Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России")
рабочая программа по технологии (2,3,4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2-4_kl..doc | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Методический совет Протокол №_____ от __________ | Утверждаю Директор школы _________/ _______________ Приказ № _________от_________ |
Рабочая программа
Технология (художественный труд)
2 – 4 классы
Авторы: Т. Я. Шпикалова, Е. А. Алексеенко,
Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова
(УМК «Школа России»)
Составитель:
учитель начальных классов
Романенко М. Н.
г. Тихвин
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Т.Я Шпикалова, Е.В. Алексеенко. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Москва, «Просвещение» 2008 г.;
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Основные цели и задачи программы:
- обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Технология. Художественный труд»;
- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Данная программа позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного усвоения учебного материала и осуществляются на основе:
- общности развивающих (развитие творческих способностей, проектных,
- художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
- общности основных качеств художественной вещи, изделия: материал, форма, пропорции, декор, а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.
В построении содержания программы предусмотрены:
- вариативность в заданиях, выборе материалов и техник;
- вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
- вариативность в организации самостоятельной познавательной и творческой
- деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение технологии во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по технологии.
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) | |||
2 класс | 3 класс | 4 класс | 1-4 классы | ||
1. | Работа с бумагой | 16 | 17 | 10 | 42 |
2. | Работа с тканью | 8 | 9 | 10 | 27 |
3. | Работа с пластическими материалами. | 6 | 5 | 4 | 15 |
4. | Работа с природными материалами. | 4 | 3 | 5 | 12 |
5. | Работа с разными материалами. | - | - | 5 | 5 |
Итого: | 34 | 34 | 34 | 102 |
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения. Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа. Виды занятий: урок, практическое занятие.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении используются:
учебники:
- «Технология. Художественный труд». 2 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
- «Технология. Художественный труд». 3 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
- «Технология. Художественный труд». 4 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
2 класс (34ч.) Ведущая тема года: Всякому рукоделию есть применение
Работа с бумагой и картоном (16ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой (ватман) и картоном; свойства бумаги и тонкого картона, их разнообразие; приемы и правила работы с ножницами, шилом; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); способы технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание — гофрирование; оригами; сквозное вырезывание из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скручивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами (катамаран); обозначения (скручивание, гофрирование, прокалывание); работа по технологической карте — чтение обозначений. Развитие знаний о культуре работы с бумагой и картоном; правила организации рабочего места. Выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности); разметка по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Приемы соединения деталей из бумаги и картона: склеивание внахлест и в торец; наружное соединение в замок; внутреннее соединение в замок. Освоение приемов работы с бумагой на основе экспериментирования. Симметричное вырезывание, обрывание, сквозное прокалывание, прорезывание — вырезанка. Гофрирование (прямолинейное складывание — дерево, куст, цветок) простейших строений (забор, лестница). Скручивание бумажной ленты в завиток для создания образов зимних деревьев и кустарников, для выполнения декоративных деталей сосудов. Аппликация. Народные декоративные вырезанки. Выполнение декора в технике аппликации (украшение карнавальной шапочки). Знакомство с простейшими базовыми формами техники оригами (треугольник, двойной треугольник, катамаран и др.). Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов оригами (изготовление катамарана); конструирование по мотивам растительных форм (дерево, куст, цветок) простейших строений (забор, лестница); складывание; художественное вырезывание; аппликация; организация рабочего места; работа по технологической карте. Организация выставки творческих работ, коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе: конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции, включающие детали в технике гофрирования (по мотивам традиционных щепных птиц), плавающие конструкции в технике оригами (катамаран); объемное конструирование на основе цилиндра (по мотивам гжельской керамики и изделий Полховского Майдана); конструирования с включением готовых вспомогательных форм: санки с деталями со сквозным узором; моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: ветряки с вращающимися лопастями; моделирования и конструирования (сгибание, складывание, вырезывание, склеивание) из бумаги, тонкого картона. Создание изделий по образцу, изображению, технологической карте из бумаги, тонкого картона, упаковочных картонных коробок и других материалов на заданную тему («Ветряк дует всяк», «Птица счастья», предметы чайного сервиза «Краски русской зимы» — имитация гжельской керамики, «Русь белокаменная», «Тридцать три богатыря», «Саночки-катаночки», «Игрушки-тарарушки», карнавальный головной убор); выполнения декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).
Работа с тканью (8ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — тканых изделий, народного костюма, вышивки, лоскутного шитья.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами.
Материалы и инструменты для шитья, вышивки и ткачества. История возникновения и применения человеком ножниц, игл и других инструментов. Понятие о тканях из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные). Полотняное переплетение в ткани. Разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Многообразие видов ниток для вышивания. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, портновскими булавками. Составление выкройки изделия и выкраивание деталей в разворот. Приемы обработки края изделия (оформление краевым швом). Планирование работы с тканью по технологической карте.
Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества и современные ткацкие станки. Узорное ткачество на рамке. Пропорции, ритм, цвет полос и клеток в тканых изделиях. Украшение предметов быта и народной одежды тканым орнаментом (узорное, браное ткачество, узорные половички и коврики мастеров родного края). Приемы изготовления простейшего приспособления для ткачества — рамки из деталей набора «Конструктор» (планки) или из картона, деревянных реек. Конструирование простейшего челнока. Выбор материалов для ткачества: толстые нити для натяжения основы, полосы из ткани или толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные) для переплетения. Освоение простейшего способа ткачества на раме и изготовление тканого коврика (половичка) полотняного переплетения. Украшение готового коврика кистями из ниток, бантиками.
Формирование трудового опыта: в процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Швы: петельный, стебельчатый, их назначение. Приемы вышивки изделий петельным и стебельчатым швами (сумочка, платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция — монограмма — как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой (стебельчатый шов). Разработка эскиза монограммы, перевод ее на ткань способом «на просвет». Освоение стебельчатого шва (украшающий шов по свободному контуру, по наводу). Отделка краев изделия бахромой, петельным швом; в процессе ознакомления с лоскутной техникой. Простейшие традиционные композиции в народном творчестве разных регионов России (шитье из полос, квадратов, треугольников). Ритм цвета и силуэтов, тональный и цветовой контраст в традиционных лоскутных изделиях. Приемы кроя и сшивания вручную деталей квадрата-модуля, составление композиции (панно) из квадратов-модулей (мотивы «мельница», «конверт»), изготовление сувениров (салфеток, прихваток и др.). Лоскутная кукла из нескольких деталей, конструирование куклы приемами скручивания, связывания, плетения (кукла-покосница); в процессе конструирования из ткани: сумочка-кошелек (лакомка). Знакомство с традиционными вариантами конструкции старинных сумочек и кошельков. Современное значение аксессуаров одежды. Выбор формы, размера изделия. Моделирование выкройки на основе технологической карты. Выкраивание сумочки приемом в разворот. Соединение деталей и декорирование изделия с помощью петельного шва (как украшающего). Дополнение конструкции изделия витым шнуром (ремешок), застежкой.
Работа с пластичными материалами (6ч.)
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, народной глиняной игрушки, традиционных изразцов.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Глина как художественный материал. Разновидности глины: белая (каолин), красная, синика. Зависимость приемов обработки глины от ее природных свойств. Организация рабочего места при работе с глиной (пластилином). Инструменты и приспособления. Планирование работы с пластическими материалами по технологической карте и по собственному замыслу.
Формирование трудового опыта в процессе ознакомления: с народной керамической посудой. Разнообразие, простота, красота и функциональность форм традиционной глиняной посуды: миска, горшок, крынка, кубышка, рукомойник, кувшин-календарь и др. Особенности конструкции глиняной посуды и антропоморфизм (уподобление названий частей сосуда названиям частей человеческого тела): тулово, плечи, горлышко, ручка, носик. Знакомство с работами местных гончаров. Технология лепки жгутиками (круговой налеп) различных вариантов посуды. Освоение способа лепки по мотивам традиционной посуды (горшок, крынка, чашка и др.) способами скатывания, раскатывания (жгутики), кругового налепа, примазывания и заглаживания. Простейшие приемы декора гончарных изделий: печатки, защипы, налепы; с народной глиняной игрушкой. Знакомство с произведениями филимоновских народных мастеров-игрушечников: форма, пропорции, цветовое решение, орнаментальные мотивы и композиция росписи. Особенности филимоновской глины синики и традиционный способ лепки из целого куска (из жгута). Народная технология лепки филимоновской глиняной игрушки (из целого куска). Приемы лепки: вытягивание, вдавливание, заглаживание. Лепка традиционных образов с передачей своеобразия формы, пропорций, способов работы («Хозяйство деда Филимона»). Роспись игрушки на уроках ИЗО; с традиционными изразцами. Изразцы — «живые» печные картинки. Печь как украшение интерьера и центр всей семейно-обрядовой жизни человека. Муравленые изразцы, образцы декора, приемы лепки. Мотивы лепного декора муравленых изразцов: птица Сирин, фантастические звери, невиданные цветы. Проектирование фриза, панно или силуэта русской печи из декоративных пластин, украшенных лепным декором по мотивам традиционных муравленых изразцов; с традиционным печевом. Фигурные, лепные, печатные пряники. Мотивы пряничных узоров. Знакомство с искусством резчиков деревянных пряничных досок. Связь искусства пекарей с традицией русских мастеров резьбы по дереву. Освоение приемов изготовления вырезного пряника: скатывание, сплющивание, вырезание, украшение. Мифологическая основа орнамента печенья-«тетерки». Многообразие элементов орнамента тетерок, варианты соединения элементов в композицию. Освоение приемов лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание.
Работа с природными материалами (4ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Раскрытие художественной выразительности народных изделий, сплетенных из бересты, выполненных из соломки (инкрустация, соломенная игрушка). Знакомство с работами мастеров родного края. Применение природных материалов — бересты и соломки для создания предметов быта, деталей костюма. Основы экологического сбора бересты и соломки. Изготовление и декор изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов — инкрустации (соломка), аппликации (листья, семена, ягоды), скручивания и склеивания (береста). Анализ изделий мастеров. Планирование работы по технологической карте.
Формирование трудового опыта в процессе выполнения аппликации из листьев, цветов, трав, семян. Создание декоративной композиции по мотивам техники золотого шитья для украшения женского головного убора — симметричного узора с учетом формы основы изделия (панно, головной убор — венец и др.); в процессе ознакомления с народной игрушкой из природных материалов. Художественное конструирование игрушек из соломы (конь, птица и др.) по мотивам работ народных мастеров (приемы сгибания, скручивания, связывания, плетеный декор); в процессе знакомства с инкрустацией соломкой. Знакомство с традиционным искусством белорусских мастеров: аппликация и инкрустация изделий соломкой. Подготовка соломки к работе: заготовка, выкраивание деталей геометрической формы, варьирование формы и размеров деталей (полоски, квадраты, прямоугольники, трапеции, треугольники позволяют составить многообразие узоров). Использование природных качеств материала в создании художественного образа: богатство цветовых оттенков, характер поверхности (различное направление волокон, максимально отражающих свет в определенном положении, помогает создать необычный цветовой эффект: золотой, зеленоватый, розовый, серебристый).
Выполнение пластин с геометрическим орнаментом из соломки по мотивам работ кировских и белорусских мастеров для коллективного панно; в процессе изготовления украшений из бересты. Знакомство с художественными и технологическими свойствами бересты и с использованием ее в работах народных мастеров-берестянщиков. Конструирование украшений (бусы) на основе традиционной технологии.
Планирование уроков технологии во 2 классе.
Раздел: Земля — источник вдохновения (8ч.)
Волшебная глина(1ч.) Лепка из глины с использованием традиционных приемов изготовления керамических сосудов (крынка, горшок): круговой налеп из жгутиков.
Встречаем золотую осень(1ч.) Украшение симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев изделий из бумаги, картона: девичий головной убор (венец) или панно.
Золотая соломка (2ч.) Аппликация из соломки. Украшение изделий геометрическим орнаментом из соломки.
Ветряк дует всяк (2ч.) Объемное конструирование из бумаги и картона модели ветряка.
Хозяйство деда Филимона (2ч.) Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
Раздел: Не дорог подарок, дорого умение (8 ч.)
В ткацкой мастерской (2ч.) Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества (ткачество на раме)
Птица счастья (1ч.) Объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы-оберега. Приемы многократного прямолинейного складывания (гофрирование) со сквозным вырезанием.
В мастерской художников Гжели (2ч.) Объемное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, четырехгранная призма
Маска, кто ты? (1ч.) Конструирование маски по заданным условиям и эскизу. Коллаж (бумага, ткань, природные материалы).
Пряники на елку (1ч.) Лепка из теста (глины) по образцу резного пряника с использованием народных традиций.
Русь белокаменная (1ч.) Плоское и объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной русской храмовой архитектуры (приемы многократного складывания, симметричного силуэтного вырезывания со сквозным декором, прокалывание).
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.
Раздел: Всякому времени — свое ремесло (10 ч.)
Родные зимние пейзажи (1ч.) Объемное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм (русский лес). Приемы скручивания, сгибания, склеивания
Праздничный хоровод (2ч.) Моделирование куклы из бумаги и ткани на основе двойного силуэта. Прием симметричного силуэтного вырезания, аппликация
Печка, печка, расскажи сказку (1ч.) Лепка из глины плоскорельефной пластины-изразца по эскизу
Тридцать три богатыря (1ч.) Объемное художественное конструирование из бумаги образа богатыря с использованием базовой формы — цилиндра
Превращение разноцветных лоскутков(2ч.) Конструирование из ткани прихватки по мотивам традиционного лоскутного шитья из деталей квадратной формы. Приемы заготовки двухцветных модулей-квадратов, изготовление лоскутных мотивов «мельница», «конверт», технология сшивания прихватки с помощью петельного шва
Весенняя ярмарка (1ч.) Конструирование украшений из берестяных полос и деталей треугольной формы на основе скручивания и склеивания
Саночки-катаночки (1ч.) Объемное конструирование из бумаги. Приемы: силуэтное, симметричное вырезывание, складывание, скручивание, роспись
Кулички-жаворонушки (1ч.) Лепка традиционного обрядового печенья-тетерки и жаворонков из глины (теста). Приемы лепки печенья: заготовка жгутиков, выкладывание элементов, примазывание; приемы лепки жаворонков: раскатывание лепешки, надрезы, скручивание, прищипывание
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.
Раздел: Радость труда и творчества. (8 ч.)
Весна звонкая, бурливая (1ч.) Художественное конструирование из бумаги по технологическим картам катамарана и парусника (оригами)
Игрушки-тарарушки (2ч.) Конструирование из бумаги объемного «поставка» на основе базовой формы — цилиндра.
В швейной мастерской (2ч.) Конструирование из ткани сумочки по мотивам традиционной «сумочки-лакомки» Работа с тканью. Приемы витья шнура для сумочки. Сшивание и оформление изделия петельным швом
Вышитые буквицы (2ч.) Оформление предмета быта монограммой. Работа с тканью. Приемы обработки ткани: стебельчатый шов, петельный шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом
Город мастеров (1ч.) Конструирование из бумаги, ткани, природного материала по мотивам изделий народных мастеров
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.
Результат усвоения содержания курса «Технология» (художественный труд) во 2 классе.
Должен знать:
- особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
- цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
- особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
- способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
- о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
- о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
- правила безопасности при работе ручными инструментами;
- значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»;
- названия ниток, тканей, их назначение;
- условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом.
Должен уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
- пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
- использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
- лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
- решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом.
Должен проявлять:
- эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
3 класс (34ч.) Ведущая тема года: Что край, то обычай, что народ, то и мастерство
Работа с бумагой (17ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная) и картон; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы, клей ПВА, проволока); способы технологической обработки бумаги: прокалывание, скручивание; многократное прямолинейное складывание под углом (радиальное) — гофрирование; сквозное вырезывание на многократно сложенной заготовке; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; склеивание; оригами; аппликация; работа по технологической карте; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (вырезать, сложить и расправить, склеить, складка «молния», повернуть в одной плоскости, перевернуть на другую сторону, выгнуть наружу, вогнуть внутрь, проколоть, подумать). Развитие знаний о культуре работы с бумагой, картоном, готовыми вспомогательными формами; правила организации рабочего места. Приемы выбора бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение разнообразных плоских и объемных изделий из бумаги с помощью приемов складывания, оригами, художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции в технике оригами — колокольчики и птицы; плавающие конструкции по мотивам традиционной русской ладьи; объемное конструирование из полос картона (по мотивам традиционной щепной игрушки); куклы в народных костюмах на основе цилиндра и конуса с деталями в технике многократного прямолинейного складывания под углом, сквозного вырезывания из многократно сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; аппликация; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: сосуды (по мотивам традиционной гжельской майолики); домик для птиц с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам традиционной резьбы по дереву); ларцы-теремки с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам кованого металлического декора); архитектурная постройка — терем (по мотивам традиционной теремной архитектуры); моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: динамическая игрушка по мотивам традиционной богородской деревянной игрушки; изготовления изделий из бумаги и картона: поднос (тонкий картон) (по мотивам жостовских традиционных изделий); светец (по мотивам традиционных металлических светцов);составления декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).
Работа с тканью (9ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — узорных тканых изделий, народного костюма, тамбурной вышивки, лоскутного шитья из полос.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Традиционные способы выполнения узорной ткани (сравнение технологий набойки, узорного ткачества, вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для ткачества (сравнение с нитями для шитья и вышивки); инструменты и приспособления для ручного узорного ткачества (дощечки), для набойки (манеры); их устройство, приемы изготовления; приемы декора ткаными и набивными узорами, тамбурной вышивкой предметов быта, народного костюма. Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе: ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Узорное ткачество на дощечках — традиционное народное искусство и ремесло. Красота и практическое назначение тканых изделий (пояса-обереги). Цветовая гамма, форма и ритм узоров тканых поясов в северном и южном народном костюме. Устройство и приемы изготовления приспособления для узорного ткачества — дощечек. Выбор материалов: толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные). Освоение простейшего приема ткачества поясов из нитей 2—3 цветов на двух дощечках. Изготовление пояса или закладки. Оформление изделия кисточками и помпонами; ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России. Изделия народных мастеров родного края. Традиционная вышивка тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»); мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой; ознакомления с лоскутной техникой. Лоскутное шитье — традиционный вид домашнего рукоделия в разных регионах России; использование различных техник лоскутного шитья в творчестве современных мастеров. Цветовая гармония, символика цвета и технологические приемы выполнения квадратов-модулей. Лоскутное шитье из полос (способы «изба», «колодец»). Приемы выделения зрительного центра, достижения эффекта объема в лоскутном квадрате-модуле. Конструирование салфетки, прихватки или лоскутного коврика (коллективное панно) из квадратов-модулей на основе традиционных мотивов «колодец» или «изба». Соединение деталей при помощи шва «за иголку», окантовка края изделия прямой тесьмой; ознакомления с искусством текстильного коллажа. Выбор материалов для коллажа. Приемы проектирования многоцветной композиции из лоскута в технике коллажа из набивных тканей (коллективного панно). Использование лент, тесьмы и других материалов для оформления панно на тему «Мое лето».
Работа с пластичными материалами (5ч.)
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, фигурных сосудов скопинских мастеров.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Сравнение свойств различных пластичных материалов; современный пластичный материал — пластика, ее свойства, приемы работы с пластикой; приспособления для лепки из пласта — готовые формы (пластиковые баночки, стаканчики); приемы раскатывания пласта глины, разметки деталей с помощью прокатывания и отпечатывания готовой формы; выполнение сосуда сложной формы путем соединения нескольких частей; способы декора сосуда-образа; приемы украшения сосудов-образов лепным декором (декоративными налепами, отпечатками); организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование творческого опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: сосуды-образы по мотивам скопинской керамики на основе изученных приемов лепки.
Работа с природными материалами (3ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки. Коврики-циновки в творчестве народных мастеров России, Японии, Вьетнама, Китая, Киргизии. Изделия из бересты народных мастеров северных областей России и Сибири: кузовки, корзинки, туеса, хлебницы, обувь, украшения.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Овладение приемами обработки природных материалов: подготовка соломы, травы, бересты к конструированию и плетению. Соломка (блеск, теплый цвет, легкость), ее свойства (гибкость, пластичность); стебли трав как материал для конструирования бытовых изделий и украшений; береста как материал для плетения, ее свойства (гибкость, пластичность, прочность). Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе художественной обработки бересты. Приемы выполнения объемных бусинок из бересты способами складывания и плетения. Варианты конструирования украшений из заготовленных берестяных бусинок; художественной обработки соломки. Салфетка из соломки (стеблей травы). Конструирование из природных материалов по мотивам традиционных восточных циновок; декор соломенных ковриков с помощью вышивки на основе шва «вперед иголку». Подвесные объемные украшения (мобили). Проектирование из природных материалов новогодних украшений из соломки по мотивам традиционных рождественских подвесных конструкций способами связывания и нанизывания; приемы конструирования деталей декора из ниток, тесьмы, соломки (солнышки, подвески, кисточки); приемы сборки изделий из соломки способом связывания, приемы выполнения модулей из соломки в форме октаэдра; приемы сборки и декора подвесных конструкций из одного или нескольких модулей; декорирование изделий кистями, подвесками из нитей, кусочками ткани и цветной бумаги.
Планирование уроков технологии в 3 классе
Раздел: Всяк молодец на свой образец (8 ч.)
Ситцевое многоцветие (1ч.) Текстильный коллаж.
Жостовские фигурные... (1ч.) Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение.
Необычные превращения соломки (2ч.) Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками.
Лети, лети, бумажный змей! (1ч.) Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение
Лоскуток к лоскутку (2ч.) Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей.
Гжельская майолика (1ч.) Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания.
Рекомендуемые для ознакомления произведения прикладного искусства: И. Страхов. Осень. Панно. Федоскино; памятники архитектуры — Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы — М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи — Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
Раздел: Каждому молодцу ремесло к лицу (8 ч.)
Теремок для пернатых (2ч.). Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги.
Красна изба столом да скатертью (2ч.) Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом».
Куют кузнецы для лучины светцы (1ч.) Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания.
Выковал кузнец сказочный ларец (1ч.) Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором.
Рождественские фантазии (2ч.) Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева. Финифть. Ростов; меховая одежда — Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки — Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия — ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения — «пауки».
Раздел: Всякому времени — свое ремесло (10 ч.)
Тканые узоры (2ч.) Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия.
Город белокаменный (2ч.) Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры.
Защитники земли Русской (1ч.) Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме.
Берестяные бусы (1ч.) Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега.
Богородские потехи (2ч.). Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания.
Красны девицы (2ч.) Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: народный костюм Русского Севера — олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский — курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица. Коробочка. Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого. Финифть. Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты — вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.
Раздел: Всяк на свой манер (8 ч.)
Пасхальный сувенир (1ч.) Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины, пластилина или конструирование из бумаги).
Цветы России на павловских платках и шалях (2ч.) Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь).
Встречаем птиц (1ч.) Конструирование образа птицы. Оригами.
Скопинские фантазии из глины (2ч.) Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контррельеф, налепы, оттиски.
Мое долгожданное лето (2ч.). Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: павлово-посадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка — Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски — Индонезия, Китай; ваза — Корея.
Результат усвоения содержания курса «Технология» (художественный труд) в 3 классе.
Должен знать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
- основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора).
Должен уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
- выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- воспитывать положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
4 класс (34ч.)
Ведущая тема года: Трудом мир строится.
Работа с бумагой (10ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная) и картон; инструменты, материалы и приспособления для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); способы технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
Приемы обработки бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно.
Выполнение изделий из бумаги с помощью складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини-мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсий; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования: воздушных конструкций в технике модульного оригами-звезды; объемное конструирование на основе цилиндрической и конусообразной поверхностей (подставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации; изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации; декоративных композиций: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.
Работа с тканью (10ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства — тканых изделий (узорное ткачество на бердышке), вышивки (техника «набор»), лоскутного шитья (ляпачная техника), сувениров из ткани (прихватки, грелки на чайник, коллажи).
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); конструирование изделий из ткани по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе: ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Разнообразие видов узорного ткачества на бердышке. Изделия народных мастеров родного края. Геометричность тканых узоров. Ритмичность и уравновешенность колорита тканого орнамента. Устройство и принцип работы бердышка. Конструирование бердышка и челнока для ткачества, приемы выполнения узорной ткани на бердышке; приемы тканья декоративной тесьмы по мотивам традиционных узорных поясов; изготовление панно из тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа); ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Традиционная технология выполнения вышивки «набор», ее варианты. Использование вышивки в дизайне упаковки (мешочек) для праздничного подарка. Конструирование из ткани праздничной упаковки с учетом формы и размеров подарка, вышивка на изделии орнамента с помощью традиционных вариантов вышивки «набор»; выполнение объемного дна в изделии из ткани; ознакомления с лоскутной техникой.
Технологические особенности и художественные возможности традиционной лоскутной техники «ляпачиха». Варианты технологии пришивания деталей ляпачихи к основе изделия, их влияние на фактуру лоскутного изделия. Подбор материала (лоскуты однотонные и с набивным рисунком в контрастной и в сближенной гамме; ткань для основы панно). Приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха»; композиция и колорит в лоскутном изделии (декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники «Все краски русской осени»); конструирования из текстиля. Приемы конструирования из текстиля и других материалов декоративных и функциональных предметов быта (прихваток различной формы, грелок на чайник, декорированных в технике аппликации; коллективного панно в технике аппликации и др.). Декор изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору).
Работа с пластичными материалами (4ч.)
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства: сувениров, декоративных панно с рельефным изображением.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки, об условиях применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления. Знакомство с разновидностями рельефов: барельеф, горельеф, контррельеф. Конструирование изделий из пластических материалов по заданным условиям и собственному замыслу; разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; выполнение изделия на основе эскиза; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: проектирование и выполнение в материале сувенира с древними символами своего города, села; создание коллективной объемной композиции (панно для оформления интерьера) на основе соединения декоративных пластин с изображением древних символов земли, воды, солнца, древа жизни и бусинок разных размеров. Использование разнообразных приемов лепки и декорирования изделия.
Работа с природными материалами (5ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Плетеные изделия из лозы, бересты, елового корня (короба, корзины, пестери и т. п.) в интерьере крестьянской избы Русского Севера. Использование флористики в современном дизайне интерьера, костюма. Фитодизайн.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Разнообразие видов цветов для составления праздничного букета, различие цветов и стеблей по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; декор цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором. Конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования: из бересты. Использование природных качеств бересты (гибкость, пластичность, прочность, цвет) в создании плетеных изделий. Традиционные плетеные изделия из бересты (солоничка, коробейка, обувь) и основные виды плетения (прямое и косое). Изготовление изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов. Использование приемов объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия зубцами. Выполнение плетеного декора; из других природных материалов. Конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; выбор цветов для букета по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета.
Работа с различными материалами (5ч.)
Развитие эстетического восприятия изделий из разных материалов, произведений современного декоративно-прикладного искусства и народного творчества (изделия из металла, синтетических материалов).
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с разными материалами. Филигрань (скань) — один из древнейших видов народного искусства. Декоративные кубки, вазы, тарелки, шкатулки, броши, кулоны мастеров Древней Руси (Новгород, Москва, Кострома), Дагестана. Оригинальность графики и пластики филиграни. Виды сканых узоров: ажурные и накладные. Медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; инструменты и приспособления для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор изделий цветной бумагой, фольгой, нитками. Самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе конструирования из разных материалов. Разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки (сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни). Проектирование новогодней игрушки из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др. Приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания.
Планирование уроков технологии в 4 классе.
Раздел: Стоит дерево, цветом зелено: дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает
(8ч.)
Искусство составления букета(1ч.) Составление букета из живых природных форм.
Берестяные плетенки (2ч.). Косое плетение из бересты.
Комплекты бытовой утвари (3ч.) Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца.
Все краски русской осени (2ч.) Декоративное панно. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецких мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).
Раздел: Родиться не стыдись, а работать не ленись (8ч.)
Изящный сувенир (2ч.) Конструирование по мотивам техники филиграни.
Импровизации из глины. Коллективное панно (2ч.) Лепка из пласта: фактура, декор.
Упаковка для праздничного подарка (2ч.) Конструирование: текстиль, шитье, вышивка.
Творческий проект «Новогодняя игрушка» (2ч.) Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы. Пластина. Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.
Раздел: Где живем, тем и слывем (18ч.)
Природные и архитектурные мотивы родного края (2ч.) Бумага: симметричная вырезанка
Забавный сувенир (2ч.) Конструирование: текстиль, шитье, аппликация.
Подарочный набор (2ч.) Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование.
Деревенская улица. Рельефное панно (2ч.) Конструирование: архитектурные объемы из бумаги.
Радужные узоры (2ч.) Ткачество на бердышке.
Творческий проект «Древний символ родного края (города, села)» (2ч.) Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф.
Звезды Победы. Коллективное панно (2ч.) Конструирование: модульное оригами.
Народные игрушки из природных материалов (2ч.) Конструирование: традиционные образы-символы.
На острове Буяне (2ч.) Конструирование: текстильный коллаж.
Рекомендуемые для ознакомления произведения народного декоративно-прикладного искусства: лубочные картинки — сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарнос на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский — ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха...В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника; Усманов. Панно из ганча.
Результат усвоения содержания курса «Технология» (художественный труд) в 4 классе.
Должен знать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
- названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
- магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи — растительный и зооморфный, антропоморфный;
- взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
- способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
- особенности вышивки разных регионов России;
- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
- понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
- виды природных материалов, используемых в плетении.
Должен уметь:
- применять приемы акварельной живописи (по сырому, а-ля прима и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
- соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
- анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
- экономно и рационально использовать материалы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- в самостоятельном творчестве;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Перечень контрольных мероприятий соответствует «Положению о системе проверочных и контрольных измерений по предметам в школе первой ступени» образовательного учреждения.
Предметы | Классы | 1-4 класс | |||||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | Практи-ческие | Инст-руктажи | |||||||
Триместры | I | II | III | I | II | III | I | II | III | ||
Практические работы | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 5 | 63 | - |
Инструктажи | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 13 |
ВСЕГО: | 24/4 | 22/5 | 17/4 | 63 | 13 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
- способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
- особенности вышивки разных регионов России;
- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
- виды природных материалов, используемых в плетении.
уметь:
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
- соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
- анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
- экономно и рационально использовать материалы;
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- заниматься самостоятельным творчеством;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие |
|
Дополнительная литература для учителя и учащихся. |
|
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.) | Таблицы:
Коллекции:
|
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников |
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20___учебный год
Ф.И.О. учителя:_______________________________
Класс: 2
Предмет: Технология
Программа: Рабочая программа по технологии 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Технология. Художественный труд». 2 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
Количество часов: 34 ч. (в неделю 1 час)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Земля – источник вдохновения | 8 | - | 5 | Правила оборудования рабочего места на уроках труда. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой. | |||||
2 | Не дорог подарок, дорого внимание | 8 | - | 6 | ||||||
3 | Всякому времени – свое ремесло | 10 | - | 8 | ||||||
4 | Радость труда и творчества | 8 | - | 5 | ||||||
Всего | 34 | 24 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20___учебный год
Ф.И.О. учителя:_______________________________
Класс: 3
Предмет: Технология.
Программа: Рабочая программа по технологии 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Технология. Художественный труд». 3 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Всяк молодец на свой образец | 8 | 6 | Правила оборудования рабочего места на уроках труда. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой. | ||||||
2 | Каждому молодцу ремесло к лицу | 8 | 5 | |||||||
3 | Всякий портной на свой покрой | 10 | 6 | |||||||
4 | Всяк на свой манер | 8 | 5 | |||||||
Всего | 34 | 22 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20___учебный год
Ф.И.О. учителя:_______________________________
Класс: 4
Предмет: Технология
Программа: Рабочая программа по технологии 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Технология. Художественный труд». 4 класс, / Т. Я. Шпикалова, Москва «Просвещение», 2010.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Стоит дерево, цветом зелено: дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает. | 8 | 4 | Правила оборудования рабочего места на уроках труда. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой. | ||||||
2 | Рядись, не стыдись, а работать не ленись | 8 | 4 | |||||||
3 | Где живем, там и слывем | 18 | 9 | |||||||
Всего | 34 | 17 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....
Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"
Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России" 1-4 классы...