Главные вкладки
Проектная работа "Народные промыслы"
проект по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.
Поэтому обращение в начальной школе к народным промыслам - это не только развитие творческих способностей, но и воспитание гордости и любви к собственному народу, своей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._r._kapitonova_e.a.odt | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
проектная работа
Выполнили:
ученики 4 «Е»класса
МБОУ Одинцовской Сош№1
г. Одинцово,
учитель
изобразительного искусства
Капитонова Е.А.
2024 г.
Введение
Россия всегда славилась искусными мастерами, которые простые вещицы превращали в произведения искусства. Мир, в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.
Поэтому обращение в начальной школе к народным промыслам - это не только развитие творческих способностей, но и воспитание гордости и любви к собственному народу, своей стране.
Мы, учащиеся 4’’Е’’класса, под руководством учителя , подготовили проектную работу для школьного конкурса «Народные промыслы».
Тема проекта:Изготовление Жостовского подноса в технике художественного валяния из шерсти.
Название проекта: Народные промыслы.
Цель проекта: Приобщение к Русской культуре.
Задачи проекта:
1.Найти и изучить информацию об особенностях Жостовского промысла, и об истории валяния из шерсти.
2.Подобрать материалы, инструменты, приспособления для создания коллективной работы.
3.Представить работу на школьную выставку.
Методы:
1.Изучили информацию о народных промыслах.
2.Анализировали разные технологии изготовления цветов и листьев, а также подбирали необходимые материалы и инструменты для выполнения работы.
3.Составили план выполнения, оформления и презентации выполненной работы.
Ожидаемые результаты:
1.Познакомиться с Жостовской росписью и научиться выделять её особенности, изучить новую для себя технику рукоделия.
2.Найти, отобрать и научится отличать специальные инструменты для техники валяния.
3.Работа займёт достойное место на выставке, будет использоваться в других классах на уроках «Народные промыслы», наглядное пособие.
Этапы проектирования:
1.Выбор народного промысла, в технике которого будет создана работа. (Выслушиваются мнения детей и обсуждаются предложения каждого ребёнка).
2.Выбирается техника, в которой будет выполняться работа. ( аппликация, рисунок, пластилинография, квилинг, торцевание,валяние из шерсти и т. д.).
3.Знакомство с выбранной техникой, подбор материалов и инструментов для выполнения работы, создание эскиза.
4.Выполнение отдельных деталей работы (листья, цветы, узор борта), и соединение их с основой (валеным подносом), объединение в единую композицию.
Основная часть
Постановка цели и определение задач
В школе часто проходят различные тематические выставки. И одна из выставок в этом году была на тему: "Народные промыслы". Ученики различных классов должны были представить на выставку коллективную работу. В нашем классе началось обсуждение , в каком виде декоративно-прикладного искусства выполнить работу для выставке, поступали самые различные предложения. Кто-то предлагал сделать хохломскую посуду и расставить её как будто на полочках, кто-то предлагал сделать игрушки различных росписей (Филимоново, Дымково и т.д.) и расположить их как ярмарочные лотки. Но все предложения нам казались: или слишком просто, или уже не раз такое делали.
И тогда мы обратились к справочной литературе, к различным Интернет-сайтам. Результатом обсуждения на следующий день было предложение выполнить коллективную работу в стиле Жостовской росписи. Решили сделать большой поднос, в центре которого разместить цветочный букет, каждый выполнит роспись отдельного элемента, а затем создать общую композицию.
Поиск информации
Проект перешёл в следующую стадию: мы решали: в какой же технике выполнить поднос. Все получили задание по группам выступить и защитить своё предложение о технике, в которой возможно выполнить цветы. Группа должна была рассмотреть все плюсы и минусы предложенной технологии. Одна группа предлагала нарисовать цветы, вырезать и приклеить на общий фон. Минусом этой технологии была банальность, отсутствие изюминки. Другая - сделать каждому цветок в виде аппликации. Потом собрать цветы на чёрном фоне. Но учителем было высказано предположение, что такая технология не передаст особенностей жостовского цветка. Было также предложение об использовании техники квиллинга. Но минусом этого предложения стала сложность прикрепления цветов на фон.
Самой интересной идеей одной из групп, выполнить цветы в технике сухого валяния. Многим ребятам совсем незнакома была такая техника, но вызвала живой интерес. Девочки из этой группы решили познакомить одноклассников с новой для них техникой, представив им презентацию о ней.
Знакомство с техникой сухого валяния
Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последние время к войлоку, дающему огромные возможности для создания творческих и практичных предметов.
Валяние или валка - процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон (шерстинок). В иноязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающим «шерсть».
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам.
Различают два способа валяния шерсти: с помощью игл (холодное), с помощью мыла (горячее). Валяние иглами - это уплотнение шерсти специальными иглами с насечками, которые подцепляют и спутывают волокна. Этот способ валяния напоминает лепку и позволяет получать объёмные изделия.
При втором способе валяния шерсть обильно пропитывают мыльным раствором, уминают и тщательно трут руками. При этом волокна плотно переплетаются и под воздействием щелочной среды сокращаются. Получается полотно - войлок. Таким образом, можно изготавливать плоские изделия: коврики, панно, гобелены, шарфы, полотно для раскроя и многое другое. Для валяния используется шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, лам, кроликов, зайцев и даже собак и кошек.
Валкоспособностью обладает исключительно шерсть животного происхождения. Дело в том, что поверхность шерстяных волокон покрыта микроскопическими чешуйками, которые при механическом воздействии в условиях щелочной среды прочно сцепляются друг с другом, позволяя получать особого рода материал - войлок.
Выбор материала и инструментов
Для выполнения Жостовского подноса, мы выбрали Троицкую пряжу для валяния. Она недорогая, легкая, воздушная и, главное, не скручена.
№ п/п | Наименование материала | Цена за единицу | Использованный материал | Фактическая цена | Примечание |
3. | Шерсть для валяния. | 80р.- 3 мотка. | 300 г. | 240р. | Купили в магазине |
4. | Набор игл для валяния. | 100р.-6 наборов | 28 штук. | 600р. | Купили в магазине |
7. | Поролоновая губка. | 5р.-28 штук | 28 штук. | 140р. | Купили в магазине |
Итого 980р. |
Знакомство с особенностями Жостовской росписи
Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» ~180 лет. Жостовский поднос жив и по сей день. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но созданные густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции.
Объёмная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы на металлических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.
В цветочном букете собраны яркие, крупные и сочные цветы в окружении листиков. Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. Самый любимый жостовский цветок это роза. У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком. Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом. Технологический процесс изготовления жостовских подносов включает следующие основные операции:
1. Изготовление подносов. При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.
2. Подготовка под роспись. Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.
3. Художественная роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй – выправкой.
- Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса.
- Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
4. Нанесение орнамента. Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка . Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись. Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы, является уникальным произведением народного искусства.
Выполнение работы
№ | Этапы выполнения работы | Деятельность учащихся |
1. | Постановка художественной задачи | Руководствуясь, заранее подготовленным эскизом, каждый будет выполнять свой фрагмент коллективной работы, сухим методом валяния шерсти. Затем, выполненные фрагменты(листья, цветы, узоры) помещаем на заранее сваленное (мокрым способом валяния) полотно, вырезанное в виде жостовского подноса. |
2. | Практическая часть | Роспись каждого элемента имеет несколько этапов. Роспись ( фильцовочной иглой) заготовки цветка: 1 этап – берем шерсть нужного цвета, сворачиваем по форме лепестка и располагаем её на заготовке первого лепестка. 2 этап –фильцовочной иглой расписываем каждый лепесток цветка по отдельности. 3 этап – наносим оттенки на лепестки, шерстью другого цвета. 4 этап – оформляем серединку цветка, взяв шерсть нужного цвета и свернув её в виде круга. Закрепляем фильцовочной иглой по центру цветка, стараясь сохранить форму круга. Роспись (фильцовочной иглой) заготовки листика: 5 этап – берем шерсть нужного цвета, располагаем на заготовку листка, свернув шерсть в виде капли, и закрепляем иглой, заполняя всю поверхность заготовки. 6 этап – затем, берем шерсть другого тона, и прописываем на листке прожилки. |
3. | Окончательное оформление работы | Разместив выполненные детали на войлочном подносе, закрепляем их. Дополняем работу узором, по краю борта, Жостовского подноса. |
Заключение
Работа получилась красивой и оригинальной, была выполнена аккуратно и соответствует замыслу.
В целом изделие получилось экологически чистым и экономически выгодным.
Выбранный объект для проекта, позволил нам не только реализовать себя в творчестве, но и узнать много нового об истории валяния, освоить современные технологии работы с шерстью, научил искать информацию, обосновывать и защищать свою точку зрения, анализировать, сравнивать и делать выводы, принимать решение, которое устраивает всех.
Что человеку нужно для счастья и хорошего настроения? А человеку нужно просто почувствовать себя Творцом, открыть в себе талант, художественное видение и собственными руками создать новый волшебный мир, наполненный фантазией. Вы начинаете творить и… наступает момент истины, повседневные заботы, негатив, суета уходят на задний план.
Кроме того, работа выполнялась из натуральной шерсти. Это экологически чистый и натуральный материал, который имеет ряд видимых преимуществ перед искусственными, синтетическими материалами.
Когда речь заходит о предметах прикладного творчества, у нас есть возможность заявить о себе как о мастере. Независимо от того, каким будет наше творение, важно по-настоящему наслаждаться процессом творчества. Декоративное панно можно использовать не только для украшения интерьера школы, но и как наглядное пособие для других классов при изучении темы "Народные промыслы".
Список литературы
1.Н. И. Бедник «Цветы на подносе». Ленинград «Художник РСФСР», 1989 г.
2.А. Рогов «Кладовая радости». Москва. «Просвещение», 1992 г.
3. Волков Н.Н. Цвет живописи. – М., 1989.
4.Иттен Й. Искусство цвета. – М., 2011.
5. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё». – М «Астрея», 2007.
6.Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.
Интернет-ресурсы:
- Интернет-сайт: http://www.wool-bulb.com
- http://dveri-kredo.ru/shpon.htm
- http://www.rosdveri.ru/porody-i-vidy-shpona/
- http://www.mosrdd.ru/stati.php?id=59
- http://www.100best.ru/Catalogue/Products/40004247/
- http://www.wonder-land.ru/tubus.html
- http://www.livemaster.ru/item/4409449-materialy-dlya-tvorchestva-kniga-igrushki-svoimi
- http://ptoy.jimdo.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс
Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах, представили свои презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...
Методические основы проектной деятельности. Проект "Наследие России: народные промыслы"
Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Име...
Проектная работа ученика Шевченко Андрея по теме «Ремёсла и промыслы Кубани»
Презентация к уроку кубановедения по теме «Ремёсла и промыслы Кубани». Увлекательное путешествие по Кубани....
Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"
Проектная деятельность, презентация на тему "Народные промыслы России"...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован на уроках ИЗО...
Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...