Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Лубова Галина Анатольевна

        Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс  составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);- Примерной   авторской программы начального общего образования  по информатике   для начальной школы:Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativinformatikapoyasnitelnaya_4klass.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стодолищенская средняя   школа

   

«Рассмотрено на ШМО»

Протокол №  

от «   »______2015г

Руководитель ШМО

 

_______Юрченкова В. А                  

«Согласовано»

Заместитель директора  

поУВР______Костенкова Е.В.  

_________  2015г                

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Стодолищенская СШ

________(Данченкова С.В.)

Приказ № __________

                                                                                                                   от ________2015г.

Рабочая программа

по факультативу

«Информатика»

для 4 класса

                                                                                                                    Составитель

                                                                                                                          Лубова Г.А.

                                                                                                              учитель 1 категории

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

- Примерной   авторской программы начального общего образования  по информатике   для начальной школы:Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Формирование основ информационной культуры в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования должно начинаться уже на первом этапе школьного образования, в начальной школе. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, в частности, отвечающих требованиям информационного общества. Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ); письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом); и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющие основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).

Новый стандарт образования ориентирует процесс обучения не только и не столько на получение определенной суммы знаний, сколько на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, способность к саморазвитию. При этом большую часть межпредметных связей в начальной школе может взять на себя информатический компонент и стать центром формирования у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Содержание учебного курса

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Коли-чество часов

Игры.

7

Деревья.

8

Выигрышные и проигрышные стратегии.

10

Проекты.

9

Итого

34

Содержание программы

 Игра. Круговой турнир  :Узнаём,    что   такое    игра    с    полной    информацией.    Вспоминаем,    какие бывают   турниры,   что   такое   круговой   турнир,   как   подсчитываются   очки   в разных   играх   и   как   правильно   заполнять   таблицу   турнира.        

Игра   крестики-нолики: Вспоминаем   правила   игры   крестики-нолики.

Правила   игры :Узнаём, что у каждой игры есть правила. Знакомимся с тем, что должны описывать правила для игры с полной информацией: какова начальная позиция, какие бывают позиции в игре, какие из них заключительные и как определить победителя.

Цепочка   позиций: Узнаём, что такое цепочка позиций игры, на примере игры крестики-нолики. Первая бусина такой цепочки начальная позиция игры, вторая бусина        позиция после первого хода Первого игрока. Последняя бусина  заключительная   позиция   игры.

Игра   камешки :Узнаём   правила   игры   камешки.

Игра   ползунок: У знаём   правила   игры   ползунок.

Игра сим:   Узнаём   правила   игры   сим.

 Выигрышная   стратегия; Узнаём,    что    выигрышная    стратегия        это    правило,    

игрок выигрывает независимо от того, как играет противник. В играх с полной информацией, правила которых допускают ничью, каждый игрок имеет ничейную стратегию. В остальных играх с полной информацией один из игроков обязательно имеет выигрышную стратегию.

Выигрышные и проигрышные позиции:  Узнаём, как можно определить, является ли позиция выигрышной или проигрышной: для этого нужно рассмотреть все возможные позиции игры, начиная с заключительной. Узнаём, что позиция является выигрышной или проигрышной именно для того игрока, чья очередь ходить. Договариваемся, что партии, в которых оба игрока стараются на каждом ходу оставить противнику проигрышную позицию, мы будем называть разумными партиями.

Выигрышные   стратегии   в   игре   камешки: Узнаём, как, имея перед глазами числовую линейку, на которой помечены выигрышные и проигрышные позиции, описать выигрышную стратегию в игре камешки.

Проект  «Мой  доклад: Готовим доклад на тему из курса «Окружающий мир», готовим презентацию.

        Дерево игры: Узнаём, что дерево игры — это дерево, каждый путь которого — цепочка позиций какой-то одной партии. При этом для любой партии в дереве найдётся цепочка позиций этой партии.

Исследуем   позиции   на   дереве   игры :Узнаём, что исследовать позиции игры удобно на дереве игры. Нужно рассматривать позиции, начиная с заключительных. После того как все позиции на дереве игры помечены, можно описать  выигрышную стратегию.        ^

Проект   «Стратегия   победы» : Исследуем   дерево   игры   ползунок.   Работаем   в   группах. Решение   задач.    

Дерево   вычисления : Узнаём, что порядок вычислений при нахождении значения выражения можно представить в виде дерева. Листья этого дерева — числа, данные в примере, корневая вершина — значение выражения, остальные вершины — результаты промежуточных действий.

Робик.  Цепочка   выполнения   программы: Узнаём, что такое цепочка выполнения программы. Первая бусина такой цепочки — начальная позиция Робика, вторая бусина — позиция после выполнения первой команды. Последняя бусина — позиция после выполнения всей программы.

Дерево   выполнения   программ: Узнаём, как построить дерево выполнения всех возможных программ из данной начальной позиции. Узнаём, что для решения многих задач полезно построить такое дерево.

Проект   «Наша   сказка: Придумываем      сказку,      готовим      иллюстрации  —  живые      картинки-мультипликации.

Дерево   всех   вариантов :Узнаём, как найти все варианты решения задачи. Для этого нужно построить дерево всех вариантов, иначе можно запутаться или упустить часть решений.

Лингвистические   задачи:   Решаем  лингвистические   задачи. Шифрование связанными     с

Знакомимся     с     понятием     шифрования     и     терминами, шифрованием.   Учимся   шифровать   и   расшифровывать   слова.  

Проект   «Дневник   наблюдения   за   погодой»: Изучаем    различные    способы     представления     информации о   погоде: таблица,   столбчатые   и   круговые   диаграммы.

Решение   задач:Решаем   дополнительные   и   трудные   задачи.

Проект   «Дневник   наблюдения   за   погодой»:Готовим   презентацию   с   результатами   наблюдений   за   погодой   за   месяц.

Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, здововьесберегающие технологии.

К компьютерной части курса относятся:

  • Компьютерные уроки – содержат наборы задач к каждой теме курса, а также задания, предназначенные для последовательного знакомства с компьютерными инструментами, необходимыми для решения задач на компьютере («заливка», «лапка», «карандаш» и пр.).
  • Компьютерные проекты – содержат специальную программную поддержку для проведения некоторых проектов курса.
  • Клавиатурный тренажер – содержит серию тренировочных упражнений на знакомство с клавиатурой и обучение слепому десятипальцевому методу клавиатурного письма.
  • Компьютерная презентация «Знакомство с компьютером» – для демонстрации на самом первом уроке и поддержки обсуждения правил безопасности при работе в компьютерном классе.

Формы и средства контроля знаний

-самостоятельные работы

- работы

 -тестирование,

-итоговый контроль.

Формы организации учебного процесса:

  • урок изучения и  закрепления новых знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
  • проектные уроки.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать , уметь:

  • знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
  • знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
  • иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
  • иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
  • правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
  • соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
  • войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
  • при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
  • искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
  • строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
  • в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
  • планировать последовательность действий,
  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
  • выполнять простейшие линейные программы для Робика;
  • строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
  • выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
  • строить цепочку выполнения программы Робиком;
  • строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе

Личностные результаты обучения:

-   воспитание российской   гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России

-   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

-   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей.

-  осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-  высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты обучения:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

-   освоение  способами решения проблем творческого и поискового характера

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата

-  освоение приёмов поиска нужной информации;

-  формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых  в обществе;

-  овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные результаты обучения:

  • правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
  • соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
  • правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
  • сортировать объекты по одному и двум признакам;
  • планировать последовательность действий,
  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

        1. Учебно-методический комплект для обучающихся:

Информатика: Учебное пособие для 4 класса начальной школы.  В 2 частях. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010.

Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. –  М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012.

Информатика. Тетрадь проектов для 4 класс начальной школы.  / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010.

2. Литература для учителя.

Информатика. Книга для учителя для 4 класс начальной школы. / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко, Архипова Е.С. –  М.: Просвещение,  2009.Пособие для учителя издается с 2009 г. в электронном виде – выкладывается для общего доступа на сайты издательства «Просвещение» (www.prosv.ru) и Института новых технологий (www.int-edu.ru).

. Цифровые образовательные ресурсы.

Урок 2. Игры двух игроков, цепочка позиций игры.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27a1f7c8-fb53-656d-6ae5-16eadc06c895/main92.swf

Урок 3. Игра Ползунок.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c1bb1e1-1cb5-4625-998b-e4748a36a72f/main93.swf

Урок 5. Игра Камешки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a32c9e8-de7d-083e-2c38-35cc82135e19/main94.swf

Урок 6. Игры в Слова и в Города.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c86d5e0a-98e3-c405-13e5-2f3806b62dd3/main95.swf

Урок 9. Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f59eddae-d191-83da-2e84-1abc4b899834/main96.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/848782a1-4631-4489-f26a-3f03a1b02f8b/main97.swf

Урок 11. Робот. Цепочка выполнения программы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba88982a-f1bb-cccf-7b7d-31192d234b2e/main98.swf

Урок 12. Дерево выполнения программ.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/30a399b2-2686-c695-bc41-35bc2bba834e/main99.swf

Урок 13. Игра Сим.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d23b9ca-4cb7-63ba-9f43-7966f1970ceb/main100.swf

Урок 14. Дерево вычисления.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10393165-38d4-0f31-3813-5f05a301e785/main101.swf

Урок 17. Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a0741ff-fa88-cc25-9c09-98da6c687ce2/main102.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9631f06-1ce8-a781-fd28-1276ff1c9188/main103.swf

Урок 19. Дерево игры. Ветка из дерева игры.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d66f7c19-ca24-0f52-971b-b2e205027d1b/main104.swf

Урок 27. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a03d69e-54eb-55b2-0d64-0c1fb3f0fa86/main105.swf

Урок 29. Дерево всех слов данной длины.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd1b4163-5597-7195-d5ff-d74c17daddee/main106.swf

Урок 33. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b99d653-1677-e541-f3ea-dc7dcc4ab99f/main107.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для  учащихся 4-х классов...