Развитие творческих способностей у младших школьников.
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc | 431.5 КБ |
Prilozhenie_1.doc | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
2010 учебный год
Программа развития творческой деятельности младших школьников.
По теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»
Байдаченко Татьяна Васильевна
г. Петропавловск –Камчатский
Пояснительная записка.
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Фазлетдиновой Н.Г..
В основе этой программы лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые.
На наш взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где
- корни — природные задатки человека,
- ствол — общие способности,
- ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.
В курсе математики по программе можно выделить три основные линии:
- алгебраическая
- арифметическая
- геометрическая
Проанализировав программу по математике в начальной школе, мы пришли к выводу, что геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мы решили проводить со 2 класса факультативные занятия «Геометрия», где углубится, расширится и систематизируется геометрический материал уроков с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. (Программа факультатива «Геометрия»).
В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.
Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.
Таким образом, систему развития творческих способностей младших школьников можно представить в виде схемы.
Начальный этап — изучение темы на уроке математики. Затем она углублённо изучается на факультативе. И заключительный этап — интегрированный урок трудового обучения. Конечно же, все линии анализа одновременно выполнить нереально. Это всё происходит поэтапно. Мы выделили следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Мы считаем, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.
|
|
|
|
Незнайка |
Буратино |
|
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, мы предлагаем следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.
1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры .
2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
4. Этап. Решение творческих задач.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где она носит действенный характер. Интеграция — средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.
Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.
Интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.
Примерное планирование факультативных занятий по геометрии для 2 класса.
№ | цель | тема | оборудование | время |
1 | - познакомить с точкой, разными видами линий. Конструирование: Кот. Ваза с цветами. Собственный вариант. Индивидуальная работа. | Точка. Линии. Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. | Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы. | Урок труда Факультативное занятие. |
2 | - развитие пространственных представлений, развитие наблюдательности, творческих способностей. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок. | Линии. Взаимное расположение линий. Точка пересечения линий | Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы. | Интегрированный урок трудового обучения и математики. |
3 | -расширить кругозор детей познакомить с понятием отрезок, строить отрезки на бумаге в клеточку, прямое плетение из полосок бумаги. | Отрезок. Луч. | Линейка, карандаш, лист бумаги, цветная бумага. Ножницы. Тетрадь в клеточку. | Интегрированный урок трудового обучения и математики. |
4 | -познакомить с понятием угол, построением угла. Техника «Изонить». | Угол. Стороны, вершины угла. | Проволока, нитки, иголка. | Урок трудового обучения. Факультативное занятие. |
5 | - познакомить с разными видами углов, учить их построению. | Разные виды углов: прямой, острый, тупой - соотношение между ними. | Линейка, карандаш, лист бумаги, | Урок математики. |
6 | - познакомить с построение треугольников, плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических . | Треугольник. | Шаблоны треугольников. | Факультативное занятие. Город треугольников. |
7 | - плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур. | Прямоугольный треугольник. | Шаблоны треугольников, клей, ножницы. | Факультативное занятие. Портрет из геометрических фигур. Стражник города Треугольников. Работа в парах. |
8 | - плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур. | Остроугольный треугольник. | Шаблоны треугольников, клей, ножницы | Факультативное занятие. Коллективная работа. Герои сказки «Теремок». |
9 | - плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур. | Тупоугольный треугольник. | Шаблоны треугольников, клей, ножницы. | Факультативное занятие. Коллективная работа. Сказка «Теремок» в Африке |
10 | - оригами. | Равнобедренный, равносторонний треугольники. | Листы бумаги разного цвета. | Факультативное занятие. |
11-12-13 | - плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. Мозаика из частей прямоугольника. Оригами. Складываем гармошкой. | Четырёхугольники. Прямоугольник. | Клей, ножницы, цветная бумага. | Факультативное занятие. Птица, жираф, заяц, лошадка и др. Собственный вариант. Индивидуальная работа. Бабочки из конфетных фантиков прямоугольной формы. |
14-15 | - Оригами. | Разные виды четырёхугольников. Квадрат. | Листы бумаги. | Урок трудового обучения. Складываем из квадрата. Зверята. «Зоопарк» Коллективная работа. |
Заключение.
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.
Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения. Зрительное восприятие дополняется осязанием и ощущениями при движении рук. Мы учим детей видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения, что-то чертить на глазок.
Процесс строим:
- активно
- конкретно
- наглядно
- практично
Но преследуем не только узко практические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.
Главное требование наглядность, практичность — именно из жизни ребёнка черпать конкретный геометрический материал.
Данная система работы эффективна для развития творческих способностей младших школьников.
Библиография.
- Мухина Е.Н., « Умные руки».
- Обухова Д. А., « Поурочные разработки по наглядной геометрии».
- Проснякова Т.Н., «Энциклопедия технологий прикладного творчества»,издательство «Учебная литература».
- Цирулик Н. А., « Уроки творчества», 2 класс, издательство «Учебная литература».
- Фазлетдинова Н., Геометрия вокруг нас// начальная школа-2001г.-№25
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...
Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...
Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ
Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"
Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...
Развитие творческих способностей у младших школьников.
Развитие творческих способностей у младших школьников через занятия основами детской журналистики. В рамках программы с ребятами провидится целый ряд занимательных упражений, направленых на развитие у...
«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в...
Лаборатория развития творческих способностей у младших школьников в ГПД
Развитие творческих способностей у младших школьников в ГПД и внеурочное время...