Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);- Примерной авторской программы начального общего образования по информатике для начальной школы:Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativinformatikapoyasnitelnaya_4klass.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
«Рассмотрено на ШМО» Протокол № от « »______2015г Руководитель ШМО
_______Юрченкова В. А | «Согласовано» Заместитель директора поУВР______Костенкова Е.В. _________ 2015г | «Утверждаю» Директор МБОУ Стодолищенская СШ ________(Данченкова С.В.) Приказ № __________ от ________2015г. |
Рабочая программа
по факультативу
для 4 класса
Составитель
Лубова Г.А.
учитель 1 категории
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
- Примерной авторской программы начального общего образования по информатике для начальной школы:Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Формирование основ информационной культуры в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования должно начинаться уже на первом этапе школьного образования, в начальной школе. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, в частности, отвечающих требованиям информационного общества. Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ); письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом); и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющие основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).
Новый стандарт образования ориентирует процесс обучения не только и не столько на получение определенной суммы знаний, сколько на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, способность к саморазвитию. При этом большую часть межпредметных связей в начальной школе может взять на себя информатический компонент и стать центром формирования у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.
Содержание учебного курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Коли-чество часов |
Игры. | 7 | |
Деревья. | 8 | |
Выигрышные и проигрышные стратегии. | 10 | |
Проекты. | 9 | |
Итого | 34 |
Содержание программы
Игра. Круговой турнир :Узнаём, что такое игра с полной информацией. Вспоминаем, какие бывают турниры, что такое круговой турнир, как подсчитываются очки в разных играх и как правильно заполнять таблицу турнира.
Игра крестики-нолики: Вспоминаем правила игры крестики-нолики.
Правила игры :Узнаём, что у каждой игры есть правила. Знакомимся с тем, что должны описывать правила для игры с полной информацией: какова начальная позиция, какие бывают позиции в игре, какие из них заключительные и как определить победителя.
Цепочка позиций: Узнаём, что такое цепочка позиций игры, на примере игры крестики-нолики. Первая бусина такой цепочки начальная позиция игры, вторая бусина позиция после первого хода Первого игрока. Последняя бусина заключительная позиция игры.
Игра камешки :Узнаём правила игры камешки.
Игра ползунок: У знаём правила игры ползунок.
Игра сим: Узнаём правила игры сим.
Выигрышная стратегия; Узнаём, что выигрышная стратегия это правило,
игрок выигрывает независимо от того, как играет противник. В играх с полной информацией, правила которых допускают ничью, каждый игрок имеет ничейную стратегию. В остальных играх с полной информацией один из игроков обязательно имеет выигрышную стратегию.
Выигрышные и проигрышные позиции: Узнаём, как можно определить, является ли позиция выигрышной или проигрышной: для этого нужно рассмотреть все возможные позиции игры, начиная с заключительной. Узнаём, что позиция является выигрышной или проигрышной именно для того игрока, чья очередь ходить. Договариваемся, что партии, в которых оба игрока стараются на каждом ходу оставить противнику проигрышную позицию, мы будем называть разумными партиями.
Выигрышные стратегии в игре камешки: Узнаём, как, имея перед глазами числовую линейку, на которой помечены выигрышные и проигрышные позиции, описать выигрышную стратегию в игре камешки.
Проект «Мой доклад: Готовим доклад на тему из курса «Окружающий мир», готовим презентацию.
Дерево игры: Узнаём, что дерево игры — это дерево, каждый путь которого — цепочка позиций какой-то одной партии. При этом для любой партии в дереве найдётся цепочка позиций этой партии.
Исследуем позиции на дереве игры :Узнаём, что исследовать позиции игры удобно на дереве игры. Нужно рассматривать позиции, начиная с заключительных. После того как все позиции на дереве игры помечены, можно описать выигрышную стратегию. ^
Проект «Стратегия победы» : Исследуем дерево игры ползунок. Работаем в группах. Решение задач.
Дерево вычисления : Узнаём, что порядок вычислений при нахождении значения выражения можно представить в виде дерева. Листья этого дерева — числа, данные в примере, корневая вершина — значение выражения, остальные вершины — результаты промежуточных действий.
Робик. Цепочка выполнения программы: Узнаём, что такое цепочка выполнения программы. Первая бусина такой цепочки — начальная позиция Робика, вторая бусина — позиция после выполнения первой команды. Последняя бусина — позиция после выполнения всей программы.
Дерево выполнения программ: Узнаём, как построить дерево выполнения всех возможных программ из данной начальной позиции. Узнаём, что для решения многих задач полезно построить такое дерево.
Проект «Наша сказка: Придумываем сказку, готовим иллюстрации — живые картинки-мультипликации.
Дерево всех вариантов :Узнаём, как найти все варианты решения задачи. Для этого нужно построить дерево всех вариантов, иначе можно запутаться или упустить часть решений.
Лингвистические задачи: Решаем лингвистические задачи. Шифрование связанными с
Знакомимся с понятием шифрования и терминами, шифрованием. Учимся шифровать и расшифровывать слова.
Проект «Дневник наблюдения за погодой»: Изучаем различные способы представления информации о погоде: таблица, столбчатые и круговые диаграммы.
Решение задач:Решаем дополнительные и трудные задачи.
Проект «Дневник наблюдения за погодой»:Готовим презентацию с результатами наблюдений за погодой за месяц.
Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, здововьесберегающие технологии.
К компьютерной части курса относятся:
- Компьютерные уроки – содержат наборы задач к каждой теме курса, а также задания, предназначенные для последовательного знакомства с компьютерными инструментами, необходимыми для решения задач на компьютере («заливка», «лапка», «карандаш» и пр.).
- Компьютерные проекты – содержат специальную программную поддержку для проведения некоторых проектов курса.
- Клавиатурный тренажер – содержит серию тренировочных упражнений на знакомство с клавиатурой и обучение слепому десятипальцевому методу клавиатурного письма.
- Компьютерная презентация «Знакомство с компьютером» – для демонстрации на самом первом уроке и поддержки обсуждения правил безопасности при работе в компьютерном классе.
Формы и средства контроля знаний
-самостоятельные работы
- работы
-тестирование,
-итоговый контроль.
Формы организации учебного процесса:
- урок изучения и закрепления новых знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
- проектные уроки.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать , уметь:
- знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
- знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
- иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
- иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
- правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
- соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
- войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
- при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
- искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
- строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
- в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
- планировать последовательность действий,
- выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
- выполнять простейшие линейные программы для Робика;
- строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
- выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
- строить цепочку выполнения программы Робиком;
- строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе
Личностные результаты обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей.
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты обучения:
- правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
- соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
- сортировать объекты по одному и двум признакам;
- планировать последовательность действий,
- выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Учебно-методический комплект для обучающихся:
Информатика: Учебное пособие для 4 класса начальной школы. В 2 частях. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010.
Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012.
Информатика. Тетрадь проектов для 4 класс начальной школы. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2010.
2. Литература для учителя.
Информатика. Книга для учителя для 4 класс начальной школы. / А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко, Архипова Е.С. – М.: Просвещение, 2009.Пособие для учителя издается с 2009 г. в электронном виде – выкладывается для общего доступа на сайты издательства «Просвещение» (www.prosv.ru) и Института новых технологий (www.int-edu.ru).
. Цифровые образовательные ресурсы.
Урок 2. Игры двух игроков, цепочка позиций игры.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27a1f7c8-fb53-656d-6ae5-16eadc06c895/main92.swf
Урок 3. Игра Ползунок.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c1bb1e1-1cb5-4625-998b-e4748a36a72f/main93.swf
Урок 5. Игра Камешки.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a32c9e8-de7d-083e-2c38-35cc82135e19/main94.swf
Урок 6. Игры в Слова и в Города.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c86d5e0a-98e3-c405-13e5-2f3806b62dd3/main95.swf
Урок 9. Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f59eddae-d191-83da-2e84-1abc4b899834/main96.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/848782a1-4631-4489-f26a-3f03a1b02f8b/main97.swf
Урок 11. Робот. Цепочка выполнения программы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba88982a-f1bb-cccf-7b7d-31192d234b2e/main98.swf
Урок 12. Дерево выполнения программ.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/30a399b2-2686-c695-bc41-35bc2bba834e/main99.swf
Урок 13. Игра Сим.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d23b9ca-4cb7-63ba-9f43-7966f1970ceb/main100.swf
Урок 14. Дерево вычисления.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10393165-38d4-0f31-3813-5f05a301e785/main101.swf
Урок 17. Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a0741ff-fa88-cc25-9c09-98da6c687ce2/main102.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9631f06-1ce8-a781-fd28-1276ff1c9188/main103.swf
Урок 19. Дерево игры. Ветка из дерева игры.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d66f7c19-ca24-0f52-971b-b2e205027d1b/main104.swf
Урок 27. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a03d69e-54eb-55b2-0d64-0c1fb3f0fa86/main105.swf
Урок 29. Дерево всех слов данной длины.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd1b4163-5597-7195-d5ff-d74c17daddee/main106.swf
Урок 33. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b99d653-1677-e541-f3ea-dc7dcc4ab99f/main107.swf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для учащихся 4-х классов....
Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для учащихся 4-х классов...