Кружок "В поисках Замысла"
календарно-тематическое планирование по технологии (1,2,3,4 класс) по теме
Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания полезных в быту изделий и сувениров из оказавшихся под рукой текстильных и поделочных материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_zamysla.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад»с.Ивановка
Рабочая программа кружка
«В поисках Замысла»
Возраст обучающихся 6-10 лет
Срок реализации программы 1 год
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа кружковой работы позволяет:
- получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения; воспитания и развития учащихся ;
- конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
- предлагает примерное распределение часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов кружка с учётом межпредметных связей, логики, возрастных особенностей учащихся.
Программа предназначена для обучающихся 1х -4х классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Данный кружок расширяет и углубляет базовый компонент образования по направлению «Технология» .
Актуальность темы.
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.
Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие своё мастерство и традиции из поколения в поколение. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.
Воспитание художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Практические работы, связанные с обработкой бумаги и текстильных материалов, развивают глазомер, требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что также значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию. Дети быстро убеждаются в необходимости таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.
Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания полезных в быту изделий и сувениров из оказавшихся под рукой текстильных и поделочных материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой и технологией изготовления сувениров и предметов быта из текстильных и поделочных материалов. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.
Новизна программы.
Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Методологические положения. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы работы с бумагой и текстилем. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности. Предметной областью программы является бумажная пластика, художественная и счетная вышивки.
Квиллинг – искусство бумагокручения к настоящему времени насчитывает более 400 лет и в настоящее время переживает своё второе рождение. Квиллинг существовал в средневековой Европе и практикуется с момента Ренессанса. Произведения этого искусства часто публиковались в женских журналах того времени. На пике своей популярности он бы популярен среди знатных дам, которые занимали им себя в часы досуга. Мастерицы закручивали бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера и создавали из мельчайших деталей изящные медальоны, внешне очень похожие на золотые. Как показывает практика, каждый мастер может создать свои традиции тончайшей графики и пластики, а обладая качественными материалами и определённой долей творчества, можно дать искусству бумажной пластики новую жизнь. Самое интересное в квиллинге то, что создать качественные изделия можно с минимальным количеством технических средств, практически «на коленке»: все инструменты и материалы вполне уместятся в одном ящике рабочего стола. Умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции немного стоит без умения мечтать, визуализировать и представлять приятный конечный результат.
Темари (яп. тэмари, «Мяч принцессы») — японская национальная техника вышивания на шарах. Традиционное японское искусство вышивки шариков темари давно популярно во всем мире. Считается, что эти шарики приносят в дом счастье и благосостояние, поэтому их принято дарить друзьям и близким. Темари – удивительные поделки, изготавливая которые вы не только создадите нечто красивое и необычное, но и сделаете прекрасный подарок друзьям и близким. Изготовить шарик можно за один вечер, используя для вышивки украшения шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные и металлизированные нитки, а также ленты, кисточки, бусины и бисер, – всё зависит только от вашей фантазии. Подбирая цвета и материалы, можно создать очаровательные и неповторимые узоры, напоминающие калейдоскоп. Искусство темари хранит в себе массу возможностей. Каждый, кто захочет его освоить, сумеет сотворить собственное маленькое чудо. Эти удивительные шары украсят любой интерьер.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне или шаре. Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца); художественных способностей и эстетического вкуса.
Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки". Счетная вышивка относится к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Называется она так потому, что узор выполняется по отсчету нитей ткани. Структура лучше видна на тканях полотняного переплетения, на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест, двойной крест, полукрест или роспись, счетную гладь, мережки. Дети научатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие простые в исполнении картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин. Вышивка крестиком является наиболее популярным и самым легким способом вышивания. Вышивать крестиком воспитанники научатся и по специальной ткани (канве). Вышивка по канве может использоваться при создании предметов домашнего обихода, отличающихся как привлекательным видом, так и продолжительностью службы. Простота, минимальные требования к инструментам и не громоздкость изделий делают этот способ вышивки одним из наиболее популярных способов рукоделия, позволяя реализовать различные замыслы. Вышивка по канве будет использована как для выполнения исторических рисунков (картин), так и современных сюжетов и моделей (изделий). Простые стежки могут использоваться для создания достаточно сложных изображений. Применение нестандартных стежков может привносить в изделие неповторимый колорит с точки зрения текстуры и визуального восприятия. Фантазия простирается от изображения строгих геометрически правильных восточных узоров до флористических и неопределенных европейских и американских.
Цели программы
Основная цель программы - создание возможностей творческого развития учащихся.
Обучающие цели
- Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки и декоративной работы с бумагой.
- Изучение истории и теории художественной и счетной вышивок, основанных на традиционных классических орнаментах.
- Ознакомить учащихся с техникой и технологией обработки текстильных и поделочных материалов.
Развивающие цели
- Способствовать эстетическому восприятию в области цветоведения и композиции, формированию художественного вкуса и графической грамоты вышивки и декоративной работы с бумагой и текстилем в эстетике современного интерьера.
Воспитательные цели
- Воспитание усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.
- Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и личной ответственности.
- Формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности.
- Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе.
Задачи программы
Блок задач по умственному воспитанию
- Развивать познавательный интерес воспитанниц, включив их в деятельность по освоению техники декоративной работы.
- Развивать абстрактное мышление.
- Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Блок задач по сенсорному развитию
- Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
- Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Блок задач по нравственному воспитанию
- Создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанниц в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.
- Способствовать созданию условий для развития творческих способностей школьников, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности.
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
Блок задач по трудовому воспитанию
- Воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения.
- Освоить следующие навыки предметной деятельности:
- безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений;
- владение способами кручения и формирования бумажных лент;
- составление композиции из бумажных заготовок;
- владение различными видами ручных швов;
- выполнение различных видов счетной вышивки: "крест", "двойной крест", "полукрест"
Блок задач по эстетическому воспитанию
- Сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении.
- Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, умение ценить красоту художественного изделия.
- Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
- Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Речевой блок.
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать объяснительную и доказательную речь.
- Способствовать введению в активный словарь детей профессиональных терминов.
Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вышивкой, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.
Состав группы «В поисках Замысла» - дети 1-3кл.
Количественный состав - 3человека. Продолжительность занятия – 1 час. Частота занятий - 1 раз в неделю. Количество учебных часов в год – 33 часа. Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.
Основные принципы обучения:
- адаптивность;
- сотворчество и ответственность;
- индивидуализация и дифференциация;
- доброжелательность и достоинство;
- учет возрастных особенностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. 4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. 6. Максимум поощрения, минимум наказания. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Формы и методы. Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; показ видеоматериалов; наблюдение; работа по образцу.
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.
Дидактический материал.
- Журналы, статьи, книги.
- Публикации с описанием техники изготовления различных изделий.
- Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
- Интернет ресурсы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате прохождения программного материала и изучения раздела
"Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" ученик должен:
знать/понимать:
- виды декоративного творчества;
- историю возникновения квиллинга, изонити, вышивки;
- основы цветовой грамоты;
- правила безопасного труда;
- оборудование, инструменты для работы с текстильными и поделочными материалами;
- приёмы работы с инструментами и приспособлениями;
уметь:
- составлять орнаментальные композиции;
- использовать различные техники и приёмы при обработке текстильных и поделочных материалов;
- владеть основными приемами работы: кручение бумажных лент, формование бумажных элементов, закрепление рабочей нити в конце и начале работы;
- графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках вышивки: «изонить», «крест»;
- грамотно и эстетично выполнять изделия из бумажных лент;
- использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментам
владеть:
- способностями к поиску знаний, постановке и решению проблем, рефлексии;
- знаниями о специфике профессий «швея-ручница», «вышивальщица», «дизайнер»
иметь представление:
- о развитии народного прикладного творчества;
- о различных видах технологической обработки текстильных и поделочных материалов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий.
Тематическое планирование
№ | Подраздел, тема занятий | Количество часов | примечание | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда с учащимися. Инструменты, материалы для работы. Презентация учебного курса. | в начале учебного курса и перед изучением нового раздела | ||
2. | Изготовление сувениров и предметов быта из текстильных и поделочных материалов
| |||
3. | Экскурсии в музеи города. Просмотр выставок. Участие в конкурсах, праздниках, выставках. | в конце учебной четверти, на каникулах, по плану выставок | ||
4. | Итоговое занятие. | на последнем занятии | ||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |
теория | практ. | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила поведения в учебном кабинете. Инструктаж по охране труда. Просмотр презентаций видеороликов и видеофильмов. | 1 | |
Раздел I. Работа с бумагой. | |||
2. | Квилинг – бумагокручение. Вводное занятие. Историческая справка. Оборудование, инструменты и материалы для работы. | 1 | |
3.-4 | Приёмы работы в технике «квилинг». Тренировочные упражнения. | 1 | 1 |
5 | Разработка эскизов будущих работ учащихся. Составление композиции. | 1 | |
6 | Выполнение работ в технике «квилинг». Практическая работа. | 1 | |
7 | Выполнение работ в технике «квилинг». Практическая работа. | 1 | |
8 | Выполнение работ в технике «квилинг». Практическая работа. | 1 | |
9 | Оформление работ учащихся к празднику «День матери» | 1 | |
10-11 | Выполнение работ в технике «квилинг». Практическая работа. «Новогодние узоры» Снежинка. | 2 | |
12-13 | Выполнение работ в технике «квилинг». Практическая работа. «Новогодние игрушки» | 2 | |
14 | Оформление работ учащихся для участия в школьной выставке «Узоры Деда Мороза» | 1 | |
15 | Участие в новогодних представлениях. Конкурс карнавальных костюмов, новогодних подарков и оформления школы. | 1 | |
Раздел II. Работа с текстилем. | |||
1 | Презентация "Темари – мячик из текстиля с вышивкой" Вводное зянятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда при работе. | 1 | |
2-3 | Технологическая последовательность изготовления шара. Заготовка каркаса, обмотка нитками, формование. Разметка секторов. Подготовка шарика к вышивке. | 1 | 1 |
4 | Технологическая последовательность изготовления шара. Составление рисунка вышивки. Цветовое решение, подбор ниток. Отработка приёмов работы. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
5 | Технологическая последовательность изготовления шара. Вышивка секторов шарика по схеме. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
6 | Технологическая последовательность изготовления шара. Вышивка секторов шарика по схеме. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
7 | Декорирование готового изделия. Технология изготовления кисточки и шнурка. Приёмы работы. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
Раздел III. Изонить. Счётная вышивка. | |||
1 | Вышивка по картону. Вводное занятие. Инструменты и материалы для работы. Охрана труда. Приёмы работы. | 1 | |
2 | Изонить. Техника изонить – заполнения угла. | 1 | |
3 | Техника изонить – заполнения окружности. | 1 | |
4 | Схемы изонити. Выполнение творческой работы. | 1 | |
5 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест" по картону. Отработка приёмов работы. Подбор схемы вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
6 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "крест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
7 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "двойной крест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
8 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "двойной крест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
9 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
10 | Технологическая последовательность выполнения вышивки "полукрест" по картону. Выполнение вышивки. Контроль качества работы. Охрана труда. | 1 | |
11 | Декорирование готовых изделий. Подготовка готовых изделий к выставке. Выставка работ учащихся. | 1 |
Материальное обеспечение программы.
1. Инструменты для выполнения ручных работ с текстилем:
- иглы для вышивки
- ножницы для обрезки концов ниток
- напёрсток
2. Инструменты для выполнения ручных работ с бумагой:
- ножницы для бумаги
- лекала, шаблоны, линейки
- карандаши М, ТМ
- шило
3. Материалы для выполнения ручных работ с текстилем:
- нитки «мулине»
- нитки для вышивки
4. Материалы для выполнения ручных работ с бумагой:
- клей ПВА
- нитки цветные швейные № 40, 50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология 3 класс ОС "2100" "Работаем по замыслу"
Конспект урока по теме "Работаем по замыслу. Изготавливаем волшебный кристалл"....
Программа курса "От замысла к проекту".
Программа содержит тематическое планирование, специально разработанное для занятий проектной деятельностью в рамках внеурочной деятельности. Курс программы рассчитан на один учебный год....
Презентация к урокам технологии автора Лутцевой Е. А. на тему: "От замысла - к результату: семь технологических задач"
Презентацию можно использоавать на любом уроке технологии, где планируется знакомство детей с понятием "технологическая задача"....
Урок технологии "От замысла к результату: семь технологических задач"
Урок технологии "От замысла к результату: семь технологических задач"в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Приказ №160 "О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства «От замысла к творчеству»
О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства "от замысла к творчеству"...
Формирование игровых замыслов с помощью образной игрушки"
Образной (сюжетной) можно назвать любую игрушку, отражающую в себе образ, животного, одушевленного существа. Это всевозможные мишки, зайки и котики, это, конечно же, куклы, пупсы и так далее...