Рабочая программа по технологии "Школа России" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Дружинина Ксения Владимировна

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx56.17 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx57.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального  образования

Свердловской области

Управление образования Ирбитского МО

Рассмотрена                                                            Утверждена

«__» ____________ 2013 г.                                    «__» ____________ 2013 г.

На заседании школьного                                       Директор МКОУ ПСОШ

методического объединения                               __________ /Паршакова Л.А./

учителей начальных классов

Руководитель МО                                                  

__________ /Милькова И.В./               

Технология

(рабочая программа для учащихся 2 класса)

Составитель:

Бастракова К.В.,

учитель начальных классов

Ирбитский район

п. Пионерский

2013 г.

Пояснительная записка

             Программа по технологии  для  1-4 классов разработана в соответствии:

- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011);

- с рекомендациями рабочей  программы по технологии Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.  ( Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».   1-4 классы - М.: Просвещение, 2011);

- с возможностями УМК «Перспектива».

        ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На  уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации  также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.  

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей.  Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к труду  и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
  • интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
  • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  • основные критерии оценивания  деятельности  других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
  • этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности)  при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
  • потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  • представления о значении проектной деятельности.
  • интерес к конструктивной деятельности;
  • простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);

            Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
  • этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
  • ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
  • способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям  её успешность или неуспешность;
  • представление о себе как о гражданине России;
  • бережного и уважительного  отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
  • уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
  • способность оценивать свою деятельность, (прекрасного и безобразного);
  • потребность в творческой деятельности;

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Обучающийся научится:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России)  в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;  
  • называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
  • организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
  • с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
  • с инструментами:  челнок,  пяльцы  (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  • при помощи учителя проводить анализ простейших предметов  быта по используемому материалу, назначению;
  • объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
  • называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
  • осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия   России.
  • познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства  (хохломской росписью, Городецкой росписью,  дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства;
  • узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:

Бумага и картон:

  • виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства  (поверхность, использование);
  • особенности использования  различных видов бумаги;
  • практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
  • выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.

Текстильные и волокнистые материалы:

  • структура и состав тканей;
  • способ производства тканей  (хлопковые и  льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);  
  • производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
  • способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;

 Природные материалы

  • различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
  • сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.

Пластичные материалы

  • сравнение  свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
  • знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
  • знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
  • сравнение  различных видов рельефа на практическом уровне;

  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
  • выполнять простейшие эскизы и наброски;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
  • выполнять  разметку симметричных деталей;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:

Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
  • выполнять различные  виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
  • выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
  • осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.

Ткани и нитки

  • приемы работы с нитками (наматывание);
  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
  • выбирать нитки  в зависимости от выполняемых работ и  назначения;
  • научаться выполнять   виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
  • освоить новые технологические приемы:
  • моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
  • конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
  • «изонить»;
  • украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
  • плетения в три нитки;

Природные материалы

  • осваивают технологию  выполнения мозаики:
  • из крупы,
  • из яичной скорлупы (кракле),
  • создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
  • оформлять изделия из природных материалов при помощи

      фломастеров, красок и  цветной бумаги.

Пластичные материалы

  • используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
  • осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
  • осваивают прием  лепки  мелких деталей  приёмом вытягиванием.

Растения, уход за растениями

  • уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
  • проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
  • использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.

Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
  • чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
  • применять приемы безопасной работы с инструментами:
  • использовать правила и способы работы с  шилом, швейной  иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами  (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
  • использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;

Обучающиеся получит возможность

  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
  • подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять  способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
  • изменять детали  конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.

Обучающиеся получит возможность:

  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере.

Обучающийся научится:

  • понимать  информацию, представленную в учебнике в разных формах;
  • воспринимать книгу как источник информации;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
  • выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
  •  заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
  • осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого

Обучающиеся получит возможность:

  • понимать значение  использования компьютера для получения информации;
  • осуществлять поиск информации  на компьютере под наблюдением взрослого;
  • соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
  • набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
  • отбирать информацию  по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.

Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

  • восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому  плану;
  • проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
  • выделять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;

Обучающиеся получит возможность:

  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
  • развивать навыки работы в коллективе,  умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

  • находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
  • высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
  • проводить защиту проекта по заданному плану;
  • использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
  • проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  • находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • создавать небольшие устные сообщения, используя  материалы учебника,  собственные знания и опыт;
  • выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические  системы, выделять учебные и познавательные задачи;
  • проводить сравнение предметов,  явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
  • находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
  • читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.

Регулятивные

У обучающегося будут сформированы:

  • принимать  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  • дополнять  слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике   недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
  • изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  • проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учителя;
  • осуществлять действия по  заданному правилу и собственному плану;
  • контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
  • проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли;  
  • проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  • выделять познавательную задачу из практического задания;
  • воспринимать  оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

  • слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и  над проектом;
  • выполнять работу в паре: договариваться о  правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
  • формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
  • проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • воспринимать  аргументы, приводимые собеседником;
  • соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
  • приводя аргументы «за» и «против»;
  • учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
  • вести диалог на заданную тему;
  • использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.

Тематическое планирование

Раздел и темы

Количество часов

1

Здравствуй, дорогой друг

Как работать с учебником (1 ч)

1

2

Человек и земля

Земледелие (1 ч)

Посуда (4 ч)

Проект "Праздничный стол"

Народные промыслы (5 ч)

Домашние животные и птицы (3 ч)

Проект "Деревенский двор"

Новый год (1 ч)

Строительство (1 ч)

 В доме (4 ч)

Проект "Убранство избы"

Народный костюм (4 ч)

23

3

Человек и вода

Рыболовство (3 ч)

3

4

Человек и воздух

Использование ветра (3 ч)

3

5

Человек и информация

Книгопечатание (1 ч)

Практическая работа (2 ч)

3

6

Заключительный урок

Выставка работ учащихся за год

1

Итого

34

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

        Направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

1 класс:

  1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 
    1-4 классы
  2. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология: Учебник: 1 класс
  3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс
  4. Шипилова Н. В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Методическое пособие с поурочными разработками: 1 класс
  5. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология: Электронное пособие: 1 класс

2 класс

  1. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология: Рабочие программы:
    1-4 классы
  2. Роговцева Н. И., Добромыслова Н. В., Богданова Н. В. Технология: Учебник: 2 класс
  3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс
  4. Роговцева Н. И. и др. Электронное пособие к учебнику Технология: 2 класс
  5. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология: Методическое пособие с поурочными разработками: 2 класс

3 класс

  1. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология: Рабочие программы:
    1-4 классы
  2. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология: Учебник: 3 класс
  3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова  Н. В. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс
  4. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология: Методическое пособие с поурочными разработками: 3 класс

4 класс

  1. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы
  2. Роговцева Н.И. и др. Технология: Учебник: 4 класс 
  3. Роговцева Н. И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс
  4. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С.В. Технология: Методическое пособие с поурочными разработками: 4 класс

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы:

  • Технология обработки ткани.
  • Технология обработки бумаги и картона.
  • Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами). Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
  • Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
  • Раздаточные материалы.

Технические средства обучения

  • Оборудование рабочего места учителя.
  • Классная доска с креплениями для таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Аудиомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватель.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Проектор для демонстрации слайдов.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
  • Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
  • Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.
  • Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Resource id #3698


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Коррекция

План

Факт

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

Здравствуй, дорогой друг (1 ч)

 1

Как работать с учебником.

Технология, ремесла, материалы, инструменты.

- Ориентироваться на страницах учебного комплекта.

- Активно пользоваться навигационной системой учебника.

- Составлять рассказ об учебном комплекте

«Технология».

Познавательные:

— использовать в активном словаре изученные понятия;

— использовать приобретённую информацию при выполнении задания;

анализировать структуру учебника, соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение.

Регулятивные:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

выполнять учебное действие, используя условный знак.

Коммуникативные:

— формулировать понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

представлять результат деятельности группы.

Проявлять:

— интерес и бережное отношение к учебной книге;

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

осознанный интерес  к

составлению рассказа об учебном комплекте «Технология».

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику "Вопросы юного технолога" для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Человек и земля (23 ч)

2

Земледелие.

Выращивание лука на перо в домашних условиях.

Дары природы, дары труда, садовод, овощевод, комбайнёр, агроном, хлебороб.

— самостоятельно выращивать зелёный лук;

— формулировать правило общения с хлебом во время еды.

Познавательные:

— проводить наблюдение за выращиванием зелёного лука и оформлять его;

— определять значение новых понятий «дары природы» и «дары труда» и объяснять их смысл;

— различать профессии людей и обосновывать своё суждение;

— анализировать ситуацию, соотносить её с правилом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные :

— выполнять учебные действия по алгоритму.

Коммуникативные:

— согласовывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение.

Проявлять:

— положительное отношение к труду людей разных профессий.

— творческое отношение к процессу создания дневника наблюдений.

Искать и анализировать информацию о земледелии, его назначении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.

Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять их результаты.

 3

Посуда. Изделие «Корзина с цветами».

Гончар, корзинщик, виды ниток.

— различать виды ниток и определять их назначение;

— составлять композицию «Корзина с цветами» на основе шаблонов, обмотанных нитками;

— формулировать правило общения с хлебом во время еды.

Познавательные :

— использовать в активном словаре понятия «гончар», «корзинщик», «виды ниток»;

— различать виды посуды и объяснять её необходимость в жизни человека;

— раскрывать смысл крылатых выражений;

— классифицировать предметы:  грибы, плоды и ягоды;

— анализировать ситуацию,  соотносить её с правилом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные :

— выполнять корректировку деформированного текста;

— использовать план при выполнении учебного задания.

Коммуникативные :

— формулировать понятные для партнёра высказывания.

— проявлять бережное отношение к труду и его результатам.

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять по иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приемы ее изготовления. Использовать приемы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовывать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приемы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами.

4

 Изделие «Семейка грибов на поляне».

Съедобные и несъедобные грибы.

— выполнять изделия из пластилина и природного материала.

Познавательные :

— сравнивать материалы  и обосновывать своё суждение;

— различать съедобные и несъедобные грибы.

Регулятивные :

— принимать и выполнять учебное задание;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные :

— строить монологическое высказывание;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

— проявлять бережное отношение к труду и его результатам,

— творческое отношение к процессу создания  изделия.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правилах поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).

5

Изделие  «Игрушка из теста»

Тесто, пекарь, кондитер, жернова, мельница, блюдо.

— изготавливать соленое тесто, используя алгоритм;

— выполнять игрушку из теста;

— формулировать правило общения с чёрствым хлебом.

Познавательные :

— осуществлять поиск необходимой информации;

— использовать в активном

словаре новые понятия;

— сравнивать материалы: тесто, пластилин, глину и обосновывать своё суждение;

— различать продукт деятельности кулинара и кондитера;

— составлять рассказ о хлебе, используя алгоритм.

Регулятивные :

— принимать и выполнять учебное задание;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные :

— строить монологическое высказывание;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— проявлять бережное отношение к результатам своего труда.

Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника. Осваивать способ приготовления соленого теста и приемы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с соленым тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приемы работы  соленым тестом и приемы работы с пластилином.

6

Проект «Праздничный стол»

Сервиз.

— выполнять изделия из пластилина и бумаги.

Познавательные :

— выполнять сервировку праздничного стола.

Регулятивные :

— выполнять задание в соответствии с целью и планом;

— распределять обязанности при выполнении проекта.

Коммуникативные :

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

— представлять результат деятельности группы.

— проявлять творческое отношение к выполнению проекта.

Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилин, глина, соленое тесто). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления изделия по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приемы изготовления изделия. Использовать рубрику "Вопросы юного технолога" для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.

  7

Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома».

Промысел, орнамент, элемент орнамента, хохломская роспись, мастер по росписи.

— работать в технике «папье-маше»;

— выполнять орнамент по мотивам хохломской росписи.

Познавательные :

— анализировать орнамент;

— выделять особенности хохломской росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные :

— выполнять учебное действие по алгоритму.

Коммуникативные :

— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

— проявлять осознанное

желание расписывать готовое изделие под хохлому.

Осуществлять поиск необходимой  информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия из папье-маше.  Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приемы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.  

8

Изделие «Городецкая роспись».

Городецкая роспись.

— работать с шаблоном;

— составлять орнамент по мотивам городецкой росписи;

— наклеивать детали;

— изготовлять изделие по мотивам городецкой росписи.

Познавательные :

определять особенности

городецкой росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные :

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.

— проявлять осознанное желание использовать мотивы городецкой росписи при изготовлении разделочной доски.

Осмысливать на практическом уровне понятие "имитация". Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.  Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

9

Изделие «Дымковская игрушка».

Узор, элементы узора.

— использовать приём вытягивания при изготовлении основы изделия;

— выполнять изделие по мотивам дымковской росписи;

— выполнять изделие из пластичного материала;

— оформлять узор по мотивам дымковской росписи.

Познавательные :

— выделять особенности дымковской росписи и обосновывать своё суждение.

Регулятивные :

— различать приёмы изготовления изделий из пластилина.

Коммуникативные :

— строить монологическое высказывание;

— использовать речь для регуляции своего действия при работе по плану.

— проявлять осознанное желание сделать дымковскую игрушку из пластилина или глины.

Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов.

10

Изделие «Матрёшка».

Изнаночная сторона, булавка.

— выполнять изделие «Матрёшка» в технике «аппликация»;

— аккуратно наклеивать детали изделия.

Познавательные :

— определять различия профессий «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение.

Регулятивные :

— выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— выполнять правило экономного расходования ткани.

Коммуникативные:

— согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение.

— проявлять осознанное желание выполнить изделие «Матрёшка».

Использовать приемы работы с бумагой, картоном и  тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия из ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткань и бумага) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрешки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике "Вопросы юного технолога".

11

Изделие пейзаж «Деревня»

Рельеф, эскиз, пейзаж

— использовать технику «лепка», для выполнения рельефной аппликации «Деревня»

Познавательные :

определять приемы лепки для различных элементов композиции;

— использовать в активном словаре новые понятия;

— презентовать готовое изделие.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к жизни в деревне;

— бережное отношение к домашним питомцам.

Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создать собственный эскиз. Организовать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путем смешивания пластилина.

 12

Домашние животные и птицы.  Изделие «Лошадка».

 Конструкция, конструирование, доярка, птичница, пастух, коневод, конюх, верховые, скаковые лошади, пейзаж, шило.

— выполнять движущуюся конструкцию «Лошадка»;

— использовать правила безопасного обращения с иглой и шилом;

— формулировать правила

общения с домашними животными.

Познавательные :

определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение;

— использовать в активном словаре новые понятия;

— анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;

— презентовать готовое изделие.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к жизни домашних животных;

— бережное отношение к домашним питомцам.

Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных (на основе иллюстраций в учебнике и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу.

Осваивать правила работы с иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей.

Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчет о своей работе по рубрике "Вопросы юного технолога".

13

Изделие

«Курочка из крупы».

Инкубатор, курятник, птичница, птицефабрика, калька, копировальная бумага.

— использовать технику «мозаика» для выполнения аппликации из природного материала и крупы;

— использовать технику «лепка» для выполнения аппликации «Курочка из крупы»;

— выполнять новогодние сувениры из скорлупы.

Познавательные :

— объяснять различие между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них;

— использовать в активном словаре новые понятия;

— формулировать правила общения с домашними животными;

— анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и

обосновывать своё мнение;

— анализировать готовое изделие и объяснять его назначение;

— заполнять «Технологическую карту».

Регулятивные :

— составлять план выполнения изделий;

— контролировать и корректировать свою работу по плану.

Коммуникативные :

— строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.

проявлять интерес и бережное отношение к домашним птицам.

Осваивать способы и приемы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и пр.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними животными.  

14

Проект «Деревенский двор».

Развёртка,  конус, куб, призма, параллелепипед, пирамида, цилиндр, шар.

— выполнять разметку деталей с помощью копировальной бумаги по алгоритму;

— выполнять конструирование объемных изделий на основе развёртки.

Познавательные :

— находить различия в профессиях «доярка», «конюх», «пастух», «птичница» и обосновывать своё мнение;

— соотносить объёмную фигуру с подобной ей развёрткой;

— использовать в активном словаре новые понятия;

— формулировать правила общения с домашними животными;

— анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;

— выполнять анализ готового изделия.

Регулятивные :

— выполнять учебное действие, используя план;

— распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;

— оценивать результат выполненного задания;

— проводить презентацию проекта.

Коммуникативные :

— формулировать монологическое высказывание для представления проекта.

— проявлять интерес и готовность к участию в проекте;

— проявлять интерес и бережное отношение к домашним питомцам.

Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики "Вопросы юного технолога" все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. Конструировать объемные геометрические фигуры животных из развёрток. Использовать приемы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами. Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам. Оформлять изделие по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.

 15

Новый год. Изделие «Ёлочные игрушки из яиц»

Маска, ряженые.

- создавать маску необычного сказочного персонажа

Познавательные:

-прослеживать последовательность изготовления лица маски;

-различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека и объяснять свое суждение.

Регулятивные: 

-планировать свою работу;

-работать с разными материалами.

Коммуникативные:

-участвовать в обсуждении того, почему маска скрывает черты лица реального человека и придает образу новый облик.

-позитивное отношение к результатам обучения при освоении учебной темы.

Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять готовое изделие, оформлять изделие при помощи красок. Создавать разные изделия на основе одной технологии. Составлять рассказ о истории возникновения елочных игрушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания).

 16

Строительство. Изделие «Изба».

Венец,  наличник, плотник, причелина.

— использовать технику «бумагопластика» для выполнения объёмной аппликации «Изба»;

— использовать приём разметки деталей сгибанием и

скручиванием на карандаше.

Познавательные :

— составлять рассказ об устройстве избы;

— проводить сравнение между способами выполнения аппликации и материалами, используемыми в них;

— использовать в активном словаре новые понятия.

Регулятивные :

— планировать учебные действия по алгоритму;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные :

— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Проявлять:

— интерес к истории и культуре своего народа;

— желание изучать устройство деревенского дома, ремесло плотника.

Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать ее с домами, которые строятся в месте проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы.  

 17

В доме. Изделие  «Домовой». 

Циркуль.

— выполнять изделие «Домовой» из нитей

Познавательные :

— использовать изученную технику работы;

— выполнять задание в соответствии с планом.

Регулятивные :

— выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— выполнять правило экономного расходования ниток.

Коммуникативные :

— строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога.

- позитивное отношение к результатам обучения при освоении учебной темы.

Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приема гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы с циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделие по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций). Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.

18

Проект «Убранство избы». Изделие

«Русская печь». 

Печник, ухват, кочерга

— выполнять композицию «Печь» из глины

Познавательные :

— использовать изученные техники работы

— соотносить обустройство дома с традициями русского народа и обосновывать своё мнение;

— различать виды мебели и объяснять её необходимость в жизни человека.  

Регулятивные :

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой;

— выполнять самооценку учебных действий при изготовлении изделия.

— выполнять задание в соответствии с планом;

— распределять обязанности при выполнении проекта.

Коммуникативные :

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

— представлять результат деятельности группы.

— проявлять ответственность при создании макета «Комната в избе» в рамках групповой деятельности.

Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям). Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу.

19

Проект «Убранство избы».  Изделие «Коврик». 

Основа, уток.

— выполнять изделие «Коврик» из бумаги;

— проявлять ответственность при создании макета «Комната в избе» в рамках групповой деятельности.

Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы - переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.

20

Проект «Убранство избы». Изделие   «Стол и скамья»

— выполнять объёмное изделие «Мебель» из бумаги.

— проявлять ответственность при создании макета «Комната в избе» в рамках групповой деятельности.

Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать ее с традиционной мебелью жилища региона проживания. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать ее, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовать свою деятельность. Овладеть способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.

 21

Народный костюм. Изделие композиция  «Русская красавица».

Выкройка, костюм, национальный костюм, ожерелье,«монисто, лапти, сутаж, эскиз.

— использовать приём плетения в три пряди для выполнения композиции «Русская красавица»;

— изготавливать выкройку из ткани с использованием шаблонов.

Познавательные :

— определять отличия национальных костюмов разных народов и обосновывать своё мнение;

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре.

Регулятивные :

— выполнять разметку ткани, используя правило;

— составлять план работы на основе анализа готового изделия;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

— проявлять уважительное отношение к национальным костюмам разных народов России.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общие черты и различия в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления.

22

 Изделие «Костюмы для Ани и Вани»

Изнаночная сторона, булавка, портновский мел.

— составлять эскиз русского национального костюма.

 — выполнять изделия в технике «аппликация» из ткани, используя выкройку.

Познавательные :

— использовать приобретённые знания для создания эскиза национального костюма к празднику «Дружба народов».

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

— проявлять осознанный интерес к составлению эскиза русского национального костюма.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников). Сравнивать и находить общие черты и различия в женском и мужском  национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьма, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.

23

Изделие "Кошелёк".

Шов,  шов через край.

— выполнять выкройку изделия;

— моделировать изделие на основе выкройки;

— выполнять изделие «Кошелёк», используя «шов через край»;

Познавательные :

— различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение;

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

— анализировать готовое изделие, определять его назначение и обосновывать своё суждение.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять оценку изделия по предложенным критериям.

Коммуникативные :

— формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

-позитивное отношение к результатам обучения при освоении учебной темы.

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.

24

Изделие «Тамбурные стежки»,

«Салфетка»

Шов, тамбурный шов.

— выполнять выкройку изделия;

— моделировать изделие на основе выкройки;

— выполнять вышивку «Вишенки» тамбурным швом.

Познавательные :

— различать виды декоративных швов и обосновывать своё мнение;

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

— анализировать готовое изделие, определять его назначение и обосновывать своё суждение.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять оценку изделия по предложенным критериям.

Коммуникативные :

— формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к народному творчеству.

Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги. Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения салфетки. Применять и соблюдать правила при работе с иглой, организовывать рабочее место. Осваивать работу с технологической картой. Составлять последовательность изготовления изделия по заданным иллюстративным и словесным планам, сравнивать последовательность изготовления изделий и находить общие закономерности в их изготовлении. Анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия. Использовать материал учебника (текст и иллюстрации) для составления рассказа и презентации изделия.

Человек и вода (3 ч)

 25

Рыболовство.  Изделие композиция «Золотая рыбка»

Рыболовство, рыболов, мормышка, изонить.

— выполнять изделие «Золотая рыбка» в технике

«изонить»;

— применять правила работы с иглой и ножницами.

Познавательные :

— применять знания о воде в жизни;

— объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли;

— определять значения новых понятий;

— объяснять особенности техники «изонить».

Регулятивные :

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные :

— формулировать понятные для партнёра высказывания.  

Проявлять бережное отношение:

— к своему здоровью;

— к результатам своего труда.

Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалу учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собственных наблюдений). Объяснять значение воды для жизни на земле. Осваивать технику изонить. Создавать изделия, украшенные в технике изонить: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать  и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнять графы "Инструменты" и "Материалы" в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека (с помощью учителя).

26

Изделие «Русалка»

Русалка, Мерроу.

— заполнять технологическую карту;

— выполнять объёмную аппликацию.

 Познавательные :

— использовать в активном словаре новые понятия;

— объяснять различие между способами выполнения аппликации.

Регулятивные :

— проверять задание и вносить коррективы.

Коммуникативные :

— формулировать адекватное высказывание при работе в паре;

— строить диалогическое высказывание;

— согласовывать позиции и находить общее решение.

— проявлять бережное отношение к труду и его результатам.

Осваивать технику создания полуобъемной аппликации, использовать умение работать с бумагой и способы придания ей объема. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъемной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников.

27

 Изделие «Аквариум» .

— выполнять изделия из пластилина, бумаги и природного материала.

Познавательные :

— подбирать необходимую информацию.

Регулятивные :

— выполнять задание в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— сотрудничать в группе при выполнении работы;

— представлять результат деятельности группы.

— творческое отношение к процессу создания аквариума.

Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя рубрику "Вопросы юного технолога". Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. Контролировать и корректировать свою деятельность. Показывать и оценивать изделие, проводить презентацию готового изделия.  

Человек и воздух (3 ч)

 28

Использование ветра. «Ветряная мельница».

Ветер, сила ветра, шкала, шкала Бофорта, направление ветра, макет, модель, моделирование, развёртка.

— строить развёртку макета мельницы;

— выполнять макет мельницы.

Познавательные :

— использовать знания о ветре в практической деятельности;

— определять значение новых понятий;

— определять и обосновывать возможности использования ветра человеком;

— осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание аккуратно, в соответствии с планом.

Коммуникативные :

— формулировать понятные для партнёра высказывания.

— проявлять интерес к способам измерения силы ветра.

Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материала учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для ее изготовления материалы и инструменты, определять приемы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объемное изделие на основе развертки, выполнять практическую работу по плану в учебнике.

29

Изделие «Флюгер»

Флюгер, фольга.

— выполнять изделие «Флюгер» приёмом лепки из фольги.

Познавательные :

— применять знания о флюгере в жизни;

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре.

Регулятивные :

— использовать план при  выполнении учебного задания.

Коммуникативные :

— формулировать понятные диалогические высказывания.

— проявлять интерес к  процессу создания флюгера.

Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из  которых его изготавливают, использовать материал учебника и собственные знания. Исследовать свойства фольги, возможности ее применения, сравнивать ее свойство со свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя).

30

Изделие «Птица счастья».

Оберег, резьба по дереву, драночные птицы, «Птица счастья».

— выполнять «Птицу счастья» в технике «оригами».

Познавательные :

— раскрывать значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

— читать и понимать инструкционную карту.

Регулятивные :

— выполнять учебное задание по алгоритму с взаимопроверкой.

Коммуникативные :

— формулировать собственное мнение;

— приходить к общему мнению в совместной деятельности.

проявлять бережное отношение к птицам.

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия "оберег", искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать прием складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.

Человек и информация (3 ч)

 31

Книгопечатание. Изделие 

«Книжка-ширма».

Ширма, книжка-ширма, папирус, пергамент, рукопись, разметка.

выполнять разметку по линейке; — создавать книжку-ширму.

Познавательные :

— определять источники информации и обосновывать свои суждения;

— устанавливать процесс изготовления разметки изделия и обосновывать своё мнение.

Регулятивные :

— выполнять самопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— проявлять бережное отношение к книгам.

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планам. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать ее как папку своих достижений. Отбирать для ее наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству,  оригинальности и др.)

32

-33

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»

Интернет.

- работать с компьютером;

-выполнять поиск необходимой информации

Познавательные :

— определять источники информации и обосновывать свои суждения;

Регулятивные :

— выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

— проявлять интерес к  процессу поиска информации.

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска ее в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе0. Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете сведений об издательстве "Просвещение", УМК "Перспектива" и материалов для презентации своих изделий.

Заключительный урок (1 ч)

 34

Выставка работ  учащихся за год

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

 формировать

- способность оценивать свою деятельность,

- этические чувства.

Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.

Resource id #1538

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....