай меня!
5. На окошке два цветочка-
Беленький да синенький.
Когда малость подрасту,
Подарю их миленькой.
6.Юбку белую надела,
Синю ленту заплела.
Вот какая стала я-
Полюбуйтесь на меня!
7.Голубые облака, синяя водица.
Капитаном стану я-
Будешь мной гордиться!
Учитель.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность.
Глазам- радость, душе- отрада.
Учитель. Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. В росписи присутствует только геометрический рисунок.
(Выступление третьей группы учащихся).
Дымка.
1уч.
Возле речки Вятки
Есть один поселок,
Окаймлен лесами
Уголок веселый.
Слобода та в дымке
Поутру купалась,
И за это Дымкой исстари назвалась.
2уч.
Там любили песни, пляски, Кто-то сделал индюка-
В селе рождались чудо-сказки . Распушенные бока.
Вечера зимою длинны, У кого-то глина стала вдруг павлином.
И лепили там из глины.
Кто-то вылепил синицу-
Стало сразу веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.
И пошла о Дымке слава-
Заслужили это право!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
3уч.
Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. (уч-ся посвистывают)
На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони звери диковинные, птицы разные. Свистят все- и взрослые, и дети.
Вплетается звонкий свист в праздничный гомон народного гулянья, которое называется Свистунья. Раньше этот праздник назывался Свистопляска.
4уч.
Легенда о смекалке вятичей.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они военную хитрость . Все жители, и дети , и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось , что на выручку к горожанам пришло огромное войско. И в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечали победу веселой «свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек. Не забыт и старинный праздник.
Учитель. Раньше новый год начинался 1 марта. Именно к этому дню изготавливали большое кол-во игрушек и продавали. Люди считали, что свист- средство противодействия злу, как и громкие крики и удары.
В 19 веке разрушается старинный обряд, и праздник меняет свое название. И назначение обряда меняется- теперь это веселая развлекательная ярмарка. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров- появились глиняные фигурки водоноски.
Учитель.
Мастерицы вкладывыли в эти фигурки свое представление о мире, о природе, о людях. В росписи дымковской игрушки присутствуют все цвета радуги.
Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный —дорогие цвета, соединение красного цвета с желтым связано с ощущением радости, теплоты, веселья.
Многоцветная раскраска в виде полос, зигзагов, клеток, кружков образует веселый узор .
Что же он обозначает? (Ответы уч-ся)
Эта работа- лепка и роспись игрушек –приносила радость, душевное спокойствие.
За работой под веселые напевы незаметно проходило время. Недаром говорят:
Сокровища русского народа- народные игрушки и фольклор.
Ученики всех групп исполняют частушки.
Мальчики. Мы работали, устали.
Только в праздник отдыхали.
Рубахи красны надевали,
Поясами подвязали.
Эй, подружки, выходите.
На нас, нарядных поглядите!
Девочки. А мы тоже наряжались,
В хороводы собирались.
Губки красили морковкой,
Угольком чертили бровки,
Щеки пудрили мукою
И румянили свеклою.
Велика Россия наша, Я куплю себе свистульку,
И талантлив наш народ. Буду трели выводить.
О Руси родной умельцах Мастеров из славной Дымки
На весь мир молва идет. Никогда нам не забыть.
Золотая Хохлома- В Гжели делают посуду-
Ей не налюбуешься. Сколько радости для глаз!
И в Париже, и в Нью-Йорке Подрастают мастерицы,
Хохлома красуется. Может быть, и среди нас.
Наша русская игрушка Обойди ты всю Россию-
Не стареет сотни лет. В каждом граде терема.
В красоте, в таланте русском Всей земле на удивленье
Весь находится секрет. Дымково и Хохлома!
Викторина.
(проводит ученик, подготовивший вопросы)
1.Какое давнее название имел праздник Свистунья?
2.Материал для игрушек.
3.Прстонародное название игрушки с веселым голосом.
4.Народная песенка, четверостишие задорно- шутливого характера.
5.Как называется мастер, работающий с глиной?
6.Что делает глиняную игрушку прочной?
7.Материал для изделий гжельских мастеров.
8.Родина дымковской игрушки.
9.Большой торг, зрелище, народное гулянье.
10.Деревянная посуда, расписанная красными и черными красками по золотому фону.
11.Роспись в сине-голубых тонах.
12.Элемент росписи дымковской игрушки.
Заключительное слово учителя.
Рефлексия.
-Как вы думаете, помогает ли вам в жизни занятие искусством? Каким образом?
( уч-ки стоя «отвечают»- руки вверх, в стороны или опущены.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические основы проектной деятельности. Проект "Наследие России: народные промыслы"
Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Име...
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"
Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован на уроках ИЗО...
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...
Проектная работа "Народные промыслы"
В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в слож...